Влияние продолжительности сна и хронотипов на успеваемость школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние продолжительности сна и хронотипов на успеваемость школьников



Влияние продолжительности сна и хронотипов на успеваемость школьников

                 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Глава I Литературный обзор. 4

1.1 Определение, характеристика, гигиена сна и его нарушения. 4

1.2 Биологические ритмы, их значение и влияние на работоспособность человека. 9

Глава 2 Экспериментальная часть. 13

2.1 Материалы и методы исследования. 13

2.2 Результаты анкетирования по определению хронобиологического типа учащихся начального и среднего звена. 13

Заключение. 23

Приложения. 25

Список источников. 40

 

Введение

 

В течение последних нескольких лет я стала замечать, что моя работоспособность возрастает с наступлением вечера. А рано утром, наоборот, мне трудно просыпаться, я медленнее, чем обычно, включаюсь в какую-либо деятельность. Это вызвало некоторое беспокойство моих родителей, т.к. ночной сон в моем возрасте должен составлять не менее 8 часов. По данным науки биоритмики, человек, который поздно ложится и поздно встает - «сова». Из-за того, что не высыпаюсь, на первых уроках я стала замечать рассеянность, низкую работоспособность. Ведь изучая явления, происходящие в организме во время сна, ученые установили его благотворное влияние на человека. Сон особенно необходим для восстановления функций нервной системы, главным образом, головного мозга. Ранний подъем, под который я пыталась подстроить свой организм, давался с трудом. И я решила разобраться, а существует ли такая проблема у ребят нашей школы, как они с ней справляются, и влияет ли это на успехи в учебе.

Обоснование выбора темы. Проблема формирования здорового образа жизни школьников обсуждается сегодня достаточно часто. Активно изучаются вопросы, связанные с правильным питанием, приобщением школьников к спорту, вредными привычками. Вместе с этим, в стороне остается не менее важное для здоровья явление нашей жизни – сон.

Детские врачи и психологи утверждают, что нехватка сна негативно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии детей. Полноценный ночной сон не менее важен, чем качественное питание и комфортная психологическая обстановка в семье. Недостаточный сон или его неправильная организация могут не только отразиться на психическом состоянии школьника, его поведении и успеваемости в школе, но и повлиять на рост ребенка, ведь гормоны роста наиболее активно вырабатываются во сне.

Проведенное нами в начале работы анкетирование учащихся показало, что многие не знают о нормах и режиме сна, не придают значения поведению перед сном, поэтому часто не высыпаются и испытывают определенные трудности во время обучения. Анкетный опрос подтвердил актуальность проблемы и необходимость ее дальнейшего изучения.

Объект исследования: сон как особое состояние жизнедеятельности человека.

Предмет исследования: количественные и качественные характеристики сна школьников младшего и среднего звена обучения.

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между хронотипом человека, продолжительностью сна и успеваемостью школьника.

Цель исследования: изучить влияние сна и биоритмов на состояние здоровья человека, его работоспособность и выявить взаимосвязь между продолжительностью сна школьника, его хронотипом и оценкой результатов обучения,  успеваемостью.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Изучить теоретические вопросы связанные с процессом сна, познакомиться с различными хронотипами человека.

2. Изучить и выявить взаимосвязь между причинами нарушения сна, хронотипом и успеваемостью школьников.

3. Разработать рекомендации школьникам по планированию режима дня для «сов» и «жаворонков» в целях  повышения работоспособности и улучшения успеваемости.

Методы исследования:

- изучение литературы и интернет-ресурсов с целью поиска информации о том, что такое сон, каковы его механизмы, о нормах сна для школьников и правилах поведения, способствующих здоровому сну;

- обобщение полученных в литературе данных;

- анкетирование учащихся по составленному опроснику;

- анализ полученных ответов и составление графиков, диаграмм.

-   сравнение посредством нахождения сходств и различий

- обобщение данных, полученных в ходе работы.

Новизна работы состоит в изменении отношения учащихся к обыденным биологическим объектам и выработке устойчивого интереса к собственному здоровью и успешности в обучении.

Практическая значимость: Полученные нами результаты исследования можно использовать школьниками и администрацией школы при повышении работоспособности, следовательно, улучшении успеваемости.

 

Глава I Литературный обзор

Необходимость сна

Человек, постоянно недосыпающий, снижает работоспособность, становится раздражительным и начинает принимать неверные решения. Через трое суток без сна наступают физиологические изменения в организме, которые могут привести к заболеванию нервной системы.

Примерно после10 дней полного отсутствия сна может наступить смерть. Во время сна проходят важнейшие физиологические процессы, которые фиксирует изменение электроэнцефалограммы головного мозга.

Мозг способен адаптироваться к периодам без сна до 2-3 дней. Но в дальнейшем недостаток сна неизбежно приводит к раздражительности, галлюцинациям и глубокому расстройству деятельности головного мозга.

Предполагалось, что потребность во сне с возрастом изменяется, вследствие чего люди старше 65 лет спят в среднем около 5 с половиной часов. Однако, современные исследователи утверждают, что потребность во сне остается постоянной, бессонница и раннее просыпания пожилых людей являются результатом хронических заболеваний.

Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки[1].

Гигиена сна и его нарушение

Недосыпание, а также неприятные переживания, сильные физические и эмоциональные нагрузки могут привести не только к кошмарным снам, но и другим расстройствам сна школьников – ребенок трудно засыпает и пробуждается, часто неожиданно просыпается ночью. В свою очередь, подобные расстройства могут стать причиной повышенной утомляемости, сонливости, привести к снижению внимания, раздражительности и даже агрессивности.

Психологи и детские врачи утверждают, многих проблем можно избежать, если школьники будут соблюдать режим сна – один из главных элементов режима дня. Качество и количества сна может иметь непосредственную связь не только с неприятными ощущениями от сновидений, но и успеваемостью в школе и даже медицинскими проблемами здоровья ребенка.

Основными критериями оптимального сна являются его качественные и количественные характеристики. Наиболее важными показателями являются длительность монофазного сна, его структура (соотношение стадий поверхностного и глубокого сна), гигиена сна. Длительность сна для всех индивидуальна, она зависит от возраста, нередко от темперамента, психофизиологического состояния и т.п. Чем меньше ребенок, тем больше он должен спать.

К нарушениям сна приводят социальные, поведенческие и патологические факторы риска. Среди них нарушение режима дня и гигиены сна, неудовлетворительные бытовые условия, общая постель с другими детьми или взрослыми. Под гигиеной сна понимают создание оптимальной микросреды, включающей физические характеристики, рациональный режим дня и сна, формирование привычек и рефлексов, использование поддерживающих сон факторов. Часто нарушения сна вызываются инфекционными, болевыми, обструктивными дыхательными причинами, ассоциируются с умственным отставанием, эпилепсией, судорожными состояниями, аутизмом, синдромом гиперактивности, дефицита внимания, перинатальными поражениями ЦНС, эндокринной патологией и т.п. [8].

Примерно у 25% детей имеются те или иные проблемы со сном: от трудностей с засыпанием и снохождения до более серьезных фундаментальных проблем сна, таких как остановка дыхания (апноэ сна). Существует большое количество доказательств, что различные нарушения сна приводят к ухудшению когнитивных функций и появлению поведенческих проблем у детей (дефицит памяти, депрессии, тревожность), кроме этого у детей могут отмечаться задержка роста, повышенная возбудимость в течение дня, нарушение внимания и плохая успеваемость в школе. Расстройства сна у детей и подростков особенно важно своевременно распознавать и диагностировать, поскольку многие из них эффективно поддаются лечению с помощью медицинского и психологического вмешательства [9].  Подросткам вследствие возрастных изменений в организме, связанных с половым созреванием, требуется всредней от 8,5 до 9 часов сна в сутки, а по существу, они в среднем спят всего по 7,5 часов. При недостаточно продолжительном сне подростки чувствуют себя разбитыми, не могут сосредоточиться на уроках. Интенсивные занятия в школе, повышенная физическая и эмоциональная нагрузка, неполноценный отдых, могут вызывать нарушения сна [12].

Выводы

1. Биологические ритмы представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Биологические ритмы возникают как реакция организма на периодические изменения среды. Ритмический характер свойственен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека

2. Биоритмы определенным образом влияют на весь организм человека и, в частности, на работоспособность. Экологические ритмы служат организму как биологические часы, определяет фазы наибольшей работоспособности человека в течение дня и недели. Эффективность учебных занятий зависит от биоритмологических закономерностей. Нарушение этих закономерностей приводит к снижению работоспособности, развитию утомления, увеличение количества заболеваний.

 

Заключение

 

1. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что биоритмы не просто влияют, а управляют всеми процессами в нашем организме, оказывается, хронотип закладывается в детстве, на биоритмы подростков влияют как физиологические, так и социальные факторы, заставляющие их позднее ложиться и вставать. Интересен факт  о том, что биологические часы с возрастом сдвигаются назад. Человек начинает раньше ложиться и раньше встает. В настоящее время значение хронобиологии увеличивается с каждым годом: например, там, где работодатели заинтересованы в максимальной работоспособности и производительности труда сотрудников, учитывается хронотип каждого из них при распределении нагрузки.

2. Изучили и выявили взаимосвязь между причинами нарушения сна, хронотипом и успеваемостью школьников.

 Провели анкетирование по выявлению хронотипов учащихся и получили следующие результаты: в общем количестве учащихся преобладают «голуби», намного меньше показатели невыраженных типов - это «умеренные жаворонки» и  «умеренные совы», а единичный случай чистой «совы» составил 4%(1чел.). 

 Исследование показало, что лучше успевают в обучении представители утреннего хронотипа. Также могут хорошо учиться «голуби» и «умеренные совы». А истинные «совы» смогут показать хороший результат, если их обучение будет происходить во второй половине дня.

3. Подобрали рекомендации по планированию режима дня для «сов» и «жаворонков» и оформили их в виде буклета.

4. Подтвердили гипотезу о существовании взаимосвязи между хронотипом человека, продолжительностью сна и успеваемостью школьника.

В перспективе можно продолжить работу над определением хронотипов и охватить большее количество школьников, а также протестировать педагогический состав.

Людям необходимо знать свой хронотип, чтобы максимально эффективно использовать время, в которое они наиболее работоспособны и время спада активности посвятить отдыху, чтобы жить в гармонии с собой и с природой.

Даже если вы «сова» определённого вечернего типа, всё же старайтесь спать ночью, поскольку именно ночью выделяется такой важный гормон как мелатонин, отвечающий за иммунитет и восстановление всего организма.

 

 

Приложения

Приложение 1

Рекомендации

Пробуждение

Настоящие «жаворонки» обычно не испытывают проблем с утренним пробуждением, даже если нужно вставать в 6-7 часов. Однако у них есть другая проблема – борьба с сонливостью, которая наваливается на них в середине и под конец рабочего дня. С сонливостью можно справиться с помощью очень горячего, или лучше контрастного, душа. После этого нужно выпить горячий крепкий чай с 2-3 дольками лимона.

Питание

В отличие от «сов» энергичные «жаворонки» с утра не нуждаются в тонизирующих напитках. Если с раннего утра «жаворонки» выпивают кофе, они только перевозбуждаются, быстро устают и теряют работоспособность. Лучше выпить зеленого чая, который тонизирует, но не возбуждает.

Что касается завтрака, то настоящие «жаворонки» уже с раннего утра способны на любые гастрономические подвиги. Их желудки не только готовы, но и требуют полноценной калорийной пищи.

На завтрак «жаворонкам» подойдут творог или омлет, молочная каша, бутерброды с сыром или колбасой. Калорийную белковую пищу нужно обязательно дополнить витаминным тонизирующим салатом (помидоры, перец, укроп, редис с острым соусом).

Второй завтрак может быть углеводным. Подойдут любые каши, мюсли, отрубные хлебцы, сухофрукты.

Обед у «жаворонков» приходится на 13-14 часов. Он должен быть плотным и не менее калорийным, чем завтрак, поскольку в это время у пищеварительной системы «жаворонков» наступает второй пик активности. Лучше всего съесть суп, спагетти с сыром, картофель с рыбой или мясом. Обед можно завершить чашкой крепкого чая для того, чтобы сохранить высокую работоспособность в оставшееся рабочее время. (Запомните: лучшим тонизирующим напитком для «жаворонков» является черный чай, а кофе лучше оставить для «сов».)

На ужин рекомендуется углеводная пища с учетом скорого отхода ко сну. Это могут быть каши или мюсли с медом или сухофруктами, легкие тосты с джемом, бананы, зеленый чай с шоколадом. Причин для углеводного ужина две: во-первых, жиры и белок долго перевариваются, а, во-вторых, углеводная пища способствует выработке особого гормона - серотонина, который благоприятствует хорошему сну.

Из витаминов «жаворонки» должны употреблять, прежде всего, В12, фолиевую кислоту, витамин Е и витамин С. Из минеральных веществ «жаворонки» весьма чувствительны к дефициту йода, цинка и магния. Из лекарственных растений, которые помогут оптимизировать режим дня, нужно обратить внимание на элеутерококк, дягиль и пион.

Работа

У большинства «жаворонков» есть только два пика интеллектуальной активности. Правда, в отличие от «сов», эти периоды являются более продолжительными. Первый пик активности начинается в 8-9 часов и заканчивается к 12-13 часам. Второй - более короткий - пик интеллектуальной активности приходится на послеобеденное время – с 16 до 18 часов. Для более точного планирования своего рабочего дня можно воспользоваться соответствующим тестом.

Что касается физической активности «жаворонков», то она также носит двухфазный характер. Наиболее эффективно они могут выполнять физическую работу утром с 7 до 12 часов и вечером с 16 до 19 часов.

Спорт

«Жаворонкам» лучше всего тренироваться утром. Утренняя гимнастика и пробежка в 6-7 часов – это про «жаворонков». Утренние тренировки лучше проводить натощак, выпив лишь сладкого какао или съев несколько долек шоколада, а основной завтрак следует принимать уже после этого. Если «жаворонки» предпочитают атлетические упражнения, то их лучше проводить в 10-11 часов утра примерно через час после плотного завтрака. В этом случае можно достичь наиболее эффективного роста мышечной массы. Вечером «жаворонкам» не рекомендуется перегружаться. Во-первых, активность большинства систем организма к вечеру резко снижается, а, во-вторых, это может помешать сну. Из вечерних занятий можно порекомендовать спокойные виды физической активности – плавание, прогулки пешком, небыстрая езда на велосипеде.

Сон

 «Жаворонки» обычно засыпают легко. Однако если по какой-либо причине они не лягут в кровать в то время, когда им «смертельно» хочется спать, они могут поломать себе всю ночь. Если все же есть проблемы засыпанием, можно существенно облегчить отход ко сну, воспользовавшись следующими простыми правилами:

· старайтесь ложиться в одно и то же время;

· примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;

· перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;

· не принимайте плотную пищу менее чем за 2 часа до сна. Вместо этого выпейте полстакана молока с медом – это способствует мягкому засыпанию;

· перед сном хорошо проветрите комнату. [5]

Пробуждение

Для большинства «сов» оптимальное время пробуждения 10-11 часов утра. К сожалению, рабочий день в большинстве стран мира создан для «жаворонков», и поэтому мы приводим ряд рекомендаций по облегчению процесса раннего пробуждения.

 Облегчить пробуждение можно просто - постепенное возвращение к сознанию должно происходить при помощи "мягкого" будильника. Например, он должен звучать не рядом, а в соседней комнате. А японцы вообще придумали будильник, который в нужное время издает аромат какого-нибудь цветка. Постепенно усиливающийся аромат может разбудить вернее, чем резкий сигнал.

Для мягкого пробуждения можно использовать магнитофон. Если он полчаса будет негромко наигрывать выбранную Вами мелодию, Вы пробудитесь самым ненасильственным образом.

Правда, какой бы способ пробуждения Вы ни выбрали, необходимо соблюдать одно непременное условие: как только проснулись, не давайте себе оставаться под одеялом "еще минуточку" - сразу же примите контрастный или горячий душ, прихватив в ванную комнату «энергетический» напиток (мед и половинка лимона на стакан горячего зеленого чая). После водных процедур можно выпить чашку натурального кофе.

К процессу пробуждения можно подключить запахи (вспомните «ароматический» будильник»). Эфирное масло сосны хорошо снимает утренний стресс, а масло цитрусовых поднимает настроение.

Питание

Составляя свою диету, помните о том, что «совиные» желудки просыпаются только через два часа после подъема. Поэтому сразу после пробуждения «совам» рекомендуется выпить стакан минеральной воды, чтобы разбудить желудок и избавить его от накопившихся за ночь шлаков. Хорошо выпить стакан грейпфрутового или яблочного сока. Можно также съесть легкий фруктовый салат, поскольку фрукты в любом виде стимулируют соковыделение.

Завтрак «сов» должен быть по возможности безбелковым. Это могут быть кисломолочные продукты типа йогурта, мюсли, тосты с джемом. Лучшим утренним напитком для «сов» является натуральный кофе. Через два-три часа завтрак можно повторить, включив в него фрукты, шоколад или мед, хлебцы и кофе.

К обеду пищеварительная система «сов» набирает силу и начинает требовать белки. Это могут быть мясные или рыбные блюда.

На полдник (с 17 до 19 часов) рекомендуется зеленый чай и сухофрукты.

Лучший ужин для «сов» - это легкоусвояемые белки, такие как рыба, сыр или орехи. Белковая пища поможет долго сохранять чувство сытости и избежать еды на ночь. Однако во время ночных бдений «совам» может потребоваться вновь перекусить. Для этого лучше всего подойдут бананы, нежирный йогурт и долька шоколада.

Из всех витаминов «совы» больше всего нуждаются в витаминах С, А и группы В. Следует также особо позаботиться о минеральных веществах, таких как кальций, железо и селен. Оптимизировать свои биоритмы «совы» могут с помощью таких лекарственных растений, как маралий корень (левзея), элеутерококк, мята и душица.

Работа

В отличие от «жаворонков» у большинства «сов» есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) – с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) – с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.

В соответствии с этими периодами активности и нужно строить свой рабочий день. Для этого можно также воспользоваться предложенным тестом.

Физическая активность «сов» имеет несколько другой характер. Она постепенно нарастает, начиная с 14.00, достигает своего пика к 19.00, после чего снижается к 21.00.

Спорт

"Совам" не следует с утра крутить педали на велотренажере или толкать гири. В это время их организм еще не готов к физическим упражнениям. Около 12-13 часов можно совершить пробежку трусцой. Вечером рекомендуются следующие виды физических упражнений: физическая нагрузка с отягощением, прогулка быстрым шагом или плавание. Оптимальное время для спорта - с 19 до 23 часов. Именно в это время можно добиться желаемых результатов по коррекции фигуры и снижению веса.

Сон

В отличие от «жаворонков» у настоящих «сов» очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием. Облегчить отход ко сну можно, воспользовавшись следующими простыми правилами:

· старайтесь ложиться в одно и то же время;

· примерно за 40 минут до отхода ко сну прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;

· перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;

· не принимайте плотную пищу менее чем за 2 часа до сна. Вместо этого выпейте полстакана молока с медом – это способствует мягкому засыпанию;

· перед сном хорошо проветрите комнату. [1].

 

Приложение 2

 

 

График изменения активности «жаворонков» в течение суток

 

 

График изменения активности «сов» в течение суток


Приложение 3

Тест Хорна-Остберга для определения жаворонков и сов

Приложение 4

Тест 2 "Сова"? "Жаворонок"? "Голубь"?

 

Принадлежность человека к "совам", "жаворонкам" или "голубям" характеризует био-химические свойства его организма. Предлагаемый тест поможет определить, к какой именно категории вы относитесь.Отметьте один из имеющихся к каждому вопросу вариантов ответов, в наибольшей степени вас характеризующий.

ВОПРОСЫ

1. Трудно ли вам вставать рано утром:

а) да, почти всегда;

б) иногда;

в) редко;

г) крайне редко.

 

2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:

а) после 1 часа ночи;

б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;

в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;

г) до 22 часов.

 

3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения:

а) плотный;

б) менее плотный;

в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;

г) достаточно чашки чая или кофе.

 

4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно в какое время они происходили:

а) в первой половине дня;

б) во второй половине дня. 5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:

а) от утреннего чая или кофе;

б) от вечернего чая.

 

6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи

во время каникул или отпуска:

а) очень легко;

б) достаточно легко;

в) трудно;

г) остаются без изменения.

 

7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:

а) более чем на 2 часа;

б) на 1—2 часа;

в) меньше чем на час;

г) как обычно.

 

8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:.

а) меньше минуты;

б) больше минуты.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора вapианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.

КЛЮЧ

 

Варианты ответа     

Количество баллов зa ответы на вопросы

 

  1 2 3 4 5 6 7 8
А 3 3 3 1 2 0 3 0
Б 2 2 1 0 0 1 2 2
В 1 1 2 - - 2 1 -
Г 0 0 0 - - 3 0 -

           

 

ДИАГНОЗ

Если в сумме вы набрали:

от 1 до 7 баллов, вы - "ЖАВОРОНОК".

От 8 до 13 баллов — аритмик, или "ГОЛУБЬ"

От 14 до 20 баллов - "СОВА".


Приложение 5

Тест А.А. Путилова на определение своего типа:
«сова» или «жаворонок»?


Выберите ответы на вопросы и подсчитайте количество полученных баллов.

1. В какое время вы проснетесь, если легли спать на 4 часа позже обычного? Длительность вашего сна ничего не ограничивает.
Как обычно – 1, на час позже – 2, на 2 часа – 3, на 3 часа – 4, на 4 часа позже – 5 баллов.

2. Сколько времени вам потребуется, чтобы уснуть в 23 часа, если всю предыдущую неделю вы ложились и вставали когда хотели?
Не более 10 минут – 1, 15 минут – 2, 20-30 минут – 3, 55-60 минут – 4, больше часа – 5 баллов.

3. Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, когда будет максимум вашей физической активности и работоспособности?
Утром – 1, утром и днем – 2, утром и вечером – 3, днем – 4, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.

4. На какое время вы назначали бы восход солнца на своем необитаемом острове, если бы это от вас зависело?
До 5 часов – 1, 6 часов – 2, 7 часов – 3, 8 часов – 4, 9 часов – 5 баллов.

5. В течение недели вы ложились спать и вставали когда хотели. Утром вы должны проснуться в 7 часов утра без будильника. В какое время вы проснетесь?
До 6.30 – 1, 6.30-6.50 – 2, 6.50-7.00 – 3, 7.00-7.10 – 4, после 7.10 – 5 баллов.

6. Вам нужно выкроить в рабочем расписании 3 часа для чрезвычайно ответственного проекта. Какое время вы предпочтете?

8-10 часов – 1, 9-12 часов – 2, 10-13 часов – 3, 11-14 часов – 4, 12-15 часов – 5 баллов.

7. Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?
Только перед сном – 1, после сна и после обеда – 2, в послеобеденное время – 3, после обеда и перед сном – 4, только после сна – 5 баллов.

8. Если вы можете спать, сколько хотите, то в какое время обычно просыпаетесь?
В 7 утра или раньше – 1, 8 часов – 2, 9 часов – 3, 10 часов – 4, 11 часов утра или позже – 5 баллов

Приложение 6

Список источников

 

1. Боснак Р."В мире сновидений" Москва изд. "Древо жизни" 1991г.                            

2. Вейн, А. М. Сон / Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. В 30 т. – Т. 24. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 608 с. – С. 520–525.                                                                                                                                                  3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4 т. – Т. 4. – М.: Русск. яз., 1999. – 688 с.                                                                                                 

4. Заяц Р.Г. Биология в таблицах, схемах и рисунках / Р. Г. Заяц. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 396 с.                                                                                                      

5. Калинкина Г.Т. Организационно-управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения по здоровьесбережению учащихся: учеб.пособие / Г.Т. Калинкина. – Челябинск: МОиНЧеляб. обл., ЧелИРПО, 2005. – 104 с.                                                                                                                  6. Курта О. Жизнь по биологическим часам / О. Курта // Здоровье детей. – 2007. -№ 20. – С. 22-27.                                                                                                              

7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб.пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.                                                                                                                                    8. Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии Май/Июнь 2013/

9. Намазова Л.С., Баранов А.А., Игнатьева Р.К. Профилактика расстройства сна у детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 2. — С. 80–81                                                                                     10.Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987. – 797 с.                                                       

11. Рохлин Л.Л. «Сон, гипноз, сновидения» М., 2003                                                     

12. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 364 с.                                                      

13. Хамори, Й. Долгий путь к мозгу человека. – М.: Мир, 1985. – 150 с.      

14. Яхно Н.Н. «Медицина и сон», Сов. Мед., 1979

Интернет-ресурсы:

1.http://conf.sfu-kras.ru/.

2.http://liveinternet.ru

3. http://www.melomaniac.ucoz.ru/news/2009-01-29-35

 

 

Влияние продолжительности сна и хронотипов на успеваемость школьников

                 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Глава I Литературный обзор. 4

1.1 Определение, характеристика, гигиена сна и его нарушения. 4

1.2 Биологические ритмы, их значение и влияние на работоспособность человека. 9

Глава 2 Экспериментальная часть. 13

2.1 Материалы и методы исследования. 13

2.2 Результаты анкетирования по определению хронобиологического типа учащихся начального и среднего звена. 13

Заключение. 23

Приложения. 25

Список источников. 40

 

Введение

 

В течение последних нескольких лет я стала замечать, что моя работоспособность возрастает с наступлением вечера. А рано утром, наоборот, мне трудно просыпаться, я медленнее, чем обычно, включаюсь в какую-либо деятельность. Это вызвало некоторое беспокойство моих родителей, т.к. ночной сон в моем возрасте должен составлять не менее 8 часов. По данным науки биоритмики, человек, который поздно ложится и поздно встает - «сова». Из-за того, что не высыпаюсь, на первых уроках я стала замечать рассеянность, низкую работоспособность. Ведь изучая явления, происходящие в организме во время сна, ученые установили его благотворное влияние на человека. Сон особенно необходим для восстановления функций нервной системы, главным образом, головного мозга. Ранний подъем, под который я пыталась подстроить свой организм, давался с трудом. И я решила разобраться, а существует ли такая проблема у ребят нашей школы, как они с ней справляются, и влияет ли это на успехи в учебе.

Обоснование выбора темы. Проблема формирования здорового образа жизни школьников обсуждается сегодня достаточно часто. Активно изучаются вопросы, связанные с правильным питанием, приобщением школьников к спорту, вредными привычками. Вместе с этим, в стороне остается не менее важное для здоровья явление нашей жизни – сон.

Детские врачи и психологи утверждают, что нехватка сна негативно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии детей. Полноценный ночной сон не менее важен, чем качественное питание и комфортная психологическая обстановка в семье. Недостаточный сон или его неправильная организация могут не только отразиться на психическом состоянии школьника, его поведении и успеваемости в школе, но и повлиять на рост ребенка, ведь гормоны роста наиболее активно вырабатываются во сне.

Проведенное нами в начале работы анкетирование учащихся показало, что многие не знают о нормах и режиме сна, не придают значения поведению перед сном, поэтому часто не высыпаются и испытывают определенные трудности во время обучения. Анкетный опрос подтвердил актуальность проблемы и необходимость ее дальнейшего изучения.

Объект исследования: сон как особое состояние жизнедеятельности человека.

Предмет исследования: количественные и качественные характеристики сна школьников младшего и среднего звена обучения.

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между хронотипом человека, продолжительностью сна и успеваемостью школьника.

Цель исследования: изучить влияние сна и биоритмов на состояние здоровья человека, его работоспособность и выявить взаимосвязь между продолжительностью сна школьника, его хронотипом и оценкой результатов обучения,  успеваемостью.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Изучить теоретические вопросы связанные с процессом сна, познакомиться с различными хронотипами человека.

2. Изучить и выявить взаимосвязь между причинами нарушения сна, хронотипом и успеваемостью школьников.

3. Разработать рекомендации школьникам по планированию режима дня для «сов» и «жаворонков» в целях  повышения работоспособности и улучшения успеваемости.

Методы исследования:

- изучение литературы и интернет-ресурсов с целью поиска информации о том, что такое сон, каковы его механизмы, о нормах сна для школьников и правилах поведения, способствующих здоровому сну;

- обобщение полученных в литературе данных;

- анкетирование учащихся по составленному опроснику;

- анализ полученных ответов и составление графиков, диаграмм.

-   сравнение посредством нахождения сходств и различий

- обобщение данных, полученных в ходе работы.

Новизна работы состоит в изменении отношения учащихся к обыденным биологическим объектам и выработке устойчивого интереса к собственному здоровью и успешности в обучении.

Практическая значимость: Полученные нами результаты исследования можно использовать школьниками и администрацией школы при повышении работоспособности, следовательно, улучшении успеваемости.

 

Глава I Литературный обзор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.227 с.)