Формирование универсальных учебных действий в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе



 

В программе начальной школы представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия - система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). Регулятивные универсальные учебные действия. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия [3]. Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные универсальные действия. Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

К концу обучения младшего школьника у него должны быть сформированы следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

· участие в проектах;

· подведение итогов урока;

· творческие задания;

· зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

· мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

· самооценка события, происшествия;

· дневники достижений.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

· «найди отличия» (можно задать их количество);

· «на что похоже?»;

· «поиск лишнего»;

· «лабиринты»;

· «упорядочивание»;

· «цепочки»;

· «хитроумные решения»;

· «составление схем-опор»;

· «работа с разного вида таблицами»;

· «составление и распознавание диаграмм»;

· «работа со словарями».

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

· «преднамеренные ошибки»;

· «поиск информации в предложенных источниках»;

· «взаимоконтроль»;

· «ищу ошибки».

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

· «составь задание партнеру»;

· «отзыв на работу товарища»;

· «групповая работа по составлению кроссворда»;

· «отгадай, о ком говорим»;

· «диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)»;

· «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе»[4].

Важно понимать, что формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.006 с.)