Обещание о Владыке из Вифлеема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обещание о Владыке из Вифлеема



2 «А ты, Вифлеем-Эфрата,

как ни мал ты среди других городов Иудеи,

но из тебя выйдет по воле Моей Тот,

Кто в Израиле править будет —

происхождение Его издревле, от вечности», —

говорит Господь.

3 Потому будут оставлены сыны Израилевы лишь до срока,

пока не родит роженица

и не вернутся к ним из плена оставшиеся в живых братья.

4 Правитель Тот, когда явится,

станет печься о них,

как добрый пастырь будет заботиться,

с силой, от Господа исходящей,

от величественного имени Господа, Бога Его;

и будут жить они тогда в безопасности,

ибо величие Его будет признано во всех пределах земных,

5 и принесет Он мир.


 

Восстановление остатка и искоренение идолопоклонства

Когда вторгнется Ассирия в страну нашу

и будет крепости наши попирать,

мы выставим против нее семерых пастухов

и восемь человек княжеского рода.

6 Мечом захватят они в Ассирии власть

и острием его станут править в стране Нимрода.

Спасет Он нас от ассирийцев,

когда вторгнутся они в страну нашу,

будут попирать наши пределы.

 

7 И будет остаток Иакова

посреди множества народов,

как роса от Господа,

как ливень на луга —

ни то, ни другое от человека не зависит

и не ждет повелений от смертных.

8 И будет остаток Иакова среди разных племен,

посреди множества народов,

как лев среди лесных зверей,

как молодой лев среди овечьих отар:

промчится, растопчет, разорвет –

и никто от него не спасет.

9 Поднимется рука твоя, Израиль, на врагов твоих —

истреблены будут все недруги твои.

 

10 «Но и так будет в тот день, —

предостерегает Господь, –

всех коней твоих у тебя истреблю,

колесницы твои уничтожу,

11 истреблю города в стране твоей,

крепости все твои разрушу;

12 чародейство, за которое держишься, искореню,

и гадателей у тебя не будет впредь;

13 истреблю кумиров твоих резных

и столбы священные,

дабы не поклонялся ты более

творениям рук своих;

14 рощи твои, Ашере посвященные,

вырублю у тебя все до единой,

твои города, идолопоклонством оскверненные,

уничтожу Я.

15 Яростным будет отмщенье Мое племенам,

в непослушании погрязшим!»


 

Глава 6

Суд Господа над Израилем

Внимай тому, что говорит Господь!

«Встань и выступи в свою защиту,

пусть холмы и горы твой голос слышат.

2 А вы, горы, и Господу внемлите –

Тяжба у Него с народом Его.

Прислушайтесь и вы, основания вечные земли,

Господь с народом Своим судится,

Израиль обличает Он:

 

3„Что сделал Я тебе не так, народ Мой?!

Чем обременил тебя? Ответь!

4 Тем ли, что вывел тебя из Египта,

от рабства избавил

и поручил Моисею, Аарону и Мариам вести тебя?

5 Вспомни, народ Мой, коварный замысел Балака, царя Моава,

как поступил потом Валаам, сын Беора;

и что приключилось с тобой от Шиттима до Гилгала,

тогда поймешь ты, что сделал Я для спасения твоего»».

 

6 Но с чем же я предстану пред Господом,

как поклонюсь Всевышнему Богу?

Со всесожжениями ли предстану пред Ним,

телят ли годовалых принесу в жертву?

7 Нужны ли Господу тысячи баранов

или потоки несчетные елея?

Разве первенца своего отдам в жертву за преступление,

плоть и кровь свою — за грех мой?

8 Он показал тебе, человек, что такое добро

и чего Господь ждет от тебя:

чтобы в поступках своих всегда держался ты справедливости,

ко всем относился с любовью

и жил смиренно, в постоянном общении с Богом твоим.

 

9 И вот прогремел над городом голос Господа!

(да внемлет ему всяк, кто разумен,

кто благоговеет перед именем Твоим, Господи):

«Склонитесь пред жезлом, повинуйтесь ему

и Тому, Кто его утвердил!

10 Могу ли забыть о сокровищах,

нечестием собранных в доме нечестивом,

или о мере, для обмана уменьшенной

и за то людьми проклятой?

11 Могу ли оправдать

человека с весами лживыми,

с неверными гирями в суме?

12 Все богачи города жестоко притесняют бедных,

и горожане твои одним обманом живут,

ложь у них на устах.

13 За то стал Я насылать на тебя беды,

за грехи твои разорять тебя стал.

14 Будешь есть, но пища не пойдет тебе впрок,

неизбывный голод будет мучить тебя;

откладывать силиться будешь, но не сбережешь,

а если и сбережешь, так и то Я отдам пришедшему с мечом.

15 Посеешь, а жать не придется;

выбьешь масло из маслин, а не умастишься им;

выжмешь виноград, но вина не пить тебе.

16 Вы наущениям Омри следуете

и обычаям всем потомков Ахава –

по советам их злым поступаете.

Вот и выставлю Я вас как пример устрашающий:

станут жители города вашего — посмешищем,

испытают на себе поношение других народов».


 

Глава 7

Плач пророка о народе

В уныние я впал!

Похож на того, кто вышел плоды собирать летние,

когда их сбор завершился и виноградники пусты;

когда не найти уже ни кисти винограда,

ни первых смокв, что так нравятся мне.

2 Так и людей Господу верных не сыскать уже в стране,

ни одного человека честного не осталось;

каждый в засаде засел и крови жаждет,

загнать брата своего в ловушку норовит.

3 Умения зло творить не занимать им:

начальник всякий и судья взятки требуют,

знатные люди диктуют им прихоти свои –

и те, не стыдясь нимало, правду извращают!

4 Даже лучший из них — что кустарник колючий,

и самый честный — хуже изгороди из терновника.

Но День, стражами-пророками предвозвещенный,

День возмездия, непременно грядет –

вот тогда этот люд придет в замешательство!

5 Не доверяй другу,

на человека близкого тебе не полагайся

и не будь откровенен даже с той,

что, прильнув к тебе, рядом лежит.

6 Ведь и сын бесчестит отца,

против матери дочь восстает,

невестка — против свекрови,

и домашние — человеку враги.

7 Что до меня, лишь на Господа уповать буду,

Бога, Спасителя моего, ждать буду –

Бог мой услышит меня!


 

Израиль еще поднимется

8 Рано торжествовать вам надо мной, враги мои!

Пусть падаю я, но ведь и встаю,

случись мне быть во тьме,

Господь — мой свет!

9 Согрешив против Господа,

я понесу тяжесть гнева Его,

пока не рассмотрит Он дело мое

и не отстоит Его на суде.

Он выведет меня к свету,

Я увижу Его справедливость.

10 И враги мои это тоже увидят,

позором покроют себя те,

кто говорил мне: «Где Господь, Бог твой?»

Своими глазами увижу,

когда попирать их будут, словно грязь на улице.

 

11 Придет день, и начнешь ты, Иерусалим,

вновь возводить стены твои,

станешь расширять свои границы.

12 В тот день придут к тебе отовсюду люди,

толпы придут из Ассирии и городов египетских,

от самого Египта до Евфрата приходить будут,

от морей всех и от горы каждой.

13 Но земля твоя так и останется в запустении

за жителей ее, за деяния их.


 

Молитва и хвала

14 Паси народ Свой,

жезлом Своим направляй

овец наследия Твоего, Господи,

тех, что живут одиноко в зарослях диких.

Пусть пасутся они на Кармеле,

в Башане, в Гиладе, как в былые дни.

15 «Как во дни исхода из плена египетского,

явлю Израилю чудеса Свои», — ответил Господь.

16 Увидят то и другие народы и постыжены будут,

лишатся всей мощи своей,

прикроют руками рты свои,

оглохнут уши у них,

17 будут прах лизать, как змеи,

как твари, что ползают по земле;

выползут из укрытий своих с трепетом

Богу нашему навстречу, Господу,

убоявшись Тебя.

 

18 Есть ли бог, подобный Тебе,

Который прощал бы вину

и отпускал грехи остатку наследия своего?

Не держишь Ты гнева в сердце своем,

любишь являть милосердие!

19 Вновь смилуется Господь над нами,

попраны будут Им проступки наши,

в глубины моря бросит Он все наши грехи.

20 Яви же верность Свою Иакову и милосердие Аврааму,

как издревле клялся Ты отцам нашим!


 

Книга Наума

Введение

Господь долготерпелив и велика сила Его, но Он никогда не поступится

справедливым наказанием виновного (1:3).

Книга Наума — одна из двух книг «Малых пророков», в центре внимания которых судьба Ниневии, столицы великой Ассирийской империи, которая долго держала в страхе все окружавшие ее народы. В VIII в. до Р.Х. после проповеди Ионы жители Ниневии покаялись, и Бог пощадил их, о чем мы узнаем из той же книги Ионы. Но в книге Наума, написанной в VII в. до Р.Х., мы встречаемся со вторым пророком, которого Бог побудил вновь воззвать к жителям того же города, где опять воцарились нечестие и вопиющие злодеяния. Печально то, что в этот раз ниневитяне пренебрегли предостережениями пророка. Если книга Ионы повествует о величии Божьей милости, то древняя поэма Наума — грозное предостережение облеченным властью о том, что всех ожидает суд, и напоминание о верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем, над всякой тиранией и деспотизмом, попирающим свободу и достоинство сотворенного Богом человека.

О пророке Науме, авторе настоящей книги, ничего не известно, кроме того, что родом он был из селения Элкош, точное расположение которого доподлинно не установлено. Однако, поскольку Наум упоминает разрушение Фив, свершившееся в 663 г. до Р.Х. и предсказывает падение Ниневии, случившееся в 612 г. до Р.Х., можно с достаточным основанием говорить о том, что книга Наума была написана между этими двумя датами. Вероятнее всего, это случилось в двадцатые годы VII в., поскольку Наум говорит о падении Фив как о давно случившемся событии. Можно полагать, что книга создавалась в городе Элкош (в Иудее), в котором родился пророк.

Каким присутствием духа нужно было обладать тогда пророку из Иудеи, чтобы бросить столь решительный вызов: грозно обличать Ассирийскую монархию, разорившую и отправившую в изгнание братский народ — израильтян. Иудея была уже однажды спасена благодаря особой Божией заботе. Но в дни Наума ассирийцы вернулись в Иудею и вновь подчинили ее себе. По свидетельству Второй книги Паралипоменон (33:11), ассирийцы увели в плен — в кандалах, с кольцом в носу — царя Иудеи Манассию.

Сохранять душевное равновесие при виде такой жестокой силы могли немногие. Наум отличался трезвым бесстрашием. Это и не удивительно, ведь он знал большую силу — могущество Бога, который «долготерпелив» (1:3), но справедливый гнев Которого изливается, как лава, и от ярости Которого скалы рушатся (1:6).

Какое надо было иметь мужество, чтобы предсказывать поражение и полное падение самой великой державы того времени! Примечательно, что голос Наума в этой книге звучит не просто бесстрашно: пророк говорит с обличаемыми, словно зачитывает им приговор, ибо знает, что Бог не оставляет без наказания творящих зло (1:2). При поверхностном взгляде на книгу Наума у читателя может возникнуть ошибочное представление, что ветхозаветный пророк одержим одной вестью — о гибели Ниневии, которую, быть может, ненавидит лично. Но более глубокое погружение в текст ведет к пониманию того, что Наум размышляет и проповедует, обладая духовным видением и исходя из широкого контекста, в котором грехи Израиля порицаются с не меньшей силой, чем грехи его врагов. Слово пророка не имело своей целью вызвать ненависть к Ниневии. Нет, пророк говорит своим слушателям и читателям (как в его собственном стане, так и в стане врагов), что если бы Бог не призвал к ответу народ, потонувший в вопиющем насилии, грабительстве и убийствах, Он не был бы Богом справедливости и добра.


 

Основное содержание книги

Суд над Ниневией 1:1–15

Гибель Ниневии 2:1–3:19


 

Глава 1

Предсказание о Ниневии. Книга видений Наума из Элкоша.


 

Падение Ниневии

2 Господь — Бог, ожидающий безраздельной преданности Себе,

но Он — и Бог возмездия,

строг и взыскателен Господь, и силен гнев Его.

Карает Господь противящихся Ему

и ярость изливает на врагов Своих.

3 Господь долготерпелив и велика сила Его,

но никогда Он не поступится

справедливым наказанием виновного.

 

В буре и вихре идет Он,

и клубится пыль под ногами Его.

4 Погрозит Он — иссякнут реки и высохнут моря,

увянут и Башан с Кармелем,

и зелень на Ливане поблекнет.

5 Перед Ним трепещут горы,

и холмы тают и растекаются,

пред лицом Его земля вздымается

и весь мир этот со всеми живущими в нем.

6 Кто устоит перед Его негодованием?

Кто выдержит гнев Его пылающий?

Ярость Его, как лава, рекой изливается,

перед Ним скалы рушатся.

 

7 Благ Господь!

Он — прибежище безопасное в день бедствия.

Знает и спасает Он тех, кто на Него уповает,

8 а на противников Он обрушит потоп сокрушающий

и не отступит, пока не сойдут они во мрак могилы!

9 Что бы ни замыслил кто против Господа,

Он всё обратит в ничто,

второй раз против Него никто не восстает.

10 Как терновник они сплелись,

как пропойцы перепились —

но будут сметены, как солома.

11 Это ты, Ниневия, породила того,

кто замыслил злое против Господа, –

советника нечестивого.

 

12 Так говорит Господь:

«Пусть сильны они, пусть много их будет –

как трава, будут скошены они и сгинут.

А на тебя, Иудея, хоть и навлекал Я страдания прежде,

более Я этого делать не стану.

13 Сломаю Я ныне ярмо ассирийское, что на тебе,

и разобью оковы твои».

 

14 Вот что Господь положил о тебе, Ниневия:

«Не будет у тебя наследников, забудется имя твое,

сокрушу Я идолов твоих литых и резных,

что в храмах богов твоих,

а тебе могилу уготовлю,

ибо ничтожна ты».

15 Вот с вестью благою, с вестью о мире

посланник спускается с гор,

уже слышны шаги его!

Празднуй, Иудея, торжества свои,

исполняй обеты свои!

Не вторгнутся уже более нечестивцы в пределы твои –

будут они полностью истреблены!


 

Глава 2

Гибель Ниневии предречена

Вот уже на подступах к тебе, Ниневия, сокрушитель твой!

Укрепляй оборону, стереги дороги,

наготове будь, все силы свои собери!

 

2(Ибо восстанавливает Господь величие Иакова,

как и величие Израиля, –

народов, которых всего лишили разорители,

не пощадили и лоз их виноградных.)

 

3 Кроваво-красны щиты воинов твоего сокрушителя,

в пурпур одеты воины его;

сверкают на солнце покрытые броней колесницы

в день, когда их готовность к бою проверяют,

и воины врага твоего потрясают древками копий.

4 Колесницы их уже вихрем несутся по улицам,

мчатся во все концы через площади;

факелам они подобны и мелькают, словно молнии.

5 Властелин Ассирии зовет своих военачальников,

идут они, спотыкаясь,

а затем к стене городской бегут, но поздно уже

щиты осадные врагом установлены!

6 Врата речные открываются –

потоком страшным обрушен дворец!

7 Всё предрешено: обнажена будет Ниневия!

В плен повели ее женщин-рабынь —

стенают они, словно горлицы,

и в отчаянии бьют себя в грудь.

8 Ниневия — что запруда прорванная,

из которой хлынули потоки воды.

«Стойте, стойте!» — кричат ее жителям,

но никто из них не оборачивается.

9 Слышны и другие голоса: «Грабьте, грабьте,

хватайте серебро и золото!

Полно здесь добра всякого

и драгоценностей всевозможных!»

10 И пала Ниневия

разграблена, разорена, разрушена!

В страхе сердца замирают,

трясутся колени, дрожь в теле

и смертельная бледность на лицах у всех.

11 Где же теперь то логово львиное

и место кормления львят,

куда шли лев и львица с потомством своим,

и никто их не мог потревожить?

12 Где лев, что рвал на куски добычу,

детенышей своих насыщая,

что ради львицы жертву свою душил,

свое логовище наполнял мясом кровавым,

кусками этой добычи — пристанище свое?

 

13 «Так знай же, иду на тебя! — говорит Господь Воинств. — Колесницы твои Я сожгу дотла, и львят твоих меч поразит, не оставлю добычи тебе на земле, и никто уже не услышит гласа вестников твоих».


 

Глава 3

Горе Ниневии

Горе городу, кровью себя запятнавшему,

крайне вероломному, полному добра награбленного —

без добычи не живущему!

2 Щелкает бич, грохочут колеса –

скачут кони, мчатся колесницы!

3 Несутся всадники,

мечи блестят, сверкают копья!

Везде убитые, груды тел,

мертвых не счесть,

шагу не сделать, о них не споткнувшись!

4 «За твое распутство изощренное,

за то, что ты — блудница, умело прельщающая

и искусная в чародействе,

сумела блудом своим обольстить народы

и чародейством — племена многие,

5 Я расплачусь с тобой:

задеру подол твой на лицо тебе —

пусть видят народы наготу твою,

и царства — в каком ты стыде! –

таково слово Господа Воинств. –

6 Грязью тебя забросаю

и, опозорив, выставлю всем напоказ.

7 Тогда всякий, увидев тебя,

попятится, прочь побежит, говоря:

„Разорена Ниневия! Захочет ли кто оплакать ее?»

И некому будет утешить тебя».

 

8 Разве лучше ты Фив,

города, что на Ниле?

Всюду вокруг него была вода,

пучина была ему валом,

море защитой ему служило.

9 Фивам Куш и Египет подкрепленьем служили,

ни в чем никогда не отказывая.

Союзниками их были и Пут, и Ливия.

 

10 Но и из того города всех в изгнанье отправили,

в плен увели захватчики;

младенцам там на улицах и площадях

головы поразбивали о камни,

людей именитых враги по жребию себе разобрали,

и знать городскую в оковах с собой увели.

 

11 Так и тебе, Ниневия, испить чашу гнева придется,

пока и над тобою не будет взят верх,

тоже будешь напрасно силиться от врага укрыться.

12 Укрепления твои — что смоковницы,

на которых плоды перезрели:

потрясти их — сами в рот упадут!

13 Посмотри на воинов твоих, —

они у тебя слабы, как женщины.

Врата твои сами перед врагами откроются –

засовы их крепкие огонь пожрет.

 

14 Водой на время осады запасайся,

крепости свои, сколь можешь, укрепляй,

глину топчи, меси раствор,

рук не покладая, кирпичи готовь!

15 Однако пожрет тебя огонь,

и меч истребит,

как саранча всё истребляет.

 

Увеличь число защитников своих

столь же быстро, как саранча размножается

или полчища иных насекомых прожорливых.

16 Стало купцов у тебя больше,

чем звезд на небе, они как саранча молодая –

полиняет она и улетит,

у них лишь свое на уме.

17 И стражи твои — такая же саранча,

а знать — рой мошек:

холодно — они на стене сидят,

а солнце пригреет — прочь улетят,

и никто не узнает, куда они делись.

 

18 Уснули пастыри народа твоего,

навеки почила знать твоя, властитель Ассирийский,

вот народ и разбрелся кто куда, по горам и долам,

и собрать его некому.

19 Ничто не исцелит рану твою,

болезнь твоя смертельна;

все, кто о беде твоей узнаёт, рукоплещут.

И поделом: кто только не страдал

от твоей жестокости неуемной?!


 

Книга Аввакума

Введение

И даже если бы смоковница не расцвела, и не было б плодов на лозах виноградных, маслина пусть осталась бы пустой, и не было бы в поле урожая, пускай не стало бы отар в овчарне, и не было б в загонах у меня скота — в Господе я буду ликовать, радоваться Богу спасения моего! (3:17, 18)

Книга Аввакума, в сравнении с другими пророческими книгами, уникальна тем, что в ней мы не находим предсказаний, непосредственно обращенных к Израилю. Это, скорее, диалог пророка с Богом. Аввакум вступает в спор с Всевышним о путях Божиих, которые представляются пророку не только непостижимыми, но и несправедливыми (1:2–4). Как верно подмечено исследователями, в этом книга Аввакума перекликается с книгой Иова. Ответ Божий, который мы находим в первой и второй главах, настолько впечатлил Аввакума, что его книга, начавшись с вопрошания и сетования, завершается торжеством веры. Заключительные стихи третьей главы содержат один из самых вдохновляющих псалмов Библии (3:17–19).

За исключением того, что Аввакум был современником Иеремии и обладал живой верой, глубоко укорененной в богатое духовное наследие Израиля, о нем мало что известно. Ученые полагают, что он был левитом, имевшим отношение к храмовому пению. В народе его, очевидно, признавали за пророка, поскольку в названии книги об этом говорится как об общеизвестном факте. Аввакум в переводе с древнееврейского может означать «В объятиях Бога» или, по мнению Иеронима, «Объемлющий сущность Божественной справедливости».

Пророчествовал Аввакум в то время, когда произошло падение Ниневии (612 г. до Р.Х.) и стала возрастать власть Нововавилонской империи. (Некоторые ученые относят его деятельность к 714–700 гг. до Р.Х.) К 605 г. до Р.Х. армии Ассирии и Египта были разбиты вавилонянами в сражении при Каркемише. Дни иудейского царства были сочтены — Вавилон стремительно расширял свои владения. Смерть иудейского царя Иосии в 609 г. до Р.Х. положила конец его религиозным реформам.

Казалось, зло безнаказанно торжествовало как в самой Иудее, так и за ее пределами. Но как раз в это время, побуждаемый Духом Божьим, и возвысил свой голос против насилия, беззакония и несправедливости бесстрашный Аввакум. Он был одним из тех пророков, которые задавали вопросы не только людям, но и Самому Богу. Аввакум желает понять: «Почему зло, творимое в Иудее, остается безнаказанным?» Мучает его и вопрос: «Как справедливый Бог может наказывать Свой избранный народ с помощью нечестивых вавилонян?»

Отвечая, Бог открывает глаза пророку на две непреложные перспективы. Во-первых, всякий рано или поздно пожинает то, что посеял: возмездием гордого Вавилона будет такая же гибель, какую он нес другим народам (2:13). Во-вторых, сколько бы ни длилось смутное время, неотвратимый справедливый Божий суд совершится, верным Он дарует спасение, воля Его будет явлена и «…земля познанием славы Господней исполнится, как воды наполняют море» (2:14).

В третьей главе своей пророческой книги Аввакум психологически точно показал, как в общении с Богом в его взволнованном сердце не осталось места для жалоб и сетований — оно исполнилось радости и неугасимым желанием славить Бога при любых превратностях земной юдоли. Пророк не объясняет, почему в мире творится зло. Но при этом он с непоколебимой уверенностью возвещает: «Беда ждет того, кто строит город на крови», «Господь — Владыка», Он видит и знает всё. Зло идет к своему логическому концу — самоуничтожению, и праведные суды Божии (3:12, 13) свершаются вовремя, не взирая на кажущиеся промедления (2:3). Замысел Божий о человеке и воля его совершенна. Близится время, когда проявления Божественной любви, святости, могущества и величия (именуемые славой Бога) наполнят землю (3:2, 3). Проходя огненные испытания, человек может обрести опору только в полном и безусловном доверии к Богу: «Посмотри на человека надменного, нет у него в душе правды, а праведный своей верою жить будет» (2:4). Эти слова ответа Божия Аввакуму стали крылатыми, они являют основную мысль его книги и выражают живой опыт как самого Аввакума так и бесчисленного множества тех, кто следует его примеру в эпоху Нового Завета (Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38).


 

Основное содержание книги

Вопрошания Аввакума и ответы Господа 1:1–2:5

Участь нечестивых 2:6–20

Молитва Аввакума 3:1–19


 

Глава 1

Предсказание, ниспосланное пророку Аввакуму в видении.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.179 с.)