Киты грамотной, хорошей речи: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киты грамотной, хорошей речи:



Тренинг по сценической речи

(на основе комплекса упражнений школы актѐрского мастерства)

 

Киты грамотной, хорошей речи:

 

1) точная артикуляция (хорошая дикция);

2) правильное дыхание (глоточно - мышечная свобода, низкая опора, сохранение позиции вдоха при выдохе, как при «зевке», на [о]);

3) поставленныйголос (красивая, благозвучная тембровая окраска (при глубоком резонировании в «маску», в голове, в груди, в спине и т. д.), низкая голосовая опора, сохранение позиции «зевка», на [о]);  

4) владение законами орфоэпии (законами правильного произношения слов);

5) владение законами логики речи.

 

Важно: для речи опасна плебейская закваска - вялость мышечного тонуса.

 

  Речевой аппарат состоит из:

• дыхательного аппарата (носоглотка, грудная клетка, диафрагма, трахея, лѐгкие, пресс)

• артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нѐбо, щѐки, челюсти)  голосового аппарата (гортань, голосовые связки, резонаторы (пустоты))

 

Артикуляционная гимнастика

 

Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений, развивающих и формирующих мышцы артикуляционного аппарата.

 

Подготовительные упражнения:

• гигиенический (поглаживающий) массаж мышц лица

• массаж верхней и нижней губы (натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массируя кончиками пальцев от середины губы к углам рта, 4 - 6 раз)

• ввинчивающие движения подушечками пальцев в крылья носа, в уголки губ

• массаж дѐсен (губы сомкнуты; кончиком языка, энергично нажимая на дѐсны, облизывать с права на лево и с лева на право то верхние, то нижние дѐсны, то с наружной, то с внутренней стороны, по кругу)

• массаж твѐрдого нѐба (губы сомкнуты; кончиком языка энергично проводить по твѐрдому нѐбу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно)

 

1. Упражнения для тренировки мышц губ:

• «трубочка» (вверх - вниз, влево - вправо, вращение по круг то вправо, то влево)

• показать верхние зубы, нижние зубы, одновременно «на улыбке»

• «трубочка - Буратино»

• «скольжение губами» по зубам (верхней, нижней, обеими)

• «хочу сказать [п], но не могу»

• «пожевать» губы

 

2. Упражнения для тренировки мышц языка:

• «пожевать»

• «иголочка, лопатка, трубочка» (чередовать)

• «иголочка» у верхних зубов, потом у нижних

• «горочка»

• «уколы языком в щѐки»

• язык по кругу («иголочкой»)

• свернуть пополам (вверх - вниз)

• «чашечка» перед зубами, за зубами

• язык вперѐд - назад, из стороны в сторону

• «смахнуть соринку» (вверх - вниз, вправо - влево)

• язык короткий, длинный

• к подбородку, к носу

• «цокаем», как рысаки, как тяжеловозы

• «сброс лошадью»

• поза «льва» 

 

3. Упражнения, развивающие мышцы челюстей:

• сжимание - разжимание зубов

• «вялая» челюсть

• челюсть вверх - вниз, влево - вправо, по кругу

• «открыть челюсть, несмотря на препятствие» (зафиксировать кулаком снизу, локтем зафиксировать положение) 

      

4. Упражнения для формирования «крупного звука»:

• «зевок» (открытый, закрытый)

• ощущение надутого шара (мяча)

• «раздувание парашюта»

• ощущение «купола рта», «О - образный» рот, высокое верхнее нѐбо

 

5. Упражнения для освоения внутри-глоточной артикуляции

(задача упражнений - активизировать работу мышц мягкого нѐба и глотки, укрепить их нервно - мышечную основу; освободить от зажима мышцы шеи и затылка):

• произнести медленно, негромко [к - г…, г - к…]; затем мысленно произнести [ы - э…] (всѐ внимание сосредоточить на работе зева, шире раскрывая зев, но не рот; на гласных - наклонить голову вниз, запрокинуть назад, опустить голову к левому плечу, к правому плечу; на согласных - возврат в исходное положение)

круговые движения головы с права налево и слева направо, произнося вслух одно из сочетаний [м, гм, зм, вм, гн, зн, бн, вн] с [ы, э…] 

• зажав 2 - мя пальцами нос, на выдохе произнести вслух фразу с [м, н]; затем произнести не зажимая носа: Маланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, болтала, выбалтывала, да и выболтала; наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал - не мелел Байкал

(это упражнение особенно полезно при частых насморках или привычке говорить «в нос»)

 

Дыхательная гимнастика

 

Дикционная гимнастика

 

Ж/Ш

«смахнуть соринку», переведя «лопатку» в «чашечку», на «чашечке» жы-жэ…(шы-жэ…)

жыш-жэш…(шыш-шэш…)

жы-шы-жы…(шы-жы-шы…)

жы-шшы…(шы-жжы…)

 

З/С

язык плашмя, без напряжения за нижними зубами                                                 

(упражнение: спичку на язык, дуть на центр серной головки), «зубы на зубы», челюсть вперѐд

 

зы-зэ…(сы-сэ…) зи-зе…(си-се…)

зыс-зэс…(сыс-сэс…) зыс-зэс…(зис-зес…)

сыс-сэс…(сис-сес…)

зы-сы-зы…(сы-зы-сы)

зи-си-зи…(си-зи-си…)зы-ссы…(сы-ззы…)

зи-сси…(си-ззи…)

ыс-эс…/ысы-эсэ…/ыссы-эссэ…

 

Л/Р

[р] - «болтушка» с [дж…; джы - джэ…] лы…, ры…(ли…, ри…)

лыл…,рыр…(лиль…, рирь…)рр-ы-рр…(рр-и-ррь…)

 

Ч/Щ

чи-че-чя… чич-чеч…

чи-чи-ч-ч…

чи-щи…

чи-чи-чи-ч-ч…; чи-чи-чи-чи-чич…; чи (12 раз)-чич-ч-ч…

 

Упражнения с комбинированием нескольких согласных:

 

дбгы-дбгэ… (дбги-дбге…)

гбды-гбдэ…(гбди-гбде…)

 

тпкы-тпкэ…(тпки-тпке…)кпты-кптэ…(кпти-кпте…)здрыф-здрэф…(здриф-здреф…)ждры-ждрэ…(ждри-ждре…)

зждры-зждрэ…(зждри-зждре…)

 

ждры-ждры…(ждри-ждри…)

зждры-зждры…(зждри-зждри…)ждры(7 раз)…; ждри (7 раз)…зждры(7 раз)…; зждри (7 раз)…

 

лры…(лри…)рлы…(рли…)лры-рлы…(лри-рли…)рлы-лры…(рли-лри…)

лры-рлы-лры…(лри-рли-лри…)лры-рлы-рлы-лры…(лри-рли-рли-лри…)

лры-рлы…(по 4 раза), рлы-лры…(по 4 раза),(лри-рли…(по 4 раза),рли-лри…(по 4 раза)лры-рлы (6 раз)-лры…(рли-лри (6раз)-рли…)

 

эл-бэл-быль, эл-бэл-бэль, эл-бэл-баль…(эл-бэл-биль, эл-бэл-бель, эл-бэл-бяль…)

 

флы-флэ-фла…(фли-фле-фля…)флы-влы…(фли-вли…)влы-флы…(вли-фли…)

 

стпфлы-стпфлэ…(стпфли…)чи-рис…, че-рес…

 

Дополнительные специальные упражнения (в движении):

 

Ø В\Ф - « оттолкнуть, отодвинуть доску» (над головой, ниже пояса, слева, справа и т.д.) + скорость

Ø Г\К\Х - чередовать большой палец с другими, (кисти рук к ушам), в воображении «соединения голосовые связки»

Ø Ч\Щ - взять глину, сдавить перед собой, отбросить через верх за спину (вытягивая движение руки)

Ø ДЬ\ТЬ - «в ладонь-кулак» (смена) + скорость

Ø Л\М - (кисти вверху) «ввернуть лампочку» + скорость

Ø С\З - «когти»

Ø Ж\Ш  - «сжимать шланг» + скорость(ладони вверх, ладони в пол)

Ø ТАКИ\ТУКИ - «в ладонь-кулак» + прыжки с ноги на ногу

Ø ЛАДА\ЛУДА - смена ног накрест в прыжках, руками вкручивая (выкручивая) лампочки

Ø ЧАЖА\ЧУЖА - бег на месте, руками сжимая шлаг (ноги отбрасывая назад)

Ø «лягушка» - (отдых) - вялая челюсть, расслабленное тело, руки на коленях (можно с выдохом на [пф…])

 

Голосовая гимнастика - комплекс упражнений, развивающих мышцы голосового аппарата, укрепляющих мышцы голосовых связок, развивающих голосовой диапазон (в 3-х регистрах), тембровую окраску голоса (резонирование).

 

Скороговорки

 

Ж\Ш

Жутко жуку жить на суку

Жук упал и встать не может Ждѐт он кто ему поможет.

 

Он жук, он жук!

Он туту живѐт, 

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу.

Я не тужу.

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…

 

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

 

По шоссе идѐт сапожник.

В шалаше шесть шалунов.

 

На горе на горушке стоит избушка. В этой избушке живѐт старик со старушкой.

 

Наша дорожка усыпана горошком.

Слишком много ножек у сороконожек.

 

Тише едешь - дальше будешь.

 

С\З

Укусила пса в самый нос оса! - Хотелось псу съесть осу! А оса спаслась - унеслась!

 

Ч\Щ

В печи калачи, как огонь горячи! Для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

 

Дрова в печи, дед на печи.

 

Пекарь печѐт калачи в печи. Горячи калачи из печи.

 

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Два щенка (щека к щеке) грызли щѐтку в уголке.

 И зубаста и тоща ходит щука в круг леща.

 Щѐткой чешу я щенка, щекочу ему бока.

 Часовщик, прищурив глаз, чистит часики для нас.

 

ТЬ\ДЬ

Дом вести - не лапти плести.

Дай Бог нашему теляти волка не знати.

На хотенье есть терпенье.

Не на пользу читать - коли только верхи хватать.

 

Р

Во дворе трава, на траве дрова.

Пароль «орѐл» (4 раза)

 

Шѐл Прокоп, Прокоп, Прокоп;

Шла Прокопиха, Прокопиха, Прокопиха;

Шли в пинетках маленькие 

Прокопинятки, Прокопинятки, Прокопинятки и нашли все лопатки!

 

Из-под пригорка, из-под-подвыподверта

Заяц выподвернулся;

Заяц выподвернулся из-под пригорка, Из-под-подвыподверта.

 

Курочка-пестрохвосточка выпестрохвостила пестрохвостят, а уточка-плоскохвосточка выплоскохвостила плоскохвостят.

 

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.

 

Законы орфоэпии

 

ОРФОЭПИЯ - наука о правильном произношении слов

Орфоэпические нормы - это правила произношения и ударения.

 

Слово «орфоэпия» - от греч. «правильная речь».

Современная русская орфоэпия исторически складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. Театр справедливо считается хранилищем образцовой речи и школой общепринятого литературного произношения.

 

Законы логики речи

 

Это раздел, изучающий законы, по которым написанная речь приобретает значение в звучании. Законы логической речи - это законы, помогающие верно находить ипередавать (в звучании) мысль, заключѐнную в тексте.

 

Основные понятия

 

Ударение - элемент точности речи (ударение бывает основным и дополнительным, т. е. уточняющим).

Логическое ударение - выделение голосом определѐнного слова, подчеркивающего смысл во фразе (оно организует мысль во фразе, т. е. мыслеобразующе).

Речевой такт - мельчайшая смысловая единица речи, смысловой отрезок речи (мысли), заключѐнный между двумя паузами. Объѐм речевого такта зависит от мысли (может быть один речевой такт).

Пауза - голосовая остановка (смысловая, психологическая, физиологическая)

 

Разновидности пауз

 

Люфт-пауза - очень короткая, она может быть любого значения и содержания.

Логическая пауза - членит мысль в зависимости от содержания.

Физиологическая пауза - связанная с эмоциями, с чувствами; она может быть любых размеров (по необходимости воздействия).

 

N.B. Паузы помогают понять, осознать мысль, смысл.

Паузы - очень сильное средство воздействие на собеседника (ими важно уметь пользоваться).

 

Законы логической речи

 

1. Закон родительного падежа.

Из двух слов, рядом стоящих, ударяется слово в родительном падеже (сердце отц а, плечо тов а рища).

 

2. Закон противопоставления.  

Ударяются оба слова, но обычно с применением основного и дополнительного ударения (это я написал, а не он а).

 

3. Закон сравнения. Ударяется то, с чем сравнивается (она была прекрасна, как л е бедь).

 

4. Закон инверсии.  

Нарушение прямого порядка слов. Еѐ функции: привлечение б о льшего внимания, подчеркивание отдельного слова, важного для выявления смысла

(какой сегодня д е нь странный; на Рождество буду посылать им в подарок новые бот и нки).

5. Мелодический закон инверсии.

Как бы не были инверсированы слова, несущие главное ударение, они сохраняют ту высоту интонации, которая присуща им в прямом порядке (дом стоял на берегу рек и; на берегу рек и стоял дом).

 

6. Закон дополнения.

В сложных предложениях ударение стоит обычно не на глаголе, а на пояснительных словах (Диоген сидел, потупив вз о р).

 

7. Закон определения.

Обычно ударение падает на определяемое слово (он держал красные цвет о к; сияющая ул ы бка).

Но ударение может стоять и на определении, если это требуется по смыслу (он жену нашѐл т и хую, посл у шную).

 

8. Групповое многословное понятие.

Ударяется последнее слово (А. С. П у шкин, ССС Р, МТ С, Северный Ледовитый оке а н).

 

9. Неударные слова и части речи:

 местоимения, союзы, предлоги, глагольные связки (быть, становиться, всей, всякий, который, так и т. д.).

 

10. Закон логической перспективы.

ü Перспектива фразы - логическое ударение.

ü Перспектива куска - определить и выделить (например: наиболее сильным ударением, «обрамить» паузами, «насытить» мелизмами и т. д.) самую важную по смыслу фразу куска (при этом, в куске не должно быть «точек», знаки препинания меняются на логические значки, что и приведѐт внимание к основной смысловой фразе).  

ü Перспектива монолога (отрывка) - выбрать из кусков наиболее важный по сверхзадаче, сквозному действию и выделить его среди остальных (например: наиболее сильными ударениями, «обрамить» глубокими паузами, «насытить» наиболее выразительными мелизмами, обеспечить максимально яркую эмоциональную окраску и т. д.).

Способы, средства смыслового выделения для достижения перспективы фразы, куска, монолога: использование логических ударений, пауз; изменение (усиление или ослабление) энергетического потока; изменение модуляции голоса (громче, тише), темпа речи; изменение интонации (появление ли монотонности, либо наоборот - всплеск интонационных красок); активизация (или ослабление) артикуляции, дикции как художественный приѐм и т. д..

 

11. Закон о новом понятии (влияние контекста).

Не принимают ударение слова, выражающие то, о чѐм уже упоминалось или то, что разумеется (оп я ть послышался лай собак; княжне начинает нр а виться мой разговор).

 

Интонация

 

Интонация - важное смыслоразличительное средство языка.

Одно и то же предложение, произнесѐнное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значение: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы.

Кроме того, интонация несѐт важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу - ль - Фарадж, учѐный XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем - то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом - робок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп».

Публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется, прежде всего, в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний.

Необходимо усвоить, что интонация - это комплексное средство языка, котороевключает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темпречи и паузу.

Мелодика - это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Онаявляется главным компонентом интонации, иногда еѐ называют интонацией в узкомсмысле слова.

В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: мелодика завершѐнности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом;

вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложением без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершѐнности, которая близка к вопросительной, по характеризуется меньшим подъѐмом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространѐнного высказывания.

 

Тренинг по сценической речи

(на основе комплекса упражнений школы актѐрского мастерства)

 

Киты грамотной, хорошей речи:

 

1) точная артикуляция (хорошая дикция);

2) правильное дыхание (глоточно - мышечная свобода, низкая опора, сохранение позиции вдоха при выдохе, как при «зевке», на [о]);

3) поставленныйголос (красивая, благозвучная тембровая окраска (при глубоком резонировании в «маску», в голове, в груди, в спине и т. д.), низкая голосовая опора, сохранение позиции «зевка», на [о]);  

4) владение законами орфоэпии (законами правильного произношения слов);

5) владение законами логики речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.097 с.)