Осуществление закладки и проведение опыта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление закладки и проведение опыта.



Результаты будут точными и надёжными если будут выдержаны все три этапа.

 

 

МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ОПЫТА

Полевой опыт проводится на делянках различной величины и формы.

ВАРИАНТ – одна делянка опыта, на которой изучается какой-либо сорт, гибридили агротехнический прием. Опытные варианты бывают контрольные и изучаемые.

Совокупность контрольных и изучаемых вариантов, разработанных с цельювыяснения изучаемого вопроса, есть схема опыта. Схема полевого опытаопределяется темой исследования и строится по принципу единственногоразличия.

Схема опыта:

 

 

ПОВТОРНОСТЬ ОПЫТА - число одноименных делянок каждого варианта.

Повторность обозначается буквой «n». Повторные делянки дают возможностьполнее охватить каждым вариантом возможную пестроту плодородия почвы опытного участка.

 


I -повторность

 


II -повторность

 


III -повторность

РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛЯНОК

         
Рис 2.Рендомизированное расположение делянок (случайное).  
Рис 1. Систематическое расположение делянок.


   

ФОРМЫ ДЕЛЯНКИ: По форме опытные делянки бывают: квадратные, прямоугольные, вытянутые, линейные, круглые.Наибольшее распространение получила прямоугольная форма.

На одной опытной делянке различают посевную, учетную и защитную площади. Посевнаяплощадь – делянка в целом, учетная – та ее часть, на которой проводятвизуальные наблюдения, отбирают на анализ пробы почвы и растений, определяютурожайность. Защитная площадь - это разность между посевной и учетнойплощадью.

Например:При изучении влияния азота на урожай капусты можно использовать следующую схему расположения опыта: К - контрольная делянка, без внесения азотных удобрений; 1 - опытная делянка с внесением полной дозы азотных удобрений; 2 - опытная делянка с внесением 0,5 дозы азотных удобрений. В приведенной схеме даются три варианта опыта в двукратной повторности.

 

 


На каждую делянку ставится этикетка с надписью варианта, а для всего

опыта - одна, отражающая его название.

Рис 3.Опытное поле

РАЗМЕР ДЕЛЯНКИ. На пришкольном участке достаточно иметь делянки размером 10-25м², на производственном участке – 100-200 м ². Наименьший возможный размер делянки - 1 м ². Обычно исходят из следующего положения: размер делянки должен быть настолько велик, чтобы обеспечить точность опыта, и настолько мал, чтобы опыт нетрудно было обработать в один день (принимая во внимание, что большая часть или все агротехнические приемы проводятся вручную).

НАБЛЮДЕНИЯ И УЧЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

     
За условиями среды: -метеорологические наблюдения; -агрофизические исследования (определение агрегатного состава почвы, её влажности); -агрохимические (определение кислотности почвы и по возможности подвижных форм азота,фосфора,калия)  
 


Фенологические наблюдения. Под фенологическими фазами понимаются последовательные изменения в характере роста и развития растений на протяжении их вегетации. В течение вегетационного периода ведут наблюдения за ростом и развитием культур, причем отмечают как начало фазы, т. е. срок, когда в нее вступило 10% растений, так и полное ее наступление — период, когда она наблюдается у 75% растений. Отмечают следующие фазы роста и развития растений:

1. Зерновые злаки: всходы, появление 3-го листа, кущение, выход в трубку, колошение, цветение (не отмечается у ячменя, проса), спелость: молочная, молочно-восковая, полная.

2. Кукуруза: всходы, появление 3-го листа, кущение, взметывание метлы, цветение метёлки, цветение початки (появление рылец), спелость: молочная, молочно-восковая, полная.

3. Корнеплоды: всходы, появление I пары листьев (фаза вилочки), 3-я пара настоящих листьев, начало утолщения корня, смыкание рядов, увядание наружных листьев, уборка.

4. Бахчевые культуры и огурцы: всходы, появление первого настоящего листа, боковое ветвление, образование бутонов, цветение, образование завязи, съёмная зрелость.

5. Капуста: всходы, у рассады появление нового листа; начало завивания кочана, техническая спелость.

6. Томаты: всходы или появление нового листа у рассады, образование бутонов, боковое ветвление, цветение, развитие первых плодов, съёмная зрелость, окончание плодоношения.

7. Зернобобовые (горох, чина, фасоль, вика, чечевица, нут, соя): всходы, начало цветения, полное цветение, полное созревание, уборка.Полное созревание считается, когда у большинства растений созрело не менее 50% бобов. Для сои – когда у 90% растений созревают верхние бобы.

8. Картофель: всходы, бутонизация, цветение, образование клубней, начало естественного отмирания ботвы, состояние ботвы в момент уборки; уборка.

9. Подсолнечник: всходы, появление 3-го листа, начало роста стебля, образование соцветий (корзинки), цветение, созревание, уборка.

10. Декоративно-цветочные культуры: появление ростков или всходов, начало роста, образование цветочных побегов, появление бутонов, цветение, отцветение, образование семян или плодов, вторичное цветение, утрата декоративного значения.

11. Лук:Всходы, формирование е луковиц, полегание листьев,уборка.

 

Биометрические исследования проводят периодически в несколько сроков (через 10-20 дней) и в конце вегетации в большинстве агротехнических опытов, особенно в тех, где изучают приемы, влияющие на рост и развитие растений (при изучении площадей питания, способов посадки, применения удобрений, орошения и пр.). В повторностях каждого варианта опыта выделяют по 10 растений, исключая те, которые повреждены вредителями или болезнями. Все растения в пробе должны иметь одинаковую площадь питания, установленную для изучаемых вариантов. Возле них не должно быть выпавших растений или пропусков.

У растений капусты при первом и втором измерениях учитывают число листьев, измеряют их длину и ширину, длину черешков, диаметр розетки листьев в двух направлениях, а в период формирования кочанов – их диаметр.

У растений томата учитывают высоту главного стебля и число боковых побегов, число, иногда и площадь листьев, определяют число кистей, порядок их заложения (над каким листом) и количество завязавшихся на них плодов.

На корнеплодных растениях в период вегетации учитывают число листьев и длину наибольшего листа, во время уборки урожая – число, иногда и площадь листьев, длину наибольшего листа, массу корнеплодов с ботвой и без нее, наибольший диаметр корнеплодов в двух направлениях и их длину.

У растений огурца, арбуза, дыни и тыквы определяют длину главного и боковых побегов, число, а иногда и площадь листьев, число боковых побегов, мужских и женских цветков, завязей, место их заложения (на каких побегах и над каким листом), продольный и поперечный диаметр плодов.

 У растений лука учитывают число листьев, длину наибольшего листа, диаметр гнезда у луковицы.

Задание 7.Сфрмулируйте к предложенной ниже теме:

Актуальность  
Гипотезу  
Цель  
Задачи  
Схему опыта  
Фенологические наблюдения (фазы)  
Биометрические наблюдение  

 

Вариант 1. Влияние сроков посадки на развитие растений и урожайность репчатого лука.

Вариант 2.Зависимость содержания нитратов в моркови от сорта.

Вариант 3.Влияние совместных посевов моркови и лука на поражаемость корнеплодов морковной мухой.

Вариант 4.Влияние посадки картофеля вниз срезом и вверх срезом на его урожайность

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.019 с.)