Oc н-ые методы псих-иед-ой диагн-ки лиц с наруш-ми речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Oc н-ые методы псих-иед-ой диагн-ки лиц с наруш-ми речи.



Диагиост-Й обуч-ий эксперимент. Осн. методами псих-пед диагностики лиц с наруш. речи явл: методы высокого уровня (кот.харак-ся определ-ой регламентом, стандартизацией. Надежностью, Позволяют собрать диагностич-ю информацию в относительно короткие сроки и в таком виде даёт возможность количеств-но и качеств-но сравнивать индивидов м/у собой), Это тесты, опросники, проективные методики, психофизилог-ие методики. 2) Малоформализованные методы, явл трудоёмкими, основанные на профес-ом опыте самого психодиагиоста - это маблюд-е, беседа, контент-анализ. 3) Объективный метод - тесты. 4) Субъективный метод - опросники, 5) Проективный метод - проективные методики, Экспериментально-психол-й подход явл, наиболее традиц-ым в психодиагн-ке наруш-го разв-я. Он предполагает изучение реб. с отклонениями в разв-и в ходе психэксперимента. Выдвинутое Выготс-м положение о том, что обучение ведет за собой развитие, обусловило создание различных вариантов обучающего экспер-та. позволяющих более объективно прогнозировать развитие реб. В одних вариантах обуч-го экспер-та эл-ты обуч-я вкл-ны в сам процесс психоэксперимента, в др. имеет место сочетание констатир-го экспер-та, чаще тестового, с обуче-ем, напраал-ым на получение новых зна-й и ум-й в спец. областях, позвол-их профес-но ориентировать реб. При такой схеме исслед-ия (тест-обучение-тест) эффект обуч-я получает опред-ое колич-ое выражение. Однако наибольшей информативностью обладают более трудоёмкие методики обуч-го экспер-та. Поэтому проведение таких исследований возможно лишь в спец, диагност-х группах. Спец-но для исслед-ия потенциальных возможн-ей детей 7-10 лег Иванова предложила методику обуч-го экспер-та. Методика предполагает иссп-ие двух наборов геометр. Фигур, разных по цвету, форме, величине. Реб. предлаг. Разложить карточки по одному признаку. Возможно неск. Вариантов. Затем происходит оценка рез-ов. При проведении псих-го обслед-ия реб. обуч-ий экспер-т можно орган-тъ используя и др. методики «Предметная классификация», «кубики Кооса» и др.

 

13. Дополн-ые методы псих-педаг-ой диагн-ки и особенности их испо-ия при изучении лиц с наруш-ми речи. К дополнит-м методам относят, беседу. Опрос, тестир-ие, анализ продуктов деят-ти. Они включ-ся в процесс проведения псих-педаг. диагн-ки с помощью осн. методов. Целью беседы явл. обмен мнениями о психолог-ом разв-и реб, о причинах, проблемах. По её результатам намечается план дальнейшего обслед-ия реб. Требования к беседе: - побуждать у родителей интерес; -время и место провед-ия беседы; - активность родителей; - доверительное отношение; - участие обоих родителей; -выработать у род-ей реальных представлений о психофизич-их особен-ях реб; - спланировать новую встречу и опред-ую задачу беседы. Метод опроса. Здесь содерж-ся вопросы на кот. должны ответить родители в свободной форме или выбрать нужный ответ из вариантов. Напр. опросник для воспитателей, где оцениваются поведенческие качества реб. В нём 36 утверждений, а педагог отвечает «да» или нет. Оценивается по баллам «О балла -признак поведения отсутствует. «16.» - есть в средней степени; «2 б.» выражен в существенной степени. Сумма балов — степень выраженности у реб. поведенческих нарушений. Один из методов — тестирование. Тест - это стандартный набор заданий, с кот-ми работает испытуемый. Задания даются в опред-ой последоват-ти. Тест обладает таким качеством как надёжность. Сущ-ют тесты: «Матрицы Равена», «Креативность», «Тест Векслера».

 

14. Эксперимент-ые методики исслед-ия когнитивной, эмоц-волевой и личностной сфер у лиц с НРечи. Основные эксперим-ые методики описаны Рубинштейн в её работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике». Среди них особую популярность получили такие методики как «Кубики Кооса», «Исключение подходящего предмета», «Пиктограмма», «Доски Сегена» и др. Следует учитывать, что с помощью кажд. методики может быть получен материал о разл-х особенностях психики. Педагогу желательно владеть всеми эксперим-ми методиками, т.к. они явл. осн. приёмами изучения наруш. псих-й деят-ти. Важным условием применения эксперим-х методик явл. оказание реб. дозированной помощи во время обследования. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Общие правила, кот.при этом следует руководств-ся заключ-ся в след-ем: 1) сначала следует проверить, не окажутся ли эффект-ми более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстр. и обучению. 2) педагогу не следует быть многословным. 3) каждый акт помощи должен вноситься в протокол.

 

15» Комплексный подход к изучению лиц с наруш. речи (HP). Основным принципом диагностики явл. комплексный подход. Он означает требование всесто-го обследования и оценки особенностей разв-я реб. всеми необходимыми специал-ми: врачами, деффект, психол-ми. Он охватывает не только познават-ую деят-ть, но поведение, эмоции, волю, а также сост-ие зрения, слуха, двигат-ой сферы, неврологич. статус, соматическое сост-ие. Т. обр. можно сказать, что изучение реб. включает как медицинское, так и псих-пед. обследование. Медицинское обслед-ие провод-ся врачами: педиатором, невропат-ом, детским психиатром, лором, офтальмологом. Псих-пед. изучение реб. осущ-ся дефектологом и психологом.

 

16. Меднц-ое обследование в системе комплексного изучения лиц с HP. Меднц-ое обслед-не начин. с изучения данных анамнеза. Анамнез собир-ся врачом и составл-ся на основании ознакомления с докум-ей реб. и беседы с родит. В семейном анамнезе анализ-ся сведения о семье реб, и наследств-ти, сем-бытовые условия, взаим-ия в семье. Личный анамнез реб. учитывает как протекала у матери берем-сть, затем отмеч-ся перенесённые реб. забор-ия. В процессе мед-го обслед-ия реб. устан-ся наличие врождённых и приобр-ых пороков разв-я. Исслед-ся сост-ие полости рта, дых-ой, серд-сосуд. мочеполовой систем, аллерг-ие реакции. Мед-ое обслед-ие предполагает: невролог-ое обслед-ие врачом невропатол-м (здесь обращ-ся в ним. на особ-ти формы лица, черепа; исслед-ся черепно-мозговые нервы, далее — двигат-ая сфера, различные виды чувствит-ти, в беседе выясн-ся сост-ие вегетативной с-мы, т.е. переносимость жары. Холода. Снижение аппетита). Итог осмотра реб. врачом-невропат-ом — неврологич-й диагноз. Дополнительные сведения могут быть получены при исп-ии краниографии (устан-ся врождённые дефекты костей черепа), электрорэнцефалография (ЭЭП — регистр-ет биотоки мозга. И эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — ультрозвуковой метод исслед-ия. При установлении влияния на разв-е реб. того или иного дефекта очень важны данные о сост-ии зд-я. Офтальмологнч-ое обслед-ие включает опрел-ие остроты зрения, сост-е глазного дна. Исслед-ся цветовое зрение, глазодвигат-ые функции. Отоларингологич-ое обсл-ие — врач выясняет спос-ть реб. воспринимать на слух шёпотную и разговорную речь.,опред-ет макс-ое расстояние с кот.реб. может восприт-ть на слух и воспроизвести учлышанные врачом слова и фразы. Психическое сост-ие оцен-ся детским психиатром (психоневрологом). Здесь отмеч-ся особ-ти внешнего вида и поведения реб.,анализир-ся отношение к беседе, ориент-ка в месте, во времени и собственной личности. Особ-ти интел-го разв. реб. исслед-ся в процессе психол-го, педаг-го и логопед-го обслед-ия. Т. о. меднц. обсл. реб. и устан-ие клинич-го диагноза вьшолн-ся врачами, но педагог и психолог должны знать получ-е данные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.005 с.)