Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Киты грамотной, хорошей речи:↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тренинг по сценической речи (на основе комплекса упражнений школы актѐрского мастерства)
Киты грамотной, хорошей речи:
1) точная артикуляция (хорошая дикция); 2) правильное дыхание (глоточно - мышечная свобода, низкая опора, сохранение позиции вдоха при выдохе, как при «зевке», на [о]); 3) поставленныйголос (красивая, благозвучная тембровая окраска (при глубоком резонировании в «маску», в голове, в груди, в спине и т. д.), низкая голосовая опора, сохранение позиции «зевка», на [о]); 4) владение законами орфоэпии (законами правильного произношения слов); 5) владение законами логики речи.
Важно: для речи опасна плебейская закваска - вялость мышечного тонуса.
Речевой аппарат состоит из: • дыхательного аппарата (носоглотка, грудная клетка, диафрагма, трахея, лѐгкие, пресс) • артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нѐбо, щѐки, челюсти) голосового аппарата (гортань, голосовые связки, резонаторы (пустоты))
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений, развивающих и формирующих мышцы артикуляционного аппарата.
Подготовительные упражнения: • гигиенический (поглаживающий) массаж мышц лица • массаж верхней и нижней губы (натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массируя кончиками пальцев от середины губы к углам рта, 4 - 6 раз) • ввинчивающие движения подушечками пальцев в крылья носа, в уголки губ • массаж дѐсен (губы сомкнуты; кончиком языка, энергично нажимая на дѐсны, облизывать с права на лево и с лева на право то верхние, то нижние дѐсны, то с наружной, то с внутренней стороны, по кругу) • массаж твѐрдого нѐба (губы сомкнуты; кончиком языка энергично проводить по твѐрдому нѐбу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно)
1. Упражнения для тренировки мышц губ: • «трубочка» (вверх - вниз, влево - вправо, вращение по круг то вправо, то влево) • показать верхние зубы, нижние зубы, одновременно «на улыбке» • «трубочка - Буратино» • «скольжение губами» по зубам (верхней, нижней, обеими) • «хочу сказать [п], но не могу» • «пожевать» губы
2. Упражнения для тренировки мышц языка: • «пожевать» • «иголочка, лопатка, трубочка» (чередовать)
• «иголочка» у верхних зубов, потом у нижних • «горочка» • «уколы языком в щѐки» • язык по кругу («иголочкой») • свернуть пополам (вверх - вниз) • «чашечка» перед зубами, за зубами • язык вперѐд - назад, из стороны в сторону • «смахнуть соринку» (вверх - вниз, вправо - влево) • язык короткий, длинный • к подбородку, к носу • «цокаем», как рысаки, как тяжеловозы • «сброс лошадью» • поза «льва»
3. Упражнения, развивающие мышцы челюстей: • сжимание - разжимание зубов • «вялая» челюсть • челюсть вверх - вниз, влево - вправо, по кругу • «открыть челюсть, несмотря на препятствие» (зафиксировать кулаком снизу, локтем зафиксировать положение)
4. Упражнения для формирования «крупного звука»: • «зевок» (открытый, закрытый) • ощущение надутого шара (мяча) • «раздувание парашюта» • ощущение «купола рта», «О - образный» рот, высокое верхнее нѐбо
5. Упражнения для освоения внутри-глоточной артикуляции (задача упражнений - активизировать работу мышц мягкого нѐба и глотки, укрепить их нервно - мышечную основу; освободить от зажима мышцы шеи и затылка): • произнести медленно, негромко [к - г…, г - к…]; затем мысленно произнести [ы - э…] (всѐ внимание сосредоточить на работе зева, шире раскрывая зев, но не рот; на гласных - наклонить голову вниз, запрокинуть назад, опустить голову к левому плечу, к правому плечу; на согласных - возврат в исходное положение) круговые движения головы с права налево и слева направо, произнося вслух одно из сочетаний [м, гм, зм, вм, гн, зн, бн, вн] с [ы, э…] • зажав 2 - мя пальцами нос, на выдохе произнести вслух фразу с [м, н]; затем произнести не зажимая носа: Маланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, болтала, выбалтывала, да и выболтала; наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал - не мелел Байкал (это упражнение особенно полезно при частых насморках или привычке говорить «в нос»)
Дыхательная гимнастика
Дикционная гимнастика
Ж/Ш «смахнуть соринку», переведя «лопатку» в «чашечку», на «чашечке» жы-жэ…(шы-жэ…) жыш-жэш…(шыш-шэш…) жы-шы-жы…(шы-жы-шы…) жы-шшы…(шы-жжы…)
З/С язык плашмя, без напряжения за нижними зубами
(упражнение: спичку на язык, дуть на центр серной головки), «зубы на зубы», челюсть вперѐд
зы-зэ…(сы-сэ…) зи-зе…(си-се…) зыс-зэс…(сыс-сэс…) зыс-зэс…(зис-зес…) сыс-сэс…(сис-сес…) зы-сы-зы…(сы-зы-сы) зи-си-зи…(си-зи-си…)зы-ссы…(сы-ззы…) зи-сси…(си-ззи…) ыс-эс…/ысы-эсэ…/ыссы-эссэ…
Л/Р [р] - «болтушка» с [дж…; джы - джэ…] лы…, ры…(ли…, ри…) лыл…,рыр…(лиль…, рирь…)рр-ы-рр…(рр-и-ррь…)
Ч/Щ чи-че-чя… чич-чеч… чи-чи-ч-ч… чи-щи… чи-чи-чи-ч-ч…; чи-чи-чи-чи-чич…; чи (12 раз)-чич-ч-ч…
Упражнения с комбинированием нескольких согласных:
дбгы-дбгэ… (дбги-дбге…) гбды-гбдэ…(гбди-гбде…)
тпкы-тпкэ…(тпки-тпке…)кпты-кптэ…(кпти-кпте…)здрыф-здрэф…(здриф-здреф…)ждры-ждрэ…(ждри-ждре…) зждры-зждрэ…(зждри-зждре…)
ждры-ждры…(ждри-ждри…) зждры-зждры…(зждри-зждри…)ждры(7 раз)…; ждри (7 раз)…зждры(7 раз)…; зждри (7 раз)…
лры…(лри…)рлы…(рли…)лры-рлы…(лри-рли…)рлы-лры…(рли-лри…) лры-рлы-лры…(лри-рли-лри…)лры-рлы-рлы-лры…(лри-рли-рли-лри…) лры-рлы…(по 4 раза), рлы-лры…(по 4 раза),(лри-рли…(по 4 раза),рли-лри…(по 4 раза)лры-рлы (6 раз)-лры…(рли-лри (6раз)-рли…)
эл-бэл-быль, эл-бэл-бэль, эл-бэл-баль…(эл-бэл-биль, эл-бэл-бель, эл-бэл-бяль…)
флы-флэ-фла…(фли-фле-фля…)флы-влы…(фли-вли…)влы-флы…(вли-фли…)
стпфлы-стпфлэ…(стпфли…)чи-рис…, че-рес…
Дополнительные специальные упражнения (в движении):
Ø В\Ф - « оттолкнуть, отодвинуть доску» (над головой, ниже пояса, слева, справа и т.д.) + скорость Ø Г\К\Х - чередовать большой палец с другими, (кисти рук к ушам), в воображении «соединения голосовые связки» Ø Ч\Щ - взять глину, сдавить перед собой, отбросить через верх за спину (вытягивая движение руки) Ø ДЬ\ТЬ - «в ладонь-кулак» (смена) + скорость Ø Л\М - (кисти вверху) «ввернуть лампочку» + скорость Ø С\З - «когти» Ø Ж\Ш - «сжимать шланг» + скорость(ладони вверх, ладони в пол) Ø ТАКИ\ТУКИ - «в ладонь-кулак» + прыжки с ноги на ногу Ø ЛАДА\ЛУДА - смена ног накрест в прыжках, руками вкручивая (выкручивая) лампочки Ø ЧАЖА\ЧУЖА - бег на месте, руками сжимая шлаг (ноги отбрасывая назад) Ø «лягушка» - (отдых) - вялая челюсть, расслабленное тело, руки на коленях (можно с выдохом на [пф…])
Голосовая гимнастика - комплекс упражнений, развивающих мышцы голосового аппарата, укрепляющих мышцы голосовых связок, развивающих голосовой диапазон (в 3-х регистрах), тембровую окраску голоса (резонирование).
Скороговорки
Ж\Ш Жутко жуку жить на суку Жук упал и встать не может Ждѐт он кто ему поможет.
Он жук, он жук! Он туту живѐт, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу. Я не тужу. Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
По шоссе идѐт сапожник. В шалаше шесть шалунов.
На горе на горушке стоит избушка. В этой избушке живѐт старик со старушкой.
Наша дорожка усыпана горошком. Слишком много ножек у сороконожек.
Тише едешь - дальше будешь.
С\З Укусила пса в самый нос оса! - Хотелось псу съесть осу! А оса спаслась - унеслась!
Ч\Щ В печи калачи, как огонь горячи! Для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.
Дрова в печи, дед на печи.
Пекарь печѐт калачи в печи. Горячи калачи из печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Два щенка (щека к щеке) грызли щѐтку в уголке.
И зубаста и тоща ходит щука в круг леща. Щѐткой чешу я щенка, щекочу ему бока. Часовщик, прищурив глаз, чистит часики для нас.
ТЬ\ДЬ Дом вести - не лапти плести. Дай Бог нашему теляти волка не знати. На хотенье есть терпенье. Не на пользу читать - коли только верхи хватать.
Р Во дворе трава, на траве дрова. Пароль «орѐл» (4 раза)
Шѐл Прокоп, Прокоп, Прокоп; Шла Прокопиха, Прокопиха, Прокопиха; Шли в пинетках маленькие Прокопинятки, Прокопинятки, Прокопинятки и нашли все лопатки!
Из-под пригорка, из-под-подвыподверта Заяц выподвернулся; Заяц выподвернулся из-под пригорка, Из-под-подвыподверта.
Курочка-пестрохвосточка выпестрохвостила пестрохвостят, а уточка-плоскохвосточка выплоскохвостила плоскохвостят.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.
Законы орфоэпии
ОРФОЭПИЯ - наука о правильном произношении слов Орфоэпические нормы - это правила произношения и ударения.
Слово «орфоэпия» - от греч. «правильная речь». Современная русская орфоэпия исторически складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. Театр справедливо считается хранилищем образцовой речи и школой общепринятого литературного произношения.
Законы логики речи
Это раздел, изучающий законы, по которым написанная речь приобретает значение в звучании. Законы логической речи - это законы, помогающие верно находить ипередавать (в звучании) мысль, заключѐнную в тексте.
Основные понятия
Ударение - элемент точности речи (ударение бывает основным и дополнительным, т. е. уточняющим). Логическое ударение - выделение голосом определѐнного слова, подчеркивающего смысл во фразе (оно организует мысль во фразе, т. е. мыслеобразующе). Речевой такт - мельчайшая смысловая единица речи, смысловой отрезок речи (мысли), заключѐнный между двумя паузами. Объѐм речевого такта зависит от мысли (может быть один речевой такт). Пауза - голосовая остановка (смысловая, психологическая, физиологическая)
Разновидности пауз
Люфт-пауза - очень короткая, она может быть любого значения и содержания. Логическая пауза - членит мысль в зависимости от содержания. Физиологическая пауза - связанная с эмоциями, с чувствами; она может быть любых размеров (по необходимости воздействия).
N.B. Паузы помогают понять, осознать мысль, смысл. Паузы - очень сильное средство воздействие на собеседника (ими важно уметь пользоваться).
Законы логической речи
1. Закон родительного падежа. Из двух слов, рядом стоящих, ударяется слово в родительном падеже (сердце отц а, плечо тов а рища).
2. Закон противопоставления. Ударяются оба слова, но обычно с применением основного и дополнительного ударения (это я написал, а не он а).
3. Закон сравнения. Ударяется то, с чем сравнивается (она была прекрасна, как л е бедь).
4. Закон инверсии. Нарушение прямого порядка слов. Еѐ функции: привлечение б о льшего внимания, подчеркивание отдельного слова, важного для выявления смысла (какой сегодня д е нь странный; на Рождество буду посылать им в подарок новые бот и нки). 5. Мелодический закон инверсии. Как бы не были инверсированы слова, несущие главное ударение, они сохраняют ту высоту интонации, которая присуща им в прямом порядке (дом стоял на берегу рек и; на берегу рек и стоял дом).
6. Закон дополнения. В сложных предложениях ударение стоит обычно не на глаголе, а на пояснительных словах (Диоген сидел, потупив вз о р).
7. Закон определения. Обычно ударение падает на определяемое слово (он держал красные цвет о к; сияющая ул ы бка). Но ударение может стоять и на определении, если это требуется по смыслу (он жену нашѐл т и хую, посл у шную).
8. Групповое многословное понятие. Ударяется последнее слово (А. С. П у шкин, ССС Р, МТ С, Северный Ледовитый оке а н).
9. Неударные слова и части речи: местоимения, союзы, предлоги, глагольные связки (быть, становиться, всей, всякий, который, так и т. д.).
10. Закон логической перспективы. ü Перспектива фразы - логическое ударение. ü Перспектива куска - определить и выделить (например: наиболее сильным ударением, «обрамить» паузами, «насытить» мелизмами и т. д.) самую важную по смыслу фразу куска (при этом, в куске не должно быть «точек», знаки препинания меняются на логические значки, что и приведѐт внимание к основной смысловой фразе). ü Перспектива монолога (отрывка) - выбрать из кусков наиболее важный по сверхзадаче, сквозному действию и выделить его среди остальных (например: наиболее сильными ударениями, «обрамить» глубокими паузами, «насытить» наиболее выразительными мелизмами, обеспечить максимально яркую эмоциональную окраску и т. д.). Способы, средства смыслового выделения для достижения перспективы фразы, куска, монолога: использование логических ударений, пауз; изменение (усиление или ослабление) энергетического потока; изменение модуляции голоса (громче, тише), темпа речи; изменение интонации (появление ли монотонности, либо наоборот - всплеск интонационных красок); активизация (или ослабление) артикуляции, дикции как художественный приѐм и т. д..
11. Закон о новом понятии (влияние контекста). Не принимают ударение слова, выражающие то, о чѐм уже упоминалось или то, что разумеется (оп я ть послышался лай собак; княжне начинает нр а виться мой разговор).
Интонация
Интонация - важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесѐнное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значение: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несѐт важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу - ль - Фарадж, учѐный XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем - то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом - робок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп». Публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется, прежде всего, в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Необходимо усвоить, что интонация - это комплексное средство языка, котороевключает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темпречи и паузу. Мелодика - это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Онаявляется главным компонентом интонации, иногда еѐ называют интонацией в узкомсмысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: мелодика завершѐнности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложением без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершѐнности, которая близка к вопросительной, по характеризуется меньшим подъѐмом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространѐнного высказывания.
Тренинг по сценической речи (на основе комплекса упражнений школы актѐрского мастерства)
Киты грамотной, хорошей речи:
1) точная артикуляция (хорошая дикция); 2) правильное дыхание (глоточно - мышечная свобода, низкая опора, сохранение позиции вдоха при выдохе, как при «зевке», на [о]); 3) поставленныйголос (красивая, благозвучная тембровая окраска (при глубоком резонировании в «маску», в голове, в груди, в спине и т. д.), низкая голосовая опора, сохранение позиции «зевка», на [о]); 4) владение законами орфоэпии (законами правильного произношения слов); 5) владение законами логики речи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.012 с.) |