Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуализация политического пространства.
Термин «политическое пространство», «политическое поле» начинает активно использоваться в категориально-понятийном аппарате западной политической науки с 80-х гг. ХХ в. В России в круг проблем исследования эта тема вошла чуть позднее - в 90-е гг. ХХ в.[46] В отечественной политологической и социологической литературе проблемы концептуализации политического пространства обсуждались в работах Г.В. Пушкаревой[47], Г.М. Заболотной[48], П.Н. Плугатаренко[49], О.В. Цветковой[50], Р.Ф. Туровского[51], И.Л. Прохоренко[52]. Российские политологи в основном придерживаются традиции понимания политического пространства как определенной (административно-географической) территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая жизнь или политическое влияние[53]. Подобное административно-географическое понимание политического пространства является вполне естественным. Оно позволяет проинтерпретировать значение территориального фактора в политических процессах, показать его роль в создании политических движений, в способах организации политических взаимодействий. Однако, с позиции современных отечественных политологов, в условиях глобализации эвристические возможности интерпретации политического пространства как территориального “контейнера” резко сужаются и возрастает интерес к социологической интерпретации политического пространства[54]. При этом большинство политологов (вслед за социологами) рассматривают политическое пространство как подвид социального пространства. Эта традиция берет свое начало еще с П. Сорокина, который считал, что политическое пространство фиксирует дистанции и различения в области формирования, функционирования и развития политических властных отношений, т.е. охватывает не все многообразие социальных различений, а лишь те из них, которые связаны с политикой как особой системой взаимосвязей и взаимодействий в обществе. Согласно позиции П. Бурдьё, социальное пространство складывается как суперпозиция различных полей, в частности «поля политики». Методологическая установка понимания политического пространства как подвида социального пространства определяет последующую методологическую базу отечественных политологов. Они пытаются исходить из той или иной концепции социального пространства, редуцируя социальное к политическому. В частности Г.В. Пушкарева, настаивая на плодотворности социологической концепции политического пространства, тяготеет к концепциям стратификации П. Сорокина и структурно-генетической концепции П. Бурдьё[55]. Однако, она осознает «подводные камни» такой позиции, обусловленные тем, что:
- крайне сложно выделить методологически значимые политические различения, задающие политическую дистанцию в политическом пространстве согласно стратификационной концепции П. Сорокина; - нет подходящего объективированного инструментария для оценки культурного, социального и символического капиталов в структурно-генетической концепции П. Бурдьё; - отсутствие совпадения интерпретации одного и того же политического феномена наблюдателем (исследователем) и самим политическим актором (П. Бурдьё назвал возникающее в этой связи противоречие «фундаментальной эпистемологической ошибкой»)[56]. Пытаясь избежать проблемы многомерности политического пространства как подвида социального, отдельные отечественные политологи, основываясь на известных зарубежных традициях, сводят политическое пространство к конкретным моделям, например, «центр – периферия»[57], «фронтирной»[58]. Есть отечественные исследователи, которые пытаются ввести новое понятие, в частности «социально-политическое пространство»[59]. Автор этого термина – социолог – утверждает, что исследование социально-политического пространства «только в рамках политологического подхода не раскрывает всего смыслового содержания этой категории. Социально-политическое пространство является видовой формой социального пространства и взаимосвязано с ним как часть с целым»[60]. Таким образом, введение термина «социально-политическое пространство» обусловлено только одним – указать на приоритеты социологического подхода к исследованию политических феноменов. Социально-политическое пространство рассматривается в контексте социологической проблемы социальных взаимодействий. Социально-политическое пространство описывается степенью глубины политических дистанций и дистанции власти [61]. Характер многообразных политических взаимодействий, принимающих форму открытого или скрытого конфликта, сотрудничества, а также природу отношений власти рассматривается в контексте обменной парадигмы. Социально-политическое пространство конструируется в процессе обмена политическими практиками[62], политически значимыми ресурсами[63].
Методология авторов в исследовании политического пространства Оренбургской области в 2010-2015 гг. будет исходить, преимущественно, из концепции П. Бурдьё. То есть будут выделяться основные политические акторы, оцениваться их экономический, культурный, социальный и символический капиталы, которые позволяют им реализовать свою власть. При этом будет затронута «центр-периферийная» проблематика, где позиция авторов в значительной степени близка к позиции Ш. Эйзенштадта, то есть во главу угла будет поставлен вопрос о влиянии центра на развитие периферии. Будет использована частично и инвайронментальная концепция, поскольку будут использованы оценки отношений региональной власти с федеральным центром и с другими регионами, а также конфликты внутри власти и власти с общественностью.
1.3. Основные факторы формирования политического пространства Оренбуржья в 2010-2015 гг.
В каком смысле можно говорить о политическом пространстве Оренбуржья, учитывая существующую в Российской Федерации вертикаль власти? Возможна ли на территории данного субъекта РФ относительно локализованная политика? Не сводится ли политика на территории Оренбургской области к простому администрированию из федерального центра? Для федерального центра вполне естественно стремиться к унификации политических практик на территориях субъектов. Однако, несмотря на проводимую федеральным центром политику унификации российских регионов и продолжающееся «сжатие» политического поля на региональном уровне, можно говорить о формировании в России региональных политических пространств. Особенности и этапы развития того или иного регионального политического пространства в России зависят от многих разнонаправленных и неравнозначных факторов, включающих в себя и политических акторов, и политические институты, и ресурсы, и стратегии политического участия и др. Политическое пространство в любом российском регионе формируется во многом федеральным центром. Этому способствует и экономическая зависимость от центра большинства российских регионов, и процедуры формирования политических элит в регионах. Поэтому говорить о какой-то степени автономии того или иного регионального политического пространства пока не приходится. Все региональные политические пространства крепко встроены в существующую централизованную и вертикальную систему государственного управления современной Российской Федерации. Существующее в стране законодательство и практики властвования оставляют российским регионам гораздо меньшее пространства для выбора собственных модификаций институционального дизайна, нежели это имело место в 1990-е гг., вошедшие в историю как время «парада суверенитетов»[64]. Однако, в каждом российском регионе, наряду с общими практиками распределения и реализации власти, формами политической борьбы, основными конфликтами, существуют и специфичные политические практики, которые в разной степени отвечают общенациональным трендам политического участия. Именно в этом смысле – в смысле особенностей оценки и реализации политических практик (габитуса российского региона, если использовать терминологию П. Бурдьё) и позиции региона в российском политическом пространстве – можно говорить о политическом пространстве субъектов РФ, в частности, Оренбургской области [65].
В условиях выстроенной федеральным центром вертикали власти региональные политические пространства формируются вокруг особенностей экономической, исторической, социальной, культурной, этнической, географической и др. ситуаций. Учитывая это, возможно было бы уместнее говорить не о региональных политических пространствах, а о «различной степени дивергентности региональных политий современной Российской Федерации»[66]. В качестве особенностей, формирующих политическое пространство Оренбуржья, можно выделить: · полиэтничный и полирелигиозный состав населения; · наличие в субъекте федерации значительной ресурсной базы в виде топливно-энергетического комплекса (ТЭК); · отсутствие преемственности власти между нынешним главой региона и его предшественником, что дает повод говорить о повышенной конфликтности во взаимоотношениях элит; · средний уровень поддержки главы региона многонациональным населением; · воспроизводство подданнического типа политической культуры.
Оренбургская область представляет собой регион со специфическим типом политической и электоральной культуры. Население сбалансировано в плане возрастного состава, «молодежного бугра» (наличие которого нередко сопровождается ростом протестных настроений[67]), и предпосылок к его возникновению в ближайшие пять лет не наблюдается. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года учтено 2033,1 тыс. человек, постоянно проживающих в Оренбургской области. По численности населения Оренбургская область занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе и двадцать четвертое место в Российской Федерации. По сравнению с итогами переписи 2002 года (2179,5 тыс. человек) население области сократилось на 146,4 тыс. человек (6,7%)[68]. В исследуемый период 2010-2015 гг. продолжалась устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения Оренбургской области, что видно из данных Таб. 1.
Таблица 1.1 Численность населения Оренбургской области в 2010-2015 гг. (данные Росстата)
В Оренбургской области преобладает (59,7%) городское население и наблюдается тенденция усиления урбанизации, поскольку, несмотря на сокращение численности городского населения, растет его доля в общей численности населения (по данным переписи 2002 года доля городского населения составляла 57,8%[69]). По результатам Всероссийской переписи населения национальный состав Оренбургской области: русские – 75,9%, татары – 7,6%, казахи – 6,0%, украинцы – 2,5%, башкиры – 2,3%, представители других национальностей – 5,7%[70]. Несмотря на полиэтничность, ¾ населения Оренбургской области составляют русские. Для сравнения обратим внимание на национальный состав пограничных с Оренбуржьем российских регионов (Табл. 2) Таблица 1.2 Национальный состав пограничных с Оренбургской областью субъектов РФ (в %, данные Всероссийской переписи 2010 г.) [71]
Значительная протяженность границы с Казахстаном обусловили этническую особенность Оренбуржья – значительное число казахов и большая, чем в соседних субъектах РФ, доля украинцев. Доля русского населения чуть меньше, чем в соседних областях, но почти в 2 раза больше, чем в соседних национальных республиках. В местностях с компактным проживанием татар, башкир, казахов при голосовании учитывается этнический принцип. Долгое время в Оренбуржье формировался подданнический тип политический культуры. За исключением, пожалуй, периода Перестройки (1986-1991 гг.), когда на волне экологического движения против строительства близ Оренбурга завода белково-витаминных концентратов (БВК) активизировались структуры гражданского общества[72]. В течение нескольких лет активисты зеленого движения становились депутатами различных уровней. Владислав Шаповаленко — народным депутатом СССР. Поддержанные Зеленым комитетом Николай Тутов и Валерий Воронцов — народными депутатами РСФСР. Депутатом Госдумы двух созывов становилась Тамара Злотникова. Было время, когда 40% горсовета Оренбурга и 10% областного совета занимали «зеленые»[73]. Однако, политический транзит конца 1980-х – начала 1990-х гг. не привел к становлению активистской политической культуры у большинства населения Оренбургской области [74].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.016 с.) |