Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.



Н.Д. КОНДРАТЬЕВ

Концепция Кондратьева оказала большое влияние на одного из крупнейших экономистов XX в. Йозефа Шумпетера (1883—1950), стоящего несколько особняком от основных мировых школ и потому не попавшего в наш краткий обзор истории науки. Он активно использовал эту концепцию, создав свою знаменитую теорию развития экономики и технического прогресса.

В 1930-е годы из-за несогласия с курсом на проведение индустриализации СССР завышенными темпами Н.Д. Кондратьев был объявлен врагом народа и трагически погиб в лагерях, а его теория в нашей стране была запрещена и забыта. Возрождение наследия Кондратьева и его активное научное исследование в России начались лишь в конце 1980-х гг. в ходе «перестройки».

№7. Последовательность научного познания: наблюдение - обобщение - выводы.

№8. Экономические наблюдения (эмпирический и статистический методы).

№9. Диалектика как метод экономической теории. Экономические модели и эксперименты.

Основные принципы материалистической диалектики.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития.

Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно применен в политической экономии К.Марксом.

Реально диалектический метод не был освоен в полном объеме. Его удачное применение было скорее исключением, чем правилом. По-прежнему господствовала формальная логика, которая в конце ХIХ в. стала все чаще дополняться математикой. Важную роль в развитии методологии экономический науки сыграл позитивизм О.Конта, эмпириокритицизм Э.Маха, критический рационализм К.Поппера. Математизация экономической науки послужила основой широкого развития экономико-математического моделирования, проверка которого осуществляется в ходе экономических экспериментов.

№10. Базовые экономические понятия.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Экономические блага – это средства удовлетворения потребностей, имеющихся в ограниченном количестве. Это блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них.

Свободные блага – блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, воздух и другие блага). Необходимость производства и распределения этих благ не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.

Экономические блага делятся на:

- долговременные, предполагающие многоразовое использование;

- недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить нанастоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способность и информация.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.

Экономический выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s)) экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае - прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей.

Производственные возможности - это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Кривая производственных возможностей показывает возможности одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов. Она ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производство двух продуктов.

Сравнительное преимущество заключается в том, что страна производит товар или услугу для более низких альтернативных издержек, чем другие страны. Стоимость возможностей измеряет компромисс. Страна со сравнительным преимуществом не всегда является лучшей в производстве чего-то. Преимущества покупки их товара или услуги просто перевешивают недостатки. Это означает, что товар или услуга имеют низкие альтернативные издержки для импорта других стран.

Например, страны-производители нефти имеют сравнительные преимущества в отношении химических веществ. Это потому, что нефть обеспечивает дешевый источник материалов для химических веществ по сравнению со странами без него.

Экономические интересы — объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. Они выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Экономические интересы принято делить на личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств, коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом, и общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

№11. Три фундаментальных проблемы экономики: Что производить? Как производить? и Для кого производить? Как и кем они решаются?

В различных социально-экономических системах эти фундаментальные проблемы общества решаются по-разному. В одном случае они решаются государством, в другом — предприятиями, в третьем — домашними хозяйствами, а чаще всего общими усилиями всех экономических объектов.

В свободной рыночной экономике эти проблемы решаются в основном предприятиями, поскольку они сами дают ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого производить) на основе изучения: спроса, предложения, цены и рыночной конкуренции.

Например, что производить, решается предприятием на основе изучения платежеспособного спроса населения, поскольку потребитель сам принимает решение, за что он готов платить деньги, как производить — также производителем, поскольку он стремится к максимизации прибыли, для кого производить — решается также предприятием с учетом спроса, интересов и доходов потребителей.

В командно-административной (плановой) экономике эти проблемы решаются в основном государством, поскольку оно является собственником средств производства (ресурсов) и товаров, которые произведены из этих ресурсов.

В традиционной экономике эти проблемы решаются в основном домашними хозяйствами или общинами.

В смешанной (которая распространена в большинстве современных государств) и переходной экономике — как государством, так и предприятиями.

№12. Типологизация экономических систем. Основные критерии их различий

Экономическая система - это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем. Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная

Традиционная экономика - эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства.

Экономические проблемы - что производить, как производить и для кого производить - определяются в основном сложившимися веками традициями.

Основными критериями традиционной системы являются

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

№13. Граница производственных возможностей: экономический смысл и графическая интерпретация.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Они появляются в результате соединения предпринимателями (фирмами) производственных факторов (экономических ресурсов) для осуществления производства продукции (сокращенно — производства). Производство — это превращение экономических ресурсов в продукцию.

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».

Кривая производственных возможностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д - точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (вне кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

 

Кривая производственных возможностей показывает:

1.Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

№14. Субъекты и структура рыночной экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

Субъекты экономики:

Домашние хозяйства (домохозяйства) - отдельные люди и целые семьи, т.е. физические лица, со всей сложностью присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов. Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, земля, капитал) для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Напротив, фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Государство (правительство) собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)

Структура.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений в рыночном хозяйстве выделяются три относительно самостоятельных крупных сектора: I) рынок товаров и услуг, 2) рынок рабочей силы, 3) денежный рынок.

Рынок товаров и услуг, в свою очередь, включает рынки: предметов потребления; услуг (производственного и непроизводственного назначения); средств производства (машин и оборудования, топлива, минерального сырья и т.п.); информации и научно-технических разработок; технологий и ноу-хау; проектных и подрядных работ; военной продукции и др.

Рынок рабочей силы (рынок труда) включает биржи труда, систему переподготовки рабочей силы и др.

Денежный рынок охватывает рынок денег (собственно денежный рынок), финансовый рынок (ссудный, инвестиций, ценных бумаг, страховой) и валютный рынок.

По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки: местный (в пределах микрорайона, города, села), региональный; национальный (внутренний) и мировой (внешний).

В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.

По типу конкуренции наряду с рынком свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца:

Рынок покупателя — ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов, товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.

Рынок продавца — ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение. По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.

В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).

Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура.

Рыночная инфраструктура – это совокупность организаций, предприятий, учреждений и институтов которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Перекрестная эластичность.

 

 

Вопросы 64-67

https://studref.com/349796/ekonomika/povedenie_sovershenno_konkurentnogo_predpriyatiya_kratkosrochnom_periode

 

 

Модель чистой конкуренции.

конкуренция - столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. Конкуренция принуждает продавца учитывать интересы потребителя.

Рынок отбирает в ходе конкуренции только необходимые товары для потреб-ля. На рынке с конкуренцией единственный способ реализации своих интересов становится учет чужих интересов.

Конкуренция – конкретный механизм с помощью которого гос-во отвечает на три фундаментальных вопроса экономики.

Рассмотрим модель чистой конкуренции. Между моделями совершенной кон-ии (механизмы кон-ции работают в полную силу) и моделью читой конкуренции есть много общего. На рынке чистой кон-ии как и при совершенной действуют много мелких фирм, выпускающих однородную продукцию, возможность спокойно входить в рынок и выходить из него. В следствии- фирмы- чистые конкуренты не могут влиять на уровень цен (являются ценополучателями) а кривая спроса на их продукцию выглядит как горизонтальная прямая. Однако на рынке читой конкуренции фирмы неодинаковы, они имеют разный уровень издержек. Разные издержки объясняются неодинаковым качеством используемых ресурсов и разной эффективностью их применения. Например фирма А процветает за счет отличного месторасположения фактор – земля, фирма В процветает за счет оборудования –капитал, фирма С за счет высококвалифицированных рабочих – труд, у фирмы Е преобладание чутьем коммерческим-предпринимательские способности.
Эта модель имеет ряд особенностей, в том числе наличие большого количества продавцов и покупателей. Это один из наиболее ярких примеров свободного рынка, поскольку ограничивающие факторы отсутствуют, пока в дело не вмешивается правительство. Модель чистой конкуренции обычно считается применимой к производству некоторых видов сельскохозяйственной продукции, в основном пшеницы. В условиях чистой конкуренции и производитель, и покупатель полностью зависят от превратности рынка. Единственным средством получения более высокой, чем у других производителей, прибыли является использование передовой технологии, которой еще нет у конкурентов. Получение прибыли возможно только за счет увеличения разницы между затратами и ценой реализации. Большинство компаний, действующих в условиях чистой конкуренции, получают нормальную прибыль, т.е. такую, которую они получили бы, вложив средства, истраченные на производство, в ценные бумаги на фондовой бирже или в аналогичные финансовые инструменты.

рассмотрим этот график

Горизонтальная линия, переходящая от точки равновесия кривой рыночного спроса с рис. А на рис. Б, представляет собой кривую спроса для компании. Она показывает, что любая фирма может получить рыночную цену независимо от того, какое количество продукта произведено для рынка.

Таким образом, если компания, действующая в условиях чистой конкуренции, способна производить продукт по более низкой цене, она может рассчитывать на существенную прибыль, поскольку рынок как таковой не диктует необходимости производить по более низкой цене. Например, если фермер разработал новую агротехнику, позволяющую получать больший урожай пшеницы с определенной площади, он может реализовать ее по рыночной цене и получить прибыль, т.е. рынок чистой конкуренции оказывает давление на участников, стимулируя поиск новых эффективных технологий, особенно в области сельского хозяйства.

В условиях чистой конкуренции специалисту по маркетингу может понадобиться совсем иная стратегия, нежели существующая в условиях рынков других типов. Если он не может заставить потребителя платить больше за свой продукт, он должен принять рыночные цены. С другой стороны, снижать рыночную цену также нерезонно, поскольку рынок примет все, что может произвести его компания, по этой цене.
На рисунке А кривая предложения спускается вправо вниз. Она отражает условия чистой конкуренции в промышленности. Точка, в которой пересекаются линии спроса и предложения, называется точкой равновесия. Определив ее координаты по горизонтальной и вертикальной осям, мы можем указать, на какое количество продукта имеется спрос и ка-кую цену за это количество продукта можно получить на рынке.

Как правило, в модели чистой конкуренции, особенно в области сельского хозяйства, имеется один производственный цикл (сезон) в течение года, и производитель должен дожидаться следующего, прежде чем сможет увеличить предложение. Это создает некоторые проблемы в условиях обеспечения соответствующего предложения в ответ на рыночный спрос.

Когда спрос велик и цены высоки, может иметь место приток ресурсов в производство, скажем, пшеницы. Но высокие цены на этот продукт привлекают к нему внимание и других производителей, которые также стремятся увеличить производство, в результате чего предложение увеличивается, и на следующий год цены соответственно падают.

 

Н.Д. КОНДРАТЬЕВ

Концепция Кондратьева оказала большое влияние на одного из крупнейших экономистов XX в. Йозефа Шумпетера (1883—1950), стоящего несколько особняком от основных мировых школ и потому не попавшего в наш краткий обзор истории науки. Он активно использовал эту концепцию, создав свою знаменитую теорию развития экономики и технического прогресса.

В 1930-е годы из-за несогласия с курсом на проведение индустриализации СССР завышенными темпами Н.Д. Кондратьев был объявлен врагом народа и трагически погиб в лагерях, а его теория в нашей стране была запрещена и забыта. Возрождение наследия Кондратьева и его активное научное исследование в России начались лишь в конце 1980-х гг. в ходе «перестройки».

№7. Последовательность научного познания: наблюдение - обобщение - выводы.

№8. Экономические наблюдения (эмпирический и статистический методы).

№9. Диалектика как метод экономической теории. Экономические модели и эксперименты.

Основные принципы материалистической диалектики.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития.

Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно применен в политической экономии К.Марксом.

Реально диалектический метод не был освоен в полном объеме. Его удачное применение было скорее исключением, чем правилом. По-прежнему господствовала формальная логика, которая в конце ХIХ в. стала все чаще дополняться математикой. Важную роль в развитии методологии экономический науки сыграл позитивизм О.Конта, эмпириокритицизм Э.Маха, критический рационализм К.Поппера. Математизация экономической науки послужила основой широкого развития экономико-математического моделирования, проверка которого осуществляется в ходе экономических экспериментов.

№10. Базовые экономические понятия.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Экономические блага – это средства удовлетворения потребностей, имеющихся в ограниченном количестве. Это блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них.

Свободные блага – блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, воздух и другие блага). Необходимость производства и распределения этих благ не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.

Экономические блага делятся на:

- долговременные, предполагающие многоразовое использование;

- недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить нанастоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способность и информация.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.

Экономический выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s)) экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае - прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей.

Производственные возможности - это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Кривая производственных возможностей показывает возможности одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов. Она ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производство двух продуктов.

Сравнительное преимущество заключается в том, что страна производит товар или услугу для более низких альтернативных издержек, чем другие страны. Стоимость возможностей измеряет компромисс. Страна со сравнительным преимуществом не всегда является лучшей в производстве чего-то. Преимущества покупки их товара или услуги просто перевешивают недостатки. Это означает, что товар или услуга имеют низкие альтернативные издержки для импорта других стран.

Например, страны-производители нефти имеют сравнительные преимущества в отношении химических веществ. Это потому, что нефть обеспечивает дешевый источник материалов для химических веществ по сравнению со странами без него.

Экономические интересы — объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. Они выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Экономические интересы принято делить на личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств, коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом, и общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

№11. Три фундаментальных проблемы экономики: Что производить? Как производить? и Для кого производить? Как и кем они решаются?

В различных социально-экономических системах эти фундаментальные проблемы общества решаются по-разному. В одном случае они решаются государством, в другом — предприятиями, в третьем — домашними хозяйствами, а чаще всего общими усилиями всех экономических объектов.

В свободной рыночной экономике эти проблемы решаются в основном предприятиями, поскольку они сами дают ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого производить) на основе изучения: спроса, предложения, цены и рыночной конкуренции.

Например, что производить, решается предприятием на основе изучения платежеспособного спроса населения, поскольку потребитель сам принимает решение, за что он готов платить деньги, как производить — также производителем, поскольку он стремится к максимизации прибыли, для кого производить — решается также предприятием с учетом спроса, интересов и доходов потребителей.

В командно-административной (плановой) экономике эти проблемы решаются в основном государством, поскольку оно является собственником средств производства (ресурсов) и товаров, которые произведены из этих ресурсов.

В традиционной экономике эти проблемы решаются в основном домашними хозяйствами или общинами.

В смешанной (которая распространена в большинстве современных государств) и переходной экономике — как государством, так и предприятиями.

№12. Типологизация экономических систем. Основные критерии их различий

Экономическая система - это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем. Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная

Традиционная экономика - эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства.

Экономические проблемы - что производить, как производить и для кого производить - определяются в основном сложившимися веками традициями.

Основными критериями традиционной системы являются

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

№13. Граница производственных возможностей: экономический смысл и графическая интерпретация.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Они появляются в результате соединения предпринимателями (фирмами) производственных факторов (экономических ресурсов) для осуществления производства продукции (сокращенно — производства). Производство — это превращение экономических ресурсов в продукцию.

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».

Кривая производственных возможностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д - точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (вне кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

 

Кривая производственных возможностей показывает:

1.Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

№14. Субъекты и структура рыночной экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

Субъекты экономики:

Домашние хозяйства (домохозяйства) - отдельные люди и целые семьи, т.е. физические лица, со всей сложностью присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов. Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, земля, капитал) для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Напротив, фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Государство (правительство) собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.089 с.)