Как определяется оптимум (равновесие) потребителя в кардиналистской теории? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определяется оптимум (равновесие) потребителя в кардиналистской теории?



Кардиналистская (количественная) теория полезности предполагала измерение субъективной полезности, или удовлетворения, которую потребитель получает от потребления благ, в зависимости от их потребляемого количества. При росте потребления общая полезность растет, а предельная полезность (прирост полезности от потребления дополнительной единицы) падает.

Кардиналистскую теорию предельной полезности предложили представители австрийской школы маржинализма. Австрийская школа получила свое название от происхождения ее основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Эйгена фон Бем-Баверка, Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Визера. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял и Альфред Маршалл.

 

 

 

39)Чем различаются кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений?

 

Пункт 2 Чем отличаются полезность и предпочтение?

Полезность приобретения - дополнительная потребительская полезность товара (торговой марки), позволяющая его обладателю удовлетворить свою потребность в самовыражении (поднять свой статус).

 

 

 

 

 

40)Что показывают кривые безразличия и предельная норма замещения?

Анализ потребительских предпочтений осуществляется при помощи функций полезности, выражающих связь между уровнем полезности и

соотношением потребляемых товаров и услуг: U = f (A; B; C; D).
Если в потребительской корзине условно взять ограниченное количество благ, например – два, то удобным инструментом анализа становятся кривые

безразличия.

 

Кривая безразличия – графическое изображение совокупности наборов

благ, обеспечивающих для потребителя одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

Для описания предпочтений потребителя по всем возможным наборам благ используется карта кривых безразличия, которая включает все их бесконечное количество, поэтому изобразить можно только ее фрагмент

Свойства кривых безразличия:

● ∙?кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;

● ∙?кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;

● ∙?как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися

предельными нормами замещения;

● ∙?кривые безразличия никогда не пересекаются;

● ∙?наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более

предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.

Наклон кривой безразличия в порядковой теории полезности отражает оценку потребителем относительной полезности каждого из благ и называется предельной нормой замещения MRS (англ. - marginal

 

Предельная норма замещения Наклон кривой безразличия в порядковой теории полезности отражает оценку потребителем относительной полезности каждого из благ и называется предельной нормой замещения MRS


Предельная норма замещения показывает, от скольких единиц одного

блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности.

Так, предельная норма замещения одежды продуктами питания MRSFC=f(QC, QF) показывает, какое количество одного блага (одежды) может быть заменено использованием дополнительной единицы другого блага (продуктов питания) без изменения общей полезности потребительской корзины

MRSFC = −ÄC /ÄF

. ПОЛЕЗНОСТЬ выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия.

Полезность – понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

Свойства предпочтений непрерывности, монотонности и строгой монотонности

№41. От чего зависят рыночные возможности потребителя?

Рыночные возможности потребителя зависят от наличия у него денежных ресурсов и желания их потратить на приобретение благ. Единовременное снижение цен на все потребляемые товары равносильно росту дохода, так как позволяет индивиду приобрести большее количество благ. Рост снижение цен на какой-либо товар приведет к перераспределению приобретаемых благ в наборе.

Бюджетное ограничение (Budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (Budget line) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Проблема экономического выбора - выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или данное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Главными условием, определяющим благосостояние потребителя, является доступность ему того или иного блага. Данная доступность определяется как наличием у потребителя ресурсов, достаточных для приобретения данных благ, так и возможностью потратить данные ресурсы на это приобретение. При ресурсоогораниченной экономической системе например социалистической, главенствует второй фактор физическое наличие доступных для приобретения благ. При спросоограниченной в той или иной мере капиталистической на первый план выходит фактор наличия ресурсов для приобретения.

№42. Суть равновесия потребителя в ординалистской модели (формула и графическая интерпретация)?

Равновесие потребителя - точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.

Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена на кривой безразличия наиболее высокого из возможных уровня.

Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

№43. Возможности практического использования теории потребительского поведения в деятельности российских предприятий

Теория потребительского поведения основывается на постулате, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявлений субъективных предпочтений людей и полезности благ. Таким образом, основным аспектом практического приложения данной теории следует признать тщательное, всестороннее и постоянное изучение специфических аспектов формирования предпочтений и принятия решений различными группами российских потребителей. В противном случае прямое (без адаптации к нашим условиям) применение западных маркетинговых технологий обречено на поражение из-за элементарного несовпадения систем ценностей и образа мышления.

№44. Оптимум потребителя в ординалистском подходе. Эффект дохода и эффект замещения. Эффекты замещения по Хиксу и Слуцкому.

Ординалистская теория полезности отрицает возможность сопоставления полезности, поэтому оптимум (равновесие) потребителя находится здесь путем совмещения карты безразличия и бюджетной линии.

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

 

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то оставшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствие этого увеличится спрос.

Эффект замещения

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

 

№45. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля и современная Россия

Кривая «доход-потребление» (кривая уровня жизни) - линия, которая:

· Соединяет все оптимумы потребителя, получаемые при изменении его дохода, неизменных предпочтениях потребителя и ценах блага.

· Выражает зависимость между уровнем дохода потребителя и величиной его спроса на данное благо.

· Является вспомогательным инструментом для построения графика функции спроса потребителя в форме кривой Энгеля

· Несет дополнительную информацию о спросе потребителя на сопряженное благо.

На основании кривой «доход-потребление» можно построить кривую индивидуального потребления для отдельного блага в зависимости от изменения дохода потребителя – кривые Энгеля. Кривая Энгеля характеризирует соотношение между потребляемым количеством определенного товара и доходом потребителя.  

№46. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривая «цена-потребление»

№47. Элементы анализа характеристик (подход Ланкастера) и другие современные теории потребительского поведения

№48. Домохозяйство как главный субъект потребления

Домохозяйство является исходным звеном экономической жизни страны, первичной основой общества. Поэтому их место и роль в кругообороте спроса и предложения должны быть четко обозначены.

Домохозяйство является главным субъектом национальной экономики.

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

Все факторы производства находятся в частной собственности домашних хозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду последние получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности:

· предлагают факторы производства;

· потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага;

· сберегают часть дохода, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

Основу экономического кругооборота потоков доходов и расходов домашнего хозяйства составляет бюджет. Он отражает все доходы и расходы субъекта, следовательно, и изменение объема его имущества в текущем периоде. Если имеется дефицит бюджета, то размер имущества сокращается; если возникает избыток бюджета, то этот размер возрастает. Бюджет может быть представлен четырьмя способами: в виде уравнения, таблицы (матрицы), диаграммы и бухгалтерского счета.

№49. Неоклассическая концепция фирмы. Производство экономических благ. Производство с одним переменным фактором.

Неоклассическая концепция фирмы

В рамках неоклассической теории фирма понимается как хозяйствующий субъект, приобретающий ресурсы на рынке и трансформирующий их в продукцию, реализуемую на рынке. Общим в неоклассическом подходе является максимизация прибыли фирмой при следующих основных допущениях:

1. Прибыль определяется как разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги.

2. Фирма рассматривается как принимающий решения субъект.

3. Критерием оценки деятельности фирмы как неделимой единицы выступает только один показатель – показатель прибыли.

4. Принимается рациональность всех действий фирмы как экономического субъекта. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей.

5. Фирма обладает полной информацией относительно положения на рынках товаров и факторов производства.

Основное направление исследования поведения фирмы в рамках неоклассического подхода заключается в поиске оптимальных с точки зрения фирмы и с точки зрения общества объемов производства и цен, фирма рассматривается как черный ящик, не учитываются вопросы внутренней организации фирмы.

№50. Валовой и предельный продукт. Предельный продукт в денежной форме. Закон убывающей отдачи. Производственная функция.

Валовой продукт переменного фактора - ϶ᴛᴏ количество продукции, производимой при определенном количестве изменяющегося фактора и прочих неизменных факторах производства.

Предельный продукт переменного фактора - изменение (при прочих равных условиях) объема выпуска продукции в зависимости от изменения переменного фактора или – это дополнительный продукт, приходящийся на каждую дополнительную единицу переменного фактора.

Предельный продукт в денежной форме (marginal revenue product) Увеличение совокупного дохода в результате небольшого увеличения затрат одного из факторов производства, исчисленное в расчете на единицу прироста. При этом учитывается, как воздействие этого дополнительного фактора на увеличение объема выпуска, так и влияние прироста продаж на цену товара. Предельный продукт в денежной форме равен предельному продукту в физическом выражении (marginal physical product), помноженному на предельный доход в расчете на единицу дополнительных продаж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.036 с.)