Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные деформации личности
В настоящее время в психологии профессиональные деформации рассматривают как вид профессиональных деструкций (А.К. Маркова, В.Е. Орел, С.П. Пронин, Э.Э. Сыманюк и др.) [81, 92-97, 111, 141-143] или отождествляют с ними (Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков и др.) [50-52, 103-105]. Например, А.К. Маркова наряду с такими тенденциями в развитии профессиональных деструкций, как несформированность профессиональной деятельности, искаженное профессионаьное развитие, выделила и профессиональную деформацию [81]. Рассматрев виды профессиональных деструкций педагогов, Э.Э. Сыманюк отнесла к ним: 1) профессиональные деформации (искажение профиля профессионально важных качеств педагога); 2) выученную беспомощность (привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя); 3) профессиональный маргинализм (личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно приемлемой для данной профессии профессиональной морали)[142]. В тоже время Ю.П. Поваренков, отмечая, что профессиональные деструкции влияют не только на деятельность человека, но и на его обыденную жизнь, говорит о том, что в качестве другого названия деструкций используется термин «профессиональные деформации» [103]. В связи с неоднозначным трактованием данных явлений, необходима систематизация имеющихся представлений с целью выделения понятия «профессиональные деструкции» из ряда сходных. Дословно «деструкция» (от лат. destructio) – это «нарушение, разрешение нормальной структуры чего-либо» [22]. Под профессиональными деструкциями понимают изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [52]. Рассматривая явление профессиональных деструкций, Э.Э. Сыманюк отмечает, что «это всегда разрушение, отрицательное изменение какой-либо структуры» [141 c. 188], детерминированное кризисами профессионального становления. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности. Профессиональные деформации личности представлены в работах С.П. Безносова, В.В. Бойко, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.В. Митиной, Э.Э. Сыманюк, и т.д. [14, 19, 50-52, 81, 141-143].
Термин «деформация» (от лат. defomatio) означает «изменение формы, искажение сущности чего-либо» [22]. В настоящее время не существует общепринятого определения деформации. Многие авторы отмечают негативный характер профессиональных деформаций и понимают их как изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и развитии самой личности (А.К. Маркова) [81]; искажение профиля профессионально важных качеств (Э.Э. Сыманюк) [142]; «дисфункциональный стереотип эмоционального поведения, который проявляется не только в специфических дезорганизующих реакциях и состояниях, но и в свойствах личности, измененных под их влиянием» (В.В. Бойко) [19 с.365]. Деформацию связывают с такими проявлениями, как псевдонаучное обезличивание клиента, использование негативных моральных оценок клиента (Г.С. Абрамова) [1]; стереотипы поведения (Р.М. Грановская) [38]; профессиональные привычки (Л.Н. Корнеева) [67]; навыки, затрудняющие успешное осуществление профессиональной деятельности (В.Л. Васильев) [28]. Классификации профессиональных деформаций. На основе теоретического анализа выделены классификации типов деформации по различным критериям – результат ее влияния, место проявления, уровни профессиональной деятельности и т.д. 1. По знаковой валентности выделяют два типа профессиональной деформации (Л.В. Мардахаев): негативную (деструкция, деградация) и положительную (самосовершенствование, профессиональное развитие) [80]. 2. По месту проявления в структуре личности (В.Е. Орел) [95, 103]. Структура личности в концепции автора представлена следующими сферами: ценностно-мотивационной, когнитивной и сферой поведения и деятельности. Ценностно-мотивационная сфера личности включает систему мотивов и определяет профессиональное поведение человека и оказывает влияние на продуктивность деятельности. Компонентами данной сферы являются потребности, интересы и ценности. Когнитивная сфера включает когнитивные структуры, формирующиеся в сознании профессионала и те когнитивные процессы, которые способствуют их формированию. Компонентами данной сферы являются знания, представления о профессии, образ мира и т.д. Сфера профессионального поведения и деятельности личности включает стратегии выполнения отдельных профессиональных задач и деятельности в целом. Таким образом, профессиональные деформации проявляются в ценностно-мотивационной, когнитивной сферах и сфере поведения и деятельности.
3. По исходу внутреннего конфликта (противоречия) между индивидуальностью и профессией (Д.Н. Завалишина). Автор утверждает [49], что если специалист остается в рамках данного противоречия, в рамках системы «человек – профессия» и не выходит на уровень осмысления, на уровень «человек – мир», то для него характерны три специфические формы существования в профессии: адаптивно-репродуктивная, адаптивно-деформирующая и дезадаптивно-деформирующая. Рассмотрим только те формы, которые непосредственно связаны с деформаций: 1) адаптивно-деформирующий тип существования в наибольшей степени характерен для профессионалов, обладающих компетентностью в узкоспециализированной сфере и способных обеспечить высокую продуктивность труда. Профессиональная деятельность отгораживает субъекта от нормальных отношений с миром и препятствует использованию этих отношений в труде, что способствует развитию процессов застоя и стагнации; 2) дезадаптивно-деформирующий тип существования человека в профессии связан с мобилизацией субъектом всего арсенала защит, которые устанавливают искаженное отражение профессиональных проблем или их полное игнорирование [49]. 4. По уровням профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер) [52]. Автор считает, что профессиональные деформации преимущественно развиваются у представителей социономических профессий, которые постоянно взаимодействуют с людьми. Он предложил классификацию профессиональных деформаций для представителей социальной сферы деятельности: 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников конкретной профессии, которые обычно прослеживаются у работников с большим стажем работы (деформации, характерные для учителей, юристов, врачей и т.д.); 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации в рамках профессии (деформации, характерные для хирургов, гинекологов и т.д.); 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей на психологическую структуру деятельности (деформации, обусловленные профессиональным опытом и одаренностью, характерологические деформации); 4) индивидуализированные деформации, обусловленные индивидуальными особенностями человека, которые проявляются в разных профессиях. Наиболее часто общепрофессиональные деформации рассматриваются в педагогической сфере деятельности (Н.В. Гордиенко, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина) [36, 50-52, 83,84]. Так Э.Ф. Зеер выделяет следующие типы деформации: 1) авторитарность (преимущественное использование распоряжений, инструкций, указаний); 2) демонстративность (стремление быть на виду, даже в ущерб ученикам); 3) педагогический догматизм (стремление к упрощению педагогических задач и ситуаций);
4) педагогическая индифферентность (эмоциональная сухость и равнодушие к ученикам); 5) ролевой экспансионизм (преувеличение роли и значения, преподаваемого предмета); 6) поведенческий трансфер (проявление черт ролевого поведения, присущего воспитанникам); 7) педагогическая агрессия (пристальное отношение к отдельным учащимся, склонность к оскорбительным замечаниям); 8) дидактичность (стремление все назидательно объяснять); 9) доминантность (превышение властных функций); 10) педагогический консерватизм (предубеждение против инноваций); 11) социальное лицемерие (склонность к морализированию) [52]. По мнению Л.В. Митиной, профессиональные деформации педагогов определяются: слабоструктурированным самосознанием; обыденно-психологической направленностью, с тенденцией к негативизму; коммуникативная, деятельностная, личностная некомпетентность; ригидность, включающая когнитивную, поведенческую и эмоциональную сферу личности [83]. Рассматривая профессиональные деформации учителей и педагогов, автор отмечает, что они представляют собой системные изменения личностных образований, ведущие к упрощению системы профессиональной деятельности, общения, образа профессии и себя в ней. Анализируя профессиональные деформации личности педагога, Н.В. Гордиенко выделяет следующие типы: 1) личностно-смысловой, обусловленный недостаточным развитием либо искажением профессиональной позиции субъекта педагогической деятельности; 2) индивидуально-исполнительский, связанный с ограниченностью присущих личности способов реализации смысловых устремлений, в том числе достижения профессиональных мотивов-целей; 3) психофизиологический, определяющийся неблагоприятными изменениями функционирования организма [36]. Таким образом, исследователи рассматривают деформацию преимущественно как негативные явления, влияющее на появление стабильных изменений в личности и деятельности индивида. В то же время отмечаются и позитивные аспекты профессиональной деформации. Симптомы профессиональной деформации. Признаки деформации С.П. Безносов [14] предлагает делить на два класса: 1) признаки, которые проявляются только в пространстве профессиональной деятельности. Случаи формального отношения к выполнению функциональных обязанностей, совершения антидеятельности вместо предписанной деятельности, например, милиционер сам совершает преступления (С.П. Безносов) [14], деформация ценностно-смысловой сферы (Н.В. Мушастая) [86]. Подобные признаки являются специфическими для каждого вида деятельности и определить их можно по проступкам, совершаемым работниками;
2) признаки, которые существуют в жизни, поведении, быту – перенос профессиональных мировоззрений, способностей, отношений (С.П. Безносов) [14], профессиональных действий, стереотипов и установок (Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева)[38, 67] в непрофессиональные сферы. Факторы профессиональной деформации. Исследования факторов профессиональной деформации представлены в работах С.Е. Борисовой, В.Л. Васильева, Э.Ф. Зеера и т.д. [24, 28, 50, 52]. Рассматривая психологические детерминанты деформаций личности, Э.Ф. Зеер выделил десять факторов: 1) мотивы выбора профессии, как осознаваемые (социальная значимость, материальное благо и т.д.), так и не осознаваемые (стремление к самоутверждению, доминированию); 2) деструкции ожидания, возникающие в результате рассогласования содержания деятельности и преставлений о ней, складывающихся во время получения образования; 3) стереотипы осуществления профессиональных действий, операций, которые способны вносить большие искажения в отражение профессиональной деятельности; 4) различные формы психологической защиты; 5) эмоциональная напряженность трудовой деятельности; 6) монотонная, однообразная, жестко структурированная деятельность; 7) снижение уровня интеллекта вследствие неиспользования его в определенных видах деятельности; 8) предел развития уровня образования профессионализма; 9) акцентуации характера личности, трансформирующиеся в профессиональные деформации; 10) старение личности [52]. Систематизируя существующие исследования профессиональных деструкций, С.Е. Борисова [24] выделяет три группы факторов возникновения профессиональной деформации: 1) воздействие специфики профессиональной деятельности при длительном профессиональном стаже (негативные особенности деятельности и многократное повторение типичных служебных ситуаций); 2) несоответствие индивидуально-психологических качеств личности уровню профессиональных требований. Данный подход объясняет появление нежелательных изменений (деструктивная форма профессионального развития); 3) взаимное влияние служебной деятельности и индивидуальных особенностей. Отметим, что объектом исследования профессиональных деформаций преимущественно являлись представители социальной сферы: учителя (Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, Л.В. Митина, Н.Б. Москвина, О.Н. Полчанинова) [47, 51, 83, 84, 85, 108]; руководители (Д.А. Волков) [31]; социальные работники (Л.В. Мардахаев, П.В. Подвойский) [80, 106], психологи (Г.С. Абрамова) [1]; сотрудники правоохранительных органов (С.П. Безносов, С.Е. Борисова, О.В. Крапивина) [14, 26, 70], журналисты (А.О. Колянов) [63]. Подобное внимание к деформациям в социальных сферах деятельности, объясняется тем, что они, по мнению большинства авторов, в большей мере подвержены изменениям. Причиной этого С.П. Безносов считал общение с другим человеком, которое обязательно включает обратное воздействие на субъект труда [14].
Таким образом, очевидно, что существует большое количество оснований для классификации профессиональных деформаций и исследований, выявляющих их факторы. Обобщая вышесказанное, профессиональными деформациями являются устойчивые изменения личности и деятельности, имеющие как негативный, так и позитивный характер, проявляющиеся как в пространстве самой профессиональной деятельности, так и вне ее пределов. Сравнивая понятия «профессиональные деструкции» и «профессиональная деформация», отметим, что, на наш взгляд, эти понятия имеют сходные проявления, связанные с изменением каких-либо профессиональных структур, но не тождественные. Профессиональные деструкции являются результатом неконструктивно-разрешенного профессионального кризиса, негативно изменяющего или разрушающего личностные структуры. Профессиональные деформации могут сопровождать как конструктивную, так и деструктивную линию профессионального развития, проявляясь на деструктивной линии, они составляют значительную часть негативных новообразований [52].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.02 с.) |