Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и организация адаптивной физической культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОК-13, ОК-16, ОПК-1, ОПК-8) Адаптивная физическая культура в системе высшего образования. Высшее профессиональное образование: направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура)», квалификация – «Бакалавр». Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе. Высшая школа: интеграция основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами в области педагогики, медицине, коррекционной педагогики. Система повышения квалификации и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре (образовательные программы профессиональной переподготовки). Основные понятия адаптивной физической культуры: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «естественные факторы внешней среды», «здоровье» «реабилитация», «социализация», «социальная интеграция» и др.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ (КОМПОНЕНТЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОК-2) Критерий для выделения основных видов (компонентов) адаптивной физической культуры – естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Адаптивное физическое воспитание – как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счет формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересом проведении досуга, смене вида деятельности за счет формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приемов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счет приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющиеся причиной инвалидности) за счет освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучение его умениям использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства за счет освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др. Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счет освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных компонентов двигательной деятельности.
3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ (оценка компетенций ОК-2, ОПК-2) Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) в России. Основной социальный закон функционирования и развития физической культуры (в том числе адаптивной) – ее обусловленность экономическим и социально-политическим строем общества. Принципы, вытекающие из данного закона, – прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Важнейшие дополнительные принципы, вытекающие из данного закона для адаптивной физической культуры, – социализирующее-реабилитационный характер, коррекционная, компенсаторная, профилактическая направленность. Становление и развитие адаптивной физической культуры как продвижение по магистральному направлению – от лечебного к рекреативному и от него к спортивному видам физической культуры. Единство структурных элементов адаптивной физической культуры как единство прошлого, настоящего и будущего. Исторический взгляд на развитие адаптивной физической культуры в контексте главных социальных сторон жизни общества: труда, образования, игры, досуга. Становление отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп. Магистральное направление развития адаптивной физической культуры в России. Организационные основы развития адаптивной физической культуры в России. Исторический анализ развития адаптивной физической культуры в образовании, игровой и досуговой деятельности инвалидов, как средства профессиональной реабилитации в нашей стране. Развитие отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп в нашей стране. Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов. Участие российских спортсменов-инвалидов различных нозологических групп в международных соревнованиях. Наиболее значимые результаты.
4. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (оценка компетенций ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-13, ПК-28, ПК-29, ПК-32) Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России. Государственные органы физической культуры (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающиеся проблемами данной категории населения в нашей стране. Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов): Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Методические рекомендации об учреждении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, Федеральные стандарты спортивной подготовки для лиц с ОВЗ. Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (федерации по видам адаптивного спорта, Национальный Паралимпйиский комитет, ВОИ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры. Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения системы образования и системы социального обеспечения и организации в них адаптивного физического воспитания. Государственные и общественные органы управления адаптивным спортом, координация их деятельности. Координация деятельности государственных органов управления физической культурой, образованием, социальным обеспечением и общественных организаций – важнейшее условие развития адаптивного спорта. Служба адаптивной физической культуры и спорта.
5. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (оценка компетенций ОПК-3, ОПК-9, ПК-32)
Система физического воспитания в специальных коррекционных школах VII и VIII вида. Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в коррекционных учреждениях VII вида. Характеристика детей с ЗПР. Программы по физическому воспитанию детей с ЗПР. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях VII вида. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с ЗПР. Особенности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в коррекционных учреждениях VIII вида. Характеристика детей с нарушениями интеллекта. Программы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях VIII вида. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта.
6. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (оценка компетенций ОПК-3, ОПК-9, ПК-32)
Система физического воспитания в специальных коррекционных школах VI вида. Особенности обучения и воспитания детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в коррекционных учреждениях VI вида. Характеристика детей с ПОДА (двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей). Программы по физическому воспитанию детей с ПОДА в коррекционной школе. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях VI вида. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с ПОДА.
7. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (оценка компетенций ОПК-3, ОПК-9, ПК-32)
Вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания слепых детей. Истоки развития адаптивного спорта лиц с нарушениями зрения в нашей стране. Особенности физического воспитания инвалидов с нарушением зрения. Особенности работы с тотально незрячими инвалидами и инвалидами с остатком зрения. Система физического воспитания в специальных коррекционных школах III и IV видов. Характеристика детей, обучающихся в специальных коррекционных школах III и IV видов. Особенности сочетания слепых слабовидящих детей в одном классе. Программы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения в коррекционной школе. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях III и IV видов. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с нарушением зрения. Особенности применения метода наглядного воздействия в процессе обучения детей с нарушением зрения. Обучение воспитанников с нарушениями зрения использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Система Брайля в обучении незрячих детей.
8. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (оценка компетенций ОПК-3, ОПК-9, ПК-32)
Система физического воспитания в специальных коррекционных школах I и II вида. Особенности обучения и воспитания неслышащих детей в коррекционных учреждениях I и II вида. Программы по физическому воспитанию детей в коррекционных учреждениях I и II вида, задачи, средства и методы физического воспитания. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания неслышащих детей (учреждения I вида), слабослышащих и позднооглохших детей (учреждения II вида). Использование музыкально-ритмических занятий. Специфика образовательного процесса в коррекционном учреждении I и II вида: преодоление недостатков психического и речевого развития воспитанников с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры). Особенности применения метода словесного воздействия в процессе обучения детей с нарушением слуха.
9. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (оценка компетенций ОК-6, ОК-14, ПК-32) Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов.Комплексная реабилитация – как процесс обеспечения готовности к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей. Физическая реабилитация – база, основа любого вида реабилитации: социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной; первоначальной, элементарной и полной; медицинской, технической, психологической, педагогической. Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики. Адаптивная физическая культура – как важное направление социальной практики в «борьбе» с психическими комплексами неполноценности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, такими как: чувства эмоциональной обиды, отчужденности, повышенной тревоги, пассивности, потерянной уверенности в себе или, наоборот – эгоцентризма, агрессивности и т.п. Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни практически здоровых лиц. Проблемы, задачи и принципы в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов, решаемые с помощью технологий АФК. Организация физической реабилитации. Организация физической реабилитации (ЛФК и физических методов лечения) в стационарных лечебных учреждениях. Лечебная физическая культура в амбулаторных учреждениях. ЛФК в системе специального (коррекционного) образования. ЛФК – как непременное условие нормального жизнеобеспечения инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. ЛФК – первая ступень на пути к адаптивному спорту, комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидов. Характеристика особенностей реабилитации, социализации и воспитания подрастающего поколения в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием.Роль и место адаптивного физического воспитания в комплексной реабилитации, социализации и воспитании инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Взаимодействие специалиста по адаптивной физической культуре с врачами и медицинскими работниками; психологами, тифло-, сурдо-, олигофрено-педагогами, логопедами, специальными психологами; социальными работниками и учителями (преподавателями) по другим предметам по разработке комплексных программ реабилитации, социализации и воспитания занимающихся, проведении занятий и контроле за результатами этой деятельности. Работа с родителями детей-инвалидов, учащихся и студентов, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и специализированных вузах. Привлечение материала из других предметов и реализация межпредметных связей на занятиях по адаптивному физическому воспитанию – главное направление деятельности специалиста по АФК. Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся. Навыки самообслуживания (одевание, прием пищи, уход за кожей лица, рук, ног, полости рта и др.), перемещения в пространстве (ходьба, бег, прыжки, лазанья и перелезания и др.), транспортировки предметов (переноска груза, метания и др.), перемещения с помощью технических средств (коляски, костыли, другие приспособления) – основные целевые объекты двигательного обучения и средства адаптивного физического воспитания. Формирование и совершенствование мелкой моторики – важный компонент содержания адаптивного физического воспитания. Требование минимизации двигательных ошибок в процессе освоения двигательных действий – ведущая установка методики обучения в АФВ. Формирование полной ориентировочной основы осваиваемого двигательного действия и широкое использование физической помощи и страховки (в том числе с помощью тренажеров и технических средств) с учетом конкретного дефекта занимающегося – основные отличительные черты методики обучения и развития физических качеств и способностей. Тандотерапия как средство и метод императивного обучения. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Социальная интеграция инвалидов как составляющая часть общего процесса социальной интеграции – процесса установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления. Социальная интеграция инвалидов – двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов – инвалидов, стремящихся к включению в общество здоровых людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения. Основные фундаментальные теории социализации (ролевая, критическая, теория коммуникации и др.). адаптивная физическая культура и социализация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья. АФК как путь адаптации человека к общественным нормам, ролям, функциям и т.п., способ «завоевания» конкретного социального пространства.
10. ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОПК-2) Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное явление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого человека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты. Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в основных видах адаптивной физической культуры – адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации. Характеристика педагогических функций АФК: коррекционно-компенсаторная функция, профилактическая функция, образовательная функция, развивающая функция, воспитательная функция, ценностно-ориентационная функция, лечебно-восстановительная функция, профессионально-подготовительная функция, творческая функция, рекреативно-оздоровительная функция, гедонистическая функция, спортивная и соревновательная функция. Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характеризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и феноменами. Характеристика важнейших социальных функций: социализирующей, коммуникативной, интегративной, гуманистической, зрелищной, эстетической, престижной и др.
11. ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОПК-2) Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специальнометодические. Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума – их характеристика. Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности – особенности применения в адаптивной физической культуре. Специальнометодические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактической направленности, адекватности, оптимальности и вариативности – основные принципы в работе с лицами имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.
12. ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОПК-2)
Общие задачи физической культуры – образовательные, воспитательные, оздоровительные в процессе адаптивного физического воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений, навыков; развитие двигательных способностей; формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности. Характеристика специфических задач адаптивной физической культуры: коррекционные, компенсаторные и профилактические. Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных систем и др.), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями. Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений при наличии тех или иных дефектов.
13. СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОК-8, ОПК-2)
Физическое упражнение – основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений. Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре. Общепедагогические и другие средства в АФК (вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные технические и др.). Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболеваний и др. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанка, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелезания, метаний и мелкой моторики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки условий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактильных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др. Сюжетные и подвижные игры важнейший компонент содержания адаптивной физической культуры. Классификация сюжетных и подвижных игр. Игры, интегрирующие двигательную активность и деятельность, характерную для других учебных дисциплин; с элементами математических представлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с представлениями о частях тела, о направлениях движения. Телесно-ориентированные средства сказкотерапии, игротерапии, формо-коррекционной ритмопластики и др.
14. МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (оценка компетенций ОК-8, ОПК-2)
Понятие «метод», «методика», «методический подход» в адаптивной физической культуре. Группы методов адаптивной физической культуры: - методы формирования знаний; - методы обучения двигательным действиям; - методы развития физических качеств и способностей; - методы воспитания личности; - методы взаимодействия педагога и занимающегося. Характеристика и особенности использования групп методов адаптивной физической культуры в работе с лицами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья. Методы формирования знаний: метод слова (методы вербальной и невербальной передачи информации, метод сопряженной речи, метод идеомоторной речи) и метод наглядности. Особенности использования методов формирования знаний в процессе адаптивного физического воспитания лиц с нарушением зрения, слуха, с нарушением интеллекта. Методы обучения двигательным действиям: метод расчлененного и метод целостного обучения. Характеристика «принципа дробности» в процессе обучения лиц с нарушениями в развитии, предложенного Л.С.Выготским. Особенности использования имитационных и подводящих упражнений, тренажерных устройств в адаптивном физическом воспитании. Методы развития физических качеств и способностей: Развитие силовых способностей – метод повторных усилий, метод максимальных усилий, метод динамических усилий, метод изометрических усилий, метод изокинетических усилий, ударный метод. Развитие скоростных способностей – повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный) и сенсорный методы. Развитие выносливости – равномерный, переменный, интервальный, повторный, игровой, соревновательный методы. Развитие гибкости – динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения, комбинированные упражнения. Развитие координационных способностей – упражнения на точность выполнения и воспроизведения движений, чувство ритма и темпа, точность расстояния, на равновесие. Методы воспитания личности: стратегические методы воспитания (метод воспитывающей среды, метод воспитывающей деятельности, метод осмысления человеком себя в реальной жизни) и методы педагогического воздействия (метод убеждения, метод упражнения, метод педагогической оценки). Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся: индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия, малогрупповые занятия.
15. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (оценка компетенций ОПК-5, ПК-16, ПК-31) Основные закономерности развития физических способностей у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Педагогические принципы развития физических способностей и их особенности в работе с лицами с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Две стратегические линии развития физических способностей в адаптивной физической культуре: 1) развития отстающих физических способностей) («укрепление слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики («навстречу природе»), их комплексное применение в адаптивной физической культуре. Разработка эталонной полной ориентировочной основы двигательного действия. Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Особенности использования игрового и соревновательного методов в коррекции двигательных нарушений. Необходимость применения физической помощи тренера, специальных тренажеров или технических средств их заменяющих в процессе развития физических качеств. Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Традиционная (трехэтапная) структура процессов обучения (этап начального, этап углубленного разучивания, этап совершенствования двигательного действия).
16. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ (оценка компетенций ОПК-5, ПК-16, ПК-31) Основные закономерности развития физических способностей (движение – ведущий фактор развития физических способностей, зависимость развития физических способностей от режима двигательной деятельности, этапность развития физических способностей, неравномерность и гетерохронность развития, обратимость показателей развития способностей, перенос физических способностей). Педагогические принципы развития физических способностей (принцип регулярности педагогических воздействий, принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта воздействий, принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий, принцип соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей, принцип соразмерности в развитии способностей) и их особенности в работе с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья. Две стратегические линии: 1) развития отстающих физических способностей) («укрепление слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики («навстречу природе»), их комплексное применение в адаптивной физической культуре. Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у инвалидов и лиц с нарушениями слуха и зрения. Приоритетная роль игрового метода в коррекции двигательных нарушений. Особенности применения методов наглядного и словесного воздействия в процессе развития физических качеств у лиц с нарушением слуха и зрения. Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств у лиц с нарушением слуха и зрения. Необходимость применения физической помощи тренера, специальных тренажеров или технических средств их заменяющих в процессе развития физических качеств.
17. МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (оценка компетенций ОК-9, ОПК-6, ОПК-12, ПК-12) Индивидуальная программа реабилитации инвалида и рекомендации врача или государственной службы медико-социальной экспертизы – основная предпосылка перспективного, этапного и краткосрочного (текущего) планирования. Особенности текущего, этапного и циклового педагогического контроля в адаптивной физической культуре. Медико-психологический контроль за занимающимися, осуществляемый внешними по отношению к педагогическому процессу организациями: государственной службой медико-социальной экспертизы, врачебно-физкультурными диспансерами, национальными и международными комиссиями по спортивно-медицинской классификации (в адаптивном спорте).
18. АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ВИДЫ И СРЕДСТВА (оценка компетенций ОПК-6, ОПК-11) Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов. Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) – оптимизация состояния и восстановления физических и духовных сил, затраченных занимающимся, в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия. Основные задачи адаптивной двигательной рекреации: 1) оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил; 2) получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями; 3) вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.); 4) привитие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям другими ее видами; 5) обеспечение активного отдыха и реализация здорового образа жизни и др. Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации: гедонистическая, рекреативно-оздоровительная, творческая, ценностно-ориентационная, оздоровительно-восстановительная, соревновательная, коммуникативная, престижная. Ведущие принципы – социальные: социализации, гуманистической направленности, интеграции, непрерывности образования в области физической культуры; общеметодические: доступности, систематичности, наглядности. Средства и отличительные черты методики адаптивной двигательной рекреации различных социально-демографических групп населения. Основными средствами адаптивной двигательной рекреации являются виды физических упражнений, не вызывающие чрезмерных напряжений: дартс, боулинг, бильярд, бочча, элементы танцев, аэробики, шейпинга, сюжетные и подвижные игры, плавание, гидроаэробика, игры на воде и др. Проведение занятий на открытом воздухе, в бассейне, с использованием музыкального сопровождения – важные условия эффективной АДР.
19. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИЕЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И НОЗОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (оценка компетенций ОК-6, ОПК-4, ПК-16)
Организационные и самодеятельные формы проведение занятий по АДР. Адаптивная двигательная рекреация в образовательных учреждениях с подрастающим поколением (школа, вуз). Формы, средства, особенности применения игрового и соревновательного методов. АДР в летних и зимних оздоровительных лагерях. Превалирование занятий в оздоровительных клубах, центрах, санаториях и т.п. и самодеятельных форм организации активного досуга. Комплектование групп по интересам, семейная адаптивная двигательная рекреация. Особенности адаптивной двигательной рекреации в группах, объединяющих здоровых людей и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Элементы психокоррекции и психотерапии в работе со взрослыми людьми, лицами пожилого и старшего возраста.
20. АДАПТИВНЫЙ СПОРТ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ (оценка компетенций ОПК-6, ОПК-11, ПК-30)
Конкретизация цели и задач адаптивного спорта, его ведущих функции и принципов. Главная цель адаптивного спорта – социализация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и повышения уровня качества жизни через участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, стремление к максимально возможной самореализации в одном из видов адаптивного спорта. Адаптивный спорт как путь к повышению уровня качества жизни инвалидов и приобщения их к здоровому стилю жизнедеятельности. Адаптивный спорт как путь преодоления психологических комплексов; овладения ценностями физической культуры; вхождения в социум (выход из замкнутого пространства лечебных учреждений и мест проживания), адаптация к нему и «завоевания» социального пространства; познания себя и мира; полноценного общения. Основные задачи адаптивного спорта: 1) достижение максимального (рекордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта; 2) овладение высоким уровнем спортивного мастерства, формирование спортивной культуры инвалидов, приобщение их к историческому опыту в данной сфере; 3) освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.011 с.) |