Формирование общеучебных действий на уроках «Окружающий мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование общеучебных действий на уроках «Окружающий мир»



Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Он представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Однако важно понимать, что в начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем.

Поэтому особое место на уроках окружающего мира отводится работе над развитием познавательных УУД, которые делятся на:

· общеучебные;

· логические;

· постановка и решение проблемы.

Под ними подразумевается умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, делать выводы, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить ответы на вопросы).

К примеру, урок по теме «План и карта»

Вскрываем конверт и достаём листочек с нарисованным планом и текстом про клад (Рисунок 1).

Вот уже десять лет, как я оставил морскую службу и поселился в небольшом доме на окраине леса. Из южного окна моего дома виден небольшой фруктовый сад. Вечерами я люблю сидеть на скамейке под старой яблоней.

На запад выходит дверь моего дома. По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру. Оно окружено лесом.

У южного берега озера растёт большая сосна, а рядом с ней находится старый пень. Под ним я спрятал свои сокровища.

 

Рис.1. Задание к уроку по теме «План и карта»

 

Детям в группах предлагается прочитать текст и попробовать разгадать тайну, зашифрованную на рисунке. Ребята высказывают свои предположения о том, кто может быть автором этого письма и где находится клад.

Задаётся вопрос: «Расскажите, почему вы решили, что это письмо пирата и, что клад находится именно здесь?». Пользуясь текстом и чертежом, дети доказывают свои предположения.

В ходе работы возникает вопрос: «Как было составлено изображение на чертеже и как оно называется?» Дети высказывают свои предположения, а потом им  предлагается найти объяснение в учебнике.

Таким образом, дети учатся извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, анализировать, находить ответы на вопросы.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

· моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (Рисунок 2).

Рис.2. Примеры знаково-символических моделей

Например:

1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?».

2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Например, урок по теме «Великий круговорот жизни», задания на котором предполагают дополнение предложенных пищевых цепей примерами детей. Например, по теме урока «Кто что ест?» можно предложить такую задачу: «Недавно я была в Новосибирском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Исправьте ошибки, не оставьте животных голодными».

Для формирования и развития познавательных УУД на уроках окружающего мира возможно также использовать разные современные технологии обучения. Например, проблемное обучение. Примером проблемного обучения может быть урок в первом классе по теме «Кто такие птицы?».

 

Создаётся следующая проблемная ситуация:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Ученикам предлагается высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Немаловажную роль на уроках окружающего мира играет проектное обучение. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного  знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя[5].

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мир на протяжении 4 лет обучения.

Для овладения учащимися логических действий: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, - можно использовать следующие задания, которые могут быть и темами проектов:

1. Сравни старинную классную комнату и современную, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Таким образом, в процессе работы над проектом у детей формируются общеучебные познавательные УУД: умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)