Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие науки, ее специфика, исторические типы и функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука наряду с предметной деятельностью, искусством, моралью, — важнейшая сфера жизнедеятельности общества. Она представляет столь сложное и многогранное явление, что учесть все ее аспекты в одном определении невозможно, ее следует изучать во всем многообразии признаков и функций. При характеристике науки следует учитывать, по меньшей мере, следующие ее параметры. 1 Наука — сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка, систематизация и проверка знаний о мире с целью их оптимального использования. 2 Наука — система знаний о законах и фундаментальных основаниях природы и общества. «Наука — знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости и плодотворности» [9, с. 170]. Соответственно, знание, не удовлетворяющее данным критериям, называют ненаучным (это обыденное и религиозное знание, квазинаука, паранаука, антинаука, лженаука) [9, с. 170–172]. 1. Наука – социальный институт, представляющий систему учреждений и организаций, занятых научными исследованиями и их внедрением в производство, подготовкой научных кадров и т. д. (НИИ, лаборатории, университеты, академии). Наука возникает в первом тысячелетии до н. э. в Египте, Индии, Китае в тесной связи с мифологией и религией, в Древней Греции она развивается в рамках философской мудрости. Многие философы античности (Фалес, Демокрит, Пифагор, Эвклид, Платон, Аристотель) занимались научными исследованиями. Однако как самостоятельная сфера знаний наука оформляется в Новое время. В своем историческим развитии наука прошла три основных этапа (они же - исторические типы науки). 1. Классическая наука (XVI-XIX вв.). Для данного периода характерна абсолютная суверенность разума, который созерцает мир как бы со стороны и раскрывает истинную сущность явлений; дисциплинарная самостоятельность отдельных наук. Идеал познания — достижение абсолютной истины на основе опытного знания. 2. Неклассическая наука (конец XIX-первая половина XX вв.). Ее основные черты: понимание относительной истинности знаний, различные теоретические модели одной и той же реальности, учет особой роли средств исследования. 3. Постнеклассическая наука (со второй половины XX в. до настоящего времени). Характерные особенности: междисциплинарные исследования, компьютеризация, разработка идей синергетики, осознание особой роли субъекта, учет аксиологических факторов. Обратим внимание на специфику научного знания, его отличие от ненаучного и псевдонаучного. 1. Предметность и объективность. Научное знание нацелено на изучение объективной реальности во всем ее конкретном многообразии, на постижение объективной истины, но у каждой науки свой предмет исследования, представляющий локальную область действительности. 2. Практическая направленность научного знания, ориентация на изучение объектов, включенных в сферу человеческой деятельности. 3. Обоснованность, доказанность знаний путем экспериментальной и практической проверки, логической и теоретической аргументации. 4. Системность. Научное знание — система понятий, принципов, законов, структурно связанных между собой. 5. Прогнозирование будущих способов и форм практического освоения мира. 6. Особые средства научной дисциплины (искусственные языки, специальная аппаратура, научные методы). 7. Особая система ценностей и нормативных требований. К системе ценностей в науке относятся ориентации на объективную истину и новизну знаний, свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Социальные функции науки исторически изменялись и развивались. Применительно к современной науке можно выделить три группы ее социальных функций [3, с. 435]. 1 Культурно-мировоззренческая. Производство, накопление и хранение истинных знаний о мире и их использование в деле образования, «возделывания» человеческой личности. 2 Производственная. Преобразование всей системы производительных сил на основе научно-технического прогресса, создание и использование новой техники. 3 Социально-преобразующая. Преобразование системы общественных отношений, образования, досуга, быта на базе достижений науки и техники.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.008 с.) |