Дидактическая модель развивающего обучения Л.В. Занкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая модель развивающего обучения Л.В. Занкова



Концепция Л.В.Занкова основывается на четырех главных положениях:

1) обучение на высоком уровне трудности. '    

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) продвижение вперед быстрым темпом:

4) осознание учеником процесса учения.

При соблюдении этих четырех принципов, утвер­ждает Л.В.Занков, обучение будет ориентировано на зону ближайшего развития ученика, а, следовательно, поведет его за собой, будет заметно ускорять умствен­ное развитие.

Первое из названных требований - обучение на вы­соком уровне трудности - вытекает из диалектико-материалистического положения о том, что движущими силами развития являются противоречия. Одним из них является противоречие между возникающими у ребенка новыми потребностями, стремлениями и имеющимися возможностями для их удовлетворения. Отсюда некото­рое опережение потребностями достигнутого уровня овладения средствами для их удовлетворения побуждает ребенка к овладению новыми способами действий, спо­собствует его развитию. Следовательно, обучение нуж­но организовывать так. чтобы учащиеся всегда испыты­вали необходимость в преодолении посильных трудно­стей. Следует отметить, что речь в данном случае идет именно о трудности, а не о сложности учебных заданий. Если сложность определяется, обычно, числом и после­довательностью операций, необходимых для достиже­ния результата, и является объективной характеристи­кой действия, то трудность определяется прежде всего степенью новизны, т.е. эго субъективная характеристика. Понятно, что степень трудности учебного задания должна соответствовать зоне ближайшего развития школьника.

Ведущая роль теоретических знаний ведет к резкому повышению удельного веса познавательной стороны обучения, делает ведущим дедуктивный путь формиро­вания понятий. Задача школы - формировать теоре­тическое мышление, теоретическое обобщение. Иссле­дованиями В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе. Такой подход позволяет ученикам раньше усвоить знания общего и абстрактного характе­ра и уже из них выводить более частные и конкретные знания. При этом ученики не только приобретают более глубокие и содержательные знания, но и обеспечивается высокий уровень их интеллектуального развития, воспитывается положительное отношение к учению, усиливается его мотивация

Темп продвижения вперед в изучении учебного ма­териала, как показали исследования, не только сильно влияет на мотивацию учения, но в значительной мере определяет и ход умственного развития ребенка. В са­мом деле, в соответствии со взглядами Л.С.Выготского, для того, чтобы обучение могло ускорять развитие, оно должно ориентироваться на зону ближайшего развития ученика. Но в процессе освоения школьником новых действий происходит сдвиг в развитии и эта зона стано­вится зоной актуального развития. Если мы задержимся в обучении на этом уровне, то обучение перестанет быть стимулом развития, перестанет ускорять его. Разумеет­ся, говоря о быстром темпе продвижения в обучении, следует делать его разумно быстрым, т.е. не выходящим за пределы зоны ближайшего развития.

Осознание учеником процесса учения оказывает за­метное влияние на развитие школьника. Главную роль при этом играет, по-видимому, то, что ускоряется и по­вышается качество формирования познавательных уме­ний и навыков, так как вместо попутного научения тем или иным действиям познавательного характера, про­исходит сознательное, целенаправленное овладение ими. Как показал опыт Л.В.Занкова, эту работу можно начинать уже в начальной школе, естественно с учетом возрастных особенностей детей.

 

+схемы 146-147

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.005 с.)