Пояснительная записка к дипломной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснительная записка к дипломной работе



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

На тему: «Среди листвы в сплетении ветвей»

 

 

Дипломник

учащийся группы 54                                                     А.C. Подолячин

 

Руководитель

преподаватель филиала БГТУ

«Витебский государственный

технологический колледж»                                        С.Ю. Томилов

 

Консультант по технологической части

мастер производственного

обучения филиала БГТУ

«Витебский государственный

технологический колледж»                                              В.Г. Ходосевич

 

Консультант по нормоконтролю

заведующий отделением «Искусство

 и дизайн» филиала БГТУ

«Витебский государственный

технологический колледж»                                      Е.В. Галисенкова

 

 

Витебск, 2021

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 44стр., 28ист, 7 прил.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, ПАННО, ПРИРОДНЫЕ МОТИВЫ, ЭСКИЗ, МАТЕРИАЛ, ЗАГОТОВКА, КОПИРОВАНИЕ ЭСКИЗА, СВЕРЛЕНИЕ И ВЫПИЛИВАНИЕ, ЗАЧИСТКА ПО ТОРЦУ, ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ПЛАСТИКИ, МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЛЬЕФА, СОЗДАНИЕ ПЛАСТИКИ И ЧИСТАЯ ПРОРАБОТКА РЕЛЬЕФА, ОТДЕЛКА ПЛЕНКООБРАЗУЮЩИМИ.

Тема дипломной работы: «Среди листвы в сплетении ветвей».

Целью дипломной работы является изучение, анализ литературы по искусству, учебных пособий по технологии резьбы, разработка эскиза декоративного панно и выполнение его в материале в технике прорезной ажурной резьбы.

Объектом работы является декоративное панно.

В первом разделе пояснительной записки представлена выписка из истории резьбы, описаны виды резьбы. Описаны инструменты, материалы, используемые при выполнении резьбы.

Во втором разделе пояснительной записки к дипломной работе описывается поиск художественного решения дипломной работы, выбор материала и технологический процесс выполнения декоративного панно. Практическая (творческая) часть дипломной работы представлена в виде изготовленного декоративного панно в технике ажурной прорезной резьбы.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                 

1. Теоретические основы работы над воплощением темы        10

1.1 История развития резьбы по дереву                                            10

1.2 Виды и особенности художественной резьбы по дереву             11

1.3 Прорезная ажурная резьба, история её возникновения, особенности техники                                                                                          14

1.4 Правила резьбы по дереву при оформлении рельефа с прорезями 17

1.5. Выбор древесины для художественной резьбы                 22

1.6 Декоративное панно. Достоинства и недостатки, исходя из свойств материала                                                                                       25

1.7 История появления деревянных панно                                26

1.8 Тематическое (сюжетное решение). Тема природы и птиц в резьбе по дереву                                                                                      27

1.9 Разработка декоративного решения                                   29

2 Порядок технологического процесса. Изготовление изделия дипломной работы                                                                                                 30

2.1Организация рабочего места резчика                                           30

2.2 Требования техники безопасности при ручной обработке

древесины                                                                                               32

2.3 Требования техники безопасности при работе на сверлильном      33

станке                                                                                              

2.4 Подбор и характеристика режущих инструментов для изготовления изделия дипломной работы                                                      37

2.5 Выполнение эскиза                                                                        39

2.6 Подбор материала                                                               40

2.7 Склеивание заготовки                                                          41

2.8 Копирование эскиза на заготовку                                       42

2.9 Сверление и выпиливание по контуру                                42

2.10 Зачистка по торцу                                                                        43

2.11 Формирование общей пластики                                         43

2.12 Моделирование рельефа                                                              44

2.13 Создание пластики и чистая проработка рельефа            44

2.14 Отделка плёнкообразующими защитными составами               45

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А Разработка декоративного решения

Приложение Б Выполнение эскиза

Приложение В Подбор материала. Склейка

Приложение Г Копирование эскиза на заготовку

Приложение Д Сверление и выпиливание по контуру, зачистка по торцу

  Приложение Е Формирование общей пластики и моделирование рельефа

Приложение Ж Создание пластики и чистовая проработка рельефа

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью дипломной работы является изучение, анализ литературы по искусству, учебных пособий по технологии резьбы, закрепление ранее полученных знаний, разработка эскиза декоративного панно «Среди листвы в сплетении ветвей» и выполнение его в материале в технике прорезной ажурной резьбы.

В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи: исследование и систематизация литературы на заданную тему; систематизация знаний, полученных в процессе обучения; изучение техники прорезной ажурной резьбы; изучение технологических процессов изготовления панно; практическая работа с материалом.

Задача данной дипломной работы поддержать традицию резьбы по дереву, внести свой вклад в развитие и продолжение этого вида искусства.

Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)

Раздел декоративного искусства охватывает создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Декоративно-прикладное искусство – это широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями [1]. Резьба по дереву является одним из видов декоративно-прикладного искусства, связанных с художественной обработкой древесины, а также старинным народным промыслом. Высокохудожественные резные детали отображают многовековые традиции резного дела, а также богатую историю его формирования и развития, дают нам возможность познать истинную ценность и великолепие древесины как природного универсального материала. Во все времена резьба по дереву в интерьерах считалась большой роскошью. Мебель ручной работы с резными элементами могли позволить себе только люди высокого положения. И до сегодняшнего дня резьба по дереву остается самым популярным видом ручной обработки древесины. Благодаря вложению необычайно уникального мастерства и труда, мебель с резными элементами пребывает на вершине популярности среди ценителей изысканных и утонченных интерьеров [2, с.23].

Возникнув в глубокой древности, резьба по дереву не потеряла своей актуальности и сегодня. Мастера-резчики продолжают создавать прекрасные произведения искусства, которые поражают богатством фантазии, мастерством, необычностью форм. Одни из этих работ становятся экспонатами выставок, другие просто украшают нашу жизнь, приносят в неё тепло и уют.

Тема дипломной работы − «Среди листвы в сплетении ветвей» − определяет характер дипломной работы, воплощенной в материале, её содержательный смысл: отражение в резьбе по дереву мотивов живой природы. При выборе варианта художественного раскрытия темы представлялась следующая картина: раннее летнее утро, соловьи разливающие свои трели среди густой листвы деревьев, хотелось оставить этот момент не только в своей памяти, но и в чём-то материальном. Думается, что декоративное резное панно для этого прекрасно подходит.

Пояснительная записка к дипломной работе содержит факты об истории возникновения резьбы по дереву, её развитии. В ней описываются различные виды древесины, их выбор для изготовления различных декоративных изделий. Описываются также основные виды резьбы, техника их выполнения.

Работа по написанию дипломной записки выполнялась с опорой на труды И.П. Хитько, А.Ф. Афанасьева, Э. Деннинга и других авторов, а также на живописные, графические и фотографические изображения пейзажей с птицами, на основе которых разрабатывался эскиз декоративного панно, и определялась технология его изготовления в материале.



Требования техники безопасности при ручной обработке древесины

 

I Общие требования

1. К самостоятельной работе по ручной обработке древесины допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. 2. Резьбу по дереву выполнять за специальным рабочим месте.

3. Не курить в мастерской.

II. Требования к безопасности перед началом работы

1. Привести в порядок спецодежду. Волосы убрать под головной убор.

2. Убедиться в исправности оборудования, инструмента, приспособлений, вентиляции и освещения.

3. Разложить на рабочем месте инструменты в установленном порядке и нужной устанавливать.

III.Требования безопасности во время работы

1. Надежно закрепить обрабатываемый материал.

2. Пользоваться только исправным инструментом и по назначению.

3.Не упирать во время работы заготовку в грудь или в живот и резать только от себя.

4. При выполнении резьбы запрещается левую руку держать в направлении движения резца.

5. Не допускать захламления рабочего места.

6. Не отвлекаться во время работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При травмировании прекратить работу, первую медицинскую помощь пострадавшему, поставить в известность мастера, сохранить обстановку происшествия, если это не угрожает опасностью окружающим.

2. При обнаружении пожара или возгорания отключить оборудование, поставить в известность и приступить к тушению имеющими средствами.

V.Требования к безопасности по окончании работы

1. Убрать материалы, заготовки и изделия.

2 Осмотреть состояние инструментов и уложить их на место в установленном порядке.

3. Переносить режущий инструмент в специальных ящиках, коробках или чехлах. 4. Убрать рабочее место от стружки и пыли, пользуясь щеткой- сметкой [21].

 

Требования техники безопасности при работе на сверлильном станке

I. Общие требования безопасности

1. К самостоятельной работе на станке допускаются лица с 16-ти летнего возраста только под непосредственным контролем мастера и наблюдением мастера производственного обучения, прошедшее медицинское освидетельствование. Обучение безопасным методам и приемам работы. Выполнять только порученную вам работу.

2. Не допускать на рабочее место посторонних.

3. При возникновении пожара или загорания вызвать пожарную охрану, обесточить зону загорания, приступить к тушению имеющимися средствами, поставить в известность администрацию училища.

4. Для предотвращения взрыва или пожара:

не зажигать спички и не применять открытый огонь,

- использованные обтирочные материалы и промасленную ветошь необходимо убирать в металлические ящики с плотно закрывающими крышками;

-не допускать скопления пыли на оборудовании и рабочем месте;

-не сушить спецодежду и обувь на нагревательных приборах; обеспечить свободный доступ к средствам пожаротушения.

5. Курить в специально отведенных местах.

6. При несчастном случае отключить оборудование, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, поставить в известность администрацию, при необходимости обратиться в здравпункт училища. Сохранить обстановку происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих.

II. Требования безопасности перед началом работы

 1. Одеть спецодежду, застегнуть на все пуговицы. Волосы убрать под головной убор. Одежда не должна иметь свободно развевающихся концов.

2. Осмотреть рабочее место. Убрать посторонние предметы, мусор, заготовки; инструмент сложить на предназначенных для этого местах.

3. Проверить наличие и исправность:

- состояние электрических аппаратов и заземляющих устройств;

- предохранительных устройств для защиты от стружки;

- устройств для крепления инструмента.

4. Проверить исправность инструмента, приспособлений и применить их по назначению в соответствии с техпроцессом.

5. Проверить исправность органов управления, движущихся органов станка, 6. Отрегулировать местное освещение.

7. Работать только на исправном оборудовании, при наличии оградительных и блокировочных устройств.

8. Пользоваться исправным и предусмотренным техпроцессом инструментом и приспособлениями.

9. Не проникать в электрические устройства, не прикасаться к неизолированной, поврежденной электропроводке, враждебным и перемещающимся огражденным элементам и механизмам оборудования.

10. Не работать на станке в рукавицах или перчатках, с забинтованными пальцами без резиновых напальчников.

11. Не применять легковоспламеняющиеся жидкости для чистки и стирки спецодежды, не мыть руки в масле, керосине, эмульсии.

12. Работать в защитных очках.

13. Перед уборкой отключить оборудование от сети.

14. Не складировать заготовки и детали электрических шкафов, распределительных щитов, сигнальных устройств, у пожарных щитов, на проходах и местах расположения противопожарных средств.

III. Требования безопасности во время работы

1. Отключить станок от сети при временном прекращении работы:

уходе от станка даже на непродолжительное время; перебоях в подаче электроэнергии; чистке, смазке, регулировке станка; обнаружении неисправности.

2. Устанавливать и снимать режущий инструмент только после полной остановки станка.

3. Не работать без кожуха и ограждений, прикрывающих сменные шестерни и ременную передачу.

4. Следить за своевременным удалением стружки с рабочего места и станка.

5. Остерегаться заусенцев на обрабатываемых деталях.

6. Не прикасаться к токоведущим и движущимся частям станка.

7. Не наклоняться близко к шпинделю и режущему инструменту.

8. Устанавливать обрабатываемую деталь правильно и надежно, чтобы была исключена возможность ее вылета или нарушения технологического процесса. 9. Не применяется при работе патронов или приспособлений с выступающими стопорными винтами и болтами; если есть выступающие части, необходимо их оградить.

10. Обрабатываемые детали, тиски и приспособления прочно и надежно закрепить на столе или фундаментальной плите. Крепление специальными крепежными деталями: болтами, специальными пазу стола, прижимными планками, упорами и т.п. Тиски должны быть исправными и насечки невыработанными.

11. Установку деталей на станок и снятие их со стола производить, когда шпиндель с режущим инструментом находится в исходном положении.

12. При установке режущих инструментов внимательно следить за надежностью и прочностью их крепления, правильностью центровки. Установку инструментов выполнять при полной остановке станка.

13. Не пользоваться инструментами с изношенными конусными хвостовиками. При установке в шпиндель сверла или развертки с конусными хвостовиками остерегаться по ручке о режущую кромку инструмента.

14. В случае заедания инструмента или поломки хвостовика выключить станок. 15. Удержать просверливаемую деталь руками запрещается. Мелкие детали можно удерживать ручными тисками, клещами или плоскогубцами с параллельными губками только с разрешением главного инженера.

16. Запрещается сверление тонких пластин, полос без крепления в специальных приспособлениях.

17. Если изделие проворачивается на столе вместе со сверлом, не придерживать рукой. Следует остановить станок, сделать нужное исправление или взять соответствующее приспособление. При ослаблении крепления патрона сверла или детали остановить станок. Крепить деталь, инструмент и приспособление на ходу станка запрещается.

18. При сверлении глубоких отверстий периодически выводить сверло из отверстий для удаления стружки.

19. При сверлении отверстий в вязких металлах применять спиральные сверла со стружкодробящими канавками.

20. Удалять стружку с просверливаемой детали и стола только после остановки инструмента.

21. При смене патрона или сверла пользоваться деревянной выколоткой.

22. Не останавливать выключенный станок нажимом руки на шпиндель или патрон.

23. Режущий инструмент подводить к обрабатываемой детали постепенно, плавно, без рывков.

24. Перед остановкой станка отвести инструмент от обрабатываемой детали.

IV. Требования безопасности по окончании работы

1. Выключить станок.

2. Убрать рабочее место и оборудование. Для удаления стружки и мусора со станка не использовать сжатый воздух, пользоваться ветошью, щеткой-сметкой или крючком.

3. Сообщить о замеченных неисправностях оборудования мастеру [21].

 

Выполнение эскиза

В первую очередь, когда началась работа над воплощением темы в рисунке, были просмотрены фотографии уже готовых панно. Было решено, что работа будет представлять красивых птиц, сидящих на ветвях в обрамлении листьев. Оставалось выбрать, каких птиц изобразить. На основании зарисовок нескольких видов птиц предпочтение было отдано изображению соловьев.

Кто не знает, что лучше всех среди птиц поет соловей. Соловья относят к семейству дроздовых птиц. Половой диморфизм у этих пернатых не выражен. Соловей – птичка стройная, в размере чуть больше воробья. В окраске превалируют рыжевато-оливково-серые тона, чуть ярче на груди, а брюшко охристо-пестрое. Глаза большие темные, как бусины. Хвост соловей держит прямо, а когда садится на веточку, то поочередно поднимает и опускает его.

После определения общей идеи панно выполнялись зарисовки. Картон был нарисован несколько раз. Это делалось с целью выбора того, как будет выглядеть общее пятно, затем прорабатывались детали. Важно было найти общий силуэт. Самый крупный изобразительный элемент на панно − это соловьи. Фигурки птиц являются композиционными центрами частей панно, их было необходимо разместить правильно. Перед тем, как был найден удовлетворяющий вариант, было выполнено несколько зарисовок.

После этого шла работа над растительным окружением. Листья вяза смотрятся очень интересно. Было решено сделать их трафареты. Располагались трафареты в различных сочетаниях, пока не был достигнут нужный результат.

Полученный эскиз декоративного панно «Среди листвы, в сплетении ветвей»» был перенесен на кальку с уточнением деталей. На этом был завершен первый этап работы (приложение Б).

 

Подбор материала

Чтобы изготовить панно, необходимо подобрать материал (древесину). Древесину желательно подбирать лиственных пород. С рассеянно-сосудистой структурой волокон. Выбор был остановлен на липе (Приложение В)

Далее внимание было обращено на заготовку. Она должна быть ровной, без сучков и гнили. Лучше формировать её из доски с выпиленным центром, так как центр у таких пород древесины может быть гнилой и рыхлый, может отличаться по цвету/Внимательно смотрим, высушен ли материал. Это исключительно важно, сырой щит при высыхании может разойтись по склейке, деформироваться или потрескаться. Важно, чтобы после сушки древесина некоторое время полежала в тёплом помещении, нормализовалась. То есть, излишки влаги высохнут, внутренняя структура стабилизируется. Лучше всего подойдёт древесина, высушенная атмосферным способом [23, с.103].

 

 

Склейка заготовки

После того, как древесина подобрана, можно приступить к столярным работам. При их выполнении необходимо соблюдать технику безопасности, так как здесь необходимо работать на станках. В первую очередь необходимо задать главные размеры брусков. Затем выравниваем их поверхность с помощью фуговального станка. После того, как определена длина изделия и выровнена поверхность, остается разобраться с толщиной брусков. Для этого нам понадобится рейсмусовый станок. После этого полученные бруски склеиваем. Когда заготовка (щит) высохнет, с помощью копировальной бумаги переносим рисунок на заготовку. Перед тем, как приступить к изготовлению изделия, необходимо отметить места, где будут просверлены отверстия. После того как эти места будут обозначены, приступаем к сверлению. Когда технологические отверстия в нужных местах высверлены, можно приступать к выпиловке. Здесь необходимы навыки работы электрическим лобзиком. Работать нужно не спеша и аккуратно, важно не согнуть и не поломать пилку. Поэтому, работая с лобзиком, на него нельзя сильно давить и выгибать пилку.

(приложение В).

В итоге выпиловки получаем заготовку с прорезанным фоном и приступаем к обработке торцов. Торцы нужно обрабатывать не спеша, регулярно проверяя качество обработки угольником или визуально. Здесь важно правильно подобрать стамески, они должны быть хорошо заточены. Обработав торцы, склеиваем второй щит, для наращивания объемных элементы. После проведённых операций ─ выпиливания элементов, обработки торцов − необходимо произвести склеивание. Для этого наносим клей на оба щита и крепко сжимаем их между собой струбцинами (приложение В).

                   

 

Зачистка по торцу

После того, как был закончен процесс пиления, остались шероховатые и неровные края торцовых поверхностей сформировавшейся заготовки под резьбу. Такие же шероховатые и неровные поверхности образовались в местах удаления фона. Для дальнейшей работы необходим правильный контур на всю глубину заготовки, для этого надо откорректировать линии контура рисунка в местах пиления. Для работы необходимо как можно больше больших и малых полукруглых и отлогих стамесок, богородский нож, угольник на 90° для контроля угла резания. Процесс работы лучше начинать с внешнего контура, это даст возможность лучше приспособится к точности резания и использованию угольника. Самой сложной работой при подрезке «по торцу» являются места удаления фона. В очень узких местах сложно подобрать инструмент для работы. Заготовку зажимают в губки верстака и постоянно поворачивают по мере обработки, резьбу осуществляют поперёк волокон, перпендикулярно их направлению. Конечным результатом работы является заготовка, обработанная на всю глубину, согласно контуру рисунка [25, с.204 ]

 

Формирование общей пластики

Итак, на этом этапе передо нами ажурное полотно определенной толщины. Пока все элементы лежат в одной плоскости. Элементам и деталям работы необходимо придать пространственность, определить их плановость, пластику. Первая задача такого решения грубая разбивка на планы (первый, второй, третий). Для этого потребуются отлогие стамески.[ 26, с.98] Работу выполняем методом подрезания и подбора древесины, уводя нужные элементы, части элементов на второй и третий план. Рельеф формируется как бы обрубовочно, не заостряя внимания на мелких деталях, с учётом их дальнейшей обработки. Поэтому запас материала для них необходимо сохранить. Формируем основные направления, плоскости, задаем глубину рельефа. Толщину заготовки делим на части, задаем глубину резания каждого плана. Одна треть толщины заготовки должна остаться непрорезанной. В дальнейшем на задействованной глубине можно будет сформировать рельеф (приложение Е).

 

Моделирование рельефа

На данном этапе необходимо формирование объёма. В данном виде резьбы лучше использовать технику набора объёма посредством разбивки плоскости крупных элементов изображения [27, с.87]. Для моделирования рельефа,   потребуется весь набор инструментов. Основные инструменты сейчас – это полукруглые стамески, большой и малый богородский нож. Процесс будет строиться путём срезания ненужной древесины с поверхности определившихся объёмов рельефа. Режем не торопясь, стружку снимаем минимальную, чтобы избежать откалывания мелких элементов, чтобы была возможность исправить ошибку. Стараемся элементы и объёмы первого плана прорабатывать особенно тщательно. Важно следить за работой в целом. По степени загруженности ничего не должно мешать друг другу. Такие меры ведения работы позволят лучше выявить объём первых планов, создать плановость и глубину композиции (приложение Е).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе, отметим наиболее важные моменты, требовавшие самостоятельного выбора решения задач. Вся полнота нюансов работы мастера-резчика становится ясной только в конце, когда нанесен последний штрих, выполнена отделка.

Сначала решалась проблема выбора изделия.  Из широкого диапазона изделий – оправа под часы, резная карандашница, заколки, гребни ручной работы - выбор был остановлен на декоративном панно. Это замечательный предмет интерьера, который может добавить ему тепла и уюта в наше время, когда вещи штампуются на фабриках и заводах. Хотя они удобны и практичны, но, в то же время, одинаковы и безлики. Дерево в интерьере заменили пластик и пластмасса, но в каждом доме, квартире должны быть вещи, которые будут отличать их от других, делать особенными.

Трудным был и выбор сюжета для панно. Было просмотрено много репродукций картин, фотографий, готовых работ известных мастеров-резчиков. Был выбран сюжет, связанный с летней порой. В это время много зелени, цветов и света. А в жаркий летний день нет ничего лучше прохлады в тени деревьев. Поэтому резное изображение на панно представляет собой причудливую вязь из листьев. А среди листьев - любимые многими птицы, соловьи.

Важным этапом был выбор древесины. Были изучены характеристики разных пород деревьев. Из многих интересных видов древесины была выбрана липа. У древесины липы красивый цвет, интересная текстура, она хорошо режется, не коробится.

При выполнении дальнейшей кропотливой работы хотелось сделать максимально «живыми» каждый листочек, каждую птичку на ветках. Затем оставалось нанести последние штрихи, покрыть лаком, отполировать изделие.

При выполнении дипломной работы были закреплены знания по созданию эскиза, технологии резьбы, отделке, применены навыки владения различными приемами резьбы.

Любое декоративное изделие интересно не просто само по себе, а то, как оно впишется в определённый интерьер, сможет ли его украсить, придать ему особый шарм и неповторимость. Тем и интересна профессия резчика по дереву, что создаваемые им вещи всегда неповторимы, изготовлены в одном экземпляре, не безлики, и, самое главное, одухотворены.

 

 

Приложенние А

Разработка декоративного решения

Работы Яна Венинга, Росселя Кабане, Базиля Эде, Эндрю Хатчинсона,послужившие основой для разработки эскиза

 

Приложение Б

Выполнение эскиза

 

 

Приложение В

Подбор материала. Склейка

 

 

 

 

Приложение Г

Копирование эскиза на заготовку

 

 

 

 

 

Приложение Д

Сверление и выпиливание по контуру, зачистка по торцу

 

 

 

 

 

Приложение Е

Формирование общей пластики и моделирование рельефа

 

 

Приложение Ж

Создание пластики и чистовая проработка рельефа

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.152 с.)