Статейный список Ф. А. Головина. И он де, Иван, амбана спрашивал: от хана их великие послы на съезд к нам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статейный список Ф. А. Головина. И он де, Иван, амбана спрашивал: от хана их великие послы на съезд к нам



ЧАСТЬ 17

И он де, Иван, амбана спрашивал: от хана их великие послы на съезд к нам, холопям вашим, будут те ли, которые в прошлом году присылали посланцов своих на Селенгу к нам, холопям вашим, или велено ему, амбану, на съезде быть одному, и ныне де те хановы послы где?

И амбан говорил, что де хановы послы на съезд с нами, холопи вашими, будут те ж, которые присылали посланцов своих, а ему де, амбану, велено быть у них в товарыщах. И те де / л. 839/845об. / великие послы ныне в царстве дожидаютца ево Иванова приезду и пойдут де из царства чрез Далай налехке, а ему де, амбану, по ханову указу велено итти с Науну Амуром мимо Албазина к Нерчинску з запасы.

И он де, Иван, ево, амбана, спрашивал: сколько с ним, амбаном, будет бус и на них ратных людей.

И амбан сказал, что с ним будут бусы с посольскими запасы и для людей, которые будут при послех, а ратных людей на тех бусах не будет, кроме тех, которые ныне при нем, амбане с товарыщи; да будут де работные люди, смотря по бусам и по грузу. А сколько числом бус и людей будет, того ему сказать нельзя, потому что де еще ныне ему и самому неведомо.

И по тех де розговорех розъехались.

А майя де в 5 день приехал он, Иван, в Калган. А в царство де приехали майя в 13 день. И поставили / л. 840/846 / их на посольском дворе, где преж сего ставлеваны от вас, великих государей, вашего царского величества, посланные.

И того ж де числа, приехав к нему на посольской двор дзаргучей тот же, которой был с ним с Науну, и говорил, что он по объявлению своему, как он ему объявил на Науне, что послан он, Иван, от нас, холопей ваших, бугдыханова высочества к ближним людем с любительным листом и говорить о добрых делех наскоро, и сего де числа он, дзаргучей, приехав к хановым ближним людем, о том объявил. И хановы де ближние люди велели ему, Ивану, от нас, холопей ваших, с посланным листом быть того ж числа для того, чтоб ево, Ивана, из царства отпустить вскоре и чтоб де нынешним летним временем мирные договоры между обоими государствы совершенно учинить; а тот де лист примут / л. 840/846об. / хановы ближние люди, которые нарежаны в великих послех и были прошлого году в походе для посольских договоров на Селенгу.

И он де того ж числа с листом к хановым ближним людем ездил, и лист им, ближним людем, от нас, холопей ваших, о высылке послов их на съезд отдал.

И хановы де ближние люди по приятии листа спрашивали у него, Ивана, о здоровье нас, холопей ваших. И по ответу ево к ним, ближним людем, велели ему сесть. И спрашивали о наказанных от нас ему делех. [458]

И он де, Иван, им объявил против наказу.

И ближние де люди говорили ему, Ивану: как ему, Ивану, от нас, холопей ваших, наказано, где быть съезжему месту, или о том велено ему у них, ближних людей, спросить, или по указу бугдыханова высочества тому, где он [быть] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (см. там же, л. 1064)) съезжему месту позволит?

И он де, Иван, / л. 841/847 / (Под текстом данного листа помета, связанная, по-видимому, с перепиской статейного списка: Ветлицкому) им говорил, что мы, холопи ваши, с ними, ханова высочества с великими послы, съезжатися, где они, ближние люди, похотят в Албазине или где инде будем, и для того де ему о том и говорить им, ближним людем, мы, холопи ваши, наказали, чтоб нам преж прибытия их, ближних людей, к границам вашего царского величества о съезжем месте, где быть, учинили ведомость они, великие послы, подлинно.

И ближние де люди, выслушав, сказали, что де они, выразумев из листа и что де он, Иван, им говорил, донесут до бугдыханова высочества; и что де противу того будет бугдыханова указу, о том ему явлено будет иным временем. И отпустили де ево, Ивана, на посольской двор.

А примали де лист хановы ближние люди 3 человека те ж, которые присылали на Селенгу к нам, холопям вашим, посланцов, Самгату с товарыщи / л. 841/847об. /, на ханском дворе, где и преж сего принимали лист у дворянина у Степана Коровина.

И майя в 15 день, приехав к нему на посольской двор прежней дзаргучей, и говорил, что де прислали ево, дзаргучея, к нему, Ивану, хановы ближние люди. А велели сказать: лист де, которой от нас, холопей ваших, к ним прислан, они, ближние люди, вырозумели и бугдыханову де высочеству, что в том листу писано, также и что он словесно говорил, докладывали; и бугдыханово де высочество указал съезжему месту быть близ Нерчинска, для того что мы, холопи ваши, великие и полномочные послы, пребытие свое имеем в Нерчинском, и великие де хановы послы из царства пойдут от вышеписанного числа умедля 20 дней, а при них де, великих послех, будут для их посольской чести чиновных людей, кроме / л. 841/847 / слуг и работников и кошеваров, 1000 человек; и пойдут де они к Нерчинску прямо мимо Далай.

И он де, Иван, дзаргучею говорил, чтоб он до хановых ближних людей донес, а они б, ближние люди, донесли до бугдыханова высочества, чтоб указал ему, Ивану, преж ево отпуску отпустить к нам, холопям вашим, с тою ведомостью служилых людей 2-у или 3 человек, и тем бы служилым людем указал дать подводы и корм и проводить до Нерчинска в целости.

И майя де в 16 день, приехав к нему, дзаргучей сказал, что он о том хановым ближним людем сказывал, и хановы де ближние люди доносили до бугдыханова высочества, и хан де по прошению ево с ведомостию к нам, холопям вашим, отпустить служилых людей указал 3 человек и с ними де посланы будут от ближних людей до нас, / л. 842/848об. / холопей ваших, с листом дзаргучей да подьячей. Да хановы же де ближние люди велели ему объявить, чтоб он, Иван, к нам, холопям вашим, писал, что де хановы великие послы будут на посольском съезде всякими запасы и кормами своими довольны, и чтоб де мы, холопи ваши, с подданных и с ясачных вашего царского величества людей для их на корм никаких запасов не готовили; и отпуск де тем служилым людем и дзаргучею будет скоро.

А дорогою де едучи, проведывал он, Иван, о всяких китайских замыслех у многих людей. И по проведованию де ево многие люди [459] сказывали ему, Ивану, что китайского хана великие послы будут на посольской съезд со многими ратными людьми. Только де сказывают, что миру гораздо ради, а под Албазин войско великое / л. 843/849 / в готовости, и зимовали около Зии и иных рек. Да и мир де учинить хотят, чтоб Албазин им был отдан; а буде отдан не будет, и у них де совершенно намерено, чтоб ево разорить. А и чиновные де люди говорят (В подлинной отписке далее: во всяких разговорех (там же, л. 1067)) с ним, Иваном, приятно и миру желают, только де о Албазине запность великую имеют. А иных де по се число ведомостей ни от кого не слышать.

А при отдании де к нам, холопям вашим, листа хановы ближние люди майя в 17 день ему, Ивану, говорили, что де бугдыханово высочество с вами, великими государи, вашим царским величеством, желают совершенно быть в дружбе и в любви; и для де того указал хан их к нам, холонем вашим, великим и полномочным послом, послать ближним людем посланных своих дзаргучея Маргана с товарыщи, и чтоб / л. 843/849об. / тому дзаргучею велели мы, холопи ваши, быть перед собою и с ним к ним, ближним людем, учинить добрую отповедь.

А в отписке, какову писал ко мне, холопу вашему, из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов, написано:

В нынешнем де во 197 году июня в 19 день явились перед ним, Иваном, в Нерчинском в приказной избе Павлова полку Грабова пятидесятник Левка Дюков да енисейской казак Данилка Бутусин, Пашка Шапочников и подали Государственного Посольского приказу от подьячего Ивана Логинова отписку (которой послан от нас, холопей ваших, бугдыханова высочества к ближним людем) да богдойской лист. И тот де лист и отписку он, Иван, приняв и роспечатов, смотрел для всяких нужных ведомостей. А по скаске де пятидесятника / л. 844/850 / Левки Дюкова с товарыщи тот богдойской лист дал им в Китайском государстве подьячей Иван Логинов и послал с ними ко мне, холопу вашему.

Да с ним же де, Левкою, с товарыщи приехали в Нерчинской китайской дзаргучей, имянем Марган, с товарыщи, всего в сороке в пяти человеках. И перед ним де, Иваном, тот вышеписанной дзаргучей сказал, что послан он ис Китайского государства от ближних людей за посланными вышеписанными казаками до Нерчинска в провожатых. И тот де дзаргучей хощет дожидатца в Нерчинском меня, холопа вашего, для того что, будучи в царстве, подьячей Иван Логинов объявил, что я, холоп ваш, пребытие свое имею в Нерчинском остроге, и для того де он, зургучей, от ближних людей и прислан.

И он де, Иван, заргучея задержав в Нерчинску, а отписку и лист на богдойском языке, / л. 844/850об. / запечатав, послал ко мне, холопу вашему, с теми ж вышеписанными казаки.

И того ж числа писал я, холоп ваш, в Нерчинской к нему, Ивану 218, чтоб он того китайского заргучея призвал к себе и объявил ему, что я, холоп ваш, иду к Нерчинску для посольских съездов с китайскими их великими послы со всяким в пути поспешением, и прибуду в Нерчинской при помощи божии августа в первых числех нынешняго 197 году, и с великими их послы для посольских договоров съезжатися будем в которых местех — в Олбазине или где инде будет пристойно, и пришед в Нерчинской, учиним о том между собою с великими их послы обсылку; и чтоб он, дзаргучей, о том к своим великим послом учинил ведомость немедленно или с тою ведомостью ехал / л. 844/850об. / к ним сам, а для подлинного уверения оставил бы он, дзаргучей, до моего, холопа вашего, приходу в Нерчинской ис товарыщей своих кого пригож, для того что я, холоп ваш, при приходе своим в Нерчинском, учиня тем оставлшимся ево [460] людем во всем довольство, и со всякою ведомостию к великим их послом отпущу, не задержав, тотчас.

А что в листу бугдыханова высочества ближних людей ко мне, холопу вашему, написано, которой лист приехав от подьячего Ивана Логинова пятидесятник Левка Дюков объявил, что будто для споможения запасами их китайским послом и при них будущим людем будет у них на бусах к Нерчинску мимо Албазин особой воевода, и о том бы он, Иван, присланному дзаргучею говорил с подтвержением / л. 845/851об. /, что, знатно, они, китайцы, хотят поступать, оставя посольские договоры, воинским поведением, чего нигде во окрестных государствах при великих и полномочных послех и при постановлении посольских договоров не обыкло быти; и чтоб он, зургучей, о том послом своим объявил подлинно, чтоб они, послы, конечно водяным путем мимо Албазина на бусах никаким своим людем ходить не велели, чтоб оттого с их стороны не дошло вновь до большие ссоры и не поставили б тем посольских договоров.

А что у него в Нерчинску о китайских послех впредь, также и отповеди от присланного их дзаргучея будет, о том о всем по вашему великих государей указу писал бы он, Иван, ко мне, холопу вашему, с нарочными посыльщики. И в Олбазин, государи, / л. 846/852 / велел я, холоп ваш, ему, Ивану, послать служилого человека добра, чтоб в Албазине жили опастно, и которые хлебы посеяны и доспели, с поль снять без замедления.

А с присланного к нам, холопям вашим, листа (В подлинной отписке далее: на латинском языке (там же, л. 1070)) от хановых ближних людей послали мы, холопи ваши, к вам, великим государем, список под сею отпискою.

И в нынешнем же, государи, во 197 году июля в 18 день писал ко мне холопу вашему, из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов с нерчинским конным козаком с-Ывашком Апрелковым с товарыщи. А в отписке ево написано, что писал я, холоп ваш, к нему, Ивану, в Нерчинской, чтоб, призвав ему, Ивану, к себе китайского заргучея, и объявить, что прибытие мое, холопа вашего, в Нерчинской для посольских договоров будет сего лета в августе месяце, и чтоб / л. 846/852об. / он, дзаргучей, о том к своим великим послом учинил ведомость немедленно или бы с тою ведомостью ехал сам наскоро, а для подлинного уверения, чтоб он, дзаргучей, оставил до моего холопа вашего приходу в Нерчинском кого ис товарыщей своих не в больших людех. И китайской де дзаргучей по многим ево в Нерчинску упорным словам отпущен прежде приезду в Нерчинской посланных от него, Ивана, ко мне, холопу вашему, за день, а одержать де ево или бы кого оставить из них не в больших людех для подлинного уверения о моем холопа вашего приходе в Нерчинской ни коими мерами он не мог, потому что де от ближних людей такова ему, заргучею, указу не было. И он де, Иван, послал за ним, заргучеем, в дорогу казачья десятника Ваську Милованова. А велел, догнав ево, заргучея, против моей холопа вашего к нему отписки про мой холопа вашего приход в Нерчинской объявить. / л. 847/853 /

А в Олбазин де к Офонасью Бейтону против отписки моей холопа вашего писал он, Иван, чтоб он, Афонасей, китайским воеводом, которые будут на бусах, говорил, чтоб они выше Албазина бусами не всходили и тем бы задору не чинили.

И июля в 12 день приехал из Албазина казак Филька Лапшиков, а сказал, что послан он с отпискою от Афонасья Бейтона в Нерчинской наспех, что китайской воевода идет мимо Албазина к Нерчинску на многих бусах. И достигли де ево, Фильку, на устье реки Горбицы в лехких [461] судах китайских людей ертаул, которой идет наперед бус. И пришли де при нем, Фильке, на заимку Боты от Нерчинска ходу в 2-у днищах.

А в отписке де Афонасья Бейтона к нему, Ивану, написано: июня в 16 день посылал он, Афонасей, из Албазина проезжую станицу казака Мишку Ушарова с товарыщи вниз по Амуру-реке / л. 847/853об. / по левой стороне по посторонной речке Перелешихе вверх, откуды приход бывает воровским неприятельским людем. А наперед де тое проезжие станицы отпустил он, Афонасей, для рыбных и звериных промыслов 2-у человек козаков. И та де проезжая станица, в Албазин приехав, сказали, что наехали на речке Перелешихе албазинских козаков 2 человека побиты, а каки люди их побили, и про то де знать им не по чему, потому что никаких людей не видали. Да июня де в 3 день пришел под Албазин китайской воевода на многих бусах. И он де, Афонасей, посылал к тому воеводе из Албазина казачья атамана Ивашка Бузунова с товарыщи, а велел говорить: для чего он, китайской воевода, под Албазин пришел?

И китайской де воевода говорил ему, Ивану, что идет он мимо Албазина по указу бугдыханову к Нерчинску / л. 848/854 / бутто для посольских договоров, а над Албазиным де ему, также и над хлебами, которые около Албазина посеяны, чинить ничего не велено, и чтоб де в Олбазине жили безопасно.

Да приехал в Нерчинской к нему, Ивану, Аргунского острогу казак десятник Васька Милованов и словесно перед ним сказал, что прошло де в Нерчинской острог китайские люди человек со 100 и больши, а сказали ему, Ваське, что идут они к Нерчинскому уезду на великую реку Шилку, на устья речки Ботав с конным табуном, а дожидатца де им будет воевод своих в тех местех, которые идут под Нерчинской бусами, а конного де табуна с ними пригнано 800 лошадей.

И он де, Иван, посылал от себя к тем китайским людем, которые пришли горами с конным табуном, конного казака Фильку Свечникова с товарыщи, а велел им / л. 848/854об. / говорить: по какому указу они, китайские люди, вошли в ваши великих государей городы и стоят, вшед в границу, не обослався; кто именем у них начальной.

И Филька де Свечников, приехал в Нерчинской, перед ним, Иваном, сказал, что послан он был из Нерчинска к китайским людем, которые пришли горами с конным табуном, с выговором о проведовании про них, для чего они приехали. И тем де китайским людем он, приехав, против вышеписанного говорил. И китайские де люди говорили ему, Фильке, что посланы они с Науну от китайского воеводы от алехамбы с товарыщи с конным табуном до Нерчинского уезду на речку Боты, а велено им дожидатца бус, на которых бусах идет воевода под Нерчинской для посольских договоров, а не для войны; а имяна де китайским людем, которые присланы в начальных: первой, / л. 849/853 / именем лорб-дзалан, другой адза-дзалан, да сотник нюрю-дзанги, а с ними де людей человек со 100.

И чтоб мне, холопу вашему, прежде своего приходу в Нерчинской, послать к нему, Ивану, кого из начальных с служилыми людьми, чтоб де китайские люди острогу и ясачным людем какова дурна не учинили.

А в роспросе передо мною, холопом вашим, албазинской казак Филька Лапшиков сказал, что прошли мимо Албазин китайской воевода на бусах во многом числе людей; а сказались, что идут они ко мне, холопу вашему, в Нерчинской бутто для посольских договоров. А по смете тех китайских людей (В подлинной отписке далее: идет всего (там же)) на 100-е на 20 бусах, а на бусе у них человек по 30 и больши, а воинских припасов 45 пушек. И прошли де те [462] китайские люди мимо Албазина тихо и никаких задоров не учинили. И отъехал он, Филька, от Албазина берегом до усть Аргуни-реки, и как послан был в Нерчинской с ведомостью, и за великими де водами и переправы, покиня лошадь, шел пеш от усть Аргуни день. И наехали де ево / л. 849/855 / китайских вышеписанных людей ертаул и, взяв ево, Фильку, на бусы, везли 5 дней. И взошед де они до речки Горбицы (В подлинной отписке: Згордицы (там же)), отпустили ево в лотке наперед в Нерчинской. А как де был он, Филька, взят на китайские бусы, и китайские люди спрашивали у него про албазинских и нерчинских ясачных тунгусов, в которых местех они кочевьями своими живут. И он де, Филька, про ясачных иноземцов сказал: в которых местех ныне кочюют, про то подлинно не ведает, только де то знает, что они кочюют в горах для зверовья от острогов в дальних местех. А для чего они, китайцы, спрашевали, про то он не ведает.

И того ж числа писал я, холоп ваш, в Нерчинской к нему, Ивану, с теми ж албазинскими и нерчинскими козаками 219. А велел ему, Ивану, в Нерчинску острог и около острогу крепости чинить, как возможно, чтоб было от приходу неприятельского быть безопасно, и велеть жить в Нерчинску с великим опасением, чтоб китайские люди, оплоша, какого разорения не учинили. И к ясачным иноземцом, к тунгусом / л. 805/856об. / и к брацким мужикам, послал бы он, Иван, от себя кого служилых людей и велел их обнадежить вашею великих государей премногою милостию, чтоб они, иноземцы, ни на какие прелести китайские не склонялись и кочевали б, надеясь на вашу великих государей милость, к Теленбинску и к Еравинску докамест кончатся у нас, холопей ваших, посольские съезды.

И для подлинного уверения, что иду я, холоп ваш, в ближних местех, послал от себя к ним, иноземцом, брацкого шуленгу Бамбахая с товарыщи, которой взят в провожатых за подводами от Байкаловского моря. И велено ему ясачных людей, свою братью, обнадеживать вашею великих государей милостию, и чтоб они, иноземцы, ни на какие прелести не склонялись и от приходу б китайцов ничего не опасались. А для выговору к китайским воеводам послал я, холоп ваш, наскоро того ж числа из дворян Василья Лутовинова. / л. 850/856об. /

А в наказе, каков ему, Василью, дан, написано: велено ему, прибыв к Нерчинску и будучи у китайских воевод, говорить:

Для чего они, воеводы, с китайскими (В подлинной отписке: такими (там же, л. 1076)) многими силами и с воинскими припасы, не обослався с нами, холопи вашими, идут к Нерчинску бутто для посольских договоров, чего ни в которых окрестных государствах того при посольских съездех не бывает. И должно было им, китайским воеводом, дождався своих великих послов в своей границе, и прежде б обослатися с нами, холопи вашими, посланцы своими, потому что с стороны их китайской многие досады и убийства непрестанно чинятца. И чтоб воевода к Нерчинску, также и в ближние места в Нерчинской уезд на бусах рекою Амуром и Шилкою не всходил, чтоб оттого посольским съездом какие остановки не учинилось. А где ему з бусами / л. 851/857 / стоять, и он бы, воевода, о том обослался с нами, холопи вашими, чтоб в том незнаемом их наступлении какие вновь ссоры не учинилось.

И буде он, китайской воевода, тому будет чинить противно и похочет итти в Нерчинской, не обослався с нами, холопи вашими, а отговариватися будет, что велено ему по указу бугдыханову итти к Нерчинскому прямо безо всякого препятия не для воинского поведения, но для [463] посольских съездов, и остановитися ниже Нерчинского не смеет, потому что прибудут еще к Нерчинску ис Китай горами китайские великие послы для посольских съездов (Часть фразы со слов и остановитися до слов для посольских съездов в подлинной отписке отсутствует (там же, л. 1076)), и тем де их великим послом, также и при них будущим людем послано с ним, воеводою, хлебные и всякие запасы, и ему, Василью, говорить, что китайских их великих послов к Нерчинску еще не бывало, а как придут к Нерчинску в ближние места, и с великими их послы в посольских съездах, в которых местех / л. 852/858 / быть посольским сьездом, также и сколькому числу для обережения посольских особ быть на обе стороны ратным людем, обошлютца посланцы своими; и как о том посольском съезде и о равенственном числе людей чрез обсылку постановят, и в котором месте стоять ему, китайскому воеводе, з бусами, и тогда ему, китайскому воеводе, обо всем с обоих сторон от великих и полномочных послов учинено будет ведомо подлинно вскоре. И чтобы он, воевода, к Нерчинскому без повеления не шел, и отступив вниз по реке Шилке до устья реки Амура, и стоял до докончания посольских договоров в тех местех. А буде он, воевода, учинитца в том противен и пойдет выше, и посольских договоров и съездов с их послами чинить будет невозможно. А для того я, холоп ваш, буду в Нерчинск вскоре. А что ему, Василью, китайской / л. 852/858 / воевода о том скажет, и ему с тою ведомостью ехать ко мне, холопу вашему, наскоро.

Также, будучи ему, Василью, у китайского воеводы, розведывать о их замыслех и об нем подлинно: какова он чина, и кто именем, и что при нем служилых людей числом, и пушек и иных воинских припасов. И розведав, говорить между иными розговоры: для чего он пришел во многом числе людей, также и со многими воинскими припасы, и при великих их послех много ль числом прибудет горами служилых людей, и кто имяны великие их послы, и каких чинов, и из ближних ли бугдыханова высочества людей. Да ему ж, Василью, велено говорить, чтоб он, китайской воевода, будучи на границе, руским людем и заимкам, также и ясачным иноземцом никаких обид не чинил и в подданство в сторону бугдыханова высочества не призывал докамест / л. 852/858об. / будут посольские съезды, а служилым своим людем в дальние места розъезжать не велел, чтоб от ясачных иноземцов тем ево служилым людем в неведении какова убивства не учинилось и вновь оттого ссоры не всчинались и посольские договоры не остановились.

А к Ивану, государи, Власову я, холоп ваш, о том подлинно писал с ним же, Васильем.

А буде ево, Василья, стольник и воевода Иван Власов отпустит из Нерчинска к великим китайским послом по вестям, где они в ближних местех, которые будут к Нерчинску из царства сухим путем, говорить о вышеписанном, и ему, Василью, ехать потому ж к тем великим послом.

И против вышеписанного им, китайским великим послом, говорить, чтоб они, великие послы, послали от себя нарочно наперед себя водяным путем к воеводе, / л. 853/859 / которой уже вступил в границу вашего царского величества без повеления и не обослався по посольскому обыкновению с нами, холопи вашими, и приближился к Нерчинску в ближние места, чего ни в которых окрестных государствах того не водитца, и велели бы ему от Нерчинска бусами уступить вниз по Амуру без замедления, чтоб оттого вновь какие ссоры не всчинались.

А буде они, великие послы, тому вышепомянутому воеводе бусами вниз по Амуру-реке уступить не велят, то и посольским съездом близ Нерчинского острога быти будет немочно, потому чтоб при том воеводе на [464] бусах многие ратные люди, также и необычные воинские припасы припровожены неведомо какие ради вины не противу прошения чрез посланных от нас, холопей ваших (В подлинной отписке вместо слов от нас, холопей ваших, написано от них, великих послов (там же, л. 1081)). И знатно, что будет несравнения людей противу отповеди и письм чрез нынешняго присланного / л. 853/859об. / из царства их китайского заргучея и как о том писано бугдыханова высочества от ближних людей к нам, холопям вашим, в листех их, но выступают они, великие послы, на съезд со умножением сил не по посольскому обыкновению, а должно было на обе стороны для оберегательства их посольских особ равественное число людей имети, как о том объявили посланному (В подлинной отписке: посланным (там же, л. 1082)) от нас, холопей ваших, будущим у них в Китаех (В подлинной отписке: в Камбалыке (там же)) Степану Коровину и Ивану Логинову ближние хановы люди.

А буде ево, Василья, великие послы или воевода спросят об нас, холопех ваших, в котором месте пребытие свое имеем, и ему, Василью, сказать, что пребытие свое имеем от Нерчинска в ближних местех, и прибудем в Нерчинской для посольских съездов / л. 854/860 / в скорых числех и для того послали к ним, послом, з дороги ево, Василья.

А о приезде, государи, в Нерчинской посланного от нас, холопей ваших, Ивана Логинова по се число ведомости никакие нет. А по роспросу нерчинского козака Ивашка Апрелова ожидают ево к Нерчинску вскоре.

А чтоб, государи, послать кого, отдели мне ваших великих государей служилых людей, наперед своего приезду в Нерчинской к Ивану Власову по будущим вестям, за малолюдством невозможно. И всех, государи, служилых людей с нами, холопи вашими, малое число. И ис тех многие оставлены в Удинску для опасности от мунгальского приходу, а иные, государи, посланы прошлого лета по вестям в Баргузинской острог, також де и в Албазин. И о том я, холоп ваш, к вам, великим государем, наперед сего писал в Сибирской приказ. / л. 854/860об. / А которые и есть при мне, холопе вашем, ратные люди, и с теми со всеми я, холоп ваш, иду со всяким в пути поспешением. Только, государи, за превеликими грязьми и за нуждою лошадей совершенно поспешить никакими делы невозможно, для того, государи, что многие лошади, которые взяты под полковые казны и служилым людем под хлебные запасы, от великих грязей пристали, а переменить и вновь взять подводы не с кого. А без запасов, государи, итти опасно, для того что в Нерчинску никаких запасов нет и купят пуд муки по рублю и больши.

А что, государи, впредь о каких вестях уведано будет, и о том к вам, великим государем, буду я, холоп ваш, писать впредь с посылыцики. А с сею отпискою к вам, великим государем царем и великим князем / л. 855/861 / Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великая и Малыя и Белыя Росии самодержцем, послал я, холоп ваш, тобольского конного казака Куську Кашпирова июля 21 дня с урочища речки Грязнухи, от плодбища ходу в 5 днищах. А отписку, государи, велел подать и самому явитца в Государственном Посольском приказе царьственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателю, ближнему боярину и наместнику новгородцкому, князю Василью Васильевичю Голицину с товарыщи.

 

А в листу словенскаго письма, каков подал великим и полномочным послом из Китай от хановых / л. 855/861об. / ближних людей Левка Дюков, написано: [465]

Богдойского царя по указу рубежные места утвердить и говорить посланные великие бояре, над стольниками большой, он же дворецкой думной большой, Сомгату; да дворцовой же большой первой степени князь, он же и четвертой большей царев дядька Толкокат; да Посольского приказу аскани амбан Уньда с товарыщи лист руских белых царей большому послу, окольничему и намеснику брянскому Федору Алексеевичю Головину с товарыщи послали.

Большей посол с товарыщи, и здравствует!

Ваш посланной Иван Логинов с товарыщи етого году в 4 месяце в 5 числе в нашю землю дошли. Как место уроченное во советстве сойтись и со утвержением говорить, / л. 856/862 / и про то дело ведомо. Наш богдойской царь тьма царств владеет, и всех земель людем милостивая дума с радением. И против того мы, етого году в 4 месяце в 27 числе поднявся, пойдем и в Нерчинском месте сойдемся, и лист написав, с-Ываном Логиновым пришлем, шуленге Леонтию с товарыщи вручив и наш дзаргучей Маргана в бережатых на подводах ехать, свидевся. О переговорном деле прежд ведомость была. И етого году в 4 месяце в 9 числе, подъем дав, послали, и мы ино вскоре будем. И ныне ваш посланной Иван Логинов назад, как пойдет, либ наше[го] прежде дойдет, оплошитца нельзя. Опять к вашему здоровью лист послали.

Мирного поставления в 28 году в 4 месяце в 25 числе (В 4 месяце 28 года Канси (1689 г.) 5 число приходилось на 13 мая, 9 число – на 17 мая 27 – на 4 июля, 28 – на 5 июня).

 

В конце у листа печать ханская красною краскою. / л. 856/862об. /

Августа в 1 день пришел на плодбище. И того ж числа велено служилым людем делать плоты, которые пришли на плодбище с великими послы. А многие служилые люди Павлова полку Грабова и Антонова полку фон Шмалымберха остались за превеликими грязьми и болотами в дороге, потому что лошади были у всех гораздо худы, а хрепты были и грязи и болота великие, и таскали с хлебными запасы телеги на себе, а иные за крайною нуждою оставляли хлебные запасы на лесах. И собрались все на плодбище августа к 4 числу. / л. 857/863 /

Августа в 3 день писана к великим государем к Москве в Государственной Посольской приказ з гонцами Павлова полку Грабова да Антонова полку фан Шмалымберха с стрельцы с-Ывашком Абрамовым да з Ганькою Кычигиным отписка такова 220:

 

Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Фетька Головин с товарыщи челом бьют.

В нынешнем, государи, во 197 году июля в 21 день к вам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцам, писали мы, холопи ваши, в Государственной Посольской приказ / л. 857/863об. /, с тобольским казаком с Куською Кашпировым, что по отписке из Нерчинска стольника и воеводы Ивана Власова пришли под Нерчинской китайские воеводы на 100-е на 20 бусах со многими ратными людьми и с воинскими припасы будто для посольских договоров, а не для воинского поведения; и что по тем вестям того ж числа посылал я, холоп ваш, наскоро из дворян Василья Лутовинова, а велел ему, приехав в Нерчинской, о отступлении их, воевод, от Нерчинска говорить им по наказу, каков ему, Василью, [466] о том дан от нас, холопей ваших. И о том о всем к вам, великим государем, писал я, холоп ваш, в Государственной Посольской приказ с вышепомянутым казаком Куською Кашпировым подлинно.

И в нынешнем, государи, во 197 году июля в 22 да в 24 числех писал ко мне, холопу вашему, из Нерчинска он же, стольник и воевода Иван Власов. А в отписке (В подлинной отписке: отписках (там же, л. 1099)) ево написано: июля ж де в 16 день приезжали в Нерчинск бугдыханова высочества от великих послов, которые идут мимо Далай-озера / л. 858/864 / степью, посланные, именем Каску Орги Чюнфанги, а с ним дзаргучей Раши, 2 человека подьячих, а с ними служилых людей человек с 70. И ему, Ивану, в розговорех говорили, что великие их послы идут к Нерчинску, а ныне, пришед к пограничным вашим великих государей городам, и стоят от Нерчинска в 5 днищах, и для того де они, посланцы, от великих своих китайских послов в Нерчинск со обвещением и присланы.

Да в отписке ж ево написано: июля ж де в 18 день приезжал в Нерчинской от китайских великих послов подьячей, а приехав, говорил ему, Ивану, что прислан он от великих своих послов, что пришли их великие послы на урочище реку Макарову до Нерчинска езду днище. И он де, Иван, посылал от себя к вышеписанным китайским послом прапорщика Лаврентья Нейтера с служилыми людьми. А велел ему, Лаврентью, разсмотреть о прибытии их к Нерчинску: во многих ли людех они, великие послы, идут и что с ними воинских припасов. И спросить их, великих послов, о здоровье. И прапорщик де Лаврентей Нейтер в Нерчинской приехал / л. 858/846об. / и перед ним, Иваном, сказал, что он у китайских послов был, идут де они, китайские послы, к Нерчинску во многих людех и с воинскими припасы.

А в роспросе передо мною, холопом вашим, нерчинские казаки Мишка Тельнихин с товарыщи сказали (которые присланы из Нерчинска с отпискою), что пришли под Нерчинской китайские великие послы и стоят от Нерчинска за днище на речке Макарьеве. И стольник де и воевода Иван Власов посылал из Нерчинска к тем китайским великим послом прапорщика Лаврентья Нейтера, а с ним служилых людей 20 человек. А они де, Мишка с товарыщи, с тем прапорщиком у тех великих послов в обозе были ж. И великие де послы говорили ему, Лаврентью, чтоб он, Лаврентей, стольнику и воеводе Ивану Власову говорил, чтоб он, Иван, послал ко мне, холопу вашему, кого нарочно от себя, чтобы я, холоп ваш, шел к посольским съездом немедленно, а они де, великие послы, идут 3 добрым намерением и миру быть желают, а по смете де при них ратных людей / л. 859/865 / будет тысяч с 5 или больши. А воинских де припасов видели они, Мишка с товарыщи, стоят около посольских наметов кругом порознь 10 пушек небольших. А которые де есть близ их китайских табор заимки нерчинских жителей, и на те де заимки разосланы от великих послов для обережения и обид в караул их служилые люди. А в Нерчинску де всяких чинов служилых и промышленных людей и пашенных крестьян с 600 человек.

Июля ж, государи, в 23 день писал я, холоп ваш, в Нерчинской к нему, Ивану 221, и послал от себя подьячего Панкрата Бабаева. А велел ему, Панкрату, говорить китайским великим послом (В подлинной отписке далее: им, полковым воеводам (там же, л. 1101)), кому будет пристойно, чтоб они от Нерчинска ратным людем бусами уступить велели, и тем бы какие прешкоды в посольских договорех не учинили, для того что китайские их воеводы, пришед к Нерчинску многолюдством, знатно, что хотят поступать воинским поведением, а не по посольскому обыкновению; и [467] чтоб они, полковые воеводы или великие послы, / л. 859/865об. / учинили со мною, холопом вашим, обсылку: в котором месте и в скольких человеках при посольских съездех на обоих сторонах имети служилых людей равенственное число, а многому числу ратным людем при посольских съездех на обоих сторонах быти не для чего. И как он, Панкрат, в Нерчинской приедет, и у великих послов будет, и о чем ему, Панкрату, великие послы или полковые воеводы говорить будут, и ему, то все написав в статейной список имянно, ехать ко мне, холопу вашему, не замотчав. А Нерчинской, государи, острог велел я, холоп ваш, окрепить всякими крепостьми.

И о том к Ивану Власову писал, чтоб было в Нерчинску от приходу китайцев небезопасно (В подлинной отписке вместо слова небезопасно написано быть было безопасно (там же, л. 1101)).

Да июля ж, государи, в 24 день послал я, холоп ваш, в Нерчинской из московских стрельцов пятидесятника Степана Терентьева, а с ним иркуцких служилых людей 16 человек в прибавку к прежним служилым людем. А к ясашным тунгусом и к новым выходном велел я, холоп ваш, послать / л. 860/866 / из Нерчинска кого язычного человека и вашею великих государей милостию обнадежить, и говорить им, чтоб они, собрався сколько возможно лехкими людьми, оставя кочевья свои в крепких местех, приехали ко мне, холопу вашему, навстречю. А к китайским великим послом велел посылать ему, Ивану, от себя кого пригож, и говорить им о отступлении ратных их людей от Нерчинска бусами до моего, холопа вашего, в Нерчинск приходу против прежних моих к нему о том отписок. И велел ему, Ивану, чинить круг острога всякие крепости. И китайским великим послом говорить во всем с поступками, и ссор и задоров чинить никаких не велел. А что у него, Ивана, вновь каких ведомостей по приезду вышеписанного пятидесятника Степана Терентьева будет, и о том бы он, Иван, ко мне, холопу вашему, писал с ним же, Степаном.

И июля ж, государи, в 28 день приехал ко мне, холопу вашему, из Нерчинска Василей Лутовинов, которой посылан был к великим китайским послом для выговору о отступлении ратных людей от Нерчинска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.043 с.)