Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические ритмы, их значение и влияние на работоспособность человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Биологические ритмы в той или иной форме присущи всем живым организмам и отмечаются на всех уровнях организации: от внутриклеточных процессов до популяционных и биосферных. Биологические ритмы (биоритмы) - циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов [6]. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным (колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений). В зависимости от длительности выделяют следующие виды биоритмов. Микроритмы (от долей секунд до 30 минут): частота сокращений сердца (0,8 секунд), частота дыхания, перистальтика кишечника и др. Ритмы средней частоты (от 30 минут до 28 часов): основной ритм физиологических функций человека. Мезоритмы (от 28 часов до 6-7 дней) - работают в течение недели. Макроритмы (от 20 дней до 1 года): сезонные и околомесячные, окологодовые (учебный год, отпуск). Мегаритмы (десятки и сотни лет) — инфекционные процессы (эпидемии), физическое развитие людей (акселерация) [7]. Биоритмы так или иначе влияют на весь организм человека и, в частности, на работоспособность. Так, в течение суток наблюдаются три дважды повторяющихся периода биоритмов по 4 часа каждый. 1. Период «тяжести, покоя и влаги». Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На человеке он отражается покоем. Это наиболее благоприятный период для первого приема пищи. 2. 10-14 часов – в это время особенно хочется есть, пища полноценно переваривается. 3. 14-18 часов- часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом. 4. 18-22 часов - человек хорошо расслабляется и получает удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений. 5. 22-02 часов - чаще всего снятся «вещие» сны, появляется также аппетит. 6. 02-06 часов - если встать с постели под конец этого периода, то весь день будет чувство легкости и свежести.
Недельные биоритмы также имеют определенное значение. Так, замечено, что в течение одной недели человек испытывает повышенное настроение, ему легко даются физические и умственные упражнения. В течение другой - настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Это происходит, так как организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать индивидуальные недельные биоритмы. В неделю «отдыха» нужно стараться не перегружать организм [6]. Экологические ритмы служат организму как биологические часы. Известным примером действия биологических часов служат «совы» и «жаворонки». Замечено, что в течение дня работоспособность меняется, ночь же человеку природа предоставила для отдыха. Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня, другие – вечером и даже ночью [7]. Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов людей делят на три хронотипа: «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные), «совы» (вечерние). Различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. У «жаворонков» наибольшая работоспособность в (утренние часы, а у «сов» - в вечерние). Немецкий физиолог Р.Хампп установил, что примерно половина людей - «аритмики» - «голуби». Это преимущественно люди, занятые физическим трудом, а «совы» заняты умственным трудом. Между типами имеются различия как в физиологическом плане (устойчивость к гипоксии у «жаворонков» ниже, чем у «сов»; различно количество выделяемого адреналина, продуктов метаболизма и др.), так и в поведенческом. «Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела. У «сов» же отмечается напряжение в регуляции функций, они делают в 1,5-2 раза больше ошибок, чем «жаворонки» [7].
В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы, в плену которых человек находится постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Так, если учебный процесс совпадает с биоритмологическим оптимумом, продуктивность умственной работы максимальна. При нарушении биоритмологических закономерностей у школьников понижаются адаптационно-приспособительные возможности организма: падает работоспособность, повышается утомляемость, нарушается сон, развиваются неврозы, увеличивается количество заболеваний дыхательной, пищеварительной систем, усиливаются аллергические реакции, повышается давление [6]. Учебные занятия представляют для любого школьника серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно-психических усилий. В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления. Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфо-функционального развития школьника. Переутомление можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств (раздражительность, обидчивость, нервные тики и др.). Могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы. Выраженными признаками переутомления являются: стойкое снижение умственной и физической работоспособности; выраженные нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии); стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов [5]. Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики [5]. Таким образом, изучение характера биоритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека Выводы 1. Биологические ритмы представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Биологические ритмы возникают как реакция организма на периодические изменения среды. Ритмический характер свойственен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека 2. Биоритмы определенным образом влияют на весь организм человека и, в частности, на работоспособность. Экологические ритмы служат организму как биологические часы, определяет фазы наибольшей работоспособности человека в течение дня и недели. Эффективность учебных занятий зависит от биоритмологических закономерностей. Нарушение этих закономерностей приводит к снижению работоспособности, развитию утомления, увеличение количества заболеваний.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.01 с.) |