Модуль 1. Введение в информатику. Технические средства реализации информационных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Введение в информатику. Технические средства реализации информационных процессов



Автор

Л.Б. Кудрявцева, старший преподаватель кафедры информатики

и информационных таможенных технологий

 Ростовского филиала Российской таможенной академии

 

Ответственный  за  выпуск

С.П. Крицкий, заведующий кафедрой информатики и информационных таможенных технологий

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат технических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

И.Г. Валяев, начальник научно-исследовательского отдела

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат технических наук, доцент

А.А. Букатов, заместитель директора ЮГИНФО Южного федерального университета, кандидат технических наук, доцент

 

 

 

                                                   © Российская таможенная академия,

                                                   Ростовский филиал, 2010

Предисловие

Настоящие учебно-методические указания (УМУ) предназначены для студентов очной формы обучения факультетов таможенного дела и экономического.

В электронной форме УМУ по информатике расположены на учебном Web-сервере Филиала и используются для проведения аудиторных занятий со студентами как очной, так и заочной формы обучения. Кроме того, УМУ используются для самостоятельной работы студентов, особенно очного отделения. Ежегодно задания обновляются, дорабатываются и уточняются формулировки (на основе опыта использования) с целью научить студентов осмысливать задания и затем выполнять их.

Целью настоящей работы является перенести весь учебно-методический материал с учебного сервера на бумажный носитель. Таким образом, сделать его доступным студентам очного отделения не только во время аудиторных занятий и самостоятельной работы в компьютерном классе, но и дома.

Учебно-методические указания построены в соответствии с программой, где есть тематический план, в котором четко расписано, сколько часов отводится на каждую тему (аудиторных и для самостоятельной работы).

Поскольку курс информатики состоит из пяти модулей, то структура УМУ предусматривает все виды занятий и контроля, необходимые для успешного освоения учебного материала каждого модуля.

В разделах с практическими занятиями рекомендуется сначала изучить вопросы, связанные с практикой, затем выполнить практические задания и тесты для самопроверки по теории.

В пунктах «Рекомендации» акцент делается на те понятия, технические приемы, которые особенно важны для освоения учебного материала и выполнения заданий и упражнений в различных приложениях.

Что касается использования литературы, то для самостоятельной работы достаточно одного – двух источников, на которые следует опираться для получения базовых знаний. При этом обновляемое учебное пособие по информатике в электронном виде передается студентам очной формы обучения вместе с другими методическими материалами.

Для самостоятельной работы лучше использовать электронный вариант, т. к. он постоянно обновляется. Если этого учебного материала недостаточно, можно использовать литературу, указанную в программе курса.


самостоятельная  работа  студентов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ  ЗАНЯТИЯ.

Модуль 1. Введение в информатику. Технические средства реализации информационных процессов

II. Рекомендации по выполнению заданий

Прочтите вводный раздел учебного пособия по информатике (1), изучите определения понятий: информатика, информация, новые информационные технологии, направления, изучаемые в информатике, кодовые таблицы. Все эти начальные понятия помогут систематизировать дальнейшие более сложные знания.

Очень важно понять, какие направления изучаются в информатике и как они взаимосвязаны между собой.

Три направления информатики – технические средства, программные средства и алгоритмические средства логически взаимосвязаны, поскольку компьютер без программных средств не может являться помощником человека, а программные средства создаются на основе множества сложнейших алгоритмов.

После прочтения вводного раздела попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:

Правильные ответы

Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №4 Вопрос №5 Вопрос №6
2 2 1 2 1 2

 

Что такое Кодовые таблицы?

1. Таблицы, с помощью которых кодируются символы данных в компьютере.

2. Таблицы, с помощью которых кодируется графическая информация.

3. Таблицы кодирования звуковых сигналов.

II. План практического занятия

Тема «Общие сведения о вычислительной сети Ростовского филиала»

1. Регистрация студентов в корпоративной сети Филиала.

2. Знакомство с электронным УМК по информатике.

3. Доступ к прикладным программам.

III. Рекомендации по выполнению заданий

Темы, связанные с техническими средствами, изучаются теоретически, поэтому только одно практическое занятие посвящено вопросам работы в вычислительных сетях. Например, регистрация в корпоративной сети филиала, знакомство с учебно-методическим контентом локальной сети филиала. В частности, знакомство с электронным УМК по информатике и расположением методических материалов по другим дисциплинам на учебном сервере Филиала.

Главное в этих темах модуля 1– это разобраться с базовыми понятиями, классификациями и т.д. систематизировать свои знания, понять и выучить определения.

Прочтите раздел учебного пособия (1) «Технические средства информатики», изучите определения понятий: структура ЭВМ, классы современных ЭВМ, вычислительные сети, классификация ВС, глобальная сеть Интернет. Обратите внимание на то, что в структуре любой ЭВМ (независимо от размеров и элементной базы) можно выделить три компонента – память, процессор и УВВ, что существует несколько классов современных ЭВМ, например, СУПЕР ЭВМ, большие ЭВМ, МИКРО ЭВМ.

Работая в Интернет, необходимо разбираться в следующих вопросах: какова система адресации Интернет (доменная для конечных пользователей, цифровая для программистов), какие протоколы соответствуют пользовательским услугам, и попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:

Правильные ответы

№1 №2 №3 №4 №5 №6
5 3 2 4 6 1
№7 №8 №9 №10 №11 №12
2 2 2 2 2 1

Что такое протокол связи?

1. Устройство для передачи данных.

2. Правила, по которым передаются данные в сети.

3. Набор параметров.

4. Набор данных с адресом.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Современные компьютеры снабжены множеством программных средств, в которых необходимо разбираться. Например, какие классы программ существуют, и какие функции они выполняют. Условно можно классифицировать все программные средства на следующие группы:

· Системные программы (предназначены для выполнения функций доступа к информации и внешним устройствам)

· Прикладные системы (предназначены для выполнения различных работ пользователем, например, набор текста, вычисления, создание графических рисунков и баз данных и т.д.)

· Инструментальные средства (системы программирования для написания программ)

Необходимо знать, что пользовательский интерфейс программных продуктов — это некоторая знаковая система, которая унифицирована для простоты освоения программ, даже начинающими пользователями. В любой программе можно найти помощь, подсказку, контекстное меню и т.д.

Попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:

Правильные ответы

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
2 5 1 5 1 1 2

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

Раздел «Системные программы» имеет практическую часть, прежде чем выполнять практические задания, необходимо познакомиться с теорией. Для освоения темы «Системные программы» необходимо прочитать в учебном пособии по информатике (1) одноименную тему и обратить внимание на базовые понятия. Например, операционная система, ее структура и функции, драйверы, интерфейс пользователя с компьютером, файловая система.

Очень важно понимать роль операционной системы в работе пользователя с компьютером, поскольку именно ее функции позволяют иметь доступ к информации (файлам), работать с внешними и внутренними устройствами, а также иметь комфортную среду для своей профессиональной деятельности. Все это обеспечивается тремя базовыми компонентами – файловой системой, набором драйверов устройств и пользовательским интерфейсом.

Попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:

Правильные ответы

№1 №2 №3 №4 №5 №6
2 2 2 2 3 5

Что такое драйвер?

1. Это устройство ввода-вывода.

2. Это программа, обеспечивающая работу внешнего устройства (для каждого устройства существует свой драйвер).

3. Это программа, обеспечивающая работу всех внешних устройств.

 

 

Что такое файл?

1. Ячейка памяти.

2. Область оперативной памяти.

3. Именованная область памяти на внешнем носителе.

4. Область памяти на диске.

II. План практического занятия (2 ч.)

Тема «Операционная система Windows»

1. Работа с файловой системой ОС Windows с помощью программы Проводник.

2. Структура программы Проводник.

3. Операции над файлами и папками. Способы выделения для групповых операций над файлами.

4. Выполнение заданий.

III. Рекомендации по выполнению заданий и
 подготовке к практическому занятию

Начинайте осваивать эту тему с изучения структуры окон (панелей) Проводника.

Левая панель для просмотра конфигурации компьютера и дерева папок (каталогов), правая – для просмотра оглавления диска или содержимого папки.

Изучите все пиктограммы в панели инструментов и разделы главного меню Проводника, найдите, как сделать настройки на вывод полной информации о файлах и отсортировать по типу, затем по размеру. Объясните, чем отличаются действия кнопок «Назад» и «Вверх».

Обратите внимание, что файлы и папки создаются на правой панели Проводника нажатием правой клавиши мыши и вызовом контекстного меню Создать - Папка (Документ какого-либо приложения). Для работы с группой файлов их необходимо выделить либо с помощью мыши, либо с использованием клавиш Ctrl или Shift. Для выделения смежных (рядом стоящих) файлов, надо щелкнуть на первом файле кнопкой мыши, затем, удерживая клавишу Shift, нажать на последний выделяемый файл, а для выделения несмежных файлов необходимо после выделения первого файла, удерживая клавишу Ctr l, выделять следующие нужные файлы.

Работая в ОС Window s, обратите внимание на логические объекты Window s: документы, программы, папки, рабочий стол, панель задач, корзина, которые  предназначены для удобства работы пользователя.

Обратите внимание на предназначение объектов «Мой компьютер», «Панель задач» и «Ярлык».

Физический объект "Мой компьютер" описывает конфигурацию компьютера: диски, внешние устройства и т.д.

Логический объект Панель задач предназначена для визуализации окон открытых приложений и быстрого перехода в нужное приложение.

Вспомогательный логический объект Ярлык содержит путь к одному из объектов: документ, программа, папка.

Группа "Стандартные" входит в состав ОС Windows и содержит необходимый набор приложений для работы пользователя.

II. План практического занятия

Тема «Архиваторы, создание архивов»

1. Приобретение навыков работы с архиваторами, вызов, настройка на нужную папку для архивации.

2. Создание архивов разных форматов, анализ их размеров.

3. Извлечение файлов из архивов в отдельных папках.

4. Создание архивов типа SFX форматов rar и zip.

5. Проверка освоения тестированием

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Запомните, что архивация – это процесс упаковки или сжатия файлов (уменьшения их размеров). Архив – это файл-результат архивации, имеющий расширение формата сжатия. Архиваторы – это программы для сжатия файлов. Архив-SFX в отличие от обычных архивов формата rar и zip является программой распаковки, содержащей архивы форматов rar и zip. Форматы rar и zip отличаются алгоритмами сжатия.


II. Рекомендации по выполнению заданий

Прикладные программы используются в различных областях знания. Очень важно при современном уровне компьютеризации различать области применения приложений и уметь грамотно их использовать. Поэтому в курсе информатики рассматриваются самые нужные и широко используемые программы. Из специализированных программ изучается «Консультант Плюс», из программ общего назначения интегрированный пакет MS Office.

Прежде чем приступать к их изучению, необходимо узнать общие сведения о прикладных программах. Материал на эту тему представлен в учебном пособии по информатике в соответствующей главе. Попробуйте ответить на несколько вопросов, а затем сверить их с правильными ответами в таблице.

Правильные ответы

№1 №2 №3 №4 №5 №6
4 2 4 5 1 3

II. План практических занятий (4 ч)

1. Изучение структуры ИПС «Консультант Плюс».

2. Поиск документов по нескольким реквизитам в одном поле.

3. Поиск документов по названию.

4. Поиск документов по дате.

5. Использование статуса документа.

6. Выполнение заданий для самостоятельной работы.

7. Тестирование.

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

Информационно-поисковая система «Консультант Плюс» содержит базу нормативных документов Российской федерации. Прежде, чем начать работать с ней, необходимо познакомиться с характеристиками любого документа, по которым осуществляется поиск документа, такими как:

· ВИД документа;

· ПРИНЯВШИЙ ОРГАН,;

· ДАТА принятия,

· СТАТУС документа (действующий, утративший силу и не вступивший в силу);

· НАЗВАНИЕ документа;

· ТЕКСТ документа и др.

Используйте рекомендуемую литературу (учебное пособие лучше использовать в электронном варианте) и для работы учебный диск СПС «Консультант Плюс», который можно найти в библиотеке и на кафедре Информатики и ИТТ.

II. Планы практических занятий

I занятие (2 ч)

1. Структура документа. Понятие абзаца и раздела.

2. Понятие Форматирования и Редактирования.

II занятие (2 ч)

1. Создание новых разделов документа и колонтитулов.

2. Создание колонок.

3. Создание списков: маркированных, нумерованных и многоуровневых.

IIIзанятие (2 ч)

1. Понятие Стиля. Создание Оглавления.

2. Запись алгоритма создания Оглавления.

3. Работа с текстом: неразрывный пробел и дефис, мягкие переносы.

IVзанятие (2 ч)

1. Вставка математических Формул с помощью MS Equation

2. Вставка Таблиц несколькими способами.

3. Вставка Диаграмм обычных.

Vзанятие (2 ч)

1. Вставка Диаграмм организационных.

2. Вставка Закладок и Гиперссылок (внутренних).

3. Вставка WordArt.

VI занятие (2 ч)

1. Вставка OLE рисунков.

2. Выполнение Итогового упражнения.

3. Проверка степени освоения материала тестированием.

III. Рекомендации по выполнению заданий

Прежде чем выполнять упражнения в текстовом процессоре, необходимо ознакомиться с основными функциями самого приложения, основными понятиями документа, создаваемого в MS Word.

Необходимо знать, что форматирование и редактирование – это две основные функции MS Word. Эти функции отражены в опциях главного меню приложения. Форматирование текста – это изменение внешнего вида, а редактирование – это изменение текста по смыслу..

Для придания документу профессионального вида необходимо знать, что структура документа базируется на двух основных элементах: разделах и абзацах.

Очень важно понимать, что любой текст строится из структурных элементов, называемых абзацами, т.к. любое нажатие клавиши «Ввод» приводит к образованию нового абзаца. Настройки абзаца – выравнивание, межстрочный интервал, отступы, первая строка и т.д – позволяют быстро отформатировать любой абзац.

Еще один структурный элемент документа называется раздел, который представляет собой либо весь документ, либо его часть и имеет общие параметры страницы, такие как размеры полей и бумаги, колонтитулы, ориентацию и нумерацию страниц (по умолчанию документ состоит из одного раздела).

Очень важно понимать, что такое Стиль и его роль в создании Оглавления. Стиль - это набор форматов, определяемых понятиями ШРИФТ и АБЗАЦ.

Для создания Оглавления необходимо всем заголовкам текста, которые должны попасть в оглавление, задать Стиль "Заголовок 1, 2, 3, …" в зависимости от вложенности основного текста.

Для того, чтобы ориентироваться в среде MS Word, следует прочитать соответствующую главу в учебном пособии, а затем выполнить задания. Часть заданий должна быть проработана самостоятельно, поскольку темы этих заданий не будут рассматриваться на практических занятиях. Например, создание таблиц разными способами, создание диаграмм обычных и организационных, создание сносок, закладок, гиперссылок (внешних и внутренних). Но задания будут даны с рекомендациями по выполнению.

Попробуйте ответить на несколько вопросов, а затем сверить их с правильными ответами в таблице.

Правильные ответы

№1 №2 №3 №4 №5
2 3 5 5 5
№6 №7 №8 №9 №10
6 2 5 2 5

Что такое колонтитул?

1. Текст или картинка на титульном листе.

2. Текст или картинка повторяющиеся только в верхней части страницы.

3. Любая информация повторяющаяся на каждой странице в верхней и (или) в нижней частях страницы.

II. Планы практических занятий

I занятие (2 ч)

1. Структура документа. Понятие книги, листа и ячейки.

2. Основные приемы работы: занесение данных, прогрессии, транспонирование таблиц.

3. Занесение названий месяцев, кварталов, индексированных переменных.

II занятие (2 ч)

1. Занесение формул. Понятие абсолютного и относительного адресов ячеек. Копирование формул.

2. Оформление таблиц и построение графиков.

IIIзанятие (2 ч)

1. Построение таблицы и графиков для математических функций, например, у=х2, у=3*х2, у=3*х2 +4.

2. Корректировка значений на оси Х и в Легенде при построении графиков.

3. Проведение сравнительного анализа графиков функций.

4. Построение таблицы и нестандартной гистограммы с двумя осями.

IVзанятие (2 ч)

1. Использование стандартных функций СУММ(), СУММКВ(), СУММПРОИЗВ() в формулах для вычислений.

2. Вставка математических Формул с помощью MS Equation

3. Решение задач с использованием имен ячеек вместо адресов.

Vзанятие (2 ч)

1. Решение задач и построение диаграмм с использованием технологии работы с формулами. Применение абсолютных и относительных адресов.

2. Работа с трехмерным адресом.

VI занятие (2 ч)

1. Работа со списками (сортировка, фильтрация)

2. Построение Сводных таблиц, подведение Итогов

3. Решение задач таможенного и экономического циклов.

4. Проверка степени освоения материала тестированием.

III. Рекомендации по выполнению заданий

Изучение этой темы необходимо начать с ознакомления с основными понятиями и приемами работы в ЭТ MS Excel.

Для того, чтобы начать работать в табличном процессоре MS Excel, необходимо знать, основной рабочий элемент – это ячейка. В нее можно заносить данные различных типов, но самое главное – формулы.

Формула начинается знаком "=", адреса ячеек заносятся в формулу щелчком мыши по ячейкам.

Для вычисления по одной формуле массива значений - в ячейку сначала заносится формула и затем копируется маркером копирования по вертикали или по горизонтали, при этом адреса ячеек (относительные) меняются.

Для фиксации адреса (абсолютизации) необходимо либо дать имя ячейке, либо в первой формуле установить знак $ перед буквой и (или) перед цифрой адреса.

В электронной таблице можно работать (копировать, перемещать и т.д.) не только с одной ячейкой, но и с диапазонами ячеек (строка, столбец или прямоугольная область.

Запомните, что занесение данных в ячейку происходит только после нажатия клавиши Enter (ВВОД).

Обратите внимание на состояние курсора:

· курсор «вертикальная палочка» - это набор текста,

· курсор «белый крестик» - это выделение ячейки,

· курсор «черный крестик» в правом нижнем углу ячейки – это маркер копирования.

Для того чтобы грамотно работать в ЭТ, внимательно прочитайте и запомните технологии создания таблицы и построения диаграмм.

Технология составления ЭТ.

1. Построение таблицы начинается с заголовка, для его создания объединяется столько ячеек, сколько столбцов в будущей таблице. Затем необходимо отформатировать будущий текст заголовка (Формат - Ячейки), подобрать Шрифт и Выравнивание.

2. Занесение данных:

· ввод заголовка ЭТ и названий полей таблицы

· ввод исходных данных и расчетных формул

· форматирование ЭТ с целью придания ей необходимого вида (границы и заливка)

· подготовка к печати.

Технология построение диаграмм

    Диаграмма – это графическое представление табличных данных.

В зависимости от задачи можно использовать следующие виды диаграмм:

· Линейный график

· Столбиковую диаграмму

· Круговую диаграмму

· Точечную диаграмму

· Цилиндрическую

· Коническую и т.д.

Диаграммы создаются с помощью "Мастера диаграмм" (Вставка - Диаграмма). Построение диаграммы возможно только в том случае, когда хотя бы один столбец представлен числовым или денежным форматом. Значения этого столбца располагаются на оси У.

Технология создания диаграммы представлена следующими шагами:

  • Выделение диапазона ячеек (смежных и несмежных) с заголовками столбцов.
  • Запуск мастера диаграмм и выбор типа диаграммы.

· Задание параметров диаграммы - название оси категорий (Х), оси значений (У), название диаграммы, легенда (обозначения полей) и др.

· Для объемных диаграмм можно изменить угол поворота.

Что такое абсолютный адрес?

1. Адрес, который не меняется при копировании формулы.

2. Адрес, который меняется при копировании формулы.

3. Адрес, состоящий из буквы и цифры.

4. Константа.

Что такое диапазон ячеек?

1. Ячейки, расположенные рядом в строке.

2. Ячейки, расположенные рядом в столбце.

3. Ячейки, расположенные рядом в прямоугольной области.

4. Верно 1, 2, 3.

5. Верно 1, 2.

Тема 4.1 Общие сведения о базах данных (БД) и системах управления базами данных (СУБД)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомиться с понятиями СУБД (Система управления базами данных) и БД (База данных).

2. Ознакомиться с видами логических моделей баз данных.

3. Уяснить в чем преимущества реляционной (табличной) модели.

4. Выяснить, какова роль правил нормализации для создания эффективных баз данных.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Внимательно прочитайте раздел учебного пособия, связанный с понятиями СУБД и БД. Система управления базами данных является программой, с помощью которой можно проектировать базы данных в различных областях знания. Обратите внимание, что из трех известных логических моделей баз данных (иерархической, сетевой и реляционной) именно реляционная модель является широко используемой в современных СУБД.

Реляционная модель наиболее проста и удобна по сравнению с другими моделями и обеспечивает многомерные связи между объектами предметной области. Основу этой модели составляет таблица (объект) или совокупность связанных таблиц (объектов). Свойства (атрибуты) объекта отражены в названиях полей таблицы. Связывание таблиц осуществляется с помощью механизма первичных и вторичных ключей. Все это необходимо прочитать в учебном пособии по информатике.

Попробуйте ответить правильно на поставленные вопросы. Затем сверьте ваши ответы с ответами, указанными в следующей таблице:

Правильные ответы

№1 №2 №3 №4 №5
3 2 2 1 1
№6 №7 №8 №9 №10
4 4 3 3 4

Дополнительные источники

Кудрявцева, Л.Б. Информатика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Л. Б. Кудрявцева. – Режим доступа: Учебный сервер Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2008 (Раздел «Системы управления базами данных»).

V. Контрольные вопросы для самопроверки

Проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы. Ответ может содержать несколько вариантов.

Что такое первичный ключ??

1. Поле, однозначно определяющее запись в таблице.

2. Поле, которое всегда выражается числом.

3. Поле, значение которого сохраняется при удалении записи.

Что такое Запрос?

1. Средство для форматирования данных в БД.

2. Механизм передачи данных.

3. Средство для выборки из БД и обработки данных.

Тема 4.2 СУБД MS ACCESS

I. Задания для  самостоятельной работы

1. Ознакомиться со структурой СУБД MS Access.

2. Какие объекты входят в состав  базы данных, созданной в СУБД MS Access?

3. Что составляет основу базы данных?

4. Что такое запрос, и какие разновидности запросов применяются в СУБД MS Access?

5. Создание БД со связанными таблицами. Технология применения первичных и вторичных ключей

6. Для чего используются формы и отчеты.

II. Планы практических занятий

I занятие (2 ч)

1. Структура СУБД MS Access: конструктор таблиц, конструктор запросов, мастер форм, мастер отчетов.

2. Объекты базы данных: таблицы, запросы, формы, отчеты.

3. Понятие запроса и разновидности запросов.

4..Проектирование и заполнение БД «Страны».

II занятие (2 ч)

1. Создание запросов на выборку для БД «Страны»: запрос-сортировка, запрос по критерию, запрос с параметром, запрос на вычисление.

2. Создание Форм и Отчетов.

3. Применение операторов Like, Between And.

IIIзанятие (2 ч)

1. Самостоятельное создание БД «Склад», «Зарплата».

2. Обсуждение видов запросов, созданных для работы с базами данных.

IVзанятие (2 ч)

1. Изучение новых видов запросов на изменение исходной таблицы: запросы на удаление и обновление.

2. Создание БД «Спортивные сведения о студентах» с возможностью удаления студентов 5-х курсов и обновления номеров курсов с 1 по 4.

3. Добавление в БД «Склад» запросов на изменение количества товаров.

Vзанятие (2 ч)

1. Понятие итоговых запросов и групповых операций.

2. Копирование задачи 9 из MS Excel и создание итоговых и других видов изученных запросов. Применение групповых операций для подсчета ГТД по таможням, годам и месяцам.

VI занятие (2 ч)

1. Понятие первичного и вторичного ключей, обсуждение правил нормализации.

2. Создание БД «Моя библиотека» с двумя таблицами АВТОР и КНИГА.

3. Связывание таблиц через Схему данных.

4. Построение Составной формы.

VII занятие (2 ч)

1. Перепроектирование БД «Страны» на основе правил нормализации.

2. Изучение метода связывания таблиц при создании запроса.

3. Создание БД «Показатели по таможням» с использованием всех приемов работы и видов запросов.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическим занятиям

    Создание базы данных

В начале своей работы с Access необходимо создать или открыть базу данных. Access хранит данные в таблицах. Поэтому они являются основой любой базы данных. Таблица содержит описание реальных объектов и состоит из строк и столбцов, в которых содержатся эти описания.

Для того, чтобы открыть уже существующую БД нужно выбрать команду ОТКРЫТЬ из меню ФАЙЛ и в открывшемся диалоговом окне выбрать нужную базу данных. При необходимости вначале следует выбрать диск и каталог, где находится MDB-файл.

Для создания новой базы данных из меню ФАЙЛ следует выбрать команду СОЗДАТЬ, в открывшемся окне выбрать Новую базу и в открывшемся диалоговом окне ввести имя файла и нажать ОК.

После открытия или создания файла БД на экране появляется окно, посредством которого осуществляется управление отдельными объектами БД, такими как таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В данном курсе рассматриваются только первые 4 объекта.

Чтобы создать таблицу, в ОКНЕ базы данных выбрать вкладку ТАБЛИЦА и щелкнуть по строке СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА, с помощью которого задается структура таблицы.

В режиме КОНСТРУКТОР создается макет таблицы, т.е. заносятся имена полей, а их тип выбирается из списка открывающегося меню. После создания таблицы ее можно заполнять или редактировать (изменять) в режиме ТАБЛИЦА.

Запросы

    Запрос — это механизм выборки, вычисления или удаления (обновления) данных из БД. Запросы обеспечивают быстрый и эффективный доступ к данным, хранящимся в таблицах. При выполнении запроса Access считывает данные из таблицы и отображает результат выполнения в режиме таблицы. Благодаря запросам Вы можете выполнить сортировку, вычислить выражение и др.

Любой запрос создается с помощью КОНСТРУКТОРА ЗАПРОСОВ следующим образом:

1. Запустить КОНСТРУКТОР ЗАПРОСОВ, при этом откроются пустой бланк запроса и окно со списком таблиц или одной таблицей.

2. В окне со списком таблиц выделить таблицу, по которой строится запрос и нажать кнопку добавить, затем закрыть окно.

3. В бланке запроса поместить нужные поля из таблицы: выбрать нужные поля в каждой первой строке бланка запроса из списка полей указанной таблицы.

Сортировка записей

В таблице данные всегда отсортированы по первичному ключу. Чтобы организовать другой способ сортировки по какому-либо полю в окне базы данных следует создать новый запрос указанным выше образом. В диалоговом окне отображается список всех имен полей исходной таблицы, в начале которого расположен символ *.

Для нужного поля в строке бланка запросов СОРТИРОВКА выберите способ сортировки (по возрастанию или по убыванию).

 

 

Запрос с критериями поиска

В окне базы данных следует выбрать ЗАПРОС и запустить КОНСТРУКТОР ЗАПРОСОВ. В следующем окне диалога следует выбрать таблицу(ы), на основе которой(ых) будет строиться запрос и нажать кнопку ЗАКРЫТЬ.

Теперь можно выбрать одно или несколько полей и отбуксировать их в бланк запроса. Нужные поля можно выбирать также в каждой первой строке запроса. Проследите за тем, чтобы был выбран флажок ВЫВОД НА ЭКРАН.

В строке УСЛОВИЕ ОТБОРА можно ввести теперь критерии выбора. Можно сохранить запрос для последующего использования.

Запросы с параметрами

Откройте окно запроса и добавьте в него таблицу. Создайте запрос, отбуксировав необходимые поля в бланк запроса и задав условия выбора. Затем в качестве условия в строке бланка запроса УСЛОВИЕ ОТБОРА введите параметр, заключенный в квадратные скобки. При выполнении запроса Access отображает на экране окно с названием этого параметра и ожидает ввода. Ввод параметра является основной частью выполнения запроса. Например, если необходимо рассмотреть только книги, изданные до определенного момента времени, тогда для поля ГОД ИЗДАНИЯ следует ввести условие: <[ГОД ИЗДАНИЯ]. Теперь для выполнения запроса сначала необходимо ввести значения параметра ГОД ИЗДАНИЯ, а результат запроса будет содержать только те книги, которые удовлетворяют заданному значению параметра.

    По умолчанию Access преобразует введенные в запрос параметры в текстовый тип данных.

Для других типов параметров необходимо установить точно его тип. Для этого выберите команду ПАРАМЕТРЫ из меню ЗАПРОС и в диалоговом окне ПАРАМЕТРЫ ЗАПРОСА введите параметр ГОД ИЗДАНИЯ без квадратных скобок и в качестве типа выберите ЦЕЛОЕ.

Вычисляемые поля в запросах

Создание вычисляемого поля осуществляется путем простого введения выражения для вычисления в пустом столбце бланка запроса. Так, например, общая стоимость товара на складе вычисляется при помощи следующего выражения: [ЦЕНА]*[НА СКЛАДЕ]. Вам необходимо составить соответствующий запрос с использованием имен полей. После того, как ввод будет завершен, выражение будет иметь следующий вид: ВЫРАЖЕНИЕ1: [ЦЕНА]*[НА СКЛАДЕ]. В результате запроса присутствует новое поле, в котором отображается новая цена. Выражение строится с помощью мастера (в контекстном меню опция "Построить").

Итоговые запросы

    Итоговые запросы значительно отличаются от обычных. В них можно использовать два типа полей:

· поля, по которым осуществляется группировка данных, и

· поля, для которых проводятся вычисления;

· дополнительно можно включить поля для определений условий запроса.

Для того, чтобы составить итоговый запрос, находясь в режиме КОНСТРУКТОРА запроса, следует выбрать ГРУППОВЫЕ ОПЕРАЦИИ или воспользоваться соответствующей командой из меню ВИД.

В результате чего в бланке запроса появится строка "Групповая операция". Затем для соответствующего поля из списка следует выбрать функцию "Группировка".

Если требуется узнать количество товаров на складе, имеющих одинаковую категорию, например, "Молочные продукты", то в первый столбец бланка запроса следует поместить поле КАТЕГОРИЯ. Для этого столбца нужно задать функцию Группировка, в результате чего все записи будут сгруппированы по категориям товара.

Затем необходимо поместить поле КОЛИЧЕСТВО во второй столбец бланка запроса. Для этого столбца следует установить функцию Sum (Сумма) из списка Груп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.25 (0.222 с.)