Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Р. Декарт писал: «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью». Ему же принадлежит известное высказывание: «Недостаточно иметь хороший ум, главное — это хорошо применять его». Еще в глубокой древности люди задумывались над тем, как человек познает мир, что можно знать, что нет, каковы познавательные возможности человека, что такое истина и насколько истинное знание соответствует реальности. Все эти и многие другие вопросы осмысливаются философами в разделе философии, называемом гносеология (теория познания). Познание — одно из отношений человека к миру, специфический вид духовной деятельности. Оно состоит в том, что человек пытается понять и объяснить мир таким, каков он есть на самом деле. Познание неразрывно связано с практической деятельностью. Воздействуя на природу и преобразуя ее в соответствии со своими целями, человек вырабатывает знания о ее свойствах и закономерностях, которые проверяются экспериментально и обосновываются теоретически. Способом существования познания, как и сознания, являются знания человека, но в случае сознания акцент делается на наличное, уже достигнутое знание, а в случае познания - на процесс и механизм достижения и развития знаний. Будучи воспроизведением действительности в виде знаний, познание стремится к адекватным, соответствующим действительности знаниям о мире. И в какой-то мере этой адекватности достигает. Если мы видим кошку или ощущаем вкус яблока, то зрительный и вкусовой образы, возникающие в мозгу, соответствуют отражаемым объектам. Другое дело, что полной адекватности образа и предмета достигнуть невозможно. Образ предмета и сам предмет отличаются по содержанию и по форме степенью их адекватности от уровня развития практики и науки, а также познавательных возможностей и способностей человека. Процесс познания постоянно развивается, информация о мире, которой обладает человек, расширяется и совершенствуется. Но парадокс состоит в том, что чем более человек познает мир, тем более он убеждается в недостаточности и ограниченности познания. Каждое новое научное открытие или техническое изобретение тянет за собой множество нерешенных проблем. Процесс познания имеет относительный характер. В этом смысле справедлива восточная мудрость, которая гласит: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». Следует также учитывать, что абсолютного соответствия знания объективной реальности невозможно достигнуть потому, что познание — это обобщенное отражение действительности. В природе и обществе существует бесконечное множество предметов, явлений, процессов. Ни один человек, ни все человечество в целом не могли бы познать их в конкретном многообразии, да в этом и нет необходимости. Сугубо конкретные знания почти бесполезны в практической жизни и тем более в науке. Если я знаю, что это яблоко красного цвета, или этот стол отличается от другого по окраске и форме, то эти знания могут иметь смысл в частных ситуациях, но понятия «стол», «яблоко», «красное» и т. д. представляют обобщения, так как в них выделяются общие и существенные свойства предметов. Примером обобщений в математике служит любое уравнение («a = b», «a ≠ c»), в физике — любая формула, закон, понятие («масса», «энергия», «атом») и т. д. Итак, будучи адекватным отражением действительности, познание имеет относительный и обобщенный характер. Оно не представляет зеркального отражения. Познание — специфическая форма человеческой активности, вид духовной деятельности, суть которой в целенаправленном воспроизведении действительности в сознании человека, в поступательном движении к все более полному и глубокому знанию о мире. Формы познания многообразны, их можно классифицировать по различным признакам, но было бы заблуждением отождествлять знание вообще с его научной формой. Ф. М. Достоевский писал: «…человечество знает гораздо более, чем до сих пор успело высказать в своей науке и в своем искусстве». Имеет смысл разграничивать «пассивное» знание читателя художественной литературы или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, творческого — будь то ученый, философ или создатель художественного произведения. Не следует преуменьшать значимость житейского знания (здравого смысла), которое необходимо человеку в обыденной жизни. В отличие от обыденного знания, научное знание направлено на обобщение и объяснение фактов, на выведение закономерностей природы и общества. К научному знанию примыкает практическое. Различие между ними в целевой установке. Целью ученого является экспериментально подтвержденное теоретическое знание, целью инженера-практика — создание и использование новой техники (прибор, механизм, компьютерная программа, промышленная технология и т. д.) [1, с. 437 – 441]. Специфика философского знания состоит в предельной обобщенности, целостности, системности изучения действительности. Философия, как «мысль своей эпохи», дает теоретическое объяснение актуальных общественных проблем, выступает против устаревших стереотипов и традиций, она имеет антидогматический характер. На всем протяжении своей истории и в настоящее время она стремится, как говорил Сократ, разбудить людей от той духовной спячки, в которую они впали. Значительное место в познании занимает также художественное, мифологическое, религиозное знание [1, с. 442—448]. В качестве вывода по вопросу можно представить следующую схему.
Проблема познаваемости мира всегда интересовала философов. Они стремились понять закономерности познавательного процесса, возможности и способности человека, отношение знаний и действительности, условия и критерии истинного знания. Один из главных философских вопросов сформулировал И. Кант: «Что я могу знать?» Может ли человек знать мир таким, каков он в действительности, или он знает только то, что дается ему в чувственном опыте? Среди концепций, решающих проблему познаваемости мира, можно выделить скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. Скептицизм исходит из невозможности однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира и выражает сомнение в соответствии знаний реальности. Предшественниками скептиков были античные софисты: один из них, Протагор выдвинул три аргумента. 1 Все в мире изменяется, в том числе и человек, познающий мир. 2 Все в мире относительно, ибо существует не само по себе, а лишь в отношении к другому. 3 Все изменяется таким образом, что переходит в свою противоположность. Из данных аргументов Протагор сделал гносеологический вывод: о каждой вещи возможны противоположные мнения, и человек свободен в своем выборе истинного: «Человек есть мера всех вещей». Идеи софистов были восприняты античными скептиками, для которых характерно не отрицание возможности познания, а лишь сомнение в его достоверности. Поскольку всякому суждению может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему, надо воздерживаться от решительных и окончательных высказываний. К скептицизму принадлежал Д. Юм, считавший, что наши знания происходят из опыта, и ничего кроме ощущений мы знать не можем; он выражает сомнение относительно реальности как объекта научного познания. Агностицизм (от греч. «недоступный познанию») — философское учение, ограничивающее или отрицающее возможность познания мира. Согласно агностицизму, не может быть решен вопрос об истинности, достоверности знаний. В отличие от Д. Юма И. Кант признавал существование объективной реальности («вещи в себе»), но утверждал, что она непознаваема. Человек может знать лишь «вещь для нас», то есть то, как «вещь в себе» дается в ощущениях. По И. Канту, «вещь в себе» и «вещь для нас» разделены непроходимой границей. Поэт Таллер выразил позицию агностицизма следующим образом: Природы внутреннюю суть Познать бессилен род людской. Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой. Агностицизм проявляется в некоторых современных философских учениях. Так, конвенциализм (от лат. conventio — соглашение, договор) исходит из того, что научные понятия и теории являются не отражением объективного мира, а следствием произвольного соглашения, конвенции ученых, выбор которых диктуется соображениями «удобства», «целесообразности», «экономии мышления» и т. д. Основоположник конвенциализма К. Пуанкаре полагал, что аксиомы геометрии — не более, чем конвенции и «было бы неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны, и в этом нас убеждают известные опыты» [2, с. 131]. К. Пуанкаре распространил конвенциализм на физические теории: классическую механику, термодинамику, электродинамику Максвелла и др. Элементы конвенциализма в той или иной мере содержатся в неопозитивизме и постпозитивизме (К. Поппер, И. Лакатос и Т. Кун) [2, с. 132]. Скептицизм и агностицизм не являются надуманными философскими позициями, они коренятся в реальных трудностях и проблемах познавательного процесса и содержат в себе рациональные элементы. Основная проблема, которая приводит к агностицизму, состоит в том, что знания о мире человек получает посредством чувственного познания (зрение, слух, осязание и т. д.), результатом которого являются ощущения, связывающие человека с внешним миром. Выйти за пределы ощущений непосредственно невозможно. Отсюда и делается вывод о том, что мы знаем только свои ощущения, каков мир на самом деле неизвестно. Более того: знания преломляются сквозь призму субъективных свойств человека, что создает дополнительные трудности в установлении адекватности познания и объективной реальности. Кроме того, как уже говорилось, познание имеет относительный характер по причине изменчивости явлений и событий мира. «Мир простирается перед нами, безначальный и бесконечный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, понятиями», стремясь втиснуть его в «сачок» наших представлений. И сколько бы хитроумно мы не завязывали «узелки» понятий, категорий, теорий, не самонадеянно ли претендовать на постижение таким образом сущности мироздания?» [1, с. 423]. Следует также иметь в виду, что сомнения, заблуждения, неадекватность знаний реальности, научные соглашения — необходимые элементы познавательного процесса. Аристотель и Р. Декарт считали, что условиям ясности и доказательности познания является основательное сомнение; научные конвенции диктуются сложностью и неоднозначностью результатов познания, а истинное знание не дается в готовом виде, а достигается через преодоление многих трудностей и противоречий. Как говорил А. Эйнштейн, «самое непостижимое в мире то, что он постижим». Здоровый скептицизм, признание ограниченности познания, невозможность окончательного решения вопроса об истинности, по существу, не противоречат оптимистическому взгляду на познание, суть которого в том, что проблема достоверности знаний решается по мере постепенного углубления разума в тайны бытия. Гносеологический оптимизм как учение о принципиальной возможности познания мира лежит в основании многих философских учений, как идеалистических, так и материалистических. Аристотель, Р. Декарт, Ф. Бекон, Т. Гоббс, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, В. Соловьев и др. признавали объективную реальность в качестве источника знаний о мире, исходили из того, что процесс познания есть адекватное воспроизведение действительности в языковой или иной знаковой форме. Современная гносеология основана на достижениях науки, техники и практической деятельности. Тот факт, что, опираясь на определенные знания, человек достигает желаемых результатов, осуществляет поставленные цели, свидетельствует о том, что знания соответствуют действительности, и мир познается в своих объективных свойствах и отношениях. Об адекватности знаний действительности можно судить по результатам научного эксперимента, успехам технического прогресса и т. д. Другое дело, что эта адекватность относительна и познавательно-значимая информация преобразуется в сознании в соответствии с возможностями и особенностями познающего субъекта.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.014 с.) |