Цель, задачи и основные положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи и основные положения



 

В связи со оказанным цель развития КС состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности детей, подростков и юношей к жизни, трудовой деятельности, службе в армии, что особенно актуально для практики воспитания всесторонне развитой личности в условиях НТР и современного этапа становления общеобразовательной школы [16].

Общими задачами развития КС у детей школьного возраста являются:

1. систематическое освоение новых двигательных действий (обще- и специально-подготовительных координационных упражнений), совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях с целью разностороннего развития специальных КС;

2. развитие специфических КС: способностей к ориентированию в пространстве, к точности дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, к ритму, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности;

3. совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий.

Задачи развития КС в младшем школьном возрасте:

1. обеспечение широкого координационного базиса-фонда новых двигательных умений и навыков, рекомендованных школьной программой для освоения в 1-4-х классах, и на этой основе развитие различных КС, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических и акробатических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных играх и спортивно-игровых двигательных действиях;

2. воспитание специфических КС, прежде всего способностей к точному воспроизведению и дифференциации параметров движений, к равновесию и ритму;

3. выработка общих восприятий движений в виде чувства пространства, времени, дозирования мышечных усилий; сенсомоторных реакций, формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.

Задачи развития КС в среднем школьном возрасте:

1. расширение координационного базиса – фонда новых двигательных умений и навыков, рекомендованных школьной программой для 5-9-х классов, и на этой основе дальнейшее разностороннее развитие КС;

2. дальнейшее развитие специфических КС, прежде всего способностей к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц;

3. воспитание не только общих, но и специализированных психофизиологических функций, в частности специализированных восприятий или чувств (мяча, дистанции, снаряда);

сенсомоторных реакций (быстрота и правильность реагирования), мнемических и интеллектуальных процессов (оперативная двигательная память, быстрота и рациональность мышления в спортивных играх, единоборствах) и др.

Задачи развития КС в старшем школьном возрасте:

1. дальнейшее обогащение двигательного опыта и повышение координационного базиса фонда новых умений и навыков, рекомендованных школьной программой для 10-11-х классов;

2. обеспечение высокого уровня разностороннего развития различных КС с преимущественной направленностью воздействий на КС в ациклических локомоциях, метательных двигательных действиях на силу и точность, в единоборствах и спортивных играх;

3. разностороннее развитие специфических КС, относящихся к конкретным видам спорта, прежде всего способностей связывать воедино двигательные акты и преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних требований к другим в соответствии с меняющимися условиями, а также развитие способностей к произвольному расслаблению мышц и статокинетической устойчивости;

4. совершенствование психофизиологических функций (сенсорных, сенсомоторных и интеллектуальных), относящихся к определенным видам, спортивной и трудовой деятельности [9].

Задачи развития КС детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в какойто мере совпадают. Их следует решать в тесной связи с задачами общей и специальной физической, технической и тактической подготовки школьника и юного спортсмена. Прежде всего необходимо указать на две такие задачи. Первая – развитие КС в тесной связи с техническим и тактическим обучением и совершенствованием, вторая – гармоническое соединение процесса развития КС с воспитанием кондиционных способностей (скоростных, скоростно- силовых, силовых, выносливости, гибкости). К сожалению, в специальных пособиях по физическому воспитанию детей школьного возраста эти задачи лишь упоминаются. Поэтому на практике они часто решаются отдельно друг от друга. В результате нередки случаи, когда школьник имеет достаточно высокий уровень развития физических сил, но не умеет рационально и экономично их расходовать или владеет техникой приема в стандартных условиях, но не может его оптимально применить в вариативных ситуациях.

Решать указанные задачи необходимо с учетом возрастных особенностей развития школьников. В младшем школьном возрасте процесс развития КС должен идти одновременно с воспитанием прежде всего скоростных и скоростно-силовых способностей, а также гибкости и выносливости; в среднем – с воспитанием скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, выносливости и гибкости; в старшем - с воспитанием различных видов выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей.

Задачи развития КС в сочетании с освоением техники и элементов тактики отдельных видов спорта в младшем школьном возрасте только намечаются; в среднем – становятся очевидными; в старшем – процесс разностороннего развития КС осуществляется уже в самой тесной связи с углубленным техническим и тактическим совершенствованием. Несмотря на тесные взаимосвязи и отношения, которые существуют между развитием КС и воспитанием физических способностей, КС и технической и тактической подготовкой школьника, следует, как отмечает Л.П. Матвеев (1977), иметь в виду: «Воспитание КС не сводится ни к одной из данных сторон подготовки (общей и специальной физической, технической, тактической – В.Л.), а составляет как бы одну из стрежневых основ всего ее содержания» [3].

Основным положением в методике развития КС детей школьного возраста является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям (навыкам, умениям) и создание на этой основе более сложных форм координации движений. Это направление определяется в комплексной программе физического воспитания и программе с направленным развитием двигательных способностей, предусматривающих для детей младшего, среднего и старшего возраста новый материал для освоения и совершенствования, а именно все более сложные в координационном отношении двигательные действия, новые или необычные их варианты из основной и спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжного и конькобежного спорта, плавания. Это так называемые аналитические обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения, каждое из которых в отдельности воздействует преимущественно на одну КС. Большое значение для развития КС имеют единоборства, комбинированные упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры, воздействующие на две и более КС.

Использование данных координационных упражнений (в особенности подводящих) требует от учителя соблюдения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность и индивидуализация. Умелый подбор подводящих упражнений (от простых к сложным) ведет к быстрейшему освоению и закреплению двигательных умений и навыков, содействует развитию КС. Особенно тщательно необходимо подбирать эти упражнения на первых этапах обучения, когда запас двигательных навыков и умений школьников мал. По мере овладения спортивными двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте, что особенно характерно для занятий с младшими школьниками, но и к рациональности выполнения этих действий, находчивости в их осуществлении вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке. Поэтому подводящие упражнения нельзя выполнять только в стандартных условиях. Такие условия необходимы лишь до того момента, пока ученики не начнут легко и свободно выполнять осваиваемые двигательные действия. Затем следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых они выполняются, чтобы не возник стойкий стереотип движений, так называемый «координационный барьер».

Принципиальным моментом является проблема развития КС в процессе технического и технико-тактического обучения и совершенствования. Умелое осуществление на практике такого обучения с одновременным воспитанием КС является одним из конкретных примеров комплексного подхода к решению вопросов физического воспитания школьников. Это требует от преподавателя немалых знаний, эрудиции и опыта [1].

Начинать направленное сопряженное обучение и развитие лучше всего, по-видимому, с 10-11 лет. К сожалению, вопросу технико-тактического обучения в сочетании с воспитанием различных КС учащихся уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что перспективность его доказана. Даже на факультетах физического воспитания, куда, казалось бы, поступают наиболее подготовленные школьники, приходится сталкиваться с элементарным незнанием и неумением в технике, выборе правильной тактики в индивидуальных видах спорта, осуществлении индивидуальных, групповых и командных (атакующих и защитных) технико-тактических действий в спортивных играх. Одновременно выявляется и крайне низкий уровень способностей управлять движениями.

Недостатки в технико-тактической и координационной подготовленности не удается полностью ликвидировать в вузе. В то же время студенты, которые получили необходимую координационную подготовленность в школе, легко и быстро осваивают новые, более сложные технико-тактические действия. Используя специально-подводящие и развивающие координационные упражнения, следует регулярно и последовательно приучать занимающихся к тому, чтобы они выполняли технико-тактические задания правильно, затем быстро, рационально и, наконец, находчиво. Такая методика обучения технико-тактическим умениям положительно сказывается на повышении уровня КС школьников.

Важным методическим положением в процессе освоения программным материалом является умелое использование специальных координационных упражнений, направленных на развитие специфических КС и воспитание отдельных психофизиологических функций анализаторов движений. В частности, в легкой атлетике необходимо предусматривать упражнения, вырабатывающие чувство пространства (отдельные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метания с различных расстояний в цель), времени (бег и прыжки в заданном темпе, пробегание коротких отрезков со скоростью 30-90% от максимальной с определением времени бега самим учеником), дифференцирования мышечных усилий (чередование прыжков в длину с места в полную силу с прыжками вполсилы, в три четверти силы; бросков и метаний различных предметов в цель; метание в цель мячей разной массы и формы).

В гимнастике необходимы специальные координационные упражнения для развития способностей к равновесию, ритму, вестибулярной устойчивости. То же следует предусмотреть для других разделов программы. От младшего к среднему и старшему школьному возрасту уменьшается доля обще-подготовительных координационных упражнений за счет увеличения специально-подготовительных. Преимущественное воздействие координационных упражнений на определенную КС или ее отдельный компонент (сенсорный, сенсомоторный или интеллектуальный) определяется характером упражнений и методической направленностью. Учитель физической культуры должен четко представлять себе, для какой цели использует он то либо иное координационное упражнение, какие конкретно КС (одна или несколько) развиваются при его применении [16].

Одним из главных методических положений в воспитании КС является проблема наилучшего сочетания координационных упражнений с упражнениями по развитию физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости). К сожалению, на практике эти вопросы решаются чаще всего отдельно. В процессе развития физических способностей (скоростных, силовых) учителя ставят перед учащимися задачу показать, как правило, максимальный результат, например, пробежать 30-100 м с наибольшей скоростью, метнуть снаряд как можно дальше.

Это, разумеется, приводит к повышению «кондиций» школьников, однако никак не содействует решению еще более важной задачи - улучшению способности оптимально управлять той же скоростью или силой. Отсутствие должного внимания к вопросам координационного совершенствования приводит к тому, что учащиеся, прошедшие школу «кондиционной тренировки», как показывают экспериментальные исследования и наблюдения авторов, а также наши данные, весьма нерационально управляют своими достижениями и плохо владеют телом.

Наибольшими возможностями для одновременного развития координационных и кондиционных способностей обладают комбинированные упражнения, эстафеты, спортивные игры.

Педагогические эксперименты показали, что сопряженный метод развития кондиционных и координационных способностей, обучение технико-тактическим действиям с одновременным развитием КС не только заметно повышают КС и улучшают психофизиологические функции (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров, быстроту и точность сложных двигательных реакций и др.), но и повышают уровень развития самих физических качеств. Не менее важным является эффект улучшения способности произвольно и рационально расслаблять мышцы, для воспитания которой подростковый и старший школьный возраст – один из наиболее благоприятных периодов [3].

Важным методическим положением является учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных КС. Как отмечалось, упущенные в возрасте 7-12 лет возможности едва ли удастся наверстать позднее. Вместе с тем представление об этом периоде, как о наиболее оптимальном для развития всех КС, является искусственным. Наши данные свидетельствуют о множественности таких оптимумов, или пиков, для разных КС, не совпадающих у лиц мужского и женского пола не только в возрасте от 7 до 11-12 лет, но и в более старшем. Они говорят о том, что КС можно успешно воспитывать во все школьные года (особенно, если сделан хороший задел в младшем и первой половине подросткового возраста), хотя эффект тренировки не одинаков: наибольший – в 7-11-12 лет, средний – с 14 до 16-17, наименьший – с 12 до 14. Однако это только самые общие закономерности развития КС за школьные года.

В процессе воспитания различных КС необходим также индивидуальный подход во все возрастные периоды.

Наконец, при обучении детей и подростков различным двигательным действиям, развивая КС, следует учитывать латеральные предпочтения - лево-правостороннюю асимметрию [3].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.012 с.)