Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Oc н-ые методы псих-иед-ой диагн-ки лиц с наруш-ми речи.
Диагиост-Й обуч-ий эксперимент. Осн. методами псих-пед диагностики лиц с наруш. речи явл: методы высокого уровня (кот.харак-ся определ-ой регламентом, стандартизацией. Надежностью, Позволяют собрать диагностич-ю информацию в относительно короткие сроки и в таком виде даёт возможность количеств-но и качеств-но сравнивать индивидов м/у собой), Это тесты, опросники, проективные методики, психофизилог-ие методики. 2) Малоформализованные методы, явл трудоёмкими, основанные на профес-ом опыте самого психодиагиоста - это маблюд-е, беседа, контент-анализ. 3) Объективный метод - тесты. 4) Субъективный метод - опросники, 5) Проективный метод - проективные методики, Экспериментально-психол-й подход явл, наиболее традиц-ым в психодиагн-ке наруш-го разв-я. Он предполагает изучение реб. с отклонениями в разв-и в ходе психэксперимента. Выдвинутое Выготс-м положение о том, что обучение ведет за собой развитие, обусловило создание различных вариантов обучающего экспер-та. позволяющих более объективно прогнозировать развитие реб. В одних вариантах обуч-го экспер-та эл-ты обуч-я вкл-ны в сам процесс психоэксперимента, в др. имеет место сочетание констатир-го экспер-та, чаще тестового, с обуче-ем, напраал-ым на получение новых зна-й и ум-й в спец. областях, позвол-их профес-но ориентировать реб. При такой схеме исслед-ия (тест-обучение-тест) эффект обуч-я получает опред-ое колич-ое выражение. Однако наибольшей информативностью обладают более трудоёмкие методики обуч-го экспер-та. Поэтому проведение таких исследований возможно лишь в спец, диагност-х группах. Спец-но для исслед-ия потенциальных возможн-ей детей 7-10 лег Иванова предложила методику обуч-го экспер-та. Методика предполагает иссп-ие двух наборов геометр. Фигур, разных по цвету, форме, величине. Реб. предлаг. Разложить карточки по одному признаку. Возможно неск. Вариантов. Затем происходит оценка рез-ов. При проведении псих-го обслед-ия реб. обуч-ий экспер-т можно орган-тъ используя и др. методики «Предметная классификация», «кубики Кооса» и др.
13. Дополн-ые методы псих-педаг-ой диагн-ки и особенности их испо-ия при изучении лиц с наруш-ми речи. К дополнит-м методам относят, беседу. Опрос, тестир-ие, анализ продуктов деят-ти. Они включ-ся в процесс проведения псих-педаг. диагн-ки с помощью осн. методов. Целью беседы явл. обмен мнениями о психолог-ом разв-и реб, о причинах, проблемах. По её результатам намечается план дальнейшего обслед-ия реб. Требования к беседе: - побуждать у родителей интерес; -время и место провед-ия беседы; - активность родителей; - доверительное отношение; - участие обоих родителей; -выработать у род-ей реальных представлений о психофизич-их особен-ях реб; - спланировать новую встречу и опред-ую задачу беседы. Метод опроса. Здесь содерж-ся вопросы на кот. должны ответить родители в свободной форме или выбрать нужный ответ из вариантов. Напр. опросник для воспитателей, где оцениваются поведенческие качества реб. В нём 36 утверждений, а педагог отвечает «да» или нет. Оценивается по баллам «О балла -признак поведения отсутствует. «16.» - есть в средней степени; «2 б.» выражен в существенной степени. Сумма балов — степень выраженности у реб. поведенческих нарушений. Один из методов — тестирование. Тест - это стандартный набор заданий, с кот-ми работает испытуемый. Задания даются в опред-ой последоват-ти. Тест обладает таким качеством как надёжность. Сущ-ют тесты: «Матрицы Равена», «Креативность», «Тест Векслера».
14. Эксперимент-ые методики исслед-ия когнитивной, эмоц-волевой и личностной сфер у лиц с НРечи. Основные эксперим-ые методики описаны Рубинштейн в её работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике». Среди них особую популярность получили такие методики как «Кубики Кооса», «Исключение подходящего предмета», «Пиктограмма», «Доски Сегена» и др. Следует учитывать, что с помощью кажд. методики может быть получен материал о разл-х особенностях психики. Педагогу желательно владеть всеми эксперим-ми методиками, т.к. они явл. осн. приёмами изучения наруш. псих-й деят-ти. Важным условием применения эксперим-х методик явл. оказание реб. дозированной помощи во время обследования. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Общие правила, кот.при этом следует руководств-ся заключ-ся в след-ем: 1) сначала следует проверить, не окажутся ли эффект-ми более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстр. и обучению. 2) педагогу не следует быть многословным. 3) каждый акт помощи должен вноситься в протокол.
15» Комплексный подход к изучению лиц с наруш. речи (HP). Основным принципом диагностики явл. комплексный подход. Он означает требование всесто-го обследования и оценки особенностей разв-я реб. всеми необходимыми специал-ми: врачами, деффект, психол-ми. Он охватывает не только познават-ую деят-ть, но поведение, эмоции, волю, а также сост-ие зрения, слуха, двигат-ой сферы, неврологич. статус, соматическое сост-ие. Т. обр. можно сказать, что изучение реб. включает как медицинское, так и псих-пед. обследование. Медицинское обслед-ие провод-ся врачами: педиатором, невропат-ом, детским психиатром, лором, офтальмологом. Псих-пед. изучение реб. осущ-ся дефектологом и психологом.
16. Меднц-ое обследование в системе комплексного изучения лиц с HP. Меднц-ое обслед-не начин. с изучения данных анамнеза. Анамнез собир-ся врачом и составл-ся на основании ознакомления с докум-ей реб. и беседы с родит. В семейном анамнезе анализ-ся сведения о семье реб, и наследств-ти, сем-бытовые условия, взаим-ия в семье. Личный анамнез реб. учитывает как протекала у матери берем-сть, затем отмеч-ся перенесённые реб. забор-ия. В процессе мед-го обслед-ия реб. устан-ся наличие врождённых и приобр-ых пороков разв-я. Исслед-ся сост-ие полости рта, дых-ой, серд-сосуд. мочеполовой систем, аллерг-ие реакции. Мед-ое обслед-ие предполагает: невролог-ое обслед-ие врачом невропатол-м (здесь обращ-ся в ним. на особ-ти формы лица, черепа; исслед-ся черепно-мозговые нервы, далее — двигат-ая сфера, различные виды чувствит-ти, в беседе выясн-ся сост-ие вегетативной с-мы, т.е. переносимость жары. Холода. Снижение аппетита). Итог осмотра реб. врачом-невропат-ом — неврологич-й диагноз. Дополнительные сведения могут быть получены при исп-ии краниографии (устан-ся врождённые дефекты костей черепа), электрорэнцефалография (ЭЭП — регистр-ет биотоки мозга. И эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — ультрозвуковой метод исслед-ия. При установлении влияния на разв-е реб. того или иного дефекта очень важны данные о сост-ии зд-я. Офтальмологнч-ое обслед-ие включает опрел-ие остроты зрения, сост-е глазного дна. Исслед-ся цветовое зрение, глазодвигат-ые функции. Отоларингологич-ое обсл-ие — врач выясняет спос-ть реб. воспринимать на слух шёпотную и разговорную речь.,опред-ет макс-ое расстояние с кот.реб. может восприт-ть на слух и воспроизвести учлышанные врачом слова и фразы. Психическое сост-ие оцен-ся детским психиатром (психоневрологом). Здесь отмеч-ся особ-ти внешнего вида и поведения реб.,анализир-ся отношение к беседе, ориент-ка в месте, во времени и собственной личности. Особ-ти интел-го разв. реб. исслед-ся в процессе психол-го, педаг-го и логопед-го обслед-ия. Т. о. меднц. обсл. реб. и устан-ие клинич-го диагноза вьшолн-ся врачами, но педагог и психолог должны знать получ-е данные.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.005 с.) |