Вопрос 5. Концепции логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Концепции логистики



 

Всякая наука проходит три стадии развития – накопление материала, его систематизация и установление закономерностей, успешное практическое применение теоретических выкладок. Логистика как наука находится на рубеже второй и третьей стадии. За это время подходы к логистике претерпели значительные изменения. Однако так же, как и в случае аспектов определения логистики и уровней развития, каждая фирма, в зависимости от ее положения на рынке и поставленных задач, выбирает наиболее приемлемую для себя концепцию логистики.

Вплоть до 1950-х гг. логистика типичной фирмы строилась исключительно на функциональной основе (функциональная концепция логистики). Однако внедрение маркетинговых технологий затормозило развитие логистики. Недостаточное внимание к логистике в период эволюции маркетинга можно объяснить следующими причинами:

– во-первых, до широкого распространения компьютеров и вычислительной техники информационные потоки обрабатывались вручную, что занимало очень много времени, поэтому для ускорения получения конечного результата информационные потоки обрабатывались дискретно. Совершенствовались лишь отдельные частные функции – обработка заказов, прогнозирование, управление запасами, транспортировка и пр. При этом позволить себе обработку информации с использованием ЭВМ могли только крупные фирмы. Обобщенные анализы проводились периодически и могли влиять только на формирование долгосрочной стратегии;

– изменчивость экономического климата. Резкие колебания рыночных условий стали подталкивать компании к непрерывному наращиванию прибылей. Такая гонка за прибылью заставила менеджеров сосредоточить усилия главным образом на сокращении расходов подведомственного подразделения, экономя любым способом. По этой же причине логистика в современном мире остается относительно невостребованным источником сокращения издержек в целом по фирме.

– трудность оценки отдачи инвестиций в логистику в количественном выражении. Отчасти это следствие общей неспособности менеджеров точно определить подлинную величину затрат на управление запасами, продвижение товара на рынке, складирование, транспортировку и пр. При сложившейся бухгалтерской практике очень непросто вычислить стоимость конкретной операции, финансовую выгоду от инвестиций в запасы или количественно выразить стоимость улучшения обслуживания потребителей.

Попытки внедрить интегрированную систему логистики наталкивались на стойкое сопротивление во многих фирмах. Менеджеры, традиционно отвечающие за отдельные функции, такие, например, как транспортировка или закупки, с недоверием встречали традиционные преобразования, направленные на расширение зоны влияния логистических процессов. Основная идея этих преобразований заключалась в том, что общие издержки можно сократить, увеличивая расходы в какой-то определенной функциональной области. При традиционных методах бухгалтерского учета и оценке результатов деятельности убедить кого-нибудь в истинности этих идей было затруднительно. Например, работа менеджеров, ведающих транспортировкой грузов, оценивалась по величине транспортных расходов, выраженных в процентном отношении к объему продаж. В традиционных рамках увеличение этих расходов ради повышения уровня обслуживания потребителей или снижения общих издержек могла рассматриваться только как серьезный недочет в управлении работой транспорта. Вполне понятно, что менеджеры в своем большинстве отнюдь не спешили броситься в объятия интегрированной логистике.

Эти факторы, в сочетании человеческой природы неприятия перемен, похоронили множество ранних попыток воплотить принципы логистического менеджмента. Но поскольку некоторые из этих попыток удались, сама фундаментальная концепция интегрированной логистики выжила.

На 80-е и начало 90-х годов пришелся период расцвета интегрированной логистики, когда она пережила больше радикальных преобразований, чем за все десятилетия со времен промышленной революции. Основными движущими силами стали крупные изменения в практике государственного регулирования бизнеса; достижения в области микропроцессорной техники и программного обеспечения, позволяющего использовать объединенные базы данных; революция в информационных технологиях; повсеместное распространение новейших систем управления качеством; рост числа партнерств и стратегических союзов.

На 80-е годы пришелся период, когда широкую популярность приобрела идея партнерств и стратегических союзов. После многих десятилетий, в течение которых деловые отношения строились главным образом на силовых переговорах противостоящих сторон, менеджеры, наконец, осознали, каким мощным потенциалом обладает взаимодействие. Фирмы стали задумываться о партнерских отношениях и потребителями и с поставщиками. Смысл партнерства заключается в прекращении дублирования операций и расходования ресурсов. При этом каждая фирма сосредотачивает свои усилия в тех сферах, где обладает особыми преимуществами и, тем самым, достигаются совместные успехи.

Началом 80-х годов можно датировать новый период в развитии логистики - период неологистики, или логистики второго поколения. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия межфункциональных компромиссов.

Необходимость такой экспансии обосновывалась тем, что ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая и логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Кроме того, необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое.

По оценкам зарубежных специалистов комплексное внедрение логистики на предприятии может обеспечить уровень снижения запасов на предприятии на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%.

Концептуальный подход к развитию систем логистики, воплощающий эту идею, получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия». В рамках этого подхода функции логистики рассматриваются как важнейшая подсистема обще фирменной системы. Это означает, что логистические системы должны создаться и управляться исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие нелогистические её подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия.

С середины же 80-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики, который можно охарактеризовать в целом как логическое и естественное продолжение вышеуказанного комплексного подхода. Его специфика - в выходе логистической системы  за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий - максимальное соотношение выгод и затрат. Новый подход получил название концепции «общей ответственности».

Предполагается, что на рубеже XX и XXI веков общественное значение проблем профессионального обучения, защиты окружающей среды и прав потребителей будет возрастать. В этих условиях продолжится расширение сферы компромиссов, и, что особенно важно, она включит в себя балансирование целей получения прибыли и решения социальных задач.

Начиная с середины 90-х годов более уместно уже говорить об интегрированной логистике. Логистическая интеграция, это объединение участников, реализующих движение материального и сопутствующего ему информационного и финансового потоков в логистической цепи на основе логистической координации с целью сокращения общих логистических издержек участников логистической цепи. Таким образом, логистическая интеграция предполагает углубление и развитие макрологистической системы и более полный контроль на основе координации всех партнеров и членов союзов. Включая каналы распределения и собственно конечных потребителей готовой продукции. Развитие макрологистики на сегодняшний день достигло такого уровня, что по сути трудно разделить макрологистику и интегрированную логистику.

Одной из основных тенденцийразвития макрологистических систем в мире является глобализация. Глобальная логистика характеризуется наличием глобальной логистической системы, формируемой правительственными институтами, организациями, транснациональными корпорациями, финансово-промышленными группами, а также иными структурами на территории двух и более стран. Основными движущими силами развития глобальной логистики являются: экономический рост, перспективы развития глобальных логистических систем распределения, регионализация, экспансия технологий, дерегулирование, в части снятия торговых, таможенных и финансовых барьеров.Свободные экономические зоны играют роль катализаторов развития глобальной логистики, примером чему являются Гонконг, Сингапур и др. Основными преимуществами таких зон для глобального логистического менеджмента являются: хранение товаров и операции грузопереработка без таможенных формальностей, свобода выполнения многих функций посредниками, возможность утилизации грузов, перемаркировки, перетаривания и тестирования перед импортом, реэкспорт товаров без уплаты пошлин и налогов, хранение в зоне без обязательной идентификации.

 

Вопрос 6. Задачи логистики

 

Задачи, решаемые логистикой, разделяют на три группы: глобальные, общие и частные.

Глобальной задачей в логистике является:

1. Достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке.

2. Моделирование логистических систем и условий надежности их функционирования.

К общим задачам логистики относятся:

1. Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков.

2. Контроль за движением материальных потоков.

3. Определение стратегии и технологии физического перемещения материальных потоков.

4. Стандартизация полуфабрикатов и упаковки.

5. Прогнозирование объемов продаж и, соответственно, объемов производства, перевозок и складирования.

6. Распределение транспортных средств.

7. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей.

8. Оптимизация технической и технологической структуры автоматизированных транспортно-складских комплексов.

Частные задачи логистики более узки:

1. Регулирование материальных запасов.

2. Максимальное сокращение хранения сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов в запасах.

3. Сокращение времени перевозок продукции.

 

Вопрос 7. Функции логистики

 

Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после неё) и при заданном уровне общих затрат.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы.

Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила «7R»:

1R (right product) - нужный товар;

2R (right quality) - необходимого качества;

3R (right quantity) - в необходимом количестве;

4R (right time) - в нужное время;

5R (right place) - в нужное место;

6R (right customer) - нужному потребителю

7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.

Успех в «обращении» потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.

В соответствии с рассмотренными задачами логисты различают оперативные, координационные функции и функции, определяемые концептуальными позициями.

Оперативный характер функций с непосредственным управлением движением материальных ценностей определяется:

а) в сфере закупок это управление движением сырья, материалов и готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям и складам;

б) в сфере производства управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса;

в) в сфере распределения готовой продукции организация движения потоков готовой продукции от предприятия производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся:

а) выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

б) анализ рынков, на которых действует предприятие;

в) прогнозирование поведения других источников на этих рынках;

г) обработка данных по заказам и потребностей клиентуры;

д) оперативное планирование, суть его состоит в том, что на основе прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге определяет планирование производства, разработку программы закупок для его нужд.

С концептуальных позиций выделяются следующие функции логистики:

а) системообразующая функция. Логистика образует систему управления товародвижением.

б) интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов распределения готовой продукции, хранение и доставка продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов всех звеньев логистической цепи.

в) регулирующая функция, направлена на экономию всех видов ресурсов. В широком смысле заключается в поддержании соответствия поведения звеньев логистической системы в интересах всей системы в целом. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при повышении подсистемой определенного, заранее заданного уровня автономности, может возникнуть опасность разрушения самой системы.

г) результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика представляет собой алгоритм преобразования исходного сырья (ресурсов) в поставку готовой продукции в соответствии с существующими ожиданиями и спросом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.024 с.)