Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Использование учебника на уроках окружающего мира для формирования общеучебных действий

 

 

К защите допущена: Выполнила студентка
«_____»________2020 г. 21 А группы третьего курса
  Лукашева Евгения Юрьевна
Защита состоялась:  
«_____»________2020 г.  
   
Отметка: Научный руководитель:
  преподаватель высшей категории
  Королева Ирина Алексеевна
Члены комиссии  
   

 

 

г. Старица, 2020 г

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий……………………………………………………………………………...5

§ 1. Сущность универсальных учебных действий…………………………..5

§ 2. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе…………………………………………………………………………7

§ 3. Формирование общеучебных действий на уроках «Окружающий мир»…………………………………………………………………………10

Глава 2. Учебник «Окружающий мир» для формирования общеучебных действий……………………………………………………………………………16

§ 1. Структура учебников по предмету «Окружающий мир»………………16

§ 2. Учебник как средство формирования общеучебных действий на уроках окружающего мира…………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемых источников……………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………...30

 


 

Введение

Многие учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Сегодня образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения, поэтому начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка. В чём заключается роль современной начальной школы?

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Изучение курса «Окружающий мир» оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность, самостоятельность.

Предмет «Окружающий мир» - источник эмоций, чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведёт к тому, что ребенок развивает умения сравнивать, анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Всё то, что делает младшего школьника сообразительнее, любознательнее.

Актуальность исследования определяется тем, что формировать общеучебные действия  необходимо ещё в начальной школе, в том числе, и на уроках окружающего мира, используя для этого все возможные формы организации и средства обучения.

Объект исследования - обучение окружающему миру.

Предмет исследования - применения учебника на уроках окружающего мира как средства формирования общеучебных действий.

Цель исследования - ознакомиться с особенностями формирования общеучебных действий на уроках окружающего мира в процессе использования учебника.

Задачи исследования:

• дать определение УУД, его сущность и особенности;

• изучить формирование УУД у младших школьников;

• рассмотреть структуру и дидактические функции учебников;

• выявить особенности работы с учебником на уроках изучения окружающего мира для формирования общеучебных действий.

Методы исследования:

• изучение методической и специальной педагогической литературы по теме работы;

• знакомство с практическим опытом использования учебника для формирования УУД учителей начальных классов.

 

 

Заключение

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности общеучебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися общеучебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции общеучебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися общеучебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Изучив теоретическую часть по теме курсовой работы, проанализировав методологическую и педагогическую литературу, можно сделать вывод, что цель данной работы достигнута. Мы изучили теоретические основы использования учебника на уроках «Окружающего мира», рассмотрели структуру учебников, дали определение общеучебных действий, его сущность и особенности.

 

Приложение 1

Примеры дополнительных текстов в учебнике «Окружающий мир» 1-2 класс

Приложение 2

Приложение 3

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Использование учебника на уроках окружающего мира для формирования общеучебных действий

 

 

К защите допущена: Выполнила студентка
«_____»________2020 г. 21 А группы третьего курса
  Лукашева Евгения Юрьевна
Защита состоялась:  
«_____»________2020 г.  
   
Отметка: Научный руководитель:
  преподаватель высшей категории
  Королева Ирина Алексеевна
Члены комиссии  
   

 

 

г. Старица, 2020 г

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий……………………………………………………………………………...5

§ 1. Сущность универсальных учебных действий…………………………..5

§ 2. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе…………………………………………………………………………7

§ 3. Формирование общеучебных действий на уроках «Окружающий мир»…………………………………………………………………………10

Глава 2. Учебник «Окружающий мир» для формирования общеучебных действий……………………………………………………………………………16

§ 1. Структура учебников по предмету «Окружающий мир»………………16

§ 2. Учебник как средство формирования общеучебных действий на уроках окружающего мира…………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемых источников……………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………...30

 


 

Введение

Многие учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Сегодня образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения, поэтому начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка. В чём заключается роль современной начальной школы?

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Изучение курса «Окружающий мир» оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность, самостоятельность.

Предмет «Окружающий мир» - источник эмоций, чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведёт к тому, что ребенок развивает умения сравнивать, анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Всё то, что делает младшего школьника сообразительнее, любознательнее.

Актуальность исследования определяется тем, что формировать общеучебные действия  необходимо ещё в начальной школе, в том числе, и на уроках окружающего мира, используя для этого все возможные формы организации и средства обучения.

Объект исследования - обучение окружающему миру.

Предмет исследования - применения учебника на уроках окружающего мира как средства формирования общеучебных действий.

Цель исследования - ознакомиться с особенностями формирования общеучебных действий на уроках окружающего мира в процессе использования учебника.

Задачи исследования:

• дать определение УУД, его сущность и особенности;

• изучить формирование УУД у младших школьников;

• рассмотреть структуру и дидактические функции учебников;

• выявить особенности работы с учебником на уроках изучения окружающего мира для формирования общеучебных действий.

Методы исследования:

• изучение методической и специальной педагогической литературы по теме работы;

• знакомство с практическим опытом использования учебника для формирования УУД учителей начальных классов.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий

§ 1. Сущность универсальных учебных действий

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Авторы ФГОС определяют функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области[1].

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию[2].

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием.

На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, виды швов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

· является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно- познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

· не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

· отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?);

· возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

· «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Таким образом, одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.033 с.)