Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 11. Психология научения и деятельности.
Научение – приобретенное поведение, процесс и результат формирования индивидуального опыта (знаний, умений). Роль и значение научения меняются в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение является основным способом приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению (приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями). С точки зрения психофизиологии, т. е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это явление комплексное, включающее потребность к научению, т. е. мотивационно‑эмоциональную сферу; внимание как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие. Виды научения. Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение; 2) оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания) и 3) когнитивное научение. 1) Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают: а) привыкание (или габитуация) – заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется; б) сенсибилизацию – представляет собой процесс противоположный. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в) импринтинг (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования, например привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадет в его поле зрения в первые часы жизни; г) условные рефлексы или классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание (по И. П. Павлову) – основной механизм индивидуального приспособления организма.
2) Оперантное поведение (от лат. operatio - действие), или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого типа научения: а) метод проб и ошибок, открыт Торндайком (1890) – перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных и в конце концов находит решение задачи. Важнейшая закономерность этого типа научения – закон эффекта (действие, приводящее к желательным результатам имеет большую вероятность повториться); б) формирование автоматизированных реакций – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). Скинер, лидер американских бихевиористов, сформулировал принципы формирования реакций методом последовательных приближений. Он описал способ, согласно которому весь путь от исходного поведения до выработки конечной реакции разбивается на несколько этапов. В дальнейшем последовательное и систематическое подкрепление каждого из этих этапов приводит к нужной форме поведения. Организм вознаграждается за каждое действие, приближающее его к конечной цели. Подкрепление бывает положительным и отрицательным (снятие наказания). Различают также первичное и вторичное подкрепление. Первичное подкрепление – удовлетворение физиологических потребностей. Вторичное подкрепление – удовлетворение социальных потребностей, например, через повышение самоуважения. По мнению Скинера, именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций у человека. На этой основе была выдвинута концепция программированного обучения, первоначальное увлечение которой сменилось разочарованием ввиду низкой эффективности этого метода обучения; в) подражание - научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, причем их значение не всегда понимается. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т. е. научение с пониманием. А. Бандура, один из наиболее известных современных американских психологов-бихевиористов, в своих экспериментах показал, что люди подражают в основном знаменитостям или своим авторитетам. Усвоение модели поведения облегчается, если предмет подражания «доступен» (с ним можно контактировать и его поведение не слишком сложно). Если модель за свой поступок получила вознаграждение, то ей подражают охотнее.
При реактивном научении, так же, как и при оперантном, приобретенная реакция сохраняется лишь до тех пор, пока ее поддерживают безусловным раздражителем (в первом случае) или специальным подкреплением (во втором случае), в противном случае она угасает. С угасанием связана дифференцировка, при которой реакции, не сопровождающиеся безусловным раздражителем или подкреплением, исчезают, а сохраняются лишь те реакции, при которых эти факторы продолжают действовать. Генерализация – это распространение вновь образованной связи на все, что похоже на безусловный раздражитель или на ситуацию, в которой происходило подкрепление. При викарном научении просто воспроизводится то или иное поведение, но не происходит переработки информации с целью формирования новой поведенческой программы. 3) Когнитивное научение в эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы когнитивного научения: а) латентное научение – аналитическая обработка поступающей информации, а также уже имеющейся (хранящейся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции. Э. Толмен (1886-1961), американский психолог-бихевиорист, предложил выделить промежуточные переменные в цепи «стимул - реакция». Внутримозговые процессы, детерминированные генетически или приобретенные в результате предшествующего опыта, могут менять реакцию на тот или иной стимул. К таким промежуточным переменным относятся когнитивные карты. В организм все время поступает поток сигналов, одни из которых осознаются, другие воспринимаются менее четко, третьи вообще не доходят до сознания, хотя и сохраняются в памяти. Эти сигналы обрабатываются и преобразуются мозгом, создавая своего рода карты окружающей среды - «когнитивные карты». С помощью этих карт организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватны в новой ситуации. Для того, чтобы такое научение было возможно, организм усваивает не связь между стимулом и реакцией, а значение стимула, как своего рода «дорожный указатель». Организм преобразует разнородные стимулы в единое структурированное поле. При этом подкрепление важно не в процессе усвоения, а при использовании новой информации; б) обучение сложным психомоторным навыкам в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т. п., проходит через стадию когнитивной стратегии (выбор программы - строгой последовательности движений, их программирование в зависимости от желаемого результата); ассоциативную (проверка и совершенствование этой программы - координации и интеграции различных элементов навыка) и автономную стадии, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания. Автономная стадия соответствует высокому уровню умения;
в) инсайт (от англ. insight – прозрение, проникновение; во французском языке идентичный ему термин – интуиция) заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объединяется и используется в новой интеграции. Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на самом деле, конечно, это не так, а скорее всего результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности. Научение путем инсайта было открыто Келлером (1925), представителем гештальтпсихологии. Научение в этом случае возможно путем объединения опыта, накопленного в памяти, с информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы; г) научение путем рассуждений – это научение посредством мыслительного процесса. Фундаментом для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение). Этапы рассуждения: а) анализ имеющихся данных, б) формулировка гипотез, в) проверка их «в уме», г) выбор одной из имеющихся гипотез в качестве решения задачи. Гипотезы, которые строит индивидуум, чаще всего бывают связаны с его субъективным опытом. Результаты, полученные путем рассуждения, в дальнейшем используются в сходных ситуациях, а также служат основой для построения новых гипотез. Научение путем рассуждения служит фундаментом для мышления. В свою очередь, мышление невозможно без восприятия (перцепции) и осознания реальности. Становление восприятия Хебб (Неbb, 1974) определил как перцептивное научение. Оно предполагает какого-то рода рассуждение (на основании предшествующего восприятия этого же объекта и связанных с ним вещей выдвигаются гипотезы об отнесении воспринимаемого к той или иной категории) и поэтому является одной из форм научения путем рассуждений. Концептуальное научение предполагает формирование понятий, при котором индивидуум, исходя из переработанных им восприятий, выделяет сходство и различие между предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и объединяет их в какието абстрактные категории. В концептуальном научении участвуют два процесса: абстрагирование и обобщение. Абстрагирование – нахождение общего между предметами, событиями и пр. и определение этой общей черты словом-понятием. Обобщение – процесс подведения под определенное понятие все новых и новых предметов, событий, имеющих сходство с теми, что послужили основой для выработки данного понятия.
Научение и способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны. На базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость. Каждая способность имеет свою структуру, где можно различать опорные и ведущие свойства. Опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии, пропорции, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создаёт новое, оригинальное. Классификация способностей. По генезу: природные и социальные. По цели: общие и специальные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической основы будущих способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Проблема своевременного выявления задатков и способностей очень важна, и в том плане, что в соответствие с возможностями выбирается тот или иной жизненный путь. Хороший компас в мире профессий предлагает советский психолог Е.А.Климов. Он выделяет 5 основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: профессии первого типа – «человек – природа» - все профессии связаны с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; второго типа – «человек – техника» - все технические профессии; к третьему типу «человек – знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные способности; четвертый тип – «человек – художественный образ» - все творческие специальности; пятый тип – «человек– человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.015 с.) |