Земляное полотно и водоотвод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земляное полотно и водоотвод



 

6.4.1 Земляное полотно лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с указаниями СП 34.13330 исходя из условий сохранности геометрической формы земляного полотна и устойчивости дорожной одежды, независимо от изменяющегося температурного и водного режима, при наименьших размерах затрат на строительство дороги [14].

Прочность и устойчивость земляного полотна достигают одним из следующих мероприятий или их комплексом:

- устройство земляного полотна из устойчивых грунтов;

- замена местных неустойчивых грунтов;

- обеспечение надлежащего отвода поверхностных и грунтовых вод в целях недопущения переувлажнения или размыва грунта земляного полотна, а также отводом воды от дорожной одежды;

- необходимое возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, над расчетными горизонтами грунтовых вод или длительным стоянием поверхностных вод;

- устройство соответствующих дренажей;

- надлежащее уплотнение грунта земляного полотна;

- назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и их укрепление для предохранения от оползания и размыва;

- устройство на косогорах специальных инженерных сооружений (подпорные стенки, дренажи, контрбанкеты, галереи, карнизы и др.).

6.4.2 Конструкцию земляного полотна лесных дорог принимают по типовым поперечным профилям дорог действующих типовых проектов, за исключением: участков на косогорах круче 1:3, эксплуатируемых дорог, требующих реконструкции; участков пересечения глубоких оврагов, староречий, озер, болот глубиной более 4 м или меньшей глубины, где выторфовывание болот не предусматривается; других случаев, отмеченных в разделе 7 СП 34.13330.2012, когда необходимы индивидуальные проекты земляного полотна.

6.4.3 Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от назначения дороги, типа дорожной одежды, местных природных условий, с учетом деления территории на дорожно-климатические зоны, типа местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения и классификации грунтов по группам (приложения А и Б), а также необходимо учитывать опыт эксплуатации дорог, построенных в данном районе.

6.4.4 Геометрическая форма земляного полотна должна позволять в максимальной степени механизировать работы по его строительству и последующей эксплуатации.

При проектировании земляного полотна следует рассматривать варианты сооружения его из местных или привозных грунтов, причем предпочтение следует отдавать тем из них, в которых суммарная стоимость земляного полотна, водоотвода, дорожной одежды и потерь, связанных с изъятием земель под сооружение из хозяйственного оборота, окажется наименьшей.

6.4.5 В открытой местности земляное полотно необходимо проектировать исходя из условия наименьшей заносимости его снегом, что обеспечивается одним из следующих мероприятий или их комплексом:

- расположение дороги в плане по возможности вдоль господствующих ветров;

- сокращение протяжения выемок и нулевых мест в открытой местности и проектирование возвышения бровки земляного полотна над поверхностью расчетного уровня снегового покрова на 0,5 м, назначение ширины полосы отвода, достаточной для установки снегозащитных переносных щитов, или посадка зеленых насаждений;

- рекомендуется сохранение с обеих сторон дороги невырубленной полосы леса шириной 60 м в залесенной местности (если проводят сплошные рубки на больших территориях).

6.4.6 Для местности типа I земляное полотно лесных автомобильных дорог допускается отсыпать небольшими насыпями так, чтобы расстояние от низа дорожной одежды до поверхности земли, а также над расчетным уровнем воды в кюветах или от дна безрасчетных кюветов было не менее 0,2 м.

Информация об изменениях:

 Пункт 6.4.7 изменен с 5 августа 2019 г. - Изменение N 1

 См. предыдущую редакцию

6.4.7 На участках местности с необеспеченным стоком и глубоким залеганием грунтовых вод (6.4.8), где поверхностные воды застаиваются только весной и осенью, а летом верхняя толща грунта с ненарушенной структурой просыхает до оптимальной влажности и ниже, высоту бровки земляного полотна насыпей и значения их прочностных характеристик принимают такие же, как для типа местности I (см. 6.4.6), при условии, что расстояния от бровки земляного полотна до уреза воды будут больше значений, указанных в таблице 6.10. При несоблюдении этих условий земляное полотно проектируют в соответствии с требованиями 6.4.8, ГОСТ 33068..

 

Таблица 6.10

 

Грунты верхней толщи грунта с ненарушенной структурой Число пластичности Безопасное расстояние от бровки земляного полотна до уреза воды, м

Супесь

1 11,0
3 7,0
5 5,0
7 4,0

Легкий и легкий пылеватый суглинок

8 3,0
10 2,5
12 2,0

Тяжелый и тяжелый пылеватый суглинок

14 1,5
17 1,0
Глина Более 17 Менее 1,0

Примечания

1 Признаком просыхания верхней толщи грунтов с ненарушенной структурой в летний период является отсутствие поверхностного заболачивания.

2 При наличии признаков поверхностного заболачивания участка удовлетворительные показатели влажности верхней толщи грунтов с нарушенной структурой в летний период, позволяющие проектировать земляное полотно в соответствии с требованиями 6.4.6, следует подтверждать лабораторными анализами отобранных в натуре образцов.

 

6.4.8 На участках, где верхняя толща грунтов с ненарушенной структурой не просыхает в летнее время до оптимальной влажности и ниже, возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых или длительно стоящих (более 20 сут) поверхностных вод на сырых и мокрых участках (тип местности III) не должно быть менее указанного в числителе таблицы 6.11, а низа дорожной одежды над поверхностью земли на участках с необеспеченным стоком поверхностных вод (II тип местности) - не менее указанного в знаменателе.

 

Таблица 6.11

 

Грунт, используемый для насыпей

Минимальное возвышение низа дорожной одежды для дорог, расположенных в пределах дорожно-климатических зон, м

II III IV V
Средний и мелкий песок; легкая крупная супесь 0,5/0,7 0,6/0,4 0,5/0,3 0,4/0,2
Пылеватый песок; легкая супесь 1,2/0,6 0,8/0,5 0,8/0,4 0,7/0,3
Пылеватая супесь и тяжелая пылеватая; легкий суглинок, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый суглинок 1,9*/0,8 1,7*/0,6 1,4*/0,5 1,3*/0,4
Тяжелый суглинок, глины 1,9*/0,7 1,4*/0,6 1,1*/0,4 1,0*/0,4

Примечания

1 Возведение высоких насыпей из неблагоприятных грунтов, отмеченных в таблице знаком *, допускается в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании по сравнению с вариантами отсыпки насыпи из привозных дренирующих грунтов.

2 Для крупных песков (более 0,5 мм), не теряющих устойчивости во влажном состоянии, возвышение низа дорожной одежды над уровнем воды не нормируется.

3 За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать расчетный осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных - наивысший возможный уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.

4 Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, пониженных посредством дренажа, следует принимать на 25% меньше указанного в настоящей таблице.

5 Низ дорожной одежды принимают по границе последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность.

6 Возвышение низа дорожной одежды в случаях устройства морозозащитных слоев допускается уменьшить по сравнению с нормами настоящей таблицы на основе расчета конструкций дорожных одежд.

 

6.4.9 Минимальное возвышение низа дорожных одежд лесных автомобильных дорог допускается уменьшать по сравнению с нормами таблицы 6.11 на основе опыта эксплуатации автомобильных дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза.

6.4.10 Земляное полотно лесных дорог при типах местности I и II по степени увлажнения на участках с наличием выраженного дернового слоя рекомендуется проектировать насыпями не менее 0,5 м (от низа дорожной одежды до поверхности земли), при которых не требуется снятие в их основании дернового слоя.

Корчевку пней на дорогах категорий I-ЛВ и II-ЛВ назначают под насыпями высотой до 0,5 м от низа дорожной одежды, под насыпями на косогорах, на которых проектируют снятие растительного слоя при рыхлении основания насыпи или устройство уступов, а также на участках, занимаемых выемками, боковыми канавами и резервами.

При высоте насыпи от 0,5 до 1 м пни срезают в уровень с землей.

При большой высоте насыпи пни высотой не более 0,2 м разрешается оставлять.

На дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ при высоте насыпи до 0,5 м пни разрешается срезать в уровень с поверхностью земли, а при большей высоте насыпи пни высотой не более 0,2 м допускается оставлять.

6.4.11 В случаях обоснованного проложения дорог на землях сельскохозяйственного назначения насыпи возводят, как правило, из привозного грунта при условии снятия из-под насыпи плодородного слоя почвы.

Отсыпка насыпей из боковых резервов на землях сельскохозяйственного пользования допускается в исключительных случаях. При этом отвод земель для этих резервов предусматривается только для временного краткосрочного пользования на период строительства дороги при условии снятия и восстановления плодородного слоя на этих землях в соответствии с проектом рекультивации.

6.4.12 Для повышения устойчивости и устранения последующих осадок все насыпи послойно уплотняют до требуемой по проекту плотности.

Наименьший коэффициент уплотнения грунта земляного полотна (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) принимают для верхней части (до 1,5 м от бровки) 0,95, для нижней - 0,90.

6.4.13 Конструкцию земляного полотна на участках дорог, проходящих по болотам, назначают в зависимости от типа дороги, типа болота, его глубины, водного режима и наличия местных материалов.

6.4.14 При строительстве дорог на болотах с устойчивыми торфами насыпи возводят из дренирующих грунтов без выторфовывания или с частичным выторфовыванием.

Глубину осадки насыпи или выторфовывания определяют расчетом.

Высоту насыпи на болотах над уровнем длительного стояния грунтовых и поверхностных вод принимают по таблице 6.11.

6.4.15 Земляное полотно лесных дорог всех типов на болотах допускается устраивать на хворостяной подушке, выстилке, фашинах или бревнах (сланях).

6.4.16 На сопряжении с мостами насыпи на длине поверху не менее высоты насыпи плюс 2 м (считая от устоя) и не менее 2 м понизу необходимо возводить из непучинистых дренирующих грунтов.

6.4.17 Крутизну откосов насыпей и выемок для дорог всех категорий следует выполнять до максимально допустимых предельных значений (приложение Д).

6.4.18 Для отвода поверхностных вод и предохранения основания дорожной одежды от переувлажнения используют продольные канавы или резервы от насыпей и нагорные канавы, или кюветы от выемок:

- глубина канав (кюветов) должна быть такой, чтобы расстояние от низа дренажных устройств, отводящих воду из основания дорожной одежды, до расчетного уровня воды в них или до дна безрасчетных кюветов было не менее 0,2 м;

- дну продольных канав придают уклон не менее  и в исключительных случаях - . При невыполнении этих требований возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли устанавливают в соответствии с 6.4.9;

- в песчаных, гравийных и других хорошо дренирующих грунтах канавы допускается не устраивать.

6.4.19 При наличии опасности размыва или оползания откосов земляного полотна от поверхностных вод с нагорной стороны склонов крутизной более 1:5 следует предусматривать нагорные канавы.

6.4.20 Минимальные размеры и типы укрепления водоотводных устройств следует назначать на основе гидравлических расчетов.

6.4.21 Откосы, дно канав, лотков и кюветов укрепляют в случаях, когда расчетные скорости течения воды, установленные гидравлическими расчетами, превышают допустимые для соответствующих грунтов.

При недостаточности средств обычного укрепления для погашения скоростей течения воды допускается предусматривать перепады, водобойные колодцы, быстротоки и т.д.

Канавы укрепляют по всему периметру выше расчетного горизонта на 0,1 м.

 

Дорожные одежды

 

6.5.1 Дорожные одежды лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с основными положениями СП 34.13330.

Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев [15] необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна.

В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда".

6.5.2 Тип и конструкцию дорожных одежд определяют расчетом в зависимости от общего объема перевозок, интенсивности движения транспортных средств, расчетом нагрузки, а также в зависимости от климатологических и инженерно-геологических условий местности и наличия строительных материалов. Выделяют следующие типы дорожных одежд: капитальные, облегченные, переходные и низшие. Рекомендуемые типы и области применения дорожных одежд приведены в таблице 6.12.

 

Таблица 6.12

 

Тип дорожной одежды Основной вид покрытия, материал и способ укладки Категория дорог
Капитальный Цементобетонные монолитные и сборные; армобетонные для дорог: монолитные, железобетонные монолитные и сборные; асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых в горячем состоянии, а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами I-ЛВ, II-ЛВ
Облегченные Из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного битумом в установке; из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в установке или методом пропитки; из щебеночной или гравийной смеси, обработанной жидким битумом методом смешения на дороге; из крупнообломочных (размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой II-ЛВ
Переходные Из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных вяжущими III-ЛВ, I-ЛХ
Низшие Из выровненного скального или крупноблочного грунта; из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, шлаком и другими местными материалами); из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими; грунтовые профилированные IV-ЛВ, II-ЛХ

 

6.5.3 При выполнении расчетов и конструировании дорожных одежд следует руководствоваться минимальными значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта: капитального типа - 13-15 лет, облегченного - 10-13 лет, переходного - 3-5 лет в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Информация об изменениях:

 Пункт 6.5.4 изменен с 5 августа 2019 г. - Изменение N 1

 См. предыдущую редакцию

6.5.4 На лесных дорогах рекомендуются однослойные или многослойные конструкции дорожной одежды серповидного профиля или при технико-экономическом обосновании и в соответствии с расчетом применение корытного или полукорытного профиля для капитального и облегченного типов дорожной одежды. При наличии нескольких слоев дорожной одежды она состоит из покрытия, основания, дополнительных слоев основания и подстилающего слоя.

Независимо от результатов расчета дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии необходимо принимать не менее приведенных в таблице 6.13 в соответствии с ГОСТ Р 53225.

 

Таблица 6.13

 

Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды Толщина слоя, см
Мелкозернистый асфальтобетон 5
Крупнозернистый асфальтобетон 7
Щебенистые (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими 8
Щебень, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки 8
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими:  
- на песчаном основании 15
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) 8
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими 10

Примечания

1 Толщину конструктивного слоя принимают во всех случаях не менее двух размеров наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.

2 В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, укрепленного грунта или других водоустойчивых материалов.

3 Для усиления прочностных свойств конструкции дорожной одежды следует использовать геотекстильные материалы. Геотекстиль служит разделителем между слоями дорожного покрытия и основания, его применение рекомендуется при строительстве на пучинистых грунтах (6.5.19).

 

6.5.5 При расчете типа и конструкции дорожной одежды следует рассматривать целесообразность стадийного строительства с организацией движения на первой стадии основания дорожного покрытия с соответствующими прочностными характеристиками.

6.5.6 Дорожные одежды лесных дорог с покрытиями переходного и низшего типов в целях снижения строительных затрат следует проектировать с учетом ограничения или прекращения движения транспортных средств в неблагоприятные периоды года.

6.5.7 Для лесохозяйственных дорог с невыраженным грузооборотом модуль упругости следует принимать не менее 65 МПа (650 ).

6.5.8 Дорожные одежды в поперечном сечении проектируют корытного, полукорытного или серповидного профиля.

Корытный профиль применяют, как правило, при усовершенствованных типах покрытий.

Полукорытный профиль может применяться:

а) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине слоя покрытия более 15 см;

б) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, на земляном полотне из любых грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине покрытия более 15 см.

Серповидный профиль рекомендуется применять:

а) для дорожных одежд с грунтогравийными, грунтоощебеночными и грунтовыми улучшенными покрытиями - во всех случаях;

б) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из недренирующих грунтов - при любой ширине обочин и любой толщине слоя;

в) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м и для большей ширины обочин при толщине покрытия до 15 см;

г) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м, а при большей ширине обочин - при толщине покрытия до 15 см;

Тип профиля дорожной одежды определяется технико-экономическими расчетами. При этом должна быть учтена стоимость как покрытия, так и укрепления обочин при корытном профиле.

6.5.9 Каменные материалы (природные и искусственные) для покрытий и оснований по прочности и морозостойкости должны соответствовать требованиям нормативных документов, в том числе ГОСТ 8269.0, ГОСТ 8736, ГОСТ 25607.

6.5.10 Покрытия дорожных одежд должны иметь периодически возобновляемый слой износа, не включаемый в расчет прочности.

Слои износа устраивают либо путем утолщения полученного по расчету покрытия, либо в виде поверхностной обработки с применением вяжущих материалов.

Вид применяемых материалов и толщину слоя износа назначают из расчета не менее двух-трех лет его работы.

6.5.11 Дренирующие слои назначают для дорог с капитальным и облегченным типами покрытий в климатических зонах II и III и типах местности II и III по характеру и степени увлажнения (в выемках - также при типе I) в тех случаях, когда земляное полотно сооружают из связных грунтов (глинистых, суглинистых, пылевато-суглинистых, пылевато-супесчаных).

6.5.12 Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, следует устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способов ее отвода ее и других факторов. При этом уровень свободной воды в дренирующем слое должен быть ниже поверхности основания дорожной одежды не менее чем на 10 см при хорошо дренирующих крупнозернистых песках и гравийных материалах и не менее чем на 15 см при среднезернистых песках.

Дренирующий слой проектируют на всю ширину земляного полотна (включая обочины) в виде слоя насыпи из фильтрующего материала. При применении в качестве оснований дорожной одежды грунтов, укрепленных вяжущими, дренирующие слои не устраивают.

Нижнюю поверхность дренирующего слоя следует проектировать с уклоном . В случае отсутствия дренирующего слоя поперечный уклон дна корыта должен быть равен уклону покрытия.

Для дренирующего слоя допускается применять крупный или средний песок, песчано-гравийную смесь, дресву, ракушку, отгрохоченные металлургические шлаки, удовлетворяющие требованиям норм на дорожные материалы.

Если дренирующий слой совмещается с морозозащитным или подстилающим, то конструктивное решение должно быть комплексным.

6.5.13 Гравийные дорожные одежды проектируют, как правило, серповидного профиля. При этом все слои дорожной одежды устраивают на всю ширину земляного полотна.

При полукорытном профиле нижние слои дорожной одежды размещают в корыте, а верхний слой (собственно покрытие) проектируют на всю ширину земляного полотна.

6.5.14 При наличии месторождений камня и возможности организации его разработки и дробления рекомендуется применять щебеночные дорожные одежды.

При наличии фракционированного щебня слои основания и покрытия проектируют по принципу заклинки.

При использовании несортированного щебня слои дорожной одежды проектируют по принципу плотных смесей оптимального состава, аналогичного гравийным смесям.

6.5.15 По принципу плотных смесей допускается выполнять покрытия и основания из грунтощебня, дресвы, доменных шлаков и других скелетных материалов.

Грунтощебеночные покрытия или основания проектируют из грунта с добавлением щебня в количестве не менее 40% к объему.

6.5.16 Грунтовые улучшенные покрытия применяют на лесных дорогах категорий IV-ЛВ, II-ЛХ.

Для этой цели в грунт земляного полотна вводят скелетные добавки (гравий, щебень, шлак) или улучшающие добавки (песок, глина или суглинок).

6.5.17 Грунтогравийная смесь (естественная или искусственная), употребляемая для грунтогравийного покрытия, должна:

- удовлетворять требованиям плотной смеси;

- содержать частицы размером 2-40 мм от 25% до 40%;

- содержать глинистые частицы (мельче 0,05 мм) не более 10%;

- иметь число пластичности 3-6 (для частиц, прошедших через сито с отверстиями 0,63 мм).

Грунтогравийные дорожные покрытия устраивают путем россыпи гравийного материала непосредственно на земляное полотно с последующим смешением его с грунтом, разравниванием и уплотнением. По типу грунтогравийных дорожных покрытий может строиться одежда из щебня, шлака, дресвы и т.п.

6.5.18 Грунтовая оптимальная смесь (искусственная или естественная) должна отвечать требованиям таблицы 6.14.

 

Таблица 6.14

 

Слой

Частицы, % по весу, проходящие через сита, мм

Для фракции менее 0,63 мм

2,50 1,00 0,63 0,25 0,05 Предел текучести Предел пластичности
Верхний 80-100 50-80 40-60 30-50 25-35 До 35 4-8
Нижний 80-100 - 35-60 20-50 10-30 25 До 6

 

6.5.19 В случае укладки каменных материалов на глинистые грунты, а также между конструктивным слоем из каменных материалов и слоем мелкозернистых грунтов предусматривается прослойка из геосинтетических материалов или песка толщиной не менее 10 см. Геосинтетические материалы принимают.

6.5.20 Для цементобетонных покрытий и оснований следует использовать тяжелый и мелкозернистый бетоны по ГОСТ 25192, ГОСТ 26633, марку бетона по морозостойкости принимают по ГОСТ 26633 и ГОСТ 10060 для покрытий и по ГОСТ 10060 для бетонных оснований.

6.5.21 Асфальтобетоны и смеси каменных материалов и грунтов, обработанных органическим вяжущим, принимают по ГОСТ 9128, ГОСТ 31015, ГОСТ 30491. Для обеспечения сдвигоустойчивости и трещиностойкости рекомендовано применение полимерасфальтобетонов с использованием полимерно-битумных вяжущих в соответствии с ГОСТ Р 52056.

6.5.22 Каменные материалы и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, используемые для покрытий и оснований дорожных одежд, должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558.

6.5.23 При устройстве оснований дорожных одежд по способу заклинки из щебня он должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 и ГОСТ 25607.

6.5.24 При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд из плотных смесей применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ 25607 и ГОСТ 3344.

6.5.25 Для устройства прослоек различного назначения в слоях дорожной одежды необходимо применять геосинтетические материалы в соответствии с пунктом 8.50 СП 34.13330.2012.

 

Искусственные сооружения

 

6.6.1 Водопропускные искусственные сооружения на лесных автомобильных дорогах следует проектировать в соответствии с СП 35.13330 и другими действующими нормативными документами с учетом указаний настоящего подраздела и рекомендаций, приведенных в [16].

6.6.2 Лесные автомобильные дороги не должны иметь самостоятельных переходов через большие водные преграды, глубокие ущелья и железнодорожные линии. Для этой цели следует использовать действующие переходы на ближайших дорогах.

6.6.3 На пересечении постоянных и периодических водотоков лесными автомобильными дорогами могут быть предусмотрены искусственные сооружения любого типа, отвечающие требованиям безопасности движения, прочности, простоты обслуживания и долговечности в течение всего срока службы автомобильной дороги.

Тип искусственного сооружения выбирают на основании технико-экономических расчетов с учетом использования местных строительных материалов.

При соответствующих технико-экономических обоснованиях и обеспечении мероприятий по безопасности эксплуатации допускается проектировать сборно-разборные и затопляемые мосты, а также ледовые переправы и броды через постоянно действующие водотоки.

6.6.4 На каждом пересечении водотока, как правило, должно быть предусмотрено одно водопропускное сооружение. Устройство дополнительных водопропускных сооружений на пойме, а также пропуск нескольких соседних водотоков через одно сооружение допускается лишь при обосновании гидравлическими и экономическими расчетами.

6.6.5 Однопролетные мосты и малые искусственные сооружения допускается располагать на любых сочетаниях плана и профиля, предусмотренных нормами проектирования лесных дорог.

Большие и средние мосты рекомендуется располагать в плане на прямых участках пути. В стесненных условиях допускается располагать средние мосты на кривых радиусом не менее 100 м.

6.6.6 Мостовой переход должен быть расположен на прямом участке реки в наиболее узкой части поймы, не имеющей озер и староречий, нормально к направлению течения основной массы воды во время паводка.

6.6.7 Расчет искусственных сооружений, а также пойменных насыпей на воздействие водного потока следует проводить по гидрографам расчетных паводков, а при их отсутствии - по расчетным расходам и соответствующим им уровням. Вероятность превышения расходов воды и соответствующих им уровней на пиках паводков указана в таблице 6.15.

 

Таблица 6.15

 

Вид сооружения Расчетная вероятность превышения, %
Большие капитальные мосты 1
Малые и средние капитальные мосты 2
Деревянные большие и средние мосты 2
Деревянные малые мосты 3
Трубы 2
Временные деревянные мосты (срок службы до пяти лет) 5
Водоотводные канавы 10

Примечание - К малым мостам относятся мосты полной длиной до 25 м, к средним - от 25 до 100 м, к большим - свыше 100 м.

 

6.6.8 Бровки земляного полотна на подходах к мостам через реки в пределах разлива и оградительных дамб должны быть не менее чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм насыпи не менее чем на 0,25 м выше расчетного горизонта воды с учетом подпора и высоты волны (с набегом на откос).

6.6.9 Возвышение элементов мостов над уровнями воды и ледохода в несудоходных и несплавных пролетах следует назначать в зависимости от местных условий, но не менее указанных в таблице 6.16.

 

Таблица 6.16

 

Элементы мостов

Наименьшее возвышение, м

над расчетным уровнем воды (с учетом влияния подпора и волны) над наивысшим уровнем ледохода
Низ пролетных строений 0,5 0,75
Низ пролетных строений при наличии карчехода и селевых потоков 1,0 -
Подферменная площадка (низ подферменника) 0,25 0,5
Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкций в пролетах деревянных мостов 0,25 0,75

 

6.6.10 Определение значения расчетного расхода воды и расчет отверстий искусственных сооружений следует проводить в соответствии с указаниями СП 35.13330.

6.6.11 Расчет отверстий малых мостов и труб на пропуск ливневых стоков следует проводить с учетом аккумуляции воды перед сооружением, возможной по условиям рельефа у входа сооружения. Уменьшение расчетного расхода за счет аккумуляции может быть допущено не более чем в три раза.

6.6.12 Нормативную временную вертикальную нагрузку следует принимать в виде автомобильной нагрузки АК и тяжелой одиночной нагрузки НК. Расчеты на указанные нагрузки регламентируются указаниями СП 35.13330.

Класс нагрузки К надлежит принимать:

- для капитальных мостов и труб - 14;

- для деревянных мостов - 11.

В случае необходимости пропуска нагрузки, превышающей указанные АК и НК, следует выполнить расчет конструкций с учетом данной конкретной нагрузки либо предусмотреть мероприятия по снижению воздействия данной нагрузки на сооружение до нормативного уровня.

 

Мосты

 

6.7.1 На лесных магистралях следует проектировать постоянные железобетонные или деревянные многопролетные мосты в зависимости от местных условий, а на лесовозных ветках - деревянные мосты (при сроке действия до трех лет временные, при большем - постоянные) [17].

Постоянные деревянные мосты (далее - деревянные мосты) должны иметь степень капитальности, обеспечивающую нормальную их эксплуатацию не менее 20-25 лет.

Габариты мостов на лесных автодорогах следует принимать по таблице 6.17.

Габариты мостов, расположенных на кривых, принимают с уширениями, значение которых назначают по нормам проектирования автомобильных дорог.

 

Таблица 6.17

 

Категории и виды дорог

Элементы поперечного профиля мостов

Число полос движения

Ширина проезжей части при ширине транспортного средства, м

Ширина полос безопасности, м

Габарит моста (Г) при ширине транспортного средства, м

Ширина тротуаров, м

до 2,5 2,5-5,0 до 2,5 2,5-5,0
I-ЛВ 2 7,5 7,5-10,5 1,0 9,5 9,5-12,5 1,0
II-ЛВ 2 7,0 7,0-9,5 1,0 9,0 9,0-11,5 1,0
III-ЛВ, I-ЛХ 1 4,5 4,5-5,5 0,5 5,5 5,5-6,5 0,75
IV-ЛB, II-ЛВ (для временных дорог) 1 4,5 4,5-5,5 0,5 5,5 5,5-6,5 -

Примечание - При промежуточных значениях ширины транспортных средств минимальные значения габаритов моста определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м.

 

6.7.2 Деревянные мосты допускается применять на автомобильных дорогах лесозаготовительных предприятий без ограничения по климатическим условиям районов строительства.

6.7.3 Деревянные конструкции мостов следует применять преимущественно заводского изготовления с учетом мероприятий, обеспечивающих их долговечность.

6.7.4 Для деревянных мостов следует применять пиломатериалы и круглые лесоматериалы хвойных пород 2-го сорта; следует отдавать предпочтение лиственнице, если она имеется в сырьевой базе лесозаготовительного предприятия.

Качество лесоматериалов должно соответствовать требованиям, категории II СП 64.13330.2011 (приложение Б).

6.7.5 В конструкциях должны быть предусмотрены меры защиты основных несущих деревянных элементов от увлажнения независимо от того, проводится антисептирование древесины или нет (гидроизоляция, сливные доски, козырьки и др.).

6.7.6 Следует предусматривать свайные опоры деревянных мостов во всех случаях, когда грунты допускают забивку свай. В вечномерзлых грунтах погружение свай следует принимать на глубину, равную тройной толщине сезонно оттаивающего грунта.

Рамно-лежневые опоры в вечномерзлых грунтах не применяют, а взамен их при невозможности забивки свай применяют ряжевые опоры.

6.7.7 Проезжую часть на деревянных мостах следует назначать в виде деревянного настила, по которому делают поверхностную обработку битумом с крупным песком.

6.7.8 На больших и средних деревянных мостах следует предусматривать устройство противопожарных площадок, оборудованных противопожарным инвентарем. Противопожарные площадки следует располагать на насыпи у въездов на мост и над опорами не реже чем через 25 м.

6.7.9 Для мостовых переходов в необходимых случаях должны быть предусмотрены ледорезные, струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения, а для малых мостов и труб - углубление, спрямление и укрепление русел с входной и выходной сторон и в пределах сооружения, а также устройства для гашения скоростей протекающей воды на входе и выходе.

6.7.10 Для временных деревянных мостов со сроками службы до пяти лет допускается применять лесоматериалы без антисептической обработки для не несущих конструкций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.125 с.)