Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистическое использование местоимений
Литература: Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. С. 308-309.
Обращения к местоимениям художников слова всегда продиктовано эстетическими мотивами. Чтобы понять это, обратимся, например, к личным местоимениям. Именно они отличаются от других местоимений выразительностью, богатством экспрессивных красок. Введение в текст личных и притяжательных местоимений я, мы, мой, наш приводит к субъективации авторского повествования. Этот стилистический прием часто используют писатели и публицисты. Так, журналист, выступая в очерке от первого лица, создает впечатление достоверности описываемых событий, как бы «приближая» их к читателю: Я вхожу в комнату, где живет Алексей Герман, … и будто попадаю в знакомый по экрану мир. Личные местоимения в прямой речи, которая тоже является сильным источником экспрессии, создают «эффект присутствия» читателя в описываемой ситуации: Узнаю, что многие вещи германовской квартиры переселялись в павильон и снимались в фильме. Зачем? – Мне это было очень важно. Висел портрет отца, портрет матери… Соврать под их взглядом было немыслимо. Если же в речи происходит замена личных местоимений первого лица формой третьего лица – создается «эффект отстранения», описываемое отдаляется, что также может стать стилистическим приемом: Это был сон о возвращении в детство… Будто я вхожу в наш двор… Здесь сидят все наши ребята… Мне навстречу выходит мальчик, и я знаю, что он – это я. Выходят мать и отец, совсем молодые, смотрят на него и молчат. Особое стилистическое значение имеет выбор форм числа личных местоимений, отражающих или официальный, или дружеский характер речи. Вспомним выразительный переход к обращению на «ты» в письме Татьяны к Онегину: Я к вам пишу… То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя.
В толковых словарях русского языка дается особое значение местоимений он, она – «любимый», «любимая» (герой, героиня романа), которое имеет яркую эмоциональную окраску. На основе рассмотренного значения этих местоимений строится своеобразный стилистический прием «обманутого ожидания», когда местоимение с иным значением употребляется в препозиции по отношению к замещаемому существительному. Например:
Моя «она» Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только то, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь, я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, – связь, стало быть, крепкая, прочная… За ее привязанность я пожертвовал ей всем – карьерой, славой, комфортом… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли… Ее зовут – Лень (Ч.). В современной рекламе довольно часто авторы прибегают к приему «обманутого ожидания». Например, размещенный в газете материал: «Письмо студентки одного из челябинских вузов» Дашка, привет! У меня для тебя есть потрясающая новость! Представляешь, я его нашла, нашла то, что искала много лет. Влюбилась, как дура, с первого взгляда! И даже не в него, а в них. Знаешь, какие они классные! Ну, естественно, иностранцы. Высокие, темные, чудесного сложения. Мягкие, уютные, естественные. А стильные – просто отпад. Они выполняют все мои прихоти. Я могу не замечать их вовсе. Но уж если хочу, чтоб заметили, то все окружающие просто умирают от восхищения. А галантны! С такими ни в луже грязной не утонешь, ни в сугробе не замерзнешь. Прямо, как в романе о светской жизни или на обложке модного журнала. А ведь познакомились мы совершенно случайно, прямо в самом центре города. В обувном салоне «Ти Джей Коллекшн» корпорации «Уралобувь». Там кого угодно встретить можно и из разных стран. Обстановка к подобным знакомствам располагает. Чистота, уют, зеркала. Продавцы вежливые, все улыбаются, как в Штатах. А вот цены наши, российские. Даже мне, студентке, по карману. Вот в этом чудесном салоне я и познакомилась со своей мечтой, с моими новыми сапогами! (газ. «Ва-банк», Челябинск).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.005 с.) |