Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орфоэпические нормы русского языка ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Чтобы не портить впечатление, особенно не препятствовать своей позитивной само - презентации, необходимо познакомится с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении слов и стараться преодолевать их в собственной речи.
Некоторые законы орфоэпии
1. На месте буквы «э» в начале слова в безударном положении надо произносить - таки [э], а не [и] ([э]кран, [э]нергия).
2. После твѐрдых шипящих на месте буквы «а» произносится [ы] (ло[шы]дей, к со[жы]лению).
3. Без ударения «а» и «о» произносятся как [а:ы], кроме первого безударного слога, где они произносятся, как короткое [а] (п[ а ]р[а/ы]в о з, л[ а ]к[а/ы]м[а/ы]т и в).
4. Произношение звука [ч] буквенного сочетания «чн» в отдельных словах нужно произносить [ш] (ску[ш]но, наро[ш]но, коне[ш]но). 5. Прилагательные на «ки, хи» произносятся как [кы, хы] (лѐгк[ый], скользк[ый], ветх[ый]).
6. Глаголы на «-гивать, -кивать, -хивать» произносятся как [гы]вать, [кы]вать, [хы]вать (вскрик[ыв]ать, вздраг[ыв]ать, встрях[ыв]ать, вспуг[ыв]ать).
7. Фамилии на «-цкий, -ский» произносятся как [цкый, скый] (Смоктуноск[ый], Ковалевск[ый], Зерницк[ый], Кучинск[ый]).
8. Прилагательные на «-ие, -ые» произносятся как [ии, ыи] (светл[ыи], взросл[ыи], талантлив[ыи], тактичн[ыи], гибк[ии], дорог[ии], легк[ии]).
9. Безударные «е», «я» в предударных слогах произносятся как [ е/и] ближе к [е] (син[ е /и]в а, объ[ е /и]вл е ние, за[ е /и]зж а ет).
10. Безударные «е», «я» в заударных слогах произносятся как [ е/и] ближе к [и] (л а [ и /е]ть, в е [ и /е]ть).
11. «И» произносится как [ы] при слитном произношении двух слов: одно из которых заканчивается на согласной, а другое начинается на гласную «и»; одно из которых заканчивается на согласной, другое начинается с согласной, а между ними - союз «и» (и з [ ы ]ндии, ко т [ ы ] п овар).
12. Предударная «а» после «ч» и «щ» произносится как [ и /е] (ч[ и /е]с ы, ч[ и /е]йн а я, щ[ и /е]в е ль).
15. Сочетания «-дц-», «-тц-» произносится как [-цц-] (коло[цц]а, моло[цца], си[цц]а).
16. Сочетания «-сж-», «-зж-» на стыке приставки и корня или предлога со словом произносятся как [-жж-] (ра[жж]игать, и[жж]ить, ра[жж]аловалась, [ж ж]уком).
17. Сочетания «-зж-», «-жж-» внутри слова произносятся как длинный мягкй [-ж’ж’-] (во[ж’ж’]и, дро[ж’ж’]и, по[ж’ж’]е).
18. Сочетания «-тск-», «-дск-» произносятся как [-цск-] (де[цск]ий, Зава[цск]ий).
19. Сочетание «-сч-» произносится как [щщ] ([щщ]астливый, [щ щ]чувством, [щщ]ѐтчик, [щщ]елчок).
20. Сочетания «-чт-», «-чн-» произносятся как [-чт-],[-чн-] (по[чт]а, но[чн]ой, солне[чн]ый). Но в некоторых случаях произносится [ш]: (було[ш]ная, яи[ш]ница, серде[ш]ный друг, но серде[чн]ый приступ).
21. Произношение некоторых имѐн, отчеств: Андре[вн]а, Серге[вн]а, Лукини[ш]на, Сави[ш]на, Васили[ч], [МарИванна], [ПалПалыч], [МихалЫваныч], Алек[сан-Саныч]. 22. Слова, в которых нередко допускаются ошибки по части ударения: кварт а л, гражд а нство, эксп е рт, катал о г, мусоропров о д, ход а тайство, там о жня, догов о р, догов о ры, т о рты, рак у шка, св ѐ кла, звон и т, заключ и т, балов а ть, бал у ет, премиров а ть, к у хонный, глад и льный, опт о вый, крас и вее, цеп о чка.
Законы логики речи
Это раздел, изучающий законы, по которым написанная речь приобретает значение в звучании. Законы логической речи - это законы, помогающие верно находить ипередавать (в звучании) мысль, заключѐнную в тексте.
Основные понятия
Ударение - элемент точности речи (ударение бывает основным и дополнительным, т. е. уточняющим). Логическое ударение - выделение голосом определѐнного слова, подчеркивающего смысл во фразе (оно организует мысль во фразе, т. е. мыслеобразующе). Речевой такт - мельчайшая смысловая единица речи, смысловой отрезок речи (мысли), заключѐнный между двумя паузами. Объѐм речевого такта зависит от мысли (может быть один речевой такт). Пауза - голосовая остановка (смысловая, психологическая, физиологическая)
Разновидности пауз
Люфт-пауза - очень короткая, она может быть любого значения и содержания. Логическая пауза - членит мысль в зависимости от содержания. Физиологическая пауза - связанная с эмоциями, с чувствами; она может быть любых размеров (по необходимости воздействия).
N.B. Паузы помогают понять, осознать мысль, смысл. Паузы - очень сильное средство воздействие на собеседника (ими важно уметь пользоваться).
Законы логической речи
1. Закон родительного падежа. Из двух слов, рядом стоящих, ударяется слово в родительном падеже (сердце отц а, плечо тов а рища).
2. Закон противопоставления. Ударяются оба слова, но обычно с применением основного и дополнительного ударения (это я написал, а не он а).
3. Закон сравнения. Ударяется то, с чем сравнивается (она была прекрасна, как л е бедь).
4. Закон инверсии. Нарушение прямого порядка слов. Еѐ функции: привлечение б о льшего внимания, подчеркивание отдельного слова, важного для выявления смысла (какой сегодня д е нь странный; на Рождество буду посылать им в подарок новые бот и нки). 5. Мелодический закон инверсии. Как бы не были инверсированы слова, несущие главное ударение, они сохраняют ту высоту интонации, которая присуща им в прямом порядке (дом стоял на берегу рек и; на берегу рек и стоял дом).
6. Закон дополнения. В сложных предложениях ударение стоит обычно не на глаголе, а на пояснительных словах (Диоген сидел, потупив вз о р).
7. Закон определения. Обычно ударение падает на определяемое слово (он держал красные цвет о к; сияющая ул ы бка). Но ударение может стоять и на определении, если это требуется по смыслу (он жену нашѐл т и хую, посл у шную).
8. Групповое многословное понятие. Ударяется последнее слово (А. С. П у шкин, ССС Р, МТ С, Северный Ледовитый оке а н).
9. Неударные слова и части речи: местоимения, союзы, предлоги, глагольные связки (быть, становиться, всей, всякий, который, так и т. д.).
10. Закон логической перспективы. ü Перспектива фразы - логическое ударение. ü Перспектива куска - определить и выделить (например: наиболее сильным ударением, «обрамить» паузами, «насытить» мелизмами и т. д.) самую важную по смыслу фразу куска (при этом, в куске не должно быть «точек», знаки препинания меняются на логические значки, что и приведѐт внимание к основной смысловой фразе). ü Перспектива монолога (отрывка) - выбрать из кусков наиболее важный по сверхзадаче, сквозному действию и выделить его среди остальных (например: наиболее сильными ударениями, «обрамить» глубокими паузами, «насытить» наиболее выразительными мелизмами, обеспечить максимально яркую эмоциональную окраску и т. д.). Способы, средства смыслового выделения для достижения перспективы фразы, куска, монолога: использование логических ударений, пауз; изменение (усиление или ослабление) энергетического потока; изменение модуляции голоса (громче, тише), темпа речи; изменение интонации (появление ли монотонности, либо наоборот - всплеск интонационных красок); активизация (или ослабление) артикуляции, дикции как художественный приѐм и т. д..
11. Закон о новом понятии (влияние контекста). Не принимают ударение слова, выражающие то, о чѐм уже упоминалось или то, что разумеется (оп я ть послышался лай собак; княжне начинает нр а виться мой разговор).
Интонация
Интонация - важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесѐнное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значение: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы.
Кроме того, интонация несѐт важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу - ль - Фарадж, учѐный XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем - то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом - робок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп». Публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется, прежде всего, в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Необходимо усвоить, что интонация - это комплексное средство языка, котороевключает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темпречи и паузу. Мелодика - это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Онаявляется главным компонентом интонации, иногда еѐ называют интонацией в узкомсмысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: мелодика завершѐнности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложением без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершѐнности, которая близка к вопросительной, по характеризуется меньшим подъѐмом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространѐнного высказывания.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.019 с.) |