Балет. Чайковский «Щелкунчик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балет. Чайковский «Щелкунчик.



Балет - зто музыкально-театральное произведение, в котором обьединяются-музыка, танец и сценическое действие. В балете есть сюжет, действующие лица. Чувства героев

 

раскрываются посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, то есть немая игра актеров,

 

состоящая из выразительных жестов и мимики.

Создателем русского классического балета явился Чайковский («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Замечательные балеты написали Делиб и Равель, Глазунов и Стравинский, советские композитори Асафьев, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян.

 

Чайковский «Щелкунчик». Основой для балета послужила детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки. Реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой. Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику. Музыка правдиво передает детские переживання.

В балете два действия. Во втором действии представлен красочннй дивертисмент (зто

вереница разнообразных танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия).

Каждый танец из дивертисмента имеет своє название: шоколад (испанский танец), кофе

(арабский танец), чай (китайский танец), танец пастушков, «Вальс цветов», танец фей Драже.

 

Творчество Л. Бетховена.

Людвиг ван Бетховен- немецкий композитор. В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины. Могучий расцвет его творчества совпал с началом XIX века. Современник событий французской революции, Бетховен впервые в музыке с такой силой выразил героические устремления народа.

Творческое наследие: 9 симфоний, увертюры, концерты, инструментальная музыка, 32 сонаты для фортепиано, опера «Фиделио».

Среди фортепианных сонат самыми известными являются: «Патетическая», ^

«Аппассионата», «Лунная».

Завоевала любовь народа симфония № 5. Строение ее традиционно - 4 части. Но впервые

Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и

неразрывным. Все части обьединены одной повелительной темой (темой судьбы), которая

звучит вначале как зпиграф.

 

Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт». Интерес Бетховена к судьбам народа, стремление в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу –это  основное содержание героических произведений композитора.

 

 

БИЛЕТ 6.

 

1. Опера. •

 

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное.произведение. В ее

исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются

различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство

живописцев-декораторов.

 

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).

Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями.Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения.

Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию.

Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены.

Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые.

Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев.

2. Развитие музыкального искусства в советский период.*

С 1918 года начинается массовое приобщение народа к музыкальной культуре; Распахнул двери перед новыми слушателями Большой театр - центр русского оперного искусства. Стали государственными Московская и Петроградская консерватории. Открываются дневные и вечерние музыкальные школы, кружки, студии. Расцветает художественная самодеятельность, помогающая выявить богатство народных талантов.

С середины 20-х годов развивается музыкальное радиовещание. Множество классических произведений стали доступными огромным массам слушателей.

Добилась больших успехов молодая исполнительская школа. Среди известных во всем мире музыкантов-исполнителей - скрипачи Ойстрах и Коган, пианисты Гилельс и Рихтер, виолончелисты Ростропович и Шафран.

 

Начинает развиваться и творчество советских композиторов. Характерной чертой является

новаторство. Это проявляется в поисках новых выразительных средств, музыкальных форм.

Важной чертой советской музыкальной культуры является ее многонациональный характер.

Самым распространенным жанром становится массовая песня. Это своего рода летопись

истории государства.

Одним из важнейших жанров советской музыки стала опера. Композиторы стремились создавать оперы на современные темы. Для этого необходимо было обновить традиционный жанр, найти новые средства выразительности. Первыми удачными советскими операми явились «Тихий Дон» Дзержинского (по роману Шолохова), «В бурю» Хренникова, «Семен Котко» Прокофьева. Позже появились оперы «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Мейтуса, «Джалиль» Жиганова, «Война и мир» Прокофьева, «Катерина Измайлова»Шостаковича.

Велики достижения советского балета. Они связаны во многом с расцветом хореографического искусства в нашей стране. Появляются балеты «Красный цветок» Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна.

В жанрах симфонической музыки советские композиторы сумели глубоко отразить

современность, найти новые средства выразительности. Главой советской симфонической

школы по праву считается Н.Мясковский, автор 27 симфоний. Во всем мире звучат

7 симфоний С.Прокофьева. Одним из величайших симфонистов мира являетсяД.Шостакович.

 

Внимание композиторов привлекают вокально-симфонические жанры - кантата и

оратория, которые приобретают новый характер. В прошлом эти жанры были связаны с

религиозными сюжетами. В советской музыке они становятся произведениями героико-

патриотического содержания («На поле Куликовом» Шапорина, «Александр Невский»

Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и др.).

В творчестве советских композиторов разнообразно представлены инструментальные и

вокальные жанры - сюиты и концерты, камерные ансамбли, романсы и вокальные циклы.

 

БИЛЕТ 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.011 с.)