Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой
Концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой [127-137] основывается на идеях Л.С. Выготского. В концепции учтена идея трехэтапного прохождения нормативного кризиса и социальной ситуации развития, с изменением которой автор связывает развитие личности. Традиционно в социальной ситуации развития выделяют два аспекта – объективный и субъективный. В объективном аспекте отражены социокультурные ожидания, он включает в себя различные объективные сферы взаимоотношений личности с социумом. К субъективному аспекту социальной ситуации развития относятся возрастные новообразования личности – новые свойства личности, система ценностей, целей жизни, переживания, обусловленные изменениями в объективной системе отношений. Наряду с объективным и субъективным аспектами социальной ситуации развития, автор рассматривает и рефлексивный компонент, который представлен процессами осознания личностью собственных изменений, поиском и принятием собственной идентичности. Согласно Е.Л. Солдатовой, эго-идентичность – это «глубинная личностная структура, которая выполняет регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения тождественности себе, непрерывности и интегративности личности в условиях системных преобразований структуры социальной ситуации развития в период нормативных кризисов развития личности взрослого человека»[133 С. 13–14]. По мнению автора, эго-идентичность является рефлексивной составляющей социальной ситуации развития, динамика эго-идентичности связана с динамикой нормативного кризиса (рис. 2). Рис. 3. Динамическая модель нормативного кризиса развития личности во взрослом периоде Нормативный кризис проходит ряд фаз – предкритическую, критическую и посткритическую. В предкритичекой фазе возникает противоречие между объективным и субъективным компонентом социальной ситуации развития. Данной фазе соответствует предрешенная эго-идентичность, проявляющаяся в идеализации будущего, отказе от прошлого, излишней уверенности в себе и своих ресурсах. Она связана с открытием новой идеальной формы, с осознанием задач следующего этапа развития. На субъективном уровне возникает актуализация скрытых ранее новообразований, а на объективном – произвольное изменение социальных отношений.
В собственно критической фазе противоречие между объективным и субъективным аспектами социальной ситуации развития обостряется, проявляется и достигает своего апогея. Данной фазе соответствует диффузная (размытая) эго-идентичность, которая проявляется в отказе от настоящего, идеализации прошлого, невидении будущего, неверии в себя, обесценивании собственных ценностей и целей. Но, вместе с этим, человек ищет различные образцы для идентичности. Новообразования возраста переходят во внутренний план, апробируются, происходит субъективация, образ соотносится с индивидуальными особенностями. В посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития и установление гармонии между ее составляющими. Данной фазе соответствует достигнутая (состоявшаяся, автономная), которая проявляется в принятии настоящего и прошлого, направленности на будущее, уверенности в собственных ресурсах. Новообразования осознаются, присваиваются, становятся действенными. Социальные отношения стабилизируются, образ трансформируется в собственные жизненные смыслы, цели. Обретение достигнутой эго-идентичности является обязательным условием для перехода в стабильный период развития. Согласно представлениям Е.Л. Солдатовой, основанным на взглядах Э. Эриксона, эго-идентичность отражает не только целостность и тождественность личности, но и обеспечение личностной интеграции. Опираясь на это положение, И.А. Шляпникова [157, 158] рассматривает достигнутую эго-идентичность как условие достижения личностной зрелости: «Осуществляя деятельность интеграции, достигнутая эго-идентичность актуализирует новые личностные возможности, позволяя человеку включаться в новые виды деятельности и быть успешным в решении жизненных задач <…> Достигнутая эго-идентичность <…> является необходимым компонентом и условием достижения личностной зрелости» [157 c. 53]. Таким образом, конструктивным разрешением нормативного кризиса считается сформированная эго-идентичность, являющаяся показателем и основой формирования личностной зрелости (Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова).
По мнению Е.Л. Солдатовой, развитие эго-идентичности «неравномерно и нелинейно, оно проходит преодоление кризисов идентичности как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении»[136 с. 65]. В русле концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности Н.Ю. Андреевой [5] рассмотрен вариант деструктивного выхода из кризиса. По мнению автора, деструктивный выход из кризиса сопряжен с формированием дисгармоничной эго-идентичности, обладающей признаками предрешенной и диффузной идентичности. Не достигая автономной эго-идентичности, личность находится в пролонгированном кризисе. Данный вариант развития возможен в случае недостаточной рефлексии и непринятия собственных изменений в предкритической и собственно критической фазах нормативного кризиса. В качестве одной из причин недостаточной рефлексии Е.Л. Солдатовой рассмотрено избылочно-неадекватное использование психологической защиты личности [136]. Результатом подобного развития становится переход личности в фазу выгорания, а предрешенная и диффузная эго-идентичности становятся составляющими дисгармоничной эго-идентичности. Включая в себя особенности предрешенной и диффузной идентичности, дисгармоничная эго-идентичность характеризуется их противоречивыми признаками: идеализированным образом будущего, отказом от прошлого, самоуверенностью, низкой рефлексивностью, стремлением к новым целям и ценностям (предрешенная эго-идентичность), утратой собственной непрерывности, сомнением и неуверенностью, внутриличностными конфликтами, фиксацией на прежних ценностях или их обесцениванием, сомнением в социальных контактах (диффузная эго-идентичность). Автором было проведено исследование на представителях педагогической профессии, которое подтвердило его теоретические представления. В тоже время исследований на представителях производственной сферы деятельности, позволяющих сделать заключения об универсальных и профессионально-специфических особенностях возникновения выгорания в различных фазах кризиса, не проводилось. · Для решения данной задачи было проведено исследование, в котором приняли участие представители социальной сферы деятельности – 186 человек и производственной сферы деятельности – 139 человек. Был использован следующий диагностический инструментарий: методики изучения психического выгорания (методика «Профессиональное выгорание» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова) – для представителей социальной сферы деятельности; и MBI – GS (К. Маслак, С. Джексон, адаптация В.Е. Орла) – для представителей производственной сферы деятельности) и методика диагностики структуры и статусов эго-идентичности (СЭИ-тест) (Е.Л. Солдатова), позволяющая определить в какой фазе кризиса находится исследуемый. Для выявления преобладания доли «выгоревших» и «невыгоревших» профессионалов на каждой фазе нормативного кризиса был использован критерий φ* - угловое преобразование Фишера. Критерий φ* - угловое преобразование Фишера [124]. Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости признака, позволяет оценить достоверность различий между процентными долями двух выборок. Были получены следующие результаты:
В первой фазе нормативного кризиса выявлены профессионально-специфические закономерности для каждой сферы деятельности: в социальной сфере – «невыгоревших» профессионалов значимо больше, чем «выгоревших» (р ≤ 0,05); в производственной сфере – «выгоревших» профессионалов значимо больше, чем «невыгоревших» (р ≤ 0,05). Этот факт доказывает, что больше подвергаются выгоранию и профессиональным деструкциям работники производства. Второй фазе кризиса соответствуют как высокие уровни выгорания в социальной (р ≤ 0,01) и производственной (р ≤ 0,05) сферах деятельности, так и низкие – в социальной (р ≤ 0,05) и производственной (р ≤ 0,01) сферах. То есть, вторая фаза кризиса является переломным моментом для выхода из него и снижения уровня выгорания или для перехода в пролонгированный кризис и роста выгорания. В пролонгированном кризисе, выявлены универсальные закономерности для обеих сфер деятельности: «выгоревших» профессионалов значимо больше, чем «невыгоревших» (р ≤ 0,05). В данном случае дисгармоничная эго-идентичность может являться основой возникновения выгорания. В третьей фазе кризиса выявлены профессионально-специфические особенности только для представителей социальной сферы деятельности: «выгоревших» профессионалов с высокими показателями автономии по шкале «осознанность жизненного пути» значимо больше, чем «невыгоревших» (р ≤ 0,05). Это может объясняться неоправданными ожиданиями специалистов социальной сферы деятельности (так называемым «синдромом Флоренс Найтингейл») [95]. Таким образом, видно, что существуют универсальные и профессионально-специфические закономерности протекания кризиса для представителей различных сфер деятельности. Универсальными для обоих сфер деятельности являются собственно критическая и фаза пролонгированного кризиса (следовательно, фаза возникновения выгорания). Таким образом, многие исследователи отмечают, что профессиональное развитие это не только процесс самосовершенствования, но и процесс возникновения негативных (деструктивных) тенденций. Результатом конструктивной линии развития является профессиональная зрелость, продуктивность, профессиональное самоопределение, профессиональная, достигнутая эго-идентичность. Результатом деструктивной линии развития является стагнации, дисгармоничная эго-идентичность, профессиональное выгорание, деформации, профессиональные деструкции. Концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах позволяет расширить представление о содержании и особенностях возникновения профессиональных деструкций. В данной концепции дисгармоничная эго-идентичность является основой для возникновения психического выгорания вследствие недостаточной рефлексии, одной из причин которой является избыточно-неадекватное использование психологической защиты личности. 1.3. соотношение Защитно-совладающего поведения и профессиональных деструкций Явление защитно-совладающего поведения представляет собой комплекс дополняющих друг друга форм реагирования на стрессовые, фрустрирующие ситуации – психологической защиты и совладающего поведения. В параграфе представлены исследования психологической защиты и совлаладющего поведения, проведен анализ исследований, посвященных характеристике защитно-совладающего поведения лиц с профессиональными деструкциями.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.008 с.) |