Проблемно-управленческие деревья. То, что мы называем целеполаганием, проблемной идентификацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемно-управленческие деревья. То, что мы называем целеполаганием, проблемной идентификацией



То, что мы называем целеполаганием, проблемной идентификацией, декомпозицией, формулировкой проблемной линейки задач, их решени- ем рассмотрим на примере проблемно-управленческого дерева по про- екту «Демографический кризис в России: программа преодоления».


1. Этаж ценностей. Для демографии — это народосбережение, первей- шая задача государства.

2. Ценности порождают этаж целей, которых возникает несколько. В нашем случае их четыре: а) идейно-духовное состояние общества, б) национальная (цивилизационная) идентичность государства, в) роль и качество государственной политики, г) социально-ма- териальный уровень.

3. Цели позволяют через факторный анализ, о котором мы говорили выше, идентифицировать проблемы. Как правило, на каждую цель возникает несколько проблем.

Проблемы сложные, агрегированные, их нужно декомпозировать на субпроблемы, которые в свою очередь тоже сложны и нуждаются в даль- нейшей декомпозиции: так возникают несколько, обычно до пяти-шести, этажей разложения.

Как происходит декомпозиция? Каждый раз задаются вопросы от чего зависит проблема, что ее формирует, эти вопросы задаются шаг за шагом на все новых уровнях субпроблем, что приводит к их дальнейше- му ветвлению.

Такое ветвление в принципе может идти до бесконечности, потому, что в ответе на вопрос «От чего зависит эта субпроблема?» можно дойти до мышей в подполье, которые своим шуршанием не дают спать какому- нибудь чиновнику, который в результате пишет какую-нибудь глупость и страна проигрывает войну. Есть такое стихотворение для ребятишек про гвоздь, которого в кузнице у Джека не хватило, в результате конница бежала, армия оказалась разбита.

Граница для ветвления устанавливается на том уровне, где последняя субпроблема приобретает, как мы говорим, вид атомизированной зада- чи, т. е. предполагает возможность ее решения.

Сколько в итоге может быть атомизированных задач? Многие сотни. В нашем демографическом проекте их было 168. Решений тоже бывает много, но меньше, чем задач, потому что одно решение может снимать несколько проблем. Решений много, они агрегируются в программы, в планы государственного управления.

Построив таким образом проблемно-управленческое дерево, про- ектируя цикл государственного управления, мы получаем возможность верификации, т. е. априорной проверки получаемого результата до на- чала практической реализации. Что для этого нужно? Нужна научно- обоснованная модель, позволяющая прогнозировать последствия при- нимаемых решений. Впервые я пытался реализовать этот подход еще в Комитете по экономической реформе Верховного Совета СССР. До сих пор в практике наших либералов и суперлибералов ничего подобного нет: ни системы нет, ни ценностей, ни целеполагания, ни комплекса, есть


лишь случайная, догматическая, несуверенная практика, которой к тому же управляют извне страны.

Если эти планы и программы верифицированы, т. е. перепроверены заранее, — то это и есть повестка и документы на реальном столе госу- дарственного управления. Именно так мы будем строить государствен- ное управление в будущей России.

Теперь посмотрите, пожалуйста, на реальное проблемно-управленче- ское дерево государственной экономической политики.

 

 

Это, на самом деле, еще и свернутое проблемно-управленческое дерево, где наверху ценности, цели, проблемы, этажи субпроблем. Поскольку это государственная экономическая политика, государство большущее, само- стоятельных экономических политик в виде треугольников здесь 33, а каж- дыйтреугольник — это ровно такое же большое проблемно-управленческое дерево. Внизу, на этаже задач, было идентифицировано 555 атомизирован- ных задач. Они получили соответствующие решения. Их тоже немало — 162, решения спакетированы в плановые управленческие программы.

На этапе реализации возникает необходимость в разработке и при-

нятии сотен проектов нормативно-правовых актов, оперативно-управ- ленческих, распорядительных решений, которые реализуют найденные решения.


 

 

 


А это календарный план, сетевой график реализации программ.

Хорошо видно, как связаны друг с другом различные решения. Ни одно из них выдернуть в отрыве от других нельзя. Все решения должны быть скомплексированы.

Я попрошу вас познакомиться с Проблемно-управленческими де- ревьями экономической политики России, которые вы найдете на сайте rusrand.ru в разделе «Библиотека», в пятом томе монографии

«Государственная экономическая политика»19. Там 33 схемы проблемно- управленческих деревьев, по числу направлений экономической полити- ки. Что это за направления?

1. Транспортная политика

2. Политика в сфере минерально-сырьевой базы

3. Энергетическая и энергосберегающая политика

4. Экологическая политика (экология как экономический фактор)

5. Политика в сфере информатизации и связи

6. Агропромышленная и сельскопоселенческая политика

7. Бюджетная и налоговая политика

8. Денежно-кредитная и банковская политика

9. Восстановление монетизации российской экономики и инвестици- онное стимулирование развития (инвестиционная политика)

10. Ценовая государственная политика

11. Антиинфляционная политика

12. Политика ценового регулирования

13. Политика управления государственным долгом

14. Политика управления внешними российскими инвестициями

15. Политика развития финансовых рынков

16. Оптимизация отраслевой структуры (политика диверсификации экономики)

17. Региональная политика

18. Конкурентная (структурно-размерная) политика

19. Политика регулирования монополий (естественные, государствен- ные)

20. Политика в сфере малого и среднего бизнеса

21. Политика в сфере деятельности хозяйствующих субъектов

22. Человек — средство и человек — цель: взаимодействие экономиче- ской и социальной политик

21. Политика в сфере доходов и оплаты труда

22. Пенсионная политика

23. Образование как фактор экономического развития России (полити-

ка в сфере образования)

 

19 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. и др. Государственная экономическая политика и Экономиче- ская доктрина России. К умной и нравственной экономике: в 5 т. М.: Научный эксперт, 2008.


24. Политика в сфере ЖКХ и жилья

25. Политика в сфере демографии и здравоохранения

26. Политика занятости

27. Политика в сфере производительности труда

28. Политика в сфере экономики услуг

29. Политика в сфере модернизации основных фондов

30. Политика в сфере науки и инноваций

31. Государственная политика в сфере оборонно-промышленного ком- плекса

32. Внешнеэкономическая политика

33. Политика декриминализации российской экономики (противодей-

ствия коррупции и теневой экономике)

Посмотрите дерево «Региональная политика». Это про политику вы- равнивания развитости субъектов Российской Федерации, в результате которой благоденствовать будут не только нефтегазодобывающие регио- ны и столица, а все, потому что будет реализовываться принцип высшей ценности — территориальной справедливости.

Посмотрите дерево «Денежно-кредитная и банковская политика». Здесь о том, как будет меняться статус Центрального Банка России, сфе- ры его ответственности, откуда возьмутся кредитные инвестиционные ресурсы, как будет восстановлена суверенность финансовой системы на- шей страны.

Эти иллюстрации показывают, что грех на душу берут те, кто, будучи абсолютно неготовыми брать ответственность за людей, за страну, без специальных умений и серьезной подготовки, готовы стать хоть пре- зидентом, хоть премьером, хоть министром, кем угодно. Общего успеха в треугольнике «государство (на минуточку, это наша Россия, это наша Родина, это земля наших предков, политая потом и кровью, нам завещан- ная) — человек — общество» таким людям не достичь.

Эксперимент, который длится уже 18 лет и называется путинизмом, в этом случае дает абсолютную иллюстрацию всеобщей деградации. По- этому встает вопрос не только академический и теоретический, а вполне практический о профессиональном понимании, о нравственной ответ- ственности за то, что называется государственным управлением. Слава Богу, у нас в России это уже есть. И мы говорим: «Друзья! Объединяемся с этим проектом в руках и с ним претендуем на власть в стране, потому что без него дело опять придет к тому же самому, что и теперь!».

 

Вопросы для самопроверки и углубления полученного знания

1. Назовите три субъекта, учитываемые в государственной политике?

2. Что такое управление и государственное управление?


3. Дайте определение коррупции и политической коррупции?

4. Национальные интересы — это …. Дайте определение

5. Что такое проблема? Задача?

6. Можно ли планировать развитие без ценностей и целей?

7. Какие цели развития без государственного участия достигнуть не- возможно?

 

Занятие № 9

«Макробаланс страны»

Понятие «макробаланс страны» нам пришлось ввести для обобщен- ной оценки правильности государственной политики, поэтому в спра- вочниках или учебниках такого понятия пока нет. В четвертой теме

«Успешность страны» мы уже обсуждали агрегированные, обобщенные показатели, позволяющие определять правильной ли дорогой идет стра- на. Таких показателей может быть несколько, и сегодня речь об одном из них.

Литература, которую я рекомендую вам, это книжка: «Макробаланс страны как инструмент и реальность»20.

 

Макробаланс как инструмент

В слове « макробаланс» два корневых слова. «Макро» и «баланс». Макро — понятно. Микробаланс — это баланс в семье, баланс на пред- приятии. Может быть мезо — баланс (в субъекте федерации). Макроба- ланс — это баланс всей страны. А что такое баланс? Баланс — это что-то гармоничное, органичное, уравновешенное. Balance или equilibrium в ан- глийском — это прямо от эквилибристики.

Баланс — это слово, несущее в себе некий позитив. Если у колеса ма- шины, например, баланс — это угловое постоянство момента инерции — такой четкий критерий, физически измеримая величина, то у государ- ственного, семейного бюджета или бюджета хозяйствующего субъекта баланс — это когда расходы совпадают с доходами. Если они не совпада- ют, тогда бюджет разбалансирован, возникает дефицит. Критерий здесь другой, а именно нулевой дефицит бюджета.

Представьте себе эквилибриста на тросе или проволоке. Когда баланс наступает? Когда центр тяжести проходит точно через точку опоры. Если сместится — акробат упадет. То есть в любом контексте термин «баланс»

 

 

20 Сулакшин С. С. Кравченко Л. И. Макробаланс страны как инструмент и реальность. М.: Наука и политика, 2016. 93 с.


обязательно требует качественного ценностного критерия, который ука- зывает на позитив, достигаемый при балансе.

Так что такое баланс страны? В нашем контексте это структура рас- пределения созданных в стране благ между субъектами, вовлеченными в процесс создания и потребления этих благ. Что за субъекты? Народ. Государство. Сообщество частных собственников.

Какие качественные критерии должны определять макробаланс? Оче- видно, что в стране должно быть правильное, справедливое распределе- ние и потребление благ; население, элиты, политические акторы долж- ны быть удовлетворены таким распределением; причин для революций, конфликтов, протестов нет; страна развивается устойчиво; в ней куль- тивируется нравственность, социальность и справедливость. Вот такова макрохарактеристика понятия макробаланса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.028 с.)