Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука в системе социальных ценностей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин «социальная ценность» многозначен. В самом общем виде он характеризует значимость для общества и человека каких-либо явлений действительности. Применительно к науке ценности включают интересы и предпочтения ученого, критерии научности, идеалы и нормы научного исследования, научные методы и принципы [6, с. 184]. Все большее значение в современной науке приобретают этические ценности. Этика науки как совокупность нравственных норм и принципов включает общечеловеческие нормы, адаптированные к научному исследованию. Например, плагиат подобен краже, а ложью является преднамеренное искажение истины. Кроме того, этос науки включает специфические ценности. Среди них заслуживают внимания этические ценности, выделенные Р. К. Мертоном [3, с. 475–476]. 1 Универсализм. Истинность научных положений должна оцениваться независимо от должности, титулов, авторитета, пола, расы тех, кто их формулирует. 2 Общность. Научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Кто первый его получил, не должен монопольно владеть им. 3 Бескорыстность. Стимулом научной деятельности является поиск истины, а не личная выгода, в том числе денежная. 4 Организованный скептицизм. Не следует слепо доверять авторитетам, при всем уважительном к ним отношении они могут быть подвергнуты критике. Об этике науки см. подробнее [9, с. 299–303; 3, с. 474–483; 6, с. 183–196; 10, с. 201–208]. В современном обществе в связи с развитием генной инженерии, биотехнологии, возрастанием возможностей трансплантации органов в медицине, клонирования живых организмов и т.д. проблемы научной этики становятся все более актуальными.
Индивидуальные задания
1 Отличие классической и постклассической гносеологии. 2 Классическая концепция истины и ее альтернативы. 3 Явное и неявное знание, их познавательный смысл. 4 Вера и сомнение, их познавательный смысл. 5 Сократ утверждал, что мнений много, а истина одна. Современная философия настаивает на плюрализме истины. Можно ли совместить подобные представления? 6 Объяснить высказывание Р. Декарта: «прелесть вымыслов оживляет ум». 7 Отличие научного от ненаучного знания. 8 Современная научная картина мира. 9 Соотношение науки и паранауки.
10 Концепция сменяемости теорий К. Поппера.
Темы рефератов Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций» [11, с. 6–26]. 1 Какой цикл лекций был прочитан Т. Куном в 1951 г. в институте Лоуэлла? 2 Какие две задачи ставит историк, интересующийся развитием науки? 3 Что такое «нормальная наука» и «парадигма» в понимании Т. Куна? 4 Как трактует Т. Кун понятие «научная революция»? Синергетика и новые стратегии научного поиска [10, с. 169–179; 6, с. 381–391]. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия [6, с. 363–380]. Список литературы 1 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2001. 2 Современная западная философия. Словарь / Под ред. В. А. Лекторского и др. — М.: Изд-во полит. лит., 1991. 3 Степин, В. С. Философия / В. С. Степин. — Минск: РИВШ, 2006. 4 Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, Т. Н. Федосеева и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 5 Мир философия: хрестоматия в 2 ч. / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М.: Политиздат, 1991. — Ч.1. 6 Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. — М.: Прогресс — Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. 7 Философия: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М., 2005. 8 Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX–XXI вв. — М.: Алгоритм, 2007. 9 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учеб. пособие / В. А. Канке. — М.: Логос, 2004. 10 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: учеб. Пособие / Т. Г. Лешкевич. — М.: ИНФРА-М, 2005. 11 Кун, Т. Структура научных революций / Кун Т. — М.: Ермак, 2003. 12 Стрюковский, В. И. Курс философии в схемах / В. И. Стрюковский. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 13 Данильян, О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. — М.: ЭКСМО, 2007. 14 Берков, В. Ф. Философия и методология науки / В. Ф. Берков. — Минск, 2004. 15 Микешина, Л. А. Философия познания: полемические главы / Л. А. Микешина. — М., 2002. 16 Всемирная энциклопедия: Философия XX в. / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.01 с.) |