Орфоэпические нормы русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпические нормы русского языка



Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека.

Чтобы не портить впечатление, особенно не препятствовать своей позитивной само - презентации, необходимо познакомится с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении слов и стараться преодолевать их в собственной речи.

 

Некоторые законы орфоэпии

 

1. На месте буквы «э» в начале слова в безударном положении надо произносить - таки [э], а

не [и] ([э]кран, [э]нергия).

 

2. После твѐрдых шипящих на месте буквы «а» произносится [ы] (ло[шы]дей, к со[жы]лению).

 

3. Без ударения «а» и «о» произносятся как [а:ы], кроме первого безударного слога, где они

произносятся, как короткое [а] (п[ а ]р[а/ы]в о з, л[ а ]к[а/ы]м[а/ы]т и в).

 

4. Произношение звука [ч] буквенного сочетания «чн» в отдельных словах нужно  произносить [ш] (ску[ш]но, наро[ш]но, коне[ш]но).

5. Прилагательные на «ки, хи» произносятся как [кы, хы] (лѐгк[ый], скользк[ый], ветх[ый]).

 

6. Глаголы на «-гивать, -кивать, -хивать» произносятся как [гы]вать, [кы]вать, [хы]вать (вскрик[ыв]ать, вздраг[ыв]ать, встрях[ыв]ать, вспуг[ыв]ать).

 

7. Фамилии на «-цкий, -ский» произносятся как [цкый, скый] (Смоктуноск[ый], Ковалевск[ый], Зерницк[ый], Кучинск[ый]).

 

8. Прилагательные на «-ие, -ые» произносятся как [ии, ыи] (светл[ыи], взросл[ыи], талантлив[ыи], тактичн[ыи], гибк[ии], дорог[ии], легк[ии]). 

 

9. Безударные «е», «я» в предударных слогах произносятся как [ е/и] ближе к [е] (син[ е /и]в а,

объ[ е /и]вл е ние, за[ е /и]зж а ет).

 

10. Безударные «е», «я» в заударных слогах произносятся как [ е/и] ближе к [и] (л а [ и /е]ть,

в е [ и /е]ть).

 

11. «И» произносится как [ы] при слитном произношении двух слов: одно из которых заканчивается на согласной, а другое начинается на гласную «и»; одно из которых заканчивается на согласной, другое начинается с согласной, а между ними - союз «и» (и з [ ы ]ндии, ко т [ ы ] п овар).

 

12. Предударная «а» после «ч» и «щ» произносится как [ и /е] (ч[ и /е]с ы, ч[ и /е]йн а я, щ[ и /е]в е ль).

 

13.  Сочетания «-дч-», переда[чч]ик).   «-тч-» произносятся как [-чч-] (лѐ[чч]ик, пре[чч]увствовать,
14.  Сочетания     «-ст-», обро[шш]ий). «-зт-» произносятся как [-шш-] (заро[шш]ий, выро[шш]ий, 

 

15. Сочетания «-дц-», «-тц-» произносится как [-цц-] (коло[цц]а, моло[цца], си[цц]а).

 

16. Сочетания «-сж-», «-зж-» на стыке приставки и корня или предлога со словом произносятся как [-жж-] (ра[жж]игать, и[жж]ить, ра[жж]аловалась, [ж ж]уком).

 

17. Сочетания «-зж-», «-жж-» внутри слова произносятся как длинный мягкй [-ж’ж’-] (во[ж’ж’]и, дро[ж’ж’]и, по[ж’ж’]е).

 

18. Сочетания «-тск-», «-дск-» произносятся как [-цск-] (де[цск]ий, Зава[цск]ий).

 

19. Сочетание «-сч-» произносится как [щщ] ([щщ]астливый, [щ щ]чувством, [щщ]ѐтчик, [щщ]елчок).

 

20. Сочетания «-чт-», «-чн-» произносятся как [-чт-],[-чн-] (по[чт]а, но[чн]ой, солне[чн]ый). Но в некоторых случаях произносится [ш]: (було[ш]ная, яи[ш]ница, серде[ш]ный друг, но серде[чн]ый приступ).

 

21. Произношение некоторых имѐн, отчеств: Андре[вн]а, Серге[вн]а, Лукини[ш]на, Сави[ш]на, Васили[ч], [МарИванна], [ПалПалыч], [МихалЫваныч], Алек[сан-Саныч].

22. Слова, в которых нередко допускаются ошибки по части ударения: кварт а л, гражд а нство, эксп е рт, катал о г, мусоропров о д, ход а тайство, там о жня, догов о р, догов о ры, т о рты, рак у шка, св ѐ кла, звон и т, заключ и т, балов а ть, бал у ет, премиров а ть, к у хонный, глад и льный, опт о вый, крас и вее, цеп о чка.

 

Законы логики речи

 

Это раздел, изучающий законы, по которым написанная речь приобретает значение в звучании. Законы логической речи - это законы, помогающие верно находить ипередавать (в звучании) мысль, заключѐнную в тексте.

 

Основные понятия

 

Ударение - элемент точности речи (ударение бывает основным и дополнительным, т. е. уточняющим).

Логическое ударение - выделение голосом определѐнного слова, подчеркивающего смысл во фразе (оно организует мысль во фразе, т. е. мыслеобразующе).

Речевой такт - мельчайшая смысловая единица речи, смысловой отрезок речи (мысли), заключѐнный между двумя паузами. Объѐм речевого такта зависит от мысли (может быть один речевой такт).

Пауза - голосовая остановка (смысловая, психологическая, физиологическая)

 

Разновидности пауз

 

Люфт-пауза - очень короткая, она может быть любого значения и содержания.

Логическая пауза - членит мысль в зависимости от содержания.

Физиологическая пауза - связанная с эмоциями, с чувствами; она может быть любых размеров (по необходимости воздействия).

 

N.B. Паузы помогают понять, осознать мысль, смысл.

Паузы - очень сильное средство воздействие на собеседника (ими важно уметь пользоваться).

 

Законы логической речи

 

1. Закон родительного падежа.

Из двух слов, рядом стоящих, ударяется слово в родительном падеже (сердце отц а, плечо тов а рища).

 

2. Закон противопоставления.  

Ударяются оба слова, но обычно с применением основного и дополнительного ударения (это я написал, а не он а).

 

3. Закон сравнения. Ударяется то, с чем сравнивается (она была прекрасна, как л е бедь).

 

4. Закон инверсии.  

Нарушение прямого порядка слов. Еѐ функции: привлечение б о льшего внимания, подчеркивание отдельного слова, важного для выявления смысла

(какой сегодня д е нь странный; на Рождество буду посылать им в подарок новые бот и нки).

5. Мелодический закон инверсии.

Как бы не были инверсированы слова, несущие главное ударение, они сохраняют ту высоту интонации, которая присуща им в прямом порядке (дом стоял на берегу рек и; на берегу рек и стоял дом).

 

6. Закон дополнения.

В сложных предложениях ударение стоит обычно не на глаголе, а на пояснительных словах (Диоген сидел, потупив вз о р).

 

7. Закон определения.

Обычно ударение падает на определяемое слово (он держал красные цвет о к; сияющая ул ы бка).

Но ударение может стоять и на определении, если это требуется по смыслу (он жену нашѐл т и хую, посл у шную).

 

8. Групповое многословное понятие.

Ударяется последнее слово (А. С. П у шкин, ССС Р, МТ С, Северный Ледовитый оке а н).

 

9. Неударные слова и части речи:

 местоимения, союзы, предлоги, глагольные связки (быть, становиться, всей, всякий, который, так и т. д.).

 

10. Закон логической перспективы.

ü Перспектива фразы - логическое ударение.

ü Перспектива куска - определить и выделить (например: наиболее сильным ударением, «обрамить» паузами, «насытить» мелизмами и т. д.) самую важную по смыслу фразу куска (при этом, в куске не должно быть «точек», знаки препинания меняются на логические значки, что и приведѐт внимание к основной смысловой фразе).  

ü Перспектива монолога (отрывка) - выбрать из кусков наиболее важный по сверхзадаче, сквозному действию и выделить его среди остальных (например: наиболее сильными ударениями, «обрамить» глубокими паузами, «насытить» наиболее выразительными мелизмами, обеспечить максимально яркую эмоциональную окраску и т. д.).

Способы, средства смыслового выделения для достижения перспективы фразы, куска, монолога: использование логических ударений, пауз; изменение (усиление или ослабление) энергетического потока; изменение модуляции голоса (громче, тише), темпа речи; изменение интонации (появление ли монотонности, либо наоборот - всплеск интонационных красок); активизация (или ослабление) артикуляции, дикции как художественный приѐм и т. д..

 

11. Закон о новом понятии (влияние контекста).

Не принимают ударение слова, выражающие то, о чѐм уже упоминалось или то, что разумеется (оп я ть послышался лай собак; княжне начинает нр а виться мой разговор).

 

Интонация

 

Интонация - важное смыслоразличительное средство языка.

Одно и то же предложение, произнесѐнное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значение: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы.

Кроме того, интонация несѐт важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу - ль - Фарадж, учѐный XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем - то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом - робок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп».

Публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется, прежде всего, в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний.

Необходимо усвоить, что интонация - это комплексное средство языка, котороевключает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темпречи и паузу.

Мелодика - это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Онаявляется главным компонентом интонации, иногда еѐ называют интонацией в узкомсмысле слова.

В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: мелодика завершѐнности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом;

вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложением без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершѐнности, которая близка к вопросительной, по характеризуется меньшим подъѐмом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространѐнного высказывания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.019 с.)