Вертикальная или горизонтальная компоновка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вертикальная или горизонтальная компоновка



 

Как поместить объект в кадр? Этот вопрос фотограф задаёт каждый раз, перед тем как нажать на кнопку спуска. Не все сцены следует снимать горизонтально.

Нередко вытянутые объекты не вписываются в горизонтальный формат кадра, стоит развернуть камеру вертикально. Также для съёмки портретов больше подходит вертикальная компоновка кадра. Каждый раз смотрите, чтобы объект смотрелся в кадре красиво и гармонично, и у зрителя не возникало желания повернуть снимок.

 

 

Рис.5.15. Горизонтальная компоновка кадра

 

 

Рис. 5.16. Вертикальная компоновка кадра

 

Диагональная композиция

 

Помимо горизонтальной и вертикальной компоновки кадра вы можете использовать диагональную. Иногда высокое здание или дерево не укладывается в кадр или вертикально смотрится не совсем выразительно, попробуйте наклонить камеру, но не перегибайте – слишком сильный наклон камеры может выглядеть некрасиво.

Включение в кадр диагональных линий делает снимок более выразительным. Причём диагональная линия не обязательно должна быть ровной, включайте извилистые линии – дорогу, тропинку, линию побережья, повторяющиеся элементы и т.д.

Диагональ может быть образована не только линией или вытянутым объектом, но и двумя точками. Если вы решили расположить два точечных или условно точечных объекта в кадре, расположите их по диагонали, образованной двумя узловыми точками. Например, один объект в левой нижней точке пересечения линий, второй в верхней правой точке. Но не воспринимайте правило буквально, если для композиции понадобится чуть сместить объект от точки пересечения линий, и так снимок будет смотреться лучше, смело смещайте.

 

 

 

Рис. 5.17. Диагональная компоновка кадра

 

Ракурс

 

Объект можно снимать не только с традиционной точки – с уровня глаз стоящего человека. Часто даже небольшое смещение точки съёмки заметно меняет восприятие фотографии. Перед тем, как сделать кадр, неплохо мысленно представить, как будет выглядеть объект с разных ракурсов. Так вы быстро научитесь сразу выбирать наиболее интересный. Для начала, чтобы набраться опыта снимайте один и тот же объект с разных ракурсов.

Рассмотрим три точки.

Первая это с тандартная. Снимая как обычно, держа смартфон перед глазами, фотография получается с высоты человеческого роста, она выглядит более привычно, при этом практически не вносит искажений в объект съёмки. В основном стандартную точку съёмки рекомендуется выбирать при съёмке портретов. Кадрами, снятыми с этой точки трудно кого‑либо удивить – подавляющее большинство кадров снято именно так.

Следующая нижняя.

Чтобы сделать кадр, фотографу приходится присесть и даже лечь на пол, спустить вниз. При съёмке портретов надо быть крайне осторожным, снимая снизу. Человек может обидеться, увидев себя с нижней точки – пропорции заметно исказятся. Съёмка с нижней точки делает объект величественным, высоким. С нижней точки неплохо снимать движение, что делает композицию более динамичной, придаёт кадру экспрессию.

Нижняя точка съёмки часто позволяет получить более удачный фон. Например, когда нужно исключить из кадра явно лишние и некрасивые детали, достаточно снизу наклонить смартфон вверх. Ещё нижняя точка съёмки позволяет сместить горизонт в кадре с середины ближе к нижней линии сетки.

И, наконец, верхняя.

Для съёмки с верхней точки вам придётся вытянуть руки над головой, забраться на что‑то высокое, подняться на более высокую точку.

Снимая как с высокой, так и с низкой точек при сильном приближении к объекту избежать искажений пропорции объекта не удастся. При съёмке издалека объекты передаются на снимке без заметных искажений и воспринимаются как обычно. Верхняя точка востребована при съёмке городского пейзажа. Также способствует лучшей передаче объектов в кадре, когда они расположены в одной плоскости. Стоит учесть, что снимки, выполненные с верхней точки, воспринимаются более статично. Движущиеся объекты в кадре воспринимаются «застывшими» по сравнению с нижней точкой съёмки, когда объекты в движении воспринимаются весьма динамично.

Пробуйте разные точки съёмки, добивайтесь лучшего ракурса, снимая несколько кадров, затем отберёте наиболее удачный.

Не бойтесь смелых решений. Чем разнообразнее и необычнее фотография, тем больше впечатлений от снимка.

 

Движение в кадре

 

Если в кадре присутствует движение, перед объектом располагайте больше пространства, чем за его спиной.

Когда на снимке объекты движутся по направлению друг к другу, сознание зрителя мысленно помогает им. Исходя из этого, когда вы будете снимать движущихся друг навстречу другу объектов, снимите так, чтобы их разнести друг от друга дальше, иначе мысленно зритель сблизит их ещё больше. Когда объекты движутся в разные стороны, расходятся, действует обратный принцип.

Часто движущиеся объекты в кадре, снятые с нижней точки смотрятся хорошо – бегущие, танцующие люди, а также человек в прыжке. Особенно выигрышно смотрятся такие кадры, снятые против света – в контровом свете.

 

 

Рис. 5.18. Оставляйте перед объектом больше пространства

 

Ритм в фотографии

 

Ритм захватывает внимание не только в музыке и стихах, он притягивает внимание и в фотографии.

Когда на снимке объекты чередуются или повторяются по определённой закономерности, это вносит некий порядок в кадр, позволяет сразу «настроить» зрителя, завоевать его внимание.

В фотографии различают три вида ритма.

Равные объекты. В этом случае в кадре оказываются два и более совершенно одинаковых объекта – бутылки, прутья, решётки, ступени лестницы, тени и другие повторяющиеся объекты.

Схожесть форм. Два и более объекта, имеющие примерно похожие формы. Они не обязательно должны быть идентичными, это могут быть люди, животные, машины и т.д. В кадре может присутствовать ещё и ритм, образованный другими объектами.

Контраст. Совершенно разные по природе объекты, например, человек и столб, свечка и спичка и т.д. Они могут отличаться по цвету, габаритам, при этом создавать прекрасный ритм на фото.

Цветовой ритм. Цветовой ритм на снимке образуют разные объекты, но схожие по цвету.

Ритм желательно не делать самоцелью в кадре, пусть он работает на подчёркивание главного объекта в кадре.

Найти ритм в окружающем мире при желании и некоторой внимательности не так сложно – тени, волны, элементы растений, столбы, машины, следы, источники света и т.д.

 

 

Рис. 5.19. Ритм в фотографии

 

Перспектива

 

Линейная перспектива.

На снимке параллельные прямые, уходящие от зрителя вглубь, выглядят сходящимися в одной удалённой точке. Например, рельсы железной дороги, края автотрассы и т.д. Вертикальные объекты по мере удаления на снимке уменьшаются. Так, например, деревья и столбы – по высоте они одинаковые, но на снимке дальние выглядят меньше.

Тональная перспектива.

Объем в кадре передаёт не только линейная, но и тональная перспектива, когда для передачи объёма используется цвет.

Объекты, расположенные ближе, воспринимаются темнее, удалённые объекты – светлее. Вдобавок удалённые объекты выглядят менее резкими и чёткими. Цвета удалённых объектов теряют насыщенность. Особенно в туман, а также, когда над городом висит смог.

С широкоугольным – короткофокусным объективом (угол обзора шире) легче передать тональную и линейную перспективу, что позволяет включить в композицию как элементы переднего плана, так и дальнего.

 

 

 

Рис. 5.20. Перспектива в фотографии

 

Как придать кадру объем

 

Человек видит каждым глазом немного по‑разному, изображения левого и правого глаза несколько отличаются. Вместе картинки суммируются в голове, создаётся эффект объёма.

Эффект объёмности пространства на плоской фотографии можно получить с помощью сопоставления объектов в кадре, то есть линейной перспективы.

Эффект придадут объекты переднего плана – чем ближе они к краю, то есть к зрителю, тем сильнее ощущается объем. Не забудьте включить в кадр детали, объекты заднего плана. Сопоставление объектов переднего и заднего планов подчеркнёт расстояние между ними, тем самым создавая впечатления объёмности кадра. И наоборот, если объекты переднего плана расположены дальше от зрителя, эффект объёма уменьшается.

Кадры, построенные на симметрии, не способствуют созданию объёма, такие снимки выглядят более плоскими.

Снимайте пейзаж при мягком свете, компонуйте кадр так, чтобы тёмные и светлые тона в кадре перемежались. Когда в кадре есть игра света и тени такое световое решение придаёт снимку глубину.

 

 

 

Рис.5.21. Объем в кадре всегда воспринимается с интересом

 

Линии в кадре

 

Можно расположить главный объект в кадре «правильно», в узловой точке, грамотно скомпоновать кадр, включить потрясающей красоты объекты. Ещё лучше, если вы немного «подтолкнёте», направите взгляд зрителя к главному объекту. Для этой цели используйте направляющие или силовые линии. Если посмотреть вокруг, то несложно отыскать линии, чтобы их включить в композицию: трамвайные рельсы, троллейбусные провода, следы от шин на снегу и т.д. Линии совсем не обязательно, чтобы были «вычерченными по линейке». Взгляд зрителя, попадая на линии, дальше невольно «катится» по ним. С этой целью используйте тропинки, дорогу или другие линии, хорошо читаемые в кадре. В качестве линий могут выступать и камни, либо другие объекты, явно выстроенные в ряд. Линии должны идти от вас в сторону объекта. Они позволяют добиться эффекта усиления значимости главного объекта. Так называемая силовая линия лучше, чтобы шла (соответственно подталкивала взгляд) от левого края снимка вправо к главному объекту, она будет идти по диагонали. Пусть даже сам объект не слишком броский, не так привлекает, но линия все равно будет вести взгляд к нужной вам точке. Чтобы объект всё‑таки привлекал внимание, он не должен быть слишком мелким.

В самом конце линии не оставляйте её открытой, то есть там должен находиться обязательно какой‑нибудь объект. Иначе взгляд автоматически уйдёт за пределы снимка.

Теперь о линиях, идущих параллельно краям кадра. Когда линия идёт не по центру – вертикально или горизонтально «разваливая» кадр, это уже лучше, чем линия прямо посередине. Согласно правилу «золотого сечения» стоит пустить такую линию вдоль одной из линии сетки. Старайтесь ограничить линию так, чтобы она не «резала» кадр от края, до края. Скомпонуйте композицию, чтобы линия ограничивалась, не доходя до границ кадра, и не упиралась в края кадра, желательно с двух сторон. То есть не «пилите» ствол дерева не только сверху, но и снизу. Для этого можно отойти дальше, наклонить камеру.

Линии в кадре могут быть прямыми и изогнутыми. Изогнутые линии создают ощущение спокойствия, гармонии. Прямые линии чем‑то напоминают нашу жизнь – стремительную, когда не допускаются отклонения от правил, стереотипов. Природа имеет более округлые формы, часто предлагая обходить препятствия. На снимках это выглядит намного гармоничнее.

Линии в кадре придают объём и создают настроение. Ломаные линии сильно раздражают, плавные и изогнутые успокаивают. Горизонтальные линии это спокойствие, безмятежность. Вертикальные создают ощущение силы, мощи, величия. Когда встречаются вертикальные линии, они вызывают ассоциации высоты, могут создавать ощущение беспокойства. Явно не стоит помещать в кадр множество вертикальных линий, расположенных близко к объективу. Это ухудшает и затрудняет восприятие снимка.

От того, как выстраиваются линии, зависит восприятие. Прямые линии создают ощущение равномерного и быстрого движения, кривые, наоборот, создают неравномерное, ускоряющееся и замедляющееся движение. Линии, идущие по диагонали, вызывают сильное ощущение движения, придают кадру явно выраженную динамику. Поэтому, если вы собираетесь передать в кадре спокойное настроение, умиротворение, не включайте диагональные линии.

Извилистые линии создают ощущение утончённости, изящества. Взгляд они ведут легче. Кривые и извилистые линии тоже способствуют созданию ощущения движения. Но это движение более медленное, спокойное.

Диагонали могут быть «восходящими» и «нисходящими». Восходящие направлены из левого нижнего угла в правый верхний, создают ощущение оптимизма, надежду и созидание. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, создают чувство пессимизма, ощущение завершённости. Например, дорога, идущая в кадре по восходящей диагонали, создаст чувство предстоящего похода, зовёт зрителя в путь. Диагональ, идущая по нисходящей, создаст ощущение завершённого пути. Диагонали, пересекающиеся с боковыми сторонами снимка, создают более объёмную композицию, по сравнению с теми, что проходят через нижний край фотографии. Так что используйте свойства диагоналей в зависимости от идеи вашего кадра, которую хотите передать на снимке.

Если же вы задумали донести до зрителя постоянство, используйте так называемую «статичную» композицию. Она создаёт ощущение вечности. Особенностью её построения являются пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси, при этом отсутствие острых углов вызывает ощущение гармонии и согласия.

Осями такой композиции могут служить линия горизонта, деревья, дороги, длинные тени, берега, полоски леса, мосты и некоторые виды облаков и тому подобное. При этом не снимайте сцены с линиями, которых ничто не разрывает в кадре, т.е. которые пересекают кадр. Особенно линия горизонта. Ограничьте её с края вертикальным объектом, деревом или другим объектом, так как эта линия разделят кадр на отдельные секции.

При наличии осей композиции необходимо, чтобы они не пересекались ровно в середине кадра. Рекомендуется расположение осей на треть от краёв снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Используйте так называемую «динамическую» композицию, в ней главные оси будут пересекаться под острыми углами, образуя диагонали.

 

 

 

Рис.5.22. Линия подталкивает взгляд к главному объекту

 

 

 

Рис. 5.23. Желательно, чтобы длинные линии объекта не выходили за пределы кадра

 

Равновесие в кадре

 

Небо практически всегда (кроме ночи, которая занимает не так много времени нашей сознательной жизни) светлее, чем земля, растения, строения и т.д. Точно также в фотографии, когда нижняя часть кадра более тёмная, соответственно тяжёлая, снимок воспринимается привычно. Если же все переставить местами, то равновесие нарушается. Иногда такой приём можно использовать, чтобы сделать кадр необычным, «встряхнуть» зрителя.

Кадр окажется более уравновешенным и привычным, когда нижняя часть будет темнее, чем верхняя.

Уравновесить снимок позволит геометрическая симметрия слева и справа относительно центра. Создаётся ощущение стабильности, равновесия. Уравновесить стороны кадра можно с помощью объектов разных форм, цветовой интенсивности, размеров. К примеру, когда разные по весу объекты уравновешивают друг друга – огромный камень и несколько маленьких, большое дерево и кусты. Если уравновешивают неравнозначные объекты, тогда снимок становится более динамичным, эмоциональным.

 

 

 

Рис. 5.24. Более тёмная нижняя половина обеспечивает равновесие в кадре

 

Два объекта в кадре

 

Совсем не обязательно всегда снимать один либо строго три объекта. Часто получается так, что в кадре взаимодействуют два объекта. Старайтесь не разносить слишком далеко эти объекты в кадре – каждый ближе к противоположному краю, оставляя между ними слишком много свободного пространства.

 

 

 

Рис.5.25. Два объекта в кадре

Глава 6

 

 

Выбор объекта съёмки

 

Только на первый взгляд может показаться – какая здесь проблема, увидел что‑то интересное, навёл смартфон и снял. Вот и все, можно вздохнуть спокойно, ведь остальное дело техники, главное чтобы кадр оказался чётким.

Если бы на этом задача решалась, то можно было бы смело отдавать камеру роботам и на этом забыть про искусство фотографии, отмечая лишь лазерной указкой нужную точку пространства. Сама фотография это искусство, не только техническое, но и глубоко философское. Это в первую очередь субъективно видение окружающего мира, впечатления, эмоции и мысли и мировоззрение фотографа.

Если вы подойдёте к выбору объекта съёмки более придирчиво и творчески, то глядя на ваши работы люди перестанут обсуждать, чем это снято, их будет интересовать другая сторона вопроса – как же так удалось увидеть. Здесь техника отходит на второй план.

 

Не торопитесь снимать

 

Чем отличается профессионал, фотохудожник от новичка‑любителя? Терпением, умением уделять процессу фотосъёмки на одну секунду больше. В этом кроется основа успеха. Как действует обычно человек, который не углубляется в премудрости фотодела: пришёл, не успел толком что‑то рассмотреть, снял первый попавшийся объект, при этом как попало, в лучшем случае повторит тот же кадр.

Приучите себя делать следующее. Увидели сюжет – не торопитесь снимать, если, это не движущийся объект и через пару минут сюжет «уплывёт», всмотритесь, изучите. Постойте, походите вокруг, понаблюдайте, подумайте, как лучше это сделать, как подойти к задаче необычно, с «изюминкой» или хотя бы исключить из кадра все лишнее. Как ни странно, через некоторое время решение обязательно придёт. Вы заметите, что кадр оказывается можно сделать немного по‑другому, более оригинально.

Если натерпится щёлкнуть, снимите. Позже вернитесь и сделаете немного по‑другому.

 

 

 

Рис. 6.1. Не спешите сразу убегать, осмотрите объект, скомпонуйте кадр на свой вкус

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.047 с.)