Тема 1. Введение в научно-исследовательскую деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в научно-исследовательскую деятельность.



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задание 1.Согласны ли Вы с утверждениями:

1. Право ученого — свобода, а его обязанность — правдивость. (Л. Гиршфельд)

2. Украсть у кого мысли бывает часто преступнее, чем украсть у кого деньги. (Ф.М. Вольтер)

3. Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. (П.Л. Капица)

4. Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира.(И. И. Артоболевский)

Обоснуйте свое мнение.

Задание 2. Заполните пропуски в определении

АГРОНОМИЯ (от греч. agrós — поле и nómos — закон), комплекс наук о возделывании__________, повышении плодородия ___________и урожайности, рациональном использовании сельскохозяйственных угодий.

 

Задание 3.Дополни известные тебе разделы современной агрономии.

     

 


Основные разделы современной агрономии:

         
 

 

 


Главная задача агрономической науки – повышение продуктивности земледелия и придания ему устойчивого развития. Эта задача достигается проведением научных исследований по изучению биологии культурных растений, приемов и технологий их возделывания. С этой целью проводятся теоретические (фундаментальные) и экспериментальные исследования

ТЕМА 2.ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В АГРОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Приемы научных исследований в агрономии

     
 

 


Задание 4.Определи,какое из определений относится к эксперименту, а какое к наблюдению. Запиши.

____________ - прием исследования, при котором внимание сосредотачивается на изучаемом объекте. При этом регистрируются изменения как количественные, так и качественные у изучаемого объекта.

____________- это такое изучение, при котором исследователь искусственно вызывает явление или изменяет условие так, чтобы лучше выяснить сущность, природу, происхождение этого явления. Этот метод является более сложным методом исследования и является ведущим в исследовательской работе.

 

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АГРОНОМИИ

 

 

Задание 4.Определи методы исследования в агрономии, изображенные на фото.

  1.______________________________     2.________________________________
  3.________________________     4.__________________________________
  5._______________________________   6._______________________________
  7._____________________________     8.__________________________

ТЕМА 3.ПОЛЕВОЙ МЕТОД - ВЕДУЩИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В АГРОНОМИИ.

Задание 5. Заполните пропуски в определении

ПОЛЕВОЙ МЕТОД исследования. Это метод, который выполняется в __________ условиях на специальных делянках. Основная задача – установить различия между изучаемыми________, оценить влияние условий и приемов выращиваемых культур на урожайность и предложить производству рекомендации.

Таблица 1. Классификация полевых опытов.

По назначению: По длительности: По месту проведения: По количеству изучаемых факторов:  
агротехнические краткосрочные (от 3-4 до 10 лет) не стационарные однофакторные
опыты по сортоиспытанию долгосрочные (более 10 лет) стационарные многофакторные
    производственные  

ТРЕБОВАНИЯ К ОПЫТУ

Полевой опыт довольно сложное действие, ведь он, в отличие от, например, вегетационного, всегда проходит в неконтролируемых условиях (погодных, неоднородности почвы, наличии вредителей и болезней и т.п.). Поэтому их необходимо закладывать и проводить с соблюдением ряда методических требований.

Требования к опыту:

· Типичность опыта;

· Соблюдение принципа единственного различия и наличииэлемента сравнения (контроля);

· Проведение опыта на специально выделенном участке;

· Учет урожая в опыте;

· Достоверность опыта по существу.

Задание 6. Определи к какому из перечисленных выше требований относятся следующие пояснения.

1. _________________________________________Подбирают участок с известной историей.Описываяисториюучастка, учитываютвсе, чтопредшествоваломоментуизученияизакладкиполевогоопыта, аименно: предшественники, обработкупочвы, удобренияимногоедругое, особенното, чтонарушаетоднородностьучастка – засыпанныеямы,канавы, остаткистроений, стоянкискота, старыегрунтовыедорогиит.д.

2. ________________________________________________ Это означает, что, во-первых, при постановке опыта все условия (или, иначе, факторы), кроме изучаемого, на всех делянках должны быть одинаковыми. Во-вторых, задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная — вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте фактор, и контрольная — вариант опыта, в котором данный фактор не применяли.

Например, в опыте с намачиванием семян растений в растворе микроудобрений должны быть следующие варианты: 1. Посев сухими семенами (контрольный). 2. Посев семенами, намоченными в растворе микроудобрений. 3. Посев семенами, намоченными в воде. Последний вариант необходим для выяснения причины изменения роста растений: повлияли микроудобрения или вода.

3. _____________________________________ – это соответствие условий проведения полевого опыта тем условиям района или зоны, для которой будут даны рекомендации по результатам опыта.

4. __________________________________________________ Любой опыт обязательно должен заканчиваться учетом урожая и оценкой качества продукции. Урожай является критерием, по которому мы оцениваем эффективность изучаемых приемов.

5. ____________________________________________ Под этим требованием необходимо понимать:

а) правильно составленную схему опыта;

б) строгое соблюдение методики постановки опыта на всех его этапах;

в) соответствие схемы опыта, методики постановки опыта,задачам и

условиям проведения опыта;

г) правильный подбор опытного участка.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПОЛЕВОГО ОПЫТА.

При подготовке и проведении исследования можно выделить 3 этапа:

1.Первоначальный, который включает в себя:

а) выдвижение и формулирование проблемы. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальнуюпользу участникам исследования.

б) выбор темы исследования и её обоснование. Она должна быть актуальной, реализуемой в имеющихся условиях и отвечать сегодняшнему дню.

в) определение актуальности- почему именно эту проблему нужно в настоящее времяизучать.

г) определение цели и задач исследования.Цель исследования – какой результат предполагается получить.Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть этошаги, которые необходимо осуществить для достижения цели.

в) постановка рабочей гипотезы. Гипотеза – это предвидениесобытий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.

2. Составление программы и методики исследования (решение

вопросов, что делать и как делать):

а) программа исследований - это перечень изучаемых в опыте вопросов

Какие наблюдения, измерения, учёты и анализы в отношении почвы

или растения будут проводиться в опыте.(Что делать?)

 

б) методы исследования -Это перечень методик при изучении

поставленных вопросов (Как делать?). (методика определения

влажности почвы, энергии прорастания семян идр.)

Эти два этапа охватывают планирование эксперимента (мероприятия, проведённые до закладки опыта).

МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ОПЫТА

Полевой опыт проводится на делянках различной величины и формы.

ВАРИАНТ – одна делянка опыта, на которой изучается какой-либо сорт, гибридили агротехнический прием. Опытные варианты бывают контрольные и изучаемые.

Совокупность контрольных и изучаемых вариантов, разработанных с цельювыяснения изучаемого вопроса, есть схема опыта. Схема полевого опытаопределяется темой исследования и строится по принципу единственногоразличия.

Схема опыта:

 

 

ПОВТОРНОСТЬ ОПЫТА - число одноименных делянок каждого варианта.

Повторность обозначается буквой «n». Повторные делянки дают возможностьполнее охватить каждым вариантом возможную пестроту плодородия почвы опытного участка.

 


I -повторность

 


II -повторность

 


III -повторность

РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛЯНОК

         
Рис 2.Рендомизированное расположение делянок (случайное).  
Рис 1. Систематическое расположение делянок.


   

ФОРМЫ ДЕЛЯНКИ: По форме опытные делянки бывают: квадратные, прямоугольные, вытянутые, линейные, круглые.Наибольшее распространение получила прямоугольная форма.

На одной опытной делянке различают посевную, учетную и защитную площади. Посевнаяплощадь – делянка в целом, учетная – та ее часть, на которой проводятвизуальные наблюдения, отбирают на анализ пробы почвы и растений, определяютурожайность. Защитная площадь - это разность между посевной и учетнойплощадью.

Например:При изучении влияния азота на урожай капусты можно использовать следующую схему расположения опыта: К - контрольная делянка, без внесения азотных удобрений; 1 - опытная делянка с внесением полной дозы азотных удобрений; 2 - опытная делянка с внесением 0,5 дозы азотных удобрений. В приведенной схеме даются три варианта опыта в двукратной повторности.

 

 


На каждую делянку ставится этикетка с надписью варианта, а для всего

опыта - одна, отражающая его название.

Рис 3.Опытное поле

РАЗМЕР ДЕЛЯНКИ. На пришкольном участке достаточно иметь делянки размером 10-25м², на производственном участке – 100-200 м ². Наименьший возможный размер делянки - 1 м ². Обычно исходят из следующего положения: размер делянки должен быть настолько велик, чтобы обеспечить точность опыта, и настолько мал, чтобы опыт нетрудно было обработать в один день (принимая во внимание, что большая часть или все агротехнические приемы проводятся вручную).

НАБЛЮДЕНИЯ И УЧЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

     
За условиями среды: -метеорологические наблюдения; -агрофизические исследования (определение агрегатного состава почвы, её влажности); -агрохимические (определение кислотности почвы и по возможности подвижных форм азота,фосфора,калия)  
 


Фенологические наблюдения. Под фенологическими фазами понимаются последовательные изменения в характере роста и развития растений на протяжении их вегетации. В течение вегетационного периода ведут наблюдения за ростом и развитием культур, причем отмечают как начало фазы, т. е. срок, когда в нее вступило 10% растений, так и полное ее наступление — период, когда она наблюдается у 75% растений. Отмечают следующие фазы роста и развития растений:

1. Зерновые злаки: всходы, появление 3-го листа, кущение, выход в трубку, колошение, цветение (не отмечается у ячменя, проса), спелость: молочная, молочно-восковая, полная.

2. Кукуруза: всходы, появление 3-го листа, кущение, взметывание метлы, цветение метёлки, цветение початки (появление рылец), спелость: молочная, молочно-восковая, полная.

3. Корнеплоды: всходы, появление I пары листьев (фаза вилочки), 3-я пара настоящих листьев, начало утолщения корня, смыкание рядов, увядание наружных листьев, уборка.

4. Бахчевые культуры и огурцы: всходы, появление первого настоящего листа, боковое ветвление, образование бутонов, цветение, образование завязи, съёмная зрелость.

5. Капуста: всходы, у рассады появление нового листа; начало завивания кочана, техническая спелость.

6. Томаты: всходы или появление нового листа у рассады, образование бутонов, боковое ветвление, цветение, развитие первых плодов, съёмная зрелость, окончание плодоношения.

7. Зернобобовые (горох, чина, фасоль, вика, чечевица, нут, соя): всходы, начало цветения, полное цветение, полное созревание, уборка.Полное созревание считается, когда у большинства растений созрело не менее 50% бобов. Для сои – когда у 90% растений созревают верхние бобы.

8. Картофель: всходы, бутонизация, цветение, образование клубней, начало естественного отмирания ботвы, состояние ботвы в момент уборки; уборка.

9. Подсолнечник: всходы, появление 3-го листа, начало роста стебля, образование соцветий (корзинки), цветение, созревание, уборка.

10. Декоративно-цветочные культуры: появление ростков или всходов, начало роста, образование цветочных побегов, появление бутонов, цветение, отцветение, образование семян или плодов, вторичное цветение, утрата декоративного значения.

11. Лук:Всходы, формирование е луковиц, полегание листьев,уборка.

 

Биометрические исследования проводят периодически в несколько сроков (через 10-20 дней) и в конце вегетации в большинстве агротехнических опытов, особенно в тех, где изучают приемы, влияющие на рост и развитие растений (при изучении площадей питания, способов посадки, применения удобрений, орошения и пр.). В повторностях каждого варианта опыта выделяют по 10 растений, исключая те, которые повреждены вредителями или болезнями. Все растения в пробе должны иметь одинаковую площадь питания, установленную для изучаемых вариантов. Возле них не должно быть выпавших растений или пропусков.

У растений капусты при первом и втором измерениях учитывают число листьев, измеряют их длину и ширину, длину черешков, диаметр розетки листьев в двух направлениях, а в период формирования кочанов – их диаметр.

У растений томата учитывают высоту главного стебля и число боковых побегов, число, иногда и площадь листьев, определяют число кистей, порядок их заложения (над каким листом) и количество завязавшихся на них плодов.

На корнеплодных растениях в период вегетации учитывают число листьев и длину наибольшего листа, во время уборки урожая – число, иногда и площадь листьев, длину наибольшего листа, массу корнеплодов с ботвой и без нее, наибольший диаметр корнеплодов в двух направлениях и их длину.

У растений огурца, арбуза, дыни и тыквы определяют длину главного и боковых побегов, число, а иногда и площадь листьев, число боковых побегов, мужских и женских цветков, завязей, место их заложения (на каких побегах и над каким листом), продольный и поперечный диаметр плодов.

 У растений лука учитывают число листьев, длину наибольшего листа, диаметр гнезда у луковицы.

Задание 7.Сфрмулируйте к предложенной ниже теме:

Актуальность  
Гипотезу  
Цель  
Задачи  
Схему опыта  
Фенологические наблюдения (фазы)  
Биометрические наблюдение  

 

Вариант 1. Влияние сроков посадки на развитие растений и урожайность репчатого лука.

Вариант 2.Зависимость содержания нитратов в моркови от сорта.

Вариант 3.Влияние совместных посевов моркови и лука на поражаемость корнеплодов морковной мухой.

Вариант 4.Влияние посадки картофеля вниз срезом и вверх срезом на его урожайность

 

 

ПАМЯТКА ОПЫТНИКУ

1. Опыт – это поиск новых путей и методов использования биологического

потенциала ресурсов растительного и животного мира.

2. В каждом опыте обязательно должен быть один или несколько контрольных

вариантов, с которыми сравнивают и оценивают результаты изучаемых вариантов.

3. Составляя схему опыта, соблюдай принцип единственного различия,единство всех условий, кроме одного – изучаемого.

4. Почвенные и погодно-климатические условия опытного участка должны

соответствовать тем условиям, в которых предполагается использовать результаты

5. Помни: растительные и животные организмы и окружающая их среда

составляют единое целое – агробиоценоз.

6. Хорошо изучи биологические особенности и зональные технологии

возделывания изучаемых культур.

7. Регулярно проводи наблюдения за ростом и развитием растений изучаемых

культур и постоянно делай записи в дневнике – это поможет сделать правильные

8. Постоянно записывай и учитывай почвенные и погодно-климатические

условия зоны проведения опытнической работы.

9. Своевременно и качественно выполняй все работы по уходу за растениями –

от этого зависит успех твоей работы.

10. Проводи опытническую работу на высоком агротехническом уровне.

11. Знай, что отрицательный результат в опыте – тоже результат.

 

Опыт проводили:

№ п/п Ф.И.О Класс
1    
2    

 

Тема опыта:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Культура, сорт:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Цель опыта:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи опыта:_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Опыт проводился по заданию:___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Опытом руководит (учитель, специалист хозяйства, научный сотрудник,

фермер, родитель и др.)________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Научный руководитель (Ф.И.О., образование, ученая степень, место

работы, должность) ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Срокипроведенияопытническойработы(год,месяц)

_____________________________________________________________________________

Начало____________________________________

Конец _____________________________________

 

Место проведения опытнической работы (поле базового хозяйства, учебно-производственноеполеУПБ,пришкольныйучасток,специальновыделенныйучасток

и.др.)______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Площадь опытного участка (га) и его расположение (на склоне, равнине,вбалкеит.д.

и ориентациянаместностипосторонамсвета)

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Специфические особенности опытного участка (близкое расположениеили пересечение опытного поля автотрассой, линией электропередач, лесополос,каналов,залегание

грунтовыхвод и т.д.)_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Расстояние до опытного участка (км) (от школы, от других объектов)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Условия проведения опыта

Почвы (тип почв, содержание гумуса и основных элементов питания (N, P и

К), реакция почвенного раствора (рН), мощность гумусного горизонта (А+В)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Предшественникиопытногоучастка(за2-3года)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Наличие орошения (источники, запас воды) и вид орошения (полив побороздам,

дождевание,вручнуюидр.)___________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Погодные условия за годы исследований (продолжительность теплых и

холодных периодов, выпадение атмосферных осадков, относительная влажность

воздуха, явленияжары и засухи, сроки последних весенних и первых осенних заморозков на почве ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика проведения опыта

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА ОПЫТА

на схеме указать номера делянок опыта во всех повторностях с ориентацией по

сторонам света.

 

 

Количество повторностей в опыте (от 3-5):________________

Размер делянок в опыте:

длина (м)_____________________________

ширина (м) __________________________

площадь (м2)__________________________

Количество рядков на делянке (шт.): _______________________

ширина междурядий (м)_______________

Количество растений:

в одном рядке (шт.)___________________

на делянке (шт.)_____________________

Расстояние между растениями

в ряду (см)___________________________

Площадь опытного участка:

общая (м2)__________________________

В том числе:

учетная (м2)_________________________

защитная (м2) _______________________

дорожек (м2) ________________________

Фенологические наблюдения

Даты фаз развития растений

варианта повторностей                

1

1                
2                
3                
Сумма, среднее значение                  

2

1                
2                
3                
Сумма, среднее значение                  

3

1                
2                
3                
Сумма, среднее значение                  

Биометрические измерения

 

№ п/п

Наблюдаемые параметры по периодам проведения измерений (для лука)

варианта

Повторностей

                       

1

1                        
2                        
3                        
Сумма, среднее значение                          

2

1                        
2                        
3                        
Сумма, среднее значение                          

3

1                        
2                        
3                        
Сумма, среднее значение                          

 

 

Учет общего урожая в опыте

№ п/п

Учетная площадь,м ² Урожай с делянки, кг Урожай с 1м ²,кг В пересчете на 1 га, ц/га
варианта повторностей        

1

1        
2        
3        

Сумма, среднее значение

       

2

1        
2        
3        

Сумма, среднее значение

       

3

1        
2        
3        

Сумма, среднее значение

       

 

Урожай на учетных делянках убирают после удаления урожая с защитных делянок опыта.

Урожай убирают с соблюдением основных требований – одновременность и один способ уборки для всех вариантов опыта.

Различные методы уборки урожая в одном опыте допускаются лишь приизучении самих способов уборки

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задание 1.Согласны ли Вы с утверждениями:

1. Право ученого — свобода, а его обязанность — правдивость. (Л. Гиршфельд)

2. Украсть у кого мысли бывает часто преступнее, чем украсть у кого деньги. (Ф.М. Вольтер)

3. Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. (П.Л. Капица)

4. Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира.(И. И. Артоболевский)

Обоснуйте свое мнение.

Задание 2. Заполните пропуски в определении

АГРОНОМИЯ (от греч. agrós — поле и nómos — закон), комплекс наук о возделывании__________, повышении плодородия ___________и урожайности, рациональном использовании сельскохозяйственных угодий.

 

Задание 3.Дополни известные тебе разделы современной агрономии.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.238 с.)