Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие науки, ее специфика, исторические типы и функции

Поиск

 

Наука наряду с предметной деятельностью, искусством, моралью, — важнейшая сфера жизнедеятельности общества. Она представляет столь сложное и многогранное явление, что учесть все ее аспекты в одном определении невозможно, ее следует изучать во всем многообразии признаков и функций.

При характеристике науки следует учитывать, по меньшей мере, следующие ее параметры.

1 Наука — сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка, систематизация и проверка знаний о мире с целью их оптимального использования.

2 Наука — система знаний о законах и фундаментальных основаниях природы и общества. «Наука — знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости и плодотворности»   [9, с. 170]. Соответственно, знание, не удовлетворяющее данным критериям, называют ненаучным (это обыденное и религиозное знание, квазинаука, паранаука, антинаука, лженаука) [9, с. 170–172].

1. Наука – социальный институт, представляющий систему учреждений и организаций, занятых научными исследованиями и их внедрением в производство, подготовкой научных кадров и т. д. (НИИ, лаборатории, университеты, академии).

Наука возникает в первом тысячелетии до н. э. в Египте, Индии, Китае в тесной связи с мифологией и религией, в Древней Греции она развивается в рамках философской мудрости. Многие философы античности (Фалес, Демокрит, Пифагор, Эвклид, Платон, Аристотель) занимались научными исследованиями. Однако как самостоятельная сфера знаний наука оформляется в Новое время.

В своем историческим развитии наука прошла три основных этапа (они же - исторические типы науки).

1. Классическая наука (XVI-XIX вв.). Для данного периода характерна абсолютная суверенность разума, который созерцает мир как бы со стороны и раскрывает истинную сущность явлений; дисциплинарная самостоятельность отдельных наук. Идеал познания — достижение абсолютной истины на основе опытного знания.

2. Неклассическая наука (конец XIX-первая половина XX вв.). Ее основные черты: понимание относительной истинности знаний, различные теоретические модели одной и той же реальности, учет особой роли средств исследования.

3. Постнеклассическая наука (со второй половины XX в. до настоящего времени). Характерные особенности: междисциплинарные исследования, компьютеризация, разработка идей синергетики, осознание особой роли субъекта, учет аксиологических факторов.

Обратим внимание на специфику научного знания, его отличие от ненаучного и псевдонаучного.

1. Предметность и объективность. Научное знание нацелено на изучение объективной реальности во всем ее конкретном многообразии, на постижение объективной истины, но у каждой науки свой предмет исследования, представляющий локальную область действительности.

2. Практическая направленность научного знания, ориентация на изучение объектов, включенных в сферу человеческой деятельности.

3. Обоснованность, доказанность знаний путем экспериментальной и практической проверки, логической и теоретической аргументации.

4. Системность. Научное знание — система понятий, принципов, законов, структурно связанных между собой.

5. Прогнозирование будущих способов и форм практического освоения мира.

6. Особые средства научной дисциплины (искусственные языки, специальная аппаратура, научные методы).

7. Особая система ценностей и нормативных требований. К системе ценностей в науке относятся ориентации на объективную истину и новизну знаний, свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Социальные функции науки исторически изменялись и развивались. Применительно к современной науке можно выделить три группы ее социальных функций [3, с. 435].

1 Культурно-мировоззренческая. Производство, накопление и хранение истинных знаний о мире и их использование в деле образования, «возделывания» человеческой личности.

2 Производственная. Преобразование всей системы производительных сил на основе научно-технического прогресса, создание и использование новой техники.

3 Социально-преобразующая. Преобразование системы общественных отношений, образования, досуга, быта на базе достижений науки и техники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.008 с.)