Стандартные показатели методики «Способы совладающего поведения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартные показатели методики «Способы совладающего поведения»



  Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
1 51 58 55 49 61 42 60 58
2 52 48 52 54 58 74 46 50
3 58 76 55 44 54 53 55 56
4 58 52 55 47 46 39 40 42
5 42 55 49 38 42 44 43 45
6 52 48 46 47 42 55 52 64
7 58 54 52 52 43 54 58 49
8 61 54 52 31 46 57 58 63
9 71 63 55 35 58 59 62 63
10 71 58 49 46 61 58 60 64
11 52 58 49 57 46 58 43 42
12 64 48 49 47 46 58 62 61
13 58 58 52 38 62 62 59 58
14 71 41 35 31 47 61 66 50
15 42 52 37 47 46 67 36 31
16 59 55 55 62 52 66 57 56
17 58 57 50 63 46 48 62 66
18 43 65 38 52 47 61 44 53
19 29 67 37 44 30 48 36 45
20 52 64 52 41 62 53 68 53
21 67 61 52 52 52 63 60 50
22 48 48 31 38 34 48 36 39
23 67 68 59 43 65 76 53 61
24 55 55 46 51 46 55 62 61
25 68 70 52 57 62 62 52 47
26 58 60 50 52 54 50 58 57

Затем, исходя из значений стандартных показателей, было рассчитано среднее арифметическое значение для каждой отдельной стратегии. Результаты приведены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Копинг-стратегии продавцов-консультантов по результатам методики «Способы совладающего поведения»

Для данной методики показатель меньше 40 баллов говорит о редком использовании соответствующей копинг-стратегии, показатель более 60 баллов говорит о выраженном предпочтении соответствующей копинг-стратегии. Показатель, находящийся в промежутке между 40 и 60, говорит об умеренном использовании соответствующей копинг-стратегии.

На диаграмме отчетливо видно, что у продавцов-консультантов доминируют стратегии дистанцирования (58) и бегства-избегания (57). Обе стратегии, в какой-то степени, похожи и связаны с игнорированием, либо избеганием проблемы. Иногда это очень хорошая стратегия, однако, она не избавляет полностью от стресса и не позволяет сделать выводы на будущее, чтобы быть подготовленным к подобным трудным ситуациям в дальнейшем.

Самую низкую выраженность имеет стратегия поиска социальной поддержки (47), непосредственно связанная с общением с людьми. Как и в результатах предыдущей методики, вероятнее всего, это связано с тем, что в ходе работы продавцам-консультантам приходится много общаться с людьми, и именно такое большое количество социальных контактов зачастую является самым сильнодействующим стрессором. Поэтому продавцы-консультанты так неохотно выбирают для противостояния стрессу стратегию, требующую вмешательства других людей.

Вывод по второй главе:

На основании эмпирического исследования, которое проводилось с помощью опросника «Проактивное совладающее поведение» и методики «Способы совладающего поведения», можно сделать вывод, что в копинг-стратегиях продавцов-консультантов менее выражены стратеги, связанные с поиском социальной поддержки. Вероятнее всего, это связано с тем, что продавец-консультант - профессия, подразумевающая постоянный контакт с большим количеством людей, в результате чего происходит переизбыток социального взаимодействия. По этой причине, при возникновении трудной ситуации, связанной с высокой степенью напряжённости, продавцы-консультанты скорее рассчитывают на собственные внутренние возможности, чем на внешние ресурсы.

Проанализировав полученные данные, были составлены следующие рекомендации:

1) При обучении персонала следует уделять внимание не только навыкам продаж и прочим, исключительно рабочим, моментам, но и совершенствованию сотрудников в психологическом плане, например, развитию у них копинг-стратегий.

2) Следует максимально снизить количество стрессоров на работе, например, путем ослабления жесткой регламентированности и структурированности общения с покупателями.

3) При обучении персонала копингу следует уделять внимание на те продуктивные стратегии, которые уже преобладают у большинства сотрудников. То есть на проактивное совладание и стратегии дистанцирования и конфронтации.

4) Для развития стратегий, связанных с общением с людьми, можно нанять штатного или приглашенного психолога, с целью обучения сотрудников совладанию со стрессом при помощи социальных внешних ресурсов (эмоционально или инструментально), для профилактики профессионального выгорания персонала. Благодаря этому  у сотрудников появится еще одна доступная эффективная  копинг-стратегия.

Заключение.

Было проведено эмпирическое исследование копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша”. Объектом исследования явились копинг-стратегии, предметом исследования - особенности копинг-стратегий продавцов-консультантов магазина ООО “Манго Раша”.

Гипотеза исследования о том, что в копинг-стратегиях продавцов-консультантов менее выражены стратегии, связанные с поиском социальной поддержки, подтвердилась эмпирическим исследованием с помощью такого психодиагностического инструментария, как опросник «Проактивное совладающее поведение» (Е.Р. Грингласс, Р. Шварцер и С. Туберт, адаптация Е.С. Старченковой) и методика «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, адаптация Л.И. Вассермана). Было выявлено, что для продавцов-консультантов менее характерны следующие стратегии:

1. Поиск инструментальной поддержки (опросник «Проактивное совладающее поведение»)

2. Поиск социальной поддержки (методика «Способы совладающего поведения»)

Цель исследования, которая заключалась в исследовании копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша” и разработке рекомендаций для развития эффективных копинг-стратегий, достигнута.

Все поставленные задачи, а именно –

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме предмета исследования.

2. Выдвинуть гипотезу о выраженности копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий, соответствующий целям исследования.

4. Провести эмпирическое исследование выбранных характеристик.

5. Проанализировать полученные данные.

6. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

7. Сформулировать выводы.

8.  Разработать рекомендации для развития копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

- были выполнены.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть полезны при разработке программ обучения и развития сотрудников торговой отрасли. Продавцам-консультантам очень важно научиться продуктивно и эффективно совладать со стрессом, ведь при их работе, связанной с большим количеством социальных контактов, его не избежать. Руководители торговых организаций должны отчётливо осознавать, что именно торговый персонал благодаря своим личностным качествам, а также знаниям, умениям и навыкам является ключевым звеном для успешного и продуктивного решения всех тактических задач компании. Поэтому так важно отслеживать уровень стресса продавцов, а также обучать их продуктивным, советующим ситуациям копинг-стратегиям.

 

Список литературы.

 

1. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема. // Психологические исследования. - 2009. - №1(3).

2. Богданова М.В. Защитно-адаптационные конструкты в системе жизнеобеспечения личности. // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №5. - с. 113-119

3. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях.// СПб.: Издательство “Санкт-Петербургский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева” - 2016. -113 с. 

4. Грановская Р.М. Психологическая защита. // СПб.: Речь, 2019. - 476 с.

5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2018. -720 с.

6. Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. // М.: Издательство “Институт психологии РАН”, 2013. - 474 с.

7. Либина А. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. // М.: Эксмо, 2019. -318 с.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2020. - 583 с.

9. Никифоров Г.С. Психология менеджмента: практикум. // СПб.: Речь, 2017. - 535 с.

10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №1.

11. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения. // СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. -№2(12).

12. Черемискина Ирина Игоревна, Негриняк Наталья Александровна Профессиональный стресс и копинг-стратегии у сотрудников торговой компании // Территория новых возможностей. 2019. №2.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Опросник «Проактивное совладающее поведение»

Приложение 2.

Методика «Способы совладающего поведения»

 

 


[1] Ямалиева Резеда Айдаровна Популярность интернет-торговли // Science Time. 2017. №11 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnost-internet-torgovli

[2] Исследование рынка труда 2020: удовлетворенность работой [Электронный ресурс]. – URL:https://antalrussia.ru.

[3] Черемискина Ирина Игоревна, Негриняк Наталья Александровна Профессиональный стресс и копинг-стратегии у сотрудников торговой компании // Территория новых возможностей. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-i-koping-strategii-u-sotrudnikov-torgovoy-kompanii

[4] Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2013. Т. 22, No1.С.16–24.

[5] Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. – Санкт-Петербург: Медицина, 2017. –178 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.022 с.)