Особенности подходов к преподаванию школьных предметов эстетической направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности подходов к преподаванию школьных предметов эстетической направленности



Одним из направлений активного поиска новых педагогических решений, которое предполагает более эффективное и рациональное воздействие на учащихся в образовательных учрежденьях, является применение интеграционного подхода к преподаванию уроков, направленных на изучение различных видов искусств, в современной школе. Классы, в которых применяется такой подход, - это классы со значительными педагогическими навыками, где учащиеся получают глубокие, многогранные знания изучаемых предметов, используя информацию из различных областей, и по-новому интерпретируют события и явления.

Это позволяет школьникам достичь целостного взгляда на действительность как необходимое условие развития научного мировоззрения и эстетического воспитания. Интеграция предполагает взаимопроникновение различных видов художественной деятельности в рамках одного урока на основе их взаимодополняемости.

Следует отметить, что, согласно мнению И.Ф. Камаловой и Л.М. Фёдоровой [12], термин «интеграция» близок к понятию «синтез». Синестезия (от греч. слова «вместе») – понятие, пришедшее из нейрологии и обозначающее процесс, когда одна когнитивная (познавательная) система откликается на другую. Создается система взаимодействие органов чувств. Это способность испытывать некоторые чувства иначе, совмещая их между собой, особый способ восприятия, когда некоторые явления, понятия, символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами.

Авторы исследования «Использование интегрированного подхода в преподавании предметов эстетического цикла» И.Ф. Камалова и Л.М. Фёдорова уделяют внимание симбиозу предметов изобразительного искусства и музыки. Важность научной работы подкрепляется тем, что данная интеграция может осуществляться и на занятиях по «Мировой художественной культуре», так как он тоже включен в эстетический цикл. Уроки по МХК позволяют совмещать в себе как изобразительное искусство, так и воспроизведение музыки, подкрепляя знания учеников практической деятельностью, которая заключается в посещении Школы Искусств. В качестве примера совмещения музыки и творчества можно привести интересен опыт литовского художника и иллюстратора Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911). Он является первым композитором, который зародил традиционную литовскую музыку и раздвинул своим творчеством границы национальной и мировой культуры. За 10 лет активной художественной деятельности он написал более трех сот картин, создал бесценные произведения литературы и поэзии, сотворил около четырехсот музыкальных композиций. Примечательно, что при написании музыкальных произведений он параллельно воспроизводил живописные картины, которые отражали суть мелодии. Например, цикл «Соната звёзд» обращена к теме Вселенной и мысль творца отведена только Космосу. Для описания этого симфонического цикла автор оформил несколько картин «Знаки зодиака». В них множество звезд пересекают горизонтальные линии, что говорит об наличии звёздного «пути-моста», проводника к Космосу. Уроки МХК дают уникальную возможность проникнуться творчеством М.К. Чюрлёниса и прочувствовать его произведения не только визуально, но и задействовать слуховые органы чувств [34]

Опора на такой предмет как «Изобразительное искусство» является ключевым звеном в цепи эстетического обучения школьников. Так как предмет обладает значительным педагогическим потенциалом, является сильной школой художественного воспитания и эстетического воспитания, развития эмоциональной культуры личности. «Изобразительное искусство порождает свои образные системы, заставляя ученика мыслить эмоционально окрашенными зрительными образами» [12], уточняют авторы статьи, что, в свою очередь, дает возможность воспринимать на чувственном уровне самые сложные явления окружающего мира, закрепить их в сознании, сравнить собственные эстетические предпочтения с другими, общепринятыми.

 Изобразительное искусство имеет педагогический потенциал, который характеризуется «как совокупность воспитательных и образовательных средств, запасов и возможностей, содержащихся в творческом наследии художников» [12]

Помимо предмета «ИЗО», авторы уделяют внимание также предмету «Музыка», который определяется авторами как «область бесплотных звуков, царство слуха» [12]. Музыкальный вид деятельности отображает окружающую действительность через музыкальные образы, систему музыкальных средств выражения. С педагогической точки зрения, при воздействии на эмоциональную природу каждого ученика, музыка оказывает влияние на его интеллект. Музыка способствует благоприятному сочетанию эмоциональной и рациональной сферы. «Этому способствует текучий, «процессуальный» характер звуков» [12].

Преимущество эмоционального воздействия музыки объясняется тем, что она отражает человеческие эмоции. Пробуждая чувства, музыка раскрывает неиссякаемое разнообразие настроений, страстей, переживаний, порывов. Только на основе чувств, вызванных влиянием музыки, можно ее понять. В отличие от всех видов изобразительного искусства, музыка не воспроизводит видимые образы мира и не является частью смысловой конкретности. Можно сказать, что данный эстетический объект является общечеловеческим и обладает универсальным «языком», не требующий перевода.

При синтезе этих двух школьных предметов и применении некоторых творческих элементов на уроке МХК, возрастает вероятность эффективного погружения в эстетическую сферу образования, тем самым воспитывая в школьниках необходимый творческий потенциал. Так, например, несмотря на то, что музыка и изобразительное искусство имеют различные признаки, такие как: статичность и неподвижность в противовес динамичности и постоянному развитию; одно искусство отражает предметное созидание, прямо отражающее объективную реальность, а другое - подразумевает интонирование, раскрывающий субъективный мир.

Но общей чертой творческих видов деятельности является то, что они производят художественные образы, которые способны в особой форме отобразить действительность.

Данный, интеграционный подход возможно применить на практике при содействии дополнительного образования. Например, при организованном походе учеников среднего школьного возраста в сопровождении учителя МХК на выставку в школу искусств. Там школьникам предстанет возможность увидеть картины, исполненные в разных техниках на определенную тему. При этом, опираясь на эмоциональное состояние учеников, можно прибегнуть к воспроизведению музыки, которая наиболее подходит к теме просмотра выставки. Так у школьников формируется духовный мир, личное мировоззрение и развивается образное мышление.

Другой автор Б.П.Юсов [44] в своем научном исследовании «Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе» исходит от главного понятия «культура», которая интерпретируется им через искусство. Он сужает понятие «культура» до понятия «художественная культура».

Он основывается на том, что концепция современной культуры – это «синтез», взаимодействие, интеграция разных видов искусства, разных уровней мышления, разных секторов культурного пространства с ориентацией на формирование культурных ценностей. Для успешного ведения подобного рода уроков необходимо обеспечить общение с носителями художественной культуры: писателями, художниками, музыкантами. Однако образовательная среда представляет возможности такого общения опосредовано, через артефакты художественной культуры, воплощением которых являются книги, картины, фильмы, театральные постановки, музыка, песни, живая народная речь. Поэтому посещение библиотек, музеев, театров, концертов – обязательное условие эстетического образования.

Б.П. Юсов в своем исследовании ссылается на мнение Фердинанда де Соссюра, который говорит о том, что все артефакты творчества «составляют основу этно-национальной культуры региона и планеты, это живой мир искусства. Сюда относятся также памятники и явления природы, ландшафтно-географические и климатические реалии – «вмещающий», кормящий ландшафт (Л.Н. Гумилев): обитель данного народа и других народов планеты - море, горы, степи, пустыни, леса, – познаваемые в путешествиях или на экране». [44].

Автор научной работы акцентирует внимание на том, что современная концепция художественного образования школьников должна предусматривать визуальное, вербальное и практическое знакомство с явлениями культуры. Это происходит путем моделирования. Необходимы виртуальные путешествия в регионы, просмотр памятников культуры и природной среды. Нужно создать условия для самостоятельного творчества учеников, ориентированного на все виды искусства.

Не менее важным примечанием является то, что в настоящее время «специализированные и допрофессиональные формы занятий выводятся за пределы расписания, куда передаются, согласно статистике, 0,5-1,5 процента детей». Эти дети являются наиболее перспективными для углубленной работы и профессиональных занятий по отдельным видам искусства. При этом необходимо учитывать как желание ребенка, так и предпочтение его семьи [44].

При отходе от устаревших форм преподавания литературы, пения и рисования, процесс приобретения художественной культуры активно развивает умственное, духовное, нравственное и физическое развитие детей, а также психическое и нравственное здоровье школьников.

На основании данных суждений автор разрабатывает концепцию всеобщего художественного воспитания, в которые входят два главных принципа:

1. Блочное, модульное сочетание искусств со сменой их доминирования на трех основных ступенях образования - в начальной, среднем и старшем звеньях, в соответствии с возрастным доминированием у детей определенных видов художественного мышления.

 2. Гибкое сочетание с внеклассно-дополнительными и специализированными формами художественного образования, куда прошедшие пик возрастного доминирования формы искусства мягко выводятся для работы со специализированными группам детей [Юсов, Б.П. 8].

Приводятся следующие модули:

1. «Хоровод»: искусство и люди. (1-2 классы).

2. Искусство и окружающий мир. (3-6 классы).

3. Искусство и умение (5-7 классы).

4. «Сцена»: театр и танец (6-9 классы).

5. «Музей» (10-11-12 классы).

6. «Родина» (10-11-12 классы).

Решением внедрить модульное обучение возникло у Б.П.Юсова в связи с ограниченным количеством часов на прохождение материала, а также из-за того, что образовательное учреждение не ориентировано на подготовку учеников к активному пользованию всеми возможностями культурной среды, вплоть до культурного туризма.

Данная разработка является альтернативой традиционного подхода к обучению. Подобный интеграционный подход был реализован с учетом «естественных ступеней эволюции детского интереса, обусловленные процессом развития детской личности» [44].

В результатеразвития доминирующего возрастного периода школьника тот или иной способ художественного восприятия и осознания мира, характерный на данный момент, является особенностью определенного вида искусства, той или иной формы художественного изображения и мышления, выражающийся конкретными формами творческой деятельности. Этот период выступает базой для наращивания новой ступени развития содержания на занятиях другими видами искусства, которые становятся доминантными. В этом случае, доминирующее искусство, как область специализации избранного числа учеников детей выходит за границы школьного процесса и осуществляются во внеклассных, дополнительных занятиях в учреждениях по искусству для детей.

 Начинают формироваться, с учетом специализации, индивидуальная склонность к творческому процессу, что определённо изменяет расположение приоритетов на обязанностях общего образования в сравнении с дифференцированным направлением индивидуального пути жизни каждого ученика, и это существенно влияет на некоторые раннее поставленные задачи общего образования. 

Таким образом, в качестве наглядного примера разработанной программы, можно привести «Схему блочного распределения искусств по классам и их доминирования по возрастам», которую в дальнейшем возможно реализовать в школе для полноценного эстетического обучения детей.

Детский сад и 1-й класс

Классы

6-9 классы 10-12 классы
Музыка Движение

ИЗО

Устное слово

Театр-сцена Литература

Субдоминантные  искусства

Танец ИЗО (лепка, рис.) Театр (общение) Устное слово

Музыка (изобразительная)

Устное слово, поэзия

Театр (роль)

Письмо (описание)

Экран (анимация)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.018 с.)