Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические оперы русских композиторов.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки. В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни. Содержание песни или романса легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в инструментальных произведениях содержание раскрывается только в музыкальных звуках, его можно почувствовать и понять. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Наиболее часто встречаются:
1) тема исторического прошлого (опера «Иван Сусанин» Глинки, опера «Война и мир» Прокофьева)
2) тема народного быта (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», фантазия для оркестра «Камаринская» Глинки)
3) в основе - произведения литературы и народного творчества (романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова и др.; оркестровая пьеса Лядова «Кикимора»)
4) образы природы («Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргского)
5)современная жизнь людей (опера Кабалевского «Семья Тараса», оратория Прокофьева «На страже мира»)
Создавая музыкальное произведение, композитор пользуется определенными выразительными средствами. К ним относятся:
1. Мелодия - основа музыкального искусства. Мелодией называется одноголосная последовательность различных по высоте и длительности звуков. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.
Напевная, песенная мелодия называется кантиленой.
Мелодия, в которой певучесть сочетается с гибкостью человеческой речи, называется речитативом.
Инструментальная мелодия может содержать большие скачки, хроматическое движение, украшения.
2. Ритм организует мелодию во времени. Особенности ритма влияют на характер мелодии. Преобладание ровных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной. Разнообразие длительностей придает ей изящество, гибкость.
3. Гармония - это последовательность аккордов. Поддерживая мелодию, гармония наполняет ее новыми выразительными красками.
4. Регистр - это высота звучания. Звукоряд разделяется на верхний, средний и нижний регистры. Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими. Верхние - звучат светло, прозрачно, звонко.
5. Тембр - особая окраска голоса или звучания инструмента. Женские голоса - сопрано, меццо-сопрано, альт. Мужские голоса - тенор, баритон, бас.(самый известный бас Ф.И.Шаляпин).
С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, слушая симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».
ТАНЦЫ НАРОДОВ ЕВРОПЫ
Вальс ведет свое происхождение от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера, который был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В XIХ веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна по своему характеру. Существуют вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные. Различна и форма вальсов: от небольших бытовых пьес до развернутых концертных произведений. Размер вальса трехдольный.
Многие композиторы охотно сочиняли вальсы. Замечательные образцы вальса создали Шуберт и Шопен, Глинка и Чайковский. «Королем вальсов» называли австрийского композитора Штрауса.
Полька - чешский народный танец живого, бодрого характера, Польке свойственны
задор, юмор.
Мазурка и полонез - польские национальные танцы.
Мазурка - подвижный и динамичный танец. Его мелодия всегда имеет острый ритмический рисунок. Нередко резкие акценты перемещаются в такте с сильной доли на слабую. Размер – трехдольный.
Полонез - это торжественный, величавый танец-шествие. Движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной доле такта. Наиболее совершенные образцы мазурки и полонеза дал в своем фортепианном творчествепольски композитор,Ф.Шопен.
Творчество В. А. Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт гениальний австрийский композитор. Свою концертную деятельность начал в 6 лет. Несмотря на то, что прожил всего Зб лет, оставил большое творческое наследие: 50 симфоний, 19 опер («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»), реквием, концерты, много инструментальной и.фортепианной музики.
Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфоническон музыки, Моцарт внес много нового и оригинального.
Большой популярностью пользуется соната для фортепиано.Ля мажор. Имея светлый жизнерадостный характер, она отличается грациозностью. Своеобразно строение первой части - она написана в форме вариаций. Вторая часть - традиционный менуэт. Третья часть - широко известный «Турецкий марш».
Симфония соль минор - одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Благодаря необычайно искренней музыке, симфония понятна самому широкому кругу слушателей.
БИЛЕТ 4. Творчество М. И. Глинки.
Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.
Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к. Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.:,:
Основные произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин»; сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила»; романсы; симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс- фантазия»; фортепианные пьесы.. >:
Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.
Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.
Первое действие - характеристика русского народа и главных героев;
Второе действие - музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и Мазурка. В заключительном хоре «Славься» из эпилога музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит родную землю и погибших героев.
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы ':
«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная.
Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.
Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника). Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство. ':'"-}(Р:':
В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.
БИЛЕТ 5.
Творчество Л. Бетховена. Людвиг ван Бетховен- немецкий композитор. В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины. Могучий расцвет его творчества совпал с началом XIX века. Современник событий французской революции, Бетховен впервые в музыке с такой силой выразил героические устремления народа. Творческое наследие: 9 симфоний, увертюры, концерты, инструментальная музыка, 32 сонаты для фортепиано, опера «Фиделио». Среди фортепианных сонат самыми известными являются: «Патетическая», ^ «Аппассионата», «Лунная». Завоевала любовь народа симфония № 5. Строение ее традиционно - 4 части. Но впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным. Все части обьединены одной повелительной темой (темой судьбы), которая звучит вначале как зпиграф.
Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт». Интерес Бетховена к судьбам народа, стремление в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу –это основное содержание героических произведений композитора.
БИЛЕТ 6.
1. Опера. •
Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное.произведение. В ее исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.
Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова). Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями.Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения. Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию. Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены. Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые. Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев. 2. Развитие музыкального искусства в советский период.* С 1918 года начинается массовое приобщение народа к музыкальной культуре; Распахнул двери перед новыми слушателями Большой театр - центр русского оперного искусства. Стали государственными Московская и Петроградская консерватории. Открываются дневные и вечерние музыкальные школы, кружки, студии. Расцветает художественная самодеятельность, помогающая выявить богатство народных талантов. С середины 20-х годов развивается музыкальное радиовещание. Множество классических произведений стали доступными огромным массам слушателей. Добилась больших успехов молодая исполнительская школа. Среди известных во всем мире музыкантов-исполнителей - скрипачи Ойстрах и Коган, пианисты Гилельс и Рихтер, виолончелисты Ростропович и Шафран.
Начинает развиваться и творчество советских композиторов. Характерной чертой является новаторство. Это проявляется в поисках новых выразительных средств, музыкальных форм. Важной чертой советской музыкальной культуры является ее многонациональный характер. Самым распространенным жанром становится массовая песня. Это своего рода летопись истории государства. Одним из важнейших жанров советской музыки стала опера. Композиторы стремились создавать оперы на современные темы. Для этого необходимо было обновить традиционный жанр, найти новые средства выразительности. Первыми удачными советскими операми явились «Тихий Дон» Дзержинского (по роману Шолохова), «В бурю» Хренникова, «Семен Котко» Прокофьева. Позже появились оперы «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Мейтуса, «Джалиль» Жиганова, «Война и мир» Прокофьева, «Катерина Измайлова»Шостаковича. Велики достижения советского балета. Они связаны во многом с расцветом хореографического искусства в нашей стране. Появляются балеты «Красный цветок» Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна. В жанрах симфонической музыки советские композиторы сумели глубоко отразить современность, найти новые средства выразительности. Главой советской симфонической школы по праву считается Н.Мясковский, автор 27 симфоний. Во всем мире звучат 7 симфоний С.Прокофьева. Одним из величайших симфонистов мира являетсяД.Шостакович.
Внимание композиторов привлекают вокально-симфонические жанры - кантата и оратория, которые приобретают новый характер. В прошлом эти жанры были связаны с религиозными сюжетами. В советской музыке они становятся произведениями героико- патриотического содержания («На поле Куликовом» Шапорина, «Александр Невский» Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и др.). В творчестве советских композиторов разнообразно представлены инструментальные и вокальные жанры - сюиты и концерты, камерные ансамбли, романсы и вокальные циклы.
БИЛЕТ 7. Творчество Ф. Шопена.
Фридерик Шопен - великий польский композитор и пианист. Он обогатил музыку новым содержанием, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Его творчество совпадает с эпохой романтизма, для которой характерен жанр миниатюры.
Сочинял Шопен исключительно для фортепиано. Его музыка признана бала еще при жизни, и в наши дни проходят конкурсы имени Шопена.
Основные произведения: мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды, экспромты, сонаты, баллады, скерцо, фантазии, концерты.
Шопен значительно расширил выразительные возможности многих жанров (таких как мазурка, полонез, этюд, вальс и др.), превратив их в концертные произведения.
Особой популярностью пользуются вальс до-диез минор, «Революционный» этюд, цикл 24 прелюдии (Шопен первым стал трактовать прелюдию как самостоятельную пьесу)
Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки. В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни. Содержание песни или романса легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в инструментальных произведениях содержание раскрывается только в музыкальных звуках, его можно почувствовать и понять. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Наиболее часто встречаются:
1) тема исторического прошлого (опера «Иван Сусанин» Глинки, опера «Война и мир» Прокофьева)
2) тема народного быта (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», фантазия для оркестра «Камаринская» Глинки)
3) в основе - произведения литературы и народного творчества (романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова и др.; оркестровая пьеса Лядова «Кикимора»)
4) образы природы («Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргского)
5)современная жизнь людей (опера Кабалевского «Семья Тараса», оратория Прокофьева «На страже мира»)
Создавая музыкальное произведение, композитор пользуется определенными выразительными средствами. К ним относятся:
1. Мелодия - основа музыкального искусства. Мелодией называется одноголосная последовательность различных по высоте и длительности звуков. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.
Напевная, песенная мелодия называется кантиленой.
Мелодия, в которой певучесть сочетается с гибкостью человеческой речи, называется речитативом.
Инструментальная мелодия может содержать большие скачки, хроматическое движение, украшения.
2. Ритм организует мелодию во времени. Особенности ритма влияют на характер мелодии. Преобладание ровных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной. Разнообразие длительностей придает ей изящество, гибкость.
3. Гармония - это последовательность аккордов. Поддерживая мелодию, гармония наполняет ее новыми выразительными красками.
4. Регистр - это высота звучания. Звукоряд разделяется на верхний, средний и нижний регистры. Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими. Верхние - звучат светло, прозрачно, звонко.
5. Тембр - особая окраска голоса или звучания инструмента. Женские голоса - сопрано, меццо-сопрано, альт. Мужские голоса - тенор, баритон, бас.(самый известный бас Ф.И.Шаляпин).
С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, слушая симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».
Исторические оперы русских композиторов.
Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «ИванСусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, вовремя оккупации России польскими захватчиками.Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин.Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог. Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского). В основе оперы «Борис Годунов» Мусоргского - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом. Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание. «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра. «Князь Игорь» Бородина - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве». Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных. Пролог и 1 действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.II действие посвящено показу жизни восточных народов. Центральное место в 1Y действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний. Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.
БИЛЕТ 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.009 с.) |