Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи и основные положенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
В связи со оказанным цель развития КС состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности детей, подростков и юношей к жизни, трудовой деятельности, службе в армии, что особенно актуально для практики воспитания всесторонне развитой личности в условиях НТР и современного этапа становления общеобразовательной школы [16]. Общими задачами развития КС у детей школьного возраста являются: 1. систематическое освоение новых двигательных действий (обще- и специально-подготовительных координационных упражнений), совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях с целью разностороннего развития специальных КС; 2. развитие специфических КС: способностей к ориентированию в пространстве, к точности дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, к ритму, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности; 3. совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий. Задачи развития КС в младшем школьном возрасте: 1. обеспечение широкого координационного базиса-фонда новых двигательных умений и навыков, рекомендованных школьной программой для освоения в 1-4-х классах, и на этой основе развитие различных КС, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических и акробатических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных играх и спортивно-игровых двигательных действиях; 2. воспитание специфических КС, прежде всего способностей к точному воспроизведению и дифференциации параметров движений, к равновесию и ритму; 3. выработка общих восприятий движений в виде чувства пространства, времени, дозирования мышечных усилий; сенсомоторных реакций, формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений. Задачи развития КС в среднем школьном возрасте: 1. расширение координационного базиса – фонда новых двигательных умений и навыков, рекомендованных школьной программой для 5-9-х классов, и на этой основе дальнейшее разностороннее развитие КС;
2. дальнейшее развитие специфических КС, прежде всего способностей к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц; 3. воспитание не только общих, но и специализированных психофизиологических функций, в частности специализированных восприятий или чувств (мяча, дистанции, снаряда); сенсомоторных реакций (быстрота и правильность реагирования), мнемических и интеллектуальных процессов (оперативная двигательная память, быстрота и рациональность мышления в спортивных играх, единоборствах) и др. Задачи развития КС в старшем школьном возрасте: 1. дальнейшее обогащение двигательного опыта и повышение координационного базиса фонда новых умений и навыков, рекомендованных школьной программой для 10-11-х классов; 2. обеспечение высокого уровня разностороннего развития различных КС с преимущественной направленностью воздействий на КС в ациклических локомоциях, метательных двигательных действиях на силу и точность, в единоборствах и спортивных играх; 3. разностороннее развитие специфических КС, относящихся к конкретным видам спорта, прежде всего способностей связывать воедино двигательные акты и преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних требований к другим в соответствии с меняющимися условиями, а также развитие способностей к произвольному расслаблению мышц и статокинетической устойчивости; 4. совершенствование психофизиологических функций (сенсорных, сенсомоторных и интеллектуальных), относящихся к определенным видам, спортивной и трудовой деятельности [9]. Задачи развития КС детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в какойто мере совпадают. Их следует решать в тесной связи с задачами общей и специальной физической, технической и тактической подготовки школьника и юного спортсмена. Прежде всего необходимо указать на две такие задачи. Первая – развитие КС в тесной связи с техническим и тактическим обучением и совершенствованием, вторая – гармоническое соединение процесса развития КС с воспитанием кондиционных способностей (скоростных, скоростно- силовых, силовых, выносливости, гибкости). К сожалению, в специальных пособиях по физическому воспитанию детей школьного возраста эти задачи лишь упоминаются. Поэтому на практике они часто решаются отдельно друг от друга. В результате нередки случаи, когда школьник имеет достаточно высокий уровень развития физических сил, но не умеет рационально и экономично их расходовать или владеет техникой приема в стандартных условиях, но не может его оптимально применить в вариативных ситуациях.
Решать указанные задачи необходимо с учетом возрастных особенностей развития школьников. В младшем школьном возрасте процесс развития КС должен идти одновременно с воспитанием прежде всего скоростных и скоростно-силовых способностей, а также гибкости и выносливости; в среднем – с воспитанием скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, выносливости и гибкости; в старшем - с воспитанием различных видов выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей. Задачи развития КС в сочетании с освоением техники и элементов тактики отдельных видов спорта в младшем школьном возрасте только намечаются; в среднем – становятся очевидными; в старшем – процесс разностороннего развития КС осуществляется уже в самой тесной связи с углубленным техническим и тактическим совершенствованием. Несмотря на тесные взаимосвязи и отношения, которые существуют между развитием КС и воспитанием физических способностей, КС и технической и тактической подготовкой школьника, следует, как отмечает Л.П. Матвеев (1977), иметь в виду: «Воспитание КС не сводится ни к одной из данных сторон подготовки (общей и специальной физической, технической, тактической – В.Л.), а составляет как бы одну из стрежневых основ всего ее содержания» [3]. Основным положением в методике развития КС детей школьного возраста является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям (навыкам, умениям) и создание на этой основе более сложных форм координации движений. Это направление определяется в комплексной программе физического воспитания и программе с направленным развитием двигательных способностей, предусматривающих для детей младшего, среднего и старшего возраста новый материал для освоения и совершенствования, а именно все более сложные в координационном отношении двигательные действия, новые или необычные их варианты из основной и спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжного и конькобежного спорта, плавания. Это так называемые аналитические обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения, каждое из которых в отдельности воздействует преимущественно на одну КС. Большое значение для развития КС имеют единоборства, комбинированные упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры, воздействующие на две и более КС. Использование данных координационных упражнений (в особенности подводящих) требует от учителя соблюдения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность и индивидуализация. Умелый подбор подводящих упражнений (от простых к сложным) ведет к быстрейшему освоению и закреплению двигательных умений и навыков, содействует развитию КС. Особенно тщательно необходимо подбирать эти упражнения на первых этапах обучения, когда запас двигательных навыков и умений школьников мал. По мере овладения спортивными двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте, что особенно характерно для занятий с младшими школьниками, но и к рациональности выполнения этих действий, находчивости в их осуществлении вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке. Поэтому подводящие упражнения нельзя выполнять только в стандартных условиях. Такие условия необходимы лишь до того момента, пока ученики не начнут легко и свободно выполнять осваиваемые двигательные действия. Затем следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых они выполняются, чтобы не возник стойкий стереотип движений, так называемый «координационный барьер».
Принципиальным моментом является проблема развития КС в процессе технического и технико-тактического обучения и совершенствования. Умелое осуществление на практике такого обучения с одновременным воспитанием КС является одним из конкретных примеров комплексного подхода к решению вопросов физического воспитания школьников. Это требует от преподавателя немалых знаний, эрудиции и опыта [1]. Начинать направленное сопряженное обучение и развитие лучше всего, по-видимому, с 10-11 лет. К сожалению, вопросу технико-тактического обучения в сочетании с воспитанием различных КС учащихся уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что перспективность его доказана. Даже на факультетах физического воспитания, куда, казалось бы, поступают наиболее подготовленные школьники, приходится сталкиваться с элементарным незнанием и неумением в технике, выборе правильной тактики в индивидуальных видах спорта, осуществлении индивидуальных, групповых и командных (атакующих и защитных) технико-тактических действий в спортивных играх. Одновременно выявляется и крайне низкий уровень способностей управлять движениями. Недостатки в технико-тактической и координационной подготовленности не удается полностью ликвидировать в вузе. В то же время студенты, которые получили необходимую координационную подготовленность в школе, легко и быстро осваивают новые, более сложные технико-тактические действия. Используя специально-подводящие и развивающие координационные упражнения, следует регулярно и последовательно приучать занимающихся к тому, чтобы они выполняли технико-тактические задания правильно, затем быстро, рационально и, наконец, находчиво. Такая методика обучения технико-тактическим умениям положительно сказывается на повышении уровня КС школьников. Важным методическим положением в процессе освоения программным материалом является умелое использование специальных координационных упражнений, направленных на развитие специфических КС и воспитание отдельных психофизиологических функций анализаторов движений. В частности, в легкой атлетике необходимо предусматривать упражнения, вырабатывающие чувство пространства (отдельные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метания с различных расстояний в цель), времени (бег и прыжки в заданном темпе, пробегание коротких отрезков со скоростью 30-90% от максимальной с определением времени бега самим учеником), дифференцирования мышечных усилий (чередование прыжков в длину с места в полную силу с прыжками вполсилы, в три четверти силы; бросков и метаний различных предметов в цель; метание в цель мячей разной массы и формы).
В гимнастике необходимы специальные координационные упражнения для развития способностей к равновесию, ритму, вестибулярной устойчивости. То же следует предусмотреть для других разделов программы. От младшего к среднему и старшему школьному возрасту уменьшается доля обще-подготовительных координационных упражнений за счет увеличения специально-подготовительных. Преимущественное воздействие координационных упражнений на определенную КС или ее отдельный компонент (сенсорный, сенсомоторный или интеллектуальный) определяется характером упражнений и методической направленностью. Учитель физической культуры должен четко представлять себе, для какой цели использует он то либо иное координационное упражнение, какие конкретно КС (одна или несколько) развиваются при его применении [16]. Одним из главных методических положений в воспитании КС является проблема наилучшего сочетания координационных упражнений с упражнениями по развитию физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости). К сожалению, на практике эти вопросы решаются чаще всего отдельно. В процессе развития физических способностей (скоростных, силовых) учителя ставят перед учащимися задачу показать, как правило, максимальный результат, например, пробежать 30-100 м с наибольшей скоростью, метнуть снаряд как можно дальше. Это, разумеется, приводит к повышению «кондиций» школьников, однако никак не содействует решению еще более важной задачи - улучшению способности оптимально управлять той же скоростью или силой. Отсутствие должного внимания к вопросам координационного совершенствования приводит к тому, что учащиеся, прошедшие школу «кондиционной тренировки», как показывают экспериментальные исследования и наблюдения авторов, а также наши данные, весьма нерационально управляют своими достижениями и плохо владеют телом. Наибольшими возможностями для одновременного развития координационных и кондиционных способностей обладают комбинированные упражнения, эстафеты, спортивные игры. Педагогические эксперименты показали, что сопряженный метод развития кондиционных и координационных способностей, обучение технико-тактическим действиям с одновременным развитием КС не только заметно повышают КС и улучшают психофизиологические функции (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров, быстроту и точность сложных двигательных реакций и др.), но и повышают уровень развития самих физических качеств. Не менее важным является эффект улучшения способности произвольно и рационально расслаблять мышцы, для воспитания которой подростковый и старший школьный возраст – один из наиболее благоприятных периодов [3].
Важным методическим положением является учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных КС. Как отмечалось, упущенные в возрасте 7-12 лет возможности едва ли удастся наверстать позднее. Вместе с тем представление об этом периоде, как о наиболее оптимальном для развития всех КС, является искусственным. Наши данные свидетельствуют о множественности таких оптимумов, или пиков, для разных КС, не совпадающих у лиц мужского и женского пола не только в возрасте от 7 до 11-12 лет, но и в более старшем. Они говорят о том, что КС можно успешно воспитывать во все школьные года (особенно, если сделан хороший задел в младшем и первой половине подросткового возраста), хотя эффект тренировки не одинаков: наибольший – в 7-11-12 лет, средний – с 14 до 16-17, наименьший – с 12 до 14. Однако это только самые общие закономерности развития КС за школьные года. В процессе воспитания различных КС необходим также индивидуальный подход во все возрастные периоды. Наконец, при обучении детей и подростков различным двигательным действиям, развивая КС, следует учитывать латеральные предпочтения - лево-правостороннюю асимметрию [3].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.35.228 (0.012 с.) |