Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия адаптации Белоруссии к мировому кризису
Мировой кризис резко ускорил сближение Беларуси и Запада. Основные контуры, цели, задачи и возможная глубина этого процесса уже определились. Белоруссия стремится к более тесному экономическому сотрудничеству с Западом, прежде всего, с ЕС, но не ставит перед собой цель вступить в Европейский союз. Стратегия адаптации Беларуси к мировому кризису предполагает сохранение имеющегося уровня и характера промышленного производства. Как и в 90-х годах, страна не может отказаться от экспорториентированной промышленности. Преодолеть социальные последствия закрытия крупных предприятий, являющихся градообразующими для большинства белорусских городов, – невозможно. Основной целью государства, которая определяет внешнюю политику А.Лукашенко, является сохранение таких предприятий. Поэтому, хотя в результате этой тактики сокращаются оборотные средства и со стороны она может показаться иррациональной экзотикой, белорусским предприятиям предписано сохранить имеющийся уровень производства (даже если они работают на склад!), производственные коллективы и рабочие места. Государство при этом компенсирует финансовые потери предприятий преимущественно ростом внешнего долга, срочными закупками части продукции для внутреннего рынка и берет на себя продвижение произведенной продукции на рынки. Если в 1990-х годах белорусские предприятия были сохранены за счет широкомасштабного сближения с Россией, то ныне это невозможно по нескольким причинам. Мировой кризис ударил, прежде всего, по российским переработчикам-партнерам в рамках общих производственных цепочек. Ухудшение условий для кооперации между российскими и белорусскими производителями неизбежно. В России происходит рост цен на углеводороды. Уже очевидно, что период большой разницы между ценами на них для Европы и для российских потребителей заканчивается. Цены на углеводороды, поставляемые в Белоруссию из России, естественно, также выросли, хотя и не столь значительно, как для Украины, и достигли почти мирового уровня. По нефти они уже рыночные. По газу станут таковыми к 2011 году в соответствии с соглашением, достигнутым после газовой «войны» 2006 года. Период для перехода на мировую цену по газу Минску растянуть не удалось.
В результате кризиса белорусский экспорт в Россию по итогам первых двух месяцев 2009 года сократился примерно в два раза – как по финансовым показателям, так и по физическим объемам. Предпринимаемые правительством России антикризисные меры проблем Белоруссии на российском рынке не решают, так как они не направлены на целевое спасение принципиально важных для РБ секторов этого рынка и партнеров-производителей. Финансирование союзных программ, необходимых для сохранения имеющихся кооперационных цепочек, также не растет. Поэтому заинтересованность белорусских предприятий в российских поставщиках падает. Возникли предпосылки к переориентации на иную структуру производственной кооперации – с поставщиками из других стран. РФ остается важнейшим, но уже не столь важным, как в 1990-х годах, партнером и союзником РБ. Поэтому сохранять достигнутый высокий уровень промышленного производства Белоруссии придется в основном за счет иных рынков. Развернутая в РБ широкомасштабная модернизация практически всех крупных промышленных предприятий в основном опирается на европейские технологии. Происходит технологическая переориентация белорусских производителей с советских технологий на европейские, на производство продукции, соответствующей европейским стандартам качества и конкурентоспособной на рынке ЕС. Наиболее зримо это видно на примере белорусской нефтехимической промышленности: Новополоцкий и Мозырьский НПЗ экспортируют нефтепродукты преимущественно в европейские страны. Продолжение технологической модернизации производства в Белоруссии делает неизбежной все более заметную переориентацию кооперационных связей белорусских предприятий на смежников в государствах Европейского союза. Открывается реальная возможность участвовать в инвестиционных программах, рассчитанных на западных партнеров, на рынки ЕС и США. Это влечет за собой более активную, чем раньше, международную политику Беларуси. Внешние займы Если до окончания кризиса удастся сохранить имеющийся уровень производства, то Белоруссия выйдет из него гораздо более развитым в экономическом плане государством относительно иных стран, чем прежде. Многие предприятия-конкуренты за рубежом обанкротятся. Поэтому на оживившихся со временем рынках будет в большей степени востребована именно белорусская продукция. Такой спрос на нее уже наблюдался в 1990-х годах: когда начался рост цен на углеводороды, Белоруссии, сохранившей крупную промышленность, было что предложить рынкам. Однако если в те годы донором белорусской промышленности выступила Россия, то теперь такого одного донора нет, деньги и технологии необходимо искать там, где они есть, в первую очередь, в странах ЕС, на Западе в целом.
До начала кризиса Беларусь имела относительно небольшой внешний долг. Сегодня он резко увеличился. Заемные средства преимущественно направляются на восполнение золотовалютных резервов. Крупные займы осуществляет в основном само государство под государственные гарантии. Каждый займ требует больших политических усилий, сопровождается выполнением ряда политических и иных условий, выдвигаемых кредитором. Это, в свою очередь, повысило значимость президентской власти. Де-факто авторитаризм в Беларуси усилился. Происходит внутренняя мобилизация политической системы. Среди внешних займов, полученных Минском после начала мирового кризиса: 2 млрд. долл. от РФ (1,5 млрд. из них уже поступили в Беларусь); 0,5 млрд. долл. от Венесуэлы (займ поступил в самый критический момент для финансовой системы страны); 2,5 млрд. долл. от Международного валютного фонда (поступил первый транш). Фактически кредит МВФ – это кредит со стороны новой американской администрации. Перед его получением Беларусь обращалась к США за займом в 5 млрд. долл.. Однако американцы предпочли выделить РБ займ, причем в два раза меньший, через Международный валютный фонд (квота РБ в МВФ – около 500 млрд. долл.). Минск также просил кредит у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), но тот отказал, посчитав экономическое положение страны не слишком критичным Согласно оценкам МВФ и ЕБРР, Белоруссия относительно легко преодолеет мировой кризис. По прогнозам экспертов МВФ (пресс-релиз от 12 января 2009 г.) (http://www.imf.org/external/np/sec/pr/2009/pr0905.htm) рост белорусской экономики в 2009 году составит 1,4%, а в 2010г. – 2,3%, а в специальном докладе ЕБРР от 5.02.2009 этот рост прогнозируется по итогам нынешнего года на уровне 2% ВВП. Национальный банк Беларуси и Народный банк КНР заключили соглашение о проведении валютной сделки СВОП, в рамках которой белорусской стороне будет предоставлено 20 млрд. юаней (около 3 млрд. долл. ), а Китай получит от Беларуси 8 трлн. рублей. Срок действия соглашения - три года, оно может быть продлено по взаимному согласию сторон. Полученные средства будут включены в золотовалютные резервы в национальном определении. СВОП — по сути скрытый кредит, торгово-финансовая операция в виде обмена разнообразными активами, в которой заключение сделки о купле (продаже) ценных бумаг или валюты сопровождается заключением контрсделки, сделки об обратной продаже (купле) того же товара через определенный срок на тех же или иных условиях. Китайские средства будут использованы в основном для закупок белорусского калия, объемы продаж которого резко упали с началом мирового кризиса, а также для финансирования уже запланированных инвестиционных проектов, в частности, по расширению цементной отрасли Белоруссии, модернизации некоторых электростанций. Минском ведутся переговоры о получении 100 млрд. рублей от РФ на переход к использованию российского рубля во взаимных расчетах и 1 млрд. долл. от Всемирного банка. Существуют некоторые скрытые формы дотирования белорусской экономики или иного «вспомоществования». Одна из них – соглашение, по которому цена на российский газ в 2009 году в целом должна быть лишь незначительно выше, чем в 2008 году (она ожидается на уровне 160 долл.). В то же время для украинских и иных европейских потребителей цена на газ будет значительно выше. Это, безусловно, усиливает конкурентоспособность белорусских производителей относительно производителей из соседних стран.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.007 с.) |