Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место исихолого-педаг-ой диагностики в структуре психолого-педаг-г o сопров-ияреб.снаруш-ми речи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Место исихолого-педаг-ой диагностики в структуре психолого-педаг-г o сопров-ияреб.снаруш-ми речи. Успешное восп-ие, обучение, соц-ая адаптация реб. с иаруш. разв. зависит от правильной оценки его возм-ей и особ-ейразв-я, Эту задачу решает крмплексиая ППД наруш.разв-ия. она явл. первым и очень важным этапом в сис-мемеропр-ий, кот-е обеспеч-ют спец. обучение, кор-пед. и психол. помощь. Именно психодиагника нар-ийразв-ия позволяет выявить детей с недостатками разв-ия, опред-ть оптимальный пед-ий маршрут, обеспечить инд. псих-педаг-оесопров-иереб.Сегодня роль психодиагн. наруш-й разв. очень важна 85% детей рожд-ся снедостатками разв-я и неблагополучным сост-ем здор-я, из них не менее 30% нужд-ся вкомплексной реабилитации. Кол-во детей, которым треб-сякор-пед помощь, достигает в дошк.
Возрастание роли психол-го и педаг-гоисслед-ии в диагностике наруш-й разв-ия. В наст.времяздор-е дет. насел. В РБ представляет серьёзную соц-ую проблему. Имеется стойкая тенденция к увелич-ию числа детей с 3-й гр. зд-я, среди кот-х часто встреч-сянаруш. ОДА, серд-сосуд. сис-мы, органов пищев-ия, аллерг-их проявлений. 12-19% дет.дошк. возр, имеют разл-ые псих, растр-ва. Всего в дошк. возрасте 25% нужд.в МПП помощи. Среди уч-хся около 30% нужд-ся в спец. кор. Помощи, а свыше 60% относ-ся к «гр. риска». Увелич-ся кол-во детей с множ-ми наруш, кот.нельзя отнести ни к одному виду дизонтогенеза. Актуально, что значит-ую по числу группу сост-ют дети с нерезко выражен-ми, а следоват-но трудно выявляемыми отклонениями в развитии. По этой причине часто возникают трудности в обучении реб, носящие стойкий хар-ер. Категория детейт с миним-ми наруш. представлены след-ми; дети с миним. наруш. слуха, зрения, дети с HP, ЗПР, с психоподобными формами поведения, неврозами, с лёгкими проявлениями двигат-ой патологии вследствие ДЦП, шизофрения, эпилепсия, аутизм. Такие дети сост-ют самост-ую категорию, заним-ие промежуточно переходное положение между нормой и нарушенным развитием. Данные наруш-ия могут возникнуть в процессе обучения реб. наразныхэтапех и тогда требуется их своевременное выявление и глубокое псих-педаг-ое изучение реб. для оказания своевр-ой помощи. Т. обр. роль псих-го и пед-гоисслед. В с-ме образ-ияпост-но возрастает.
Виды и функции диагноза. Понятие «диагноз» в псих-педдиагн-ке имеет комплексный хар-р и на основе принципа комплексного подхода к изуч-ию детей разл-ют сле-ие виды диагноза: 1) Медицинский — это чёткое опред-иесост-я здор-я реб. в соответствии с МКБ — 10 и др. норм-ми докум-ми, кот.выраж-е в медиц. терминологии и (или) шифре. 2) Психолог-ий диагноз — различают в этом понятии функциональный диагноз и типологический. Психол-й диагноз явл. основным итогом псих-пед. обсслед-ия, а также частью анализа результата и заключения, кот.сост-сяспециал-ми ПМПК. Именно психол-й диагноз опред-етобразоват-й маршрут реб. При постановке психол. диагноза необходимо одноврем-но видеть и особен-типроявл-ияразв-я и их причины и компенсаторные возм-ти самого реб. и среды. 3) Выдел-сяфункцион-й диагноз - это комплексная хар-ка инд-х особ-ейпсихо-соц. разв-я реб. Функц-й анализ вкл-ет оценку реального вклада и конкретных проявлений церебр-органич-х растройств и качества сформир-тиосн-х соц-х навыков. Этот диагноз выделил коробейников. При всех достоинствах этого диагноза в нём не выдел-ся достаточно места для сугубо психол-го (педаг) диагноза, поэтому он выглядит достаточно обобщённым и затрудняет дальнейшее плонированиесис-мы помощи реб. 4) Типологич-й диагноз. Он заключ-ся в определении места и знач-ияполуч-х данных целостной, динамич-й картине разв-я реб, т.е. типологии, основанной на изучении реальных форм и механизмов дет-горазв-я. данный диагноз продуктивен и для психолоera и педагога.т.к. позволяет выделить их деят-ть в отдельные содержательные области в рамках модели псих-пед помощи для конкретного реб.
Требования к проведению обслед-ия лиц с HP. При организ-ии проведения процедуры обслед-ия необходимо учит-ть след-ие требования: 1)процедура обслед-ия должна стр-ся в соотв-ии с особ-ми возраста реб. 2) методики должны быть удобны для использ-ия, иметь возможность обработки данных. 3) анализ полученных рез-ов должен быть качественным. 4) выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способ-тью отражать уровни сформир. псих-х функций, нарушение кот-х хар-но для детей с наруш-ми речи. 5) для получения достоверных рез-ов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание педагога и реб. 6) для оптимизации процедуры обслед-ия следует продумать порядок предьявления диагн-их заданий.
22. Орган-ия и сод-ие работы по выявлению детей с ОПФР и комплектованию спец-х учрежд-й. Порядок выявления детей с ОПФР опред-ся инструкцией о порядке выявления детей с особ-ми психофиз-горазв-ия от 2011 г. Выявление детей с ОПФР осущ-ся в процессе диагностики в рамках кот. провод-ся псих-медико-педагог-ое обслед-ие детей. ПМП Обслед пров-ся комиссионно и только с согласия и в присутствии родителей или законных предст-ей реб. Для проведения ПМП Обсл. необходимы след-ие документы: 1) медиц-ая выписка из документов. 2) мед.справка о сост. здоровья. 3) педаг-ая характеристика. В ходе обслед-ия устанавлив-ся структура и степень тяжести физич-го или психич-го наруш-я реб. По результатам обслед-ия сост-ся заключение, кот.содержит: - описание структуры и тяжести физич. и психич наруш; - рекомендации об обучении и воспитании по программе спец-го образ-ия. Данное заключ-ие направл-ся в учреждение образования где в соотв-ии с кодексом об образ-ии в РБ формир-ся спец-ые или интегриров-ые классы, группы. Их наполняемость комплектуется в соотв-ии с кодексом об образовании РБ.
23. Диагн-ая деят-сть ЦКРОиР: нормативно-правовая база деят-сти. ЦКРОиР координирует деят-сть в сфере спец-го образ-ия, представляются органами здравоохранения при наличии диагноза с признаками физ-х и псих-х наруш-й и ссогласия законного представителя реб. с ОПФР. Целью диагностич-ой деят-ти ЦКРОиР явл. своевременное выявление детей с ОПФР. Психолого-медико-педаг-ое обслед-ие пров-ся ссогласия и в присутствии законных представителей детей. Необходимы след-ие документы: 1)выписка из мед.документов; 2) мед. справка о сост-ии зд-я; 3) педагог-ая характ-ка. В ходе общения устанавливается степень тяжести нар-ия у реб. след-им образом: - изучение характера протекания псих-х процессов; - выявление вторичных наруш-й; - опред-ие соответствия познават-ой деят-ти, повед. Нормативному развитию; - оценка уровня усвоения образоват-ых программ исформиров-ти соц-ых навыков. Результаты занос-ся в протокол обслед-ия, который подписывает руков-ль ЦКРОиР и комиссия, Затем после обсуждения комиссия сост-ет заключение: - описание структуры и степени тяжести наруш; - рекомендации по обуч. и воспит-ю. На заключении в письм-ом виде оформл-ся согласие или несогласие законного представителя с реком-ми по обуч. и восп-ю.
24. Общая хар-ка диагн-ой процедуры на псих-медико-педаг-ой
комиссии (ПМПК), ведение докум-ни, оформление заключения. Осн. целью ПМПК явл. обеспечение в образов-м учреждении диагностико-коррекц-го сопров-ия детей с ОПФР. В ПМПК входят специалисты разных областей: врачи, дефект-ги, психолог, соц. педагог. Изучение реб. на ПМПК начин.с запроса педагогов или родит-й. За реб. ведётся наблюдение в разных ситуациях. Проводятся индив-ые обследования специал-ми. На заседании ПМПК на основе всех данных составл-ся заключение, рекоменд-ии об образоват-ом маршруте в соотв-ии с особен-ми развития. При сост-ии заключения учит-ся след-ие условия: 1) эмоц-ое сост-ие реб. 2) понимание цели задания и инструкцию. 3) характер деят-ти (интерес.работоспос-ть, самоконтроль, использ-ие помощи), 4) реакцию на рез-т работы. В ПМПК необходима следующая документация: 1) журнал записи и учёта детей прошедших обследование. 2) журнал регистрации заключений и рекомендаций специал-ов. 3) дневник индив-го сопровождения. Рабочие материалы ПМПК: - регистрац-ый лист психолог-го обслед-ия (мл.дошк, ст. дошк, шк.). - протокол обслед-ия реб психолого-медико-педаг-ой комиссией (1-го г.ж., раннего возраста, дошк. возраста, от б до 18 лет).
25. Содержание диагн-ой деят-сти уч-логопеда в структуре ПМПК. В структуре ПМПК логопед осущ-ет логопед-ое обслед-ие. Он обследует артикуляц-ый аппарат, импрессивную речь (фонетич. слух, понимание слов, предложений, грамм.строй речи), экспрессивную речь (повторная, самост-ая), письменную речь. Логопед выявляет стр-ру реч-го дефекта и уровень реч-го недоразвития, дифференц-ет реч-ые наруш-я с состояниями, обусловленными различными депривациями. Результатом обслед-ияявл. данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести реч. дефекта и пометить путь его коррекции. Рез-ты обслед-ия фиксир-ся в «Речевой карте». По рез-ам диагностики логопед сост-ет на каждого реб. инд-ую программу логоп-ой работы и готовит логопед-ое представление на кажд. реб.
26. Особенности дифференц-го диагноза при реч-х наруш-х. Сущ-ют нек-ые трудности.1-ясостоит в дифференциации от нормы. Дети имеют множество сопутствующих проблем. Задержка разв. речи часто сопров-ся трудностями в чтении и письме, эмоц-ми и поведенч-ми растр-ми. Поэтому ранняя диагн-ка наруш-й разв. речи очень важна. 2-я трудность - дифференциация от умств-й отсталости или общей задержки разв-я. Если задержка речи — часть общего отставания умств-го разв-я, то надо исп-ть кодирование умств-й отсталости F70-F79. 3-я труд-ть -дифференциация от вторичных расстройств вследствие напр. тяжёлой глухоты или др. анатом-х наруш-й. Исследование реб. с речевым наруш. должно нач-ся с установления диагноза. Напр. Враннем возрасте трудно дифференц-ть с др. похожими формами реч-х растройств, таких как
27. Особ-стиизуч-я умств-го разв-я детей с разл. патогенетич-ми формами реч нар-й. Нужно чётко ограничивать моторную алалию и умств. отст-ть. При алалии реб. отстаёт в умств-ом разв-и, т.к. идёт ограничение общения реб. с окружающими. Умств-ая отсталость явл. Вторичным наруш-м. Отсутствие речи может привести к задержке умств-го разв-я. Сущ-ют общие критерии:!) позднее появление речи, 2) похожий лепет, 3) малый словарный запас. Но есть и отличия: дети алалики хорошо ориентир-ся в окруж-ем мире, они понимают речь, выполняют поручения и простые задания. С возрастом их речь приближается к нормальной, пассивный словарь больше активного. Исп-ют жесты, мимику, интонацию. Дети с моторной ал алией хорошо выполняют невербальные задания. Их действия целенаправлены и в играх и в учебной деят-ти, они исп-ют помощь, контролируют своё поведение. Дети с умета, отст-тью не до конца понимают обращенную речь. Пассивный и активный словарь почти на одном уровне, они исп-ют примитивные жесты, плохо ориентир-ся в заданиях, автоматизация звуков затруднена, нет целенапр-сти в деят-сти, не исп-ют помощь, не контрол-ют себя. Необх-мо также различать алалию и задер. реч. разв-я. ЗРР может быть связана с педагог-ой запущен-ью или с соматич-ой ослабленностью. При правильном построении кор-ой работы дети могут преодалеть речевую задержку. У них есть речевая мотивация и нет структурных наруш-й. Дети алалики имеют органич-ое наруш-е ЦНС. Треб-ся кор-пед работа, речевое недоразвитие не исчезает полностью, даже на системат-ие занятия логопеда. Эти дети не имеют реч-ой мотивации. В речи нет логической связи, нарушена слоговая стр-ра слова.
28. Дифференц-аядиагн-ка реч-х наруш-й (разл-ых типологических вариантов) с состояниями, обусловл-ми сенсорной и интел-ой депривацией. Сущ-ют трудности при дифференциации реб. с сенсорной алалией (трудность понимания им обращенной речи) и реб. с наруш-м слуха (труд-ть различения обращенной речи). Для реб. с сенсорной алалией хар-рно непостоянство слух-й функции, громкость обращенной речи не улучшает понимания, слуховые аппараты вызывают дискомфорт, их беспокоят внешние звуки - повышенная чувств-ть к звукам, подражание звукам не постоянно и зависит от ситуации, нет предметной соотнесённости слышимых и произносимых слов, нормальный голос, интонация, но на контакт идут сложно. Тугоухие дети: имеют устойчивый ур-нь слуха, ниже кот-го звуки не воспринимают, громкость обращенной речи улучшает её понимание, сигналы извне их не тревожат, они их не слышат; использ-ие слуховых аппаратов улучшает восприятие речи. Устанавливают связь между словом и предметом. Голос приглушен, в речи нет интонации и эмоц-ой окраски, но контакт с этими детьми наладить легче.
Сенсомоторная сторона речи. Фонематический слух. Са-ша__________ша-са___________ За-жа___________жа-за___________ Ча-тя_____ _______та-да-та______ (проверить как ребенок повторяет это) Артикуляционная моторика. Грамматический строй речи. Добавление предлогов. Лена наливает чай … чашку._________ Лодка плывёт … озеру._____________________ Верификация предложений. Девочка гладит утюгом.______________ Дом нарисован мальчик.______________ Образование существительных множественного числа И.п. и Р.п. 4. Навыки словообразования и словаря. Место исихолого-педаг-ой диагностики в структуре психолого-педаг-г o сопров-ияреб.снаруш-ми речи. Успешное восп-ие, обучение, соц-ая адаптация реб. с иаруш. разв. зависит от правильной оценки его возм-ей и особ-ейразв-я, Эту задачу решает крмплексиая ППД наруш.разв-ия. она явл. первым и очень важным этапом в сис-мемеропр-ий, кот-е обеспеч-ют спец. обучение, кор-пед. и психол. помощь. Именно психодиагника нар-ийразв-ия позволяет выявить детей с недостатками разв-ия, опред-ть оптимальный пед-ий маршрут, обеспечить инд. псих-педаг-оесопров-иереб.Сегодня роль психодиагн. наруш-й разв. очень важна 85% детей рожд-ся снедостатками разв-я и неблагополучным сост-ем здор-я, из них не менее 30% нужд-ся вкомплексной реабилитации. Кол-во детей, которым треб-сякор-пед помощь, достигает в дошк.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.022 с.) |