Тема № 11. Психология научения и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11. Психология научения и деятельности.



Научение – приобретенное поведение, процесс и результат фор­мирования индивидуального опыта (знаний, умений). Роль и значение научения меняются в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте нау­чение является основным способом приобретения опыта, затем оно ото­двигается на второй план, уступая место учению (приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями).

С точки зрения психофизиологии, т. е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это явление комплексное, включающее потребность к научению, т. е. мотивационно‑эмоциональную сферу; внимание как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.

Виды научения.

Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение; 2) оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания) и 3) когнитивное научение.

1) Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают:

а) привыкание (или габитуация) – заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется;

б) сенсибилизацию – представляет собой процесс противоположный. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу;

в) импринтинг (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования, например привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадет в его поле зрения в первые часы жизни;

г) условные рефлексы или классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание (по И. П. Павлову) – основной механизм индивидуального приспособления организма.

2) Оперантное поведение (от лат. operatio - действие), или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого типа научения:

а) метод проб и ошибок, открыт Торндайком (1890) – перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных и в конце концов находит решение задачи. Важнейшая закономерность этого типа научения – закон эф­фекта (действие, приводящее к желательным результатам имеет большую вероятность повториться);

б) формирование автоматизированных реакций – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). Скинер, лидер американских бихевиористов, сформулировал принципы формирования реакций методом последовательных при­ближений. Он описал способ, согласно которому весь путь от ис­ходного поведения до выработки конечной реакции разбивается на несколько этапов. В дальнейшем последовательное и систематиче­ское подкрепление каждого из этих этапов приводит к нужной фор­ме поведения. Организм вознаграждается за каждое действие, при­ближающее его к конечной цели. Подкрепление бывает положительным и отрицательным (сня­тие наказания). Различают также первичное и вторичное подкрепление. Пер­вичное подкрепление – удовлетворение физиологических потреб­ностей. Вторичное подкрепление – удовлетворение социальных потребностей, например, через повышение самоуважения. По мнению Скинера, именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций у че­ловека. На этой основе была выдвинута концепция программированного обучения, первоначальное увлечение которой сменилось разочарованием ввиду низкой эффективности этого метода обучения;

в) подражание - научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, причем их значение не всегда понимается. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т. е. научение с пониманием. А. Бандура, один из наиболее известных современных амери­канских психологов-бихевиористов, в своих экспериментах пока­зал, что люди подражают в основном знаменитостям или своим ав­торитетам. Усвоение модели поведения облегчается, если предмет подражания «доступен» (с ним можно контактировать и его пове­дение не слишком сложно). Если модель за свой поступок получи­ла вознаграждение, то ей подражают охотнее.

При реактивном научении, так же, как и при оперантном, при­обретенная реакция сохраняется лишь до тех пор, пока ее поддер­живают безусловным раздражителем (в первом случае) или специальным подкреплением (во втором случае), в противном случае она угасает. С угасанием связана дифференцировка, при которой реакции, не сопровождающиеся безусловным раздражителем или подкреп­лением, исчезают, а сохраняются лишь те реакции, при которых эти факторы продолжают действовать.

Генерализация – это распространение вновь образованной связи на все, что похоже на безусловный раздражитель или на си­туацию, в которой происходило подкрепление.

При викарном научении просто воспроизводится то или иное поведение, но не происходит переработки информации с целью формирования новой поведенческой программы.

3) Когнитивное научение в эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы когнитивного научения:

а) латентное научение – аналитическая обработка поступающей информации, а также уже имеющейся (хранящейся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции. Э. Толмен (1886-1961), американский психолог-бихевиорист, предложил выделить промежуточные переменные в цепи «стимул - реакция». Внутримозговые процессы, детерминированные гене­тически или приобретенные в результате предшествующего опыта, могут менять реакцию на тот или иной стимул. К таким промежу­точным переменным относятся когнитивные карты. В организм все время поступает поток сигналов, одни из кото­рых осознаются, другие воспринимаются менее четко, третьи вооб­ще не доходят до сознания, хотя и сохраняются в памяти. Эти сиг­налы обрабатываются и преобразуются мозгом, создавая своего ро­да карты окружающей среды - «когнитивные карты». С помощью этих карт организм определяет, какие реакции будут наиболее аде­кватны в новой ситуации. Для того, чтобы такое научение было возможно, организм ус­ваивает не связь между стимулом и реакцией, а значение стимула, как своего рода «дорожный указатель». Организм преобразует раз­нородные стимулы в единое структурированное поле. При этом подкрепление важно не в процессе усвоения, а при использовании новой информации;

б) обучение сложным психомоторным навыкам в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т. п., проходит через стадию когнитивной стратегии (выбор программы - стро­гой последовательности движений, их программирование в зависи­мости от желаемого результата); ассоциативную (проверка и совершенствование этой программы - координации и интеграции различных элемен­тов навыка) и автономную стадии, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания. Автономная стадия соответствует высокому уровню умения;

в) инсайт (от англ. insight – прозрение, проникновение; во французском языке идентичный ему термин – интуиция) заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объединяется и используется в новой интеграции. Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на самом деле, конечно, это не так, а скорее всего результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности. Научение путем инсайта было открыто Келлером (1925), пред­ставителем гештальтпсихологии. Научение в этом случае возмож­но путем объединения опыта, накопленного в памяти, с информа­цией, которой располагает индивидуум при решении проблемы;

г) научение путем рассуждений – это научение посредством мыслительного процесса. Фундаментом для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение). Этапы рассуждения: а) анализ имеющихся данных, б) форму­лировка гипотез, в) проверка их «в уме», г) выбор одной из имею­щихся гипотез в качестве решения задачи.

Гипотезы, которые строит индивидуум, чаще всего бывают связаны с его субъективным опытом. Результаты, полученные пу­тем рассуждения, в дальнейшем используются в сходных ситуаци­ях, а также служат основой для построения новых гипотез.

Научение путем рассуждения служит фундаментом для мыш­ления. В свою очередь, мышление невозможно без восприятия (перцепции) и осознания реальности.

Становление восприятия Хебб (Неbb, 1974) определил как пер­цептивное научение. Оно предполагает какого-то рода рассуждение (на основании предшествующего восприятия этого же объекта и связанных с ним вещей выдвигаются гипотезы об отнесении вос­принимаемого к той или иной категории) и поэтому является одной из форм научения путем рассуждений.

Концептуальное научение предполагает формирование поня­тий, при котором индивидуум, исходя из переработанных им вос­приятий, выделяет сходство и различие между предметами, живы­ми существами, ситуациями или идеями и объединяет их в какие­то абстрактные категории.

В концептуальном научении участвуют два процесса: абстра­гирование и обобщение. Абстрагирование – нахождение общего между предметами, событиями и пр. и определение этой общей черты словом-понятием. Обобщение – процесс подведения под оп­ределенное понятие все новых и новых предметов, событий, имею­щих сходство с теми, что послужили основой для выработки дан­ного понятия.

Научение и способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны. На базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость. Каждая способность имеет свою структуру, где можно различать опорные и ведущие свойства. Опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии, пропорции, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создаёт новое, оригинальное.

Классификация способностей.

По генезу: природные и социальные.

По цели: общие и специальные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные способности – в наибольшей степени социально обусловлены.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической основы будущих способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Проблема своевременного выявления задатков и способностей очень важна, и в том плане, что в соответствие с возможностями выбирается тот или иной жизненный путь. Хороший компас в мире профессий предлагает советский психолог Е.А.Климов. Он выделяет 5 основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: профессии первого типа – «человек – природа» - все профессии связаны с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; второго типа – «человек – техника» - все технические профессии; к третьему типу «человек – знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные способности; четвертый тип – «человек – художественный образ» - все творческие специальности; пятый тип – «человек– человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.015 с.)