Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные направления взаимодействия с семьей
Этапы взаимодействия
| Формы взаимодействия
| Информационно-аналитический и диагностический этап
Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении
образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения.
| Распространение информации о работе детского сада: сайт дошкольного образовательного учреждения.
Сбор информации о ребенке:
состояние здоровья:
- анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика протекания адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист)
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения)
- выявление детей и семей группы «риска»
о семье:
- состав семьи
- материально-бытовые условия
- психологический микроклимат, стиль воспитания
- семейные традиции, увлечения членов семьи
- позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту
- социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр)
Опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Анализ информации.
| Организационно-методический этап
Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей.
| Просветительская деятельность:
наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы), передвижная библиотека (методическая и художественная литература), консультации, индивидуальные беседы; родительские собрания, круглые столы.
«Школа для родителей»
Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- дни открытых дверей;
- подготовка к культурно-массовым мероприятиям;
- совместное планирование;
- организация досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп и дошкольного образовательного учреждения, благоустройство территории ДОУ.
Участие родителей в управлении ДОУ:
- участие родителей в работе Совета ОУ;
- работа родительского комитета.
| Контрольно-оценочный этап
Цель: Организация и проведение
совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.
| - Родительские собрания
- Круглые столы
- Анкетирование
| 2.7.2. Перспективный план работы с родителями
Дата
| Формы проведения
| Сентябрь
| Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей (сбор анамнестических данных)
Анкетирование родителей вновь поступивших детей. Родительское собрание.
| Октябрь
| Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования.
Рекомендации (обследования, специалисты).
| Ноябрь
| Совместная с родителями экскурсия в школу.
| Декабрь
| Посещение праздника ко Дню Инвалида в Доме Молодежи.
Новогодний утренник, проводимый совместно с родителями.
Рекомендации.
| Январь
| Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования
(динамика в развитии детей)
Советы, рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий дома.
| Февраль
| Посещение на дому
Беды с родителями выпускников о выборе школы.
| Март
| Подготовка Весеннего праздника совместно с родителями детей.
Круглый стол «Наши достижения».
| Апрель
| Советы, рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий дома
| Май
| Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования (динамика в развитии детей).
Обсуждение выбора школы
Посещение спец. школы совместно с родителями.
| III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Модель организации воспитательно-образовательного процесса
Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность с детьми
№п/п
| Дни недели
| Вид деятельности
| 11.
| Понедельник
| Игры на развитие мелкой моторики.
Конструктивные игры.
Социальное развитие и ознакомление с окружающим.
| 22.
| Среда
| Дидактические игры на формирование мышления.
Развитие сенсорного восприятия (зрительное, слуховое, тактильно двигательное восприятие).
| 33.
| Пятница
| Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина).
ФЭМП и развитие ручной моторики.
Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина).
ФЭМП и развитие ручной моторики.
|
3.2. Материально-техническое оснащение коррекционно-образовательного процесса
Дефектологический кабинет работает по двум направлениям: коррекция и развитие психофизической деятельности детей. Работа направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата детей. Кабинет учителя-дефектолога оборудован в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации коррекционной работы и общепедагогическими принципами организации предметно – развивающей среды.
Кабинет оснащен специализированным необходимым учебно-дидактическим комплексом, игровым оборудованием и раздаточным материалом.
Специальная литература
Библиотека кабинета
| Литература дошкольного учреждения
| Личный фонд учителей-логопедов
| 1.Баряева Л.Б. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде»- С-П- «Каро» 2006;
2. М.А Борякова Н.Ю. Касицина. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду с ЗПР» -М- «Сфера» 2007;
3. М.А Борякова Н.Ю. Касицина «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду с ЗПР» -М- «НОИ» 2004;
4.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.«Программа воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью» -С-П.- «Каро» 2007;
5.Басилова Г.А. Александрова Н.А. «Как помочь малышу со сложным нарушением развития» -М- «Просвещение» 2008;
6.Венгер А. А. «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве» -М.- «Просвещение» 1998;
7.Гаркуш Ю.Ф. «Кррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи»- М.- «Сфера» 2007;
8.Кожевникова Е.В. Клочкова Е.В. «Нет необучаемых детей»- С-П. -«Каро»2007;
9.Катаева А.А. Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» -М.- «Просвещение» 1991;
9.Кэрол Тингей – Михаэлис «Дети с недостатками развития» -Балтимор- «Университет» 1983;
10.Кондратьева С. Ю. Агапутова О.Е. «Коррекционно – игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР»- С-П.- «Детство-пресс» 2008;
11.Кузнецова Г.М. «Рисуем дождик»- М.- «Гном» 2002;
12.Касицина М. А. «Рисующий гномик»- М. -«Гном и Д» 2005;
13.Коноваленко С.В. «Конструктивная деятельность детей» -М-. «Книголюб» 2007;
14.Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного) ДОУ» -Ч. – «ИДПОПР» 2003;
15. Лаврова Г.Н. «Организация систем мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях ФГОС.» -Ч.- «Цицеро» 2012»
16. Лаврова Г.Н. Рычкова Л.С. «Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 летнего возраста» -Ч. -2002»»
17.Лиштван З.В. «Конструирование» -М.- «Просвещение»1981;
18.Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии» -М. -«Просвещение» 1990;
19. Морозова И.А. Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет» -М.- «Мозаика-синтез» 2007;
20. Морозова И.А. Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет» -М.-«Мозаика-синтез» 2009;
21. Морозова И.А. Пушкарёва М.А. «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми с ЗПР 6-7 лет» -М.- «Мозаика-синтез» 2009;
22. Маркова Л.С. «Построение коррекционно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР» -М.- «Айрис» 2005;
23. Нищева Н.В. «Играй-ка» -С-П.- «Детство-пресс» 2006, часть 1, 2»
24. Неретина Т.Г. «использование артпедагогических технологий в коррекционной работе» -М.- «Наука» 2013;
25. Ратнер Ф.А. Юсупова А. Ю. «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» -М. -Хрестоматия «Гном и Д» 2001;
26. Серебрякова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»- С-П- «Каро» 2005;
27. Стребелева Е.А. Мишина Г.А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» -М-. «Экзамен» 2006;
28.Стребелева Е.А. «Коррекционная помощь детям раннего возраста -М.- «Экзамен» 2004;
29. Стребелева Е.А «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»- М.- «Владос» 2005;
30. Соколова Н.Д. «Дети с ограниченными возможностями здоровья»- М.- «Гном и Д» 2001;
31. Стребелева Е.А Мишина Т.А. «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста» -М. -«Владос» 2008;
32. Татаринцева А.Ю. «Куклотерапия в работе педагога, логопеда» -С-П- «Речь»2006;
33.Ткачёва Л.В. «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии» -М -«Гном-Пресс» 1999;
34.Прохорова Г.А. «Путешествие на яхте» -М.- «Гном и Д» 2005;
35.Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике» -Ростов на Дону -«Феникс» 2006»;
35.Шипицина А.М. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» -С-П- «Речь» 2005;
36.Яковлева Г.В «Документация педагогов ДОУ компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО» -Ч.- «Цицеро» 2014;
37. Яковлева Г.В Лаврова Г.В. «Разрабатываем основную общеобразовательную программу ДОУ. раздел «Содержание коррекционной работы» -Ч.- «Цицеро» 2013.
38.. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М., 2001.
39. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2001.
40. Климанова Л.Ф. Читалочкка. – М.: Просвещение, 1996.
41. Ванюхина Г. Речецветик. – Смоленск: Русич, 1996.
42.Подписка журнала «Логопед» за 2006-2014 годы.
43. журнал «Конфетка» за 2009-2014 годы;
44. Подписка журнала «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»» за 2006-2014 годы.
| 1.Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1984.
2.Залмаева Р. Сам себе логопед. СПб.,1999.
3.Крылова К.Л. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи, - М., 1993.
4.Лалаева Л.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя - СП – Союз, 2001.
5.Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина, - М., 1984.
6.Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста, - М., 1981.
7.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.
8.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Просвещение, 1989.
9.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.
10.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
11.Горлова Н. С. Логопедический массаж. М.- 2011.
12.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Н.А. Чевелева Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
13.Домашний логопед/ автор-составитель В.И. Руденко. – Ростов-на-Дону, 2000.
14.Ты и твоя речь. – Екатеринбург: У-Фактория, 1997.
15. Лопухина И. Логопедия. – СПб.: Дельта, 1997.
16. Баллингер Э. Учебная гимнастика. – М.: Просвещение, 1996.
17.Настольная книга дефектолога. – М: Просвещение 1994.
18.Г.В. Шевченко «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития». 1, 2 книга, М. –Школьная пресса»: 2004.
19.И.А. Морозова, М.Д. Пушкарёва «Развитие элементарных математических представлений детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет». М. серия КРО. 2008.
20.Н.Ю. Борякова «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с ЗПР» М. 2003.
21.Н.Ю. Борякова, М.А. Косицина «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР» М. 2004.
| Дидактические игры и пособия в кабинете
Разделы
| Дидактические игры и пособия
| Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, эмоций.
| «Четвертый лишний»,
счетные палочки,
«Чудесный мешочек»,
«Что перепутал художник»,
«Путешествие в мир эмоций»,
«На что это похоже»,
«Что сначала, что потом»,
«Что лишнее»,
«Логический поезд»,
«загадки в картинках», шашки, шахматы, «Домино»,
«Логические пары»,
«Четыре картинки»,
«Цветные фоны» - 2 варианта игр,
«Подбери и разложи»,
«Подарки для поросёнка»,
«Цветные лотки»,
«Конструктор деревянный»,
«Конструктор пластмассовый»,
«Готов ли ты к школе?»-развитие памяти, внимания, мышления
«Что к чему»,
«Мозаика развивающая»
| Формирование звукопроизношения
| Собака Тобик, Лото на звуки Л и Ль,С-Сь;
дифференциация Ш-Ж, Р-Рь,пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики.
| Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
| Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковые тренажеры, «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото», кубики и схемы-таблицы Н.А. Зайцева;
«Готов ли ты к школе»-развитие фонематического слуха, чтение,
карточки-задания на формирование фонематического анализа
| Грамота
| Касса букв, книги «Азбука», картинный материал, карточки-задания, «Веселый букварь», «Буквари» под ред. О. Жуковой-12 шт.
| Формирование лексико-грамматического строя речи
| Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Космос», «Профессии», «Времена года», «Транспорт», лото «Домашние животные и птицы», «Звук. Свет. Вода»; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимов.
«Времена года», «Контрасты», «развиваем речь», «Познаем мир», «Многозначные слова», «Антонимы – глаголы», «Словообразование», «Ударение»,»Готов ли ты к школе»-окружающий мир, природа.
| Связная речь
| Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; «Сравни и подбери», «Скоро в школу».
| Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания
| Ленточки, мыльные пузыри, ветрячок, дудки, «язычки», воздушные шары, мыльные пузыри, «Крокодил», «Дутьё на шарик, чтобы не упал», наборы для узнавания запахов, игра «Кто здесь спрятался», шарики и др. предметы на лентах для выполнения артикуляционных упражнений.
| Развитие познавательных способностей
| «Кубики Никитиных»,
«Блоки Дьёнеша»,
«Палочки Кюинзера»,
«Почтовый ящик»,
«Геоконт» Воскобовича,
«Логический куб»,
«Вставные бочонки»,
«Счётные палочки» - 5 наборов,
Кубики «Расскажи сказку»,
Набор строительных блоков,
Мозаика «Азбука+математика»,
Мозаика»Цыплёнок»,
Деревянные фигурки на шнурке,
Кубики для составления предметных картинок,
вкладыш «Паровозик»,
лото «Каждой букве- своё место»,
цветные прищепки «Солнышко», «Домик»,
шнуровка «Теремок»,
вкладыши «Ёлочки и грибочки»,
наборы разрезных картинок, паззлы, дидактический материал по развитию элементарных математических представлений, разработанный Нищевой.,
лото «Кто что делает»,
лото «Чьи дети»,
«Детское лото»,
Лото на 4-х языках»,
лото «У нас порядок»,
лото «Звуки»,
лото «Цветные фоны»,
лото «Время»,
«Лабиринт»,
пирамиды 4-х, 5-ти составная «Мишутка»,
лото «А я найду»,
парные картинки «овощи, ягоды»,
д/и «Найди такой же»,
д/и «у кого есть?»,
набор строительный «Построй дом»,
д/и «Разложи ягодки в подносы»,
д/и «Найди различия»,
набор кукольной посуды «Подбери по цвету»
| Развитие мелкой моторики
| Мячи массажные большие, средние и маленькие, волчки, кнопочные мозаики, «Сухой бассейн», шнуровки различных видов и сюжетов, набор прищепок, пластилин цветной, су-джоку - 10 штук, наборы природного материала для аппликаций на пластилине, кольцеброс «Слонёнок», шнуровки, «Клоун» на липучке.
| | Детский компьютер – «Трудные звуки», «Учимся думать», «Учим цифры»
| | Электронная игра «Кто гуляет по лужку»
| | «Поймай рыбку»
| Консультации для педагогов и родителей
Педагоги
| Родители
| Лекции для воспитателей по развитию речи:
1. Понятие о связной речи,
2. Особенности развития речи в дошкольном возрасте,
3.Современные подходы к развитию речи детей дошкольного возраста.
Консультации:
- Создание речевой среды в группе.
- Говорить помогают пальцы.
- Игровые упражнения для развития связной речи.
- Развитие познавательных способностей.
| На родительские собрания:
- Развитие общение с детьми.
- Развитие речи детей в раннем возрасте.
-Развитие сенсорных представлений.
.Развитие мышления, речи посредством кинезиологических упражнений.
- Как говорит ваш ребенок.
- Первый класс и как подготовить ребенка к школе.
- Заикание можно вылечить.
-Развитие познавательных способностей.
-Особенности работы педагога с детьми с ДЦП.
-Развитие мелкой моторики.
| 3.3. График организации образовательного процесса
Сроки
| Содержание работы
| 1сентября-15 октября
| Диагностика психического развития детей.
Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета
| 15 октября– 15 апреля
| Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми
Промежуточная мониторинговая диагностика психического развития детей
| 15 апреля– 31 мая
| Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей.
Заполнение документации.
| В процессе работы используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут.
Система работы
Недельная циклограмма работы учителя – дефектолога с детьми (Приложение)
|