Соотношение наследственных и средовых факторов в развитии координационных способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение наследственных и средовых факторов в развитии координационных способностей



 

Исследование роли взаимодействия генотипа (наследственности) и среды как основных факторов, определяющих развитие КС, представляет самостоятельный научный интерес для многих наук. Однако ответ на него не является самоцелью. Научные данные необходимы здесь для решения комплекса практических задач: прогнозирования развития двигательных (и координационных) способностей, играющих особо важную роль в тех либо других видах спорта; ориентации и первоначального отбора детей с учетом генетически обусловленных в онтогенезе признаков; оптимизации вопросов физического воспитания и спортивной тренировки в связи с индивидуальными различиями в задатках и способностях [13].

Вопрос о количественном аспекте взаимодействия генетических и средовых влияний на развитие КС исследуется в науке с помощью трех основных методов: изучения индивидуального развития КС (лонгитудинально), анализа родословной (генеалогия) и изучения близнецов.

 

Таблица 1.1 – Ранговая корреляция между суммарной оценкой координационных способностей и показателями психофизиологических функций у детей разного школьного возраста

Врожденные анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы, в частности индивидуальные варианты строения коры и степень функциональной зрелости ее отдельных областей, выступающие как задатки, у разных детей весьма различны, мы предположили, что одни дети имеют от рождения лучшие задатки к развитию КС определенных групп двигательных действий класса «телесной» ловкости, а другие дети - к проявлению КС класса «предметной», или «ручной», ловкости. В известной мере наше предположение подтверждается большим экспериментальным материалом по взаимосвязям разных КС [6].

Анализ немногочисленных исследований о родословной показал, что КС испытывают влияние генетических факторов. Коэффициенты парной корреляции между родителями и детьми в развитии отдельных КС оказались равными не ниже 0,50. Интересно, что такой же величины коэффициенты корреляции были установлены между родителями и детьми по интеллекту. Однако исследований, в которых сравнивались бы показатели развития различных КС родителей и детей, братьев и сестер, пока еще очень мало. Поэтому делать окончательные выводы преждевременно.

Значительно большее число работ выполнено основным методом генетических исследований – близнецовым. Меру влияния наследственности на индивидуальную изменчивость признаков, характеризующих различные КС, демонстрирует рис. 3, на котором изображены результаты различных исследователей. Индексы наследственности обозначены точками. Вертикальной линией отмечен их меридиан, представляющий характеристику центральной тенденции. Как видно, исследователи получили весьма несовпадающие результаты о роли наследуемости разных КС и признаков, характеризующих даже одну и ту же КС: примерно от 10 до 90%. Генетические факторы, как установлено, значительно влияют на развитие следующих КС: точность реакции на движущийся объект, способность к реагированию и согласованию, вестибулярную устойчивость. Вместе с тем показатели наследуемости способности к статическому равновесию, полученные разными авторами, варьируются от достаточно высоких величин до значительно более низких.

Весьма не совпадают также данные, полученные в отношении наследуемости показателей динамического равновесия, тонкой координации движений рук, способности к воспроизведению, дифференцированию амплитуд движений, временных интервалов и силовых параметров. Однако в среднем вероятность наследуемости разных признаков КС равна около 55%. Нам представляется, что причины несовпадения результатов разных авторов объясняются тем, что ученые изучали весьма несхожие по своим смысловым и исполнительским компонентам показатели координации, которые строились на разных ведущих и фоновых уровнях построения движений (по Н.А. Бернштейну).

К тому же известные нам близнецовые исследования выполнены с участием близнецов разного возраста, большей частью подросткового, что не могло не сказаться на величине коэффициентов наследуемости. Что касается данных о генетической детерминированности способностей управлять пространственными и силовыми параметрами движений, способностей сохранять равновесие, то низкие и несовпадающие коэффициенты наследуемости, полученные для этих способностей, можно объяснить низкой надежностью тестов [18].

Быстрота обучения двигательным действиям человека в большей мере зависит от наследственных факторов, чем от средовых. Наследственные влияния более существенны в отношении быстроты обучения двигательным действиям доминантной (ведущей) руки. Процесс обучения более простым в координационном отношении двигательным навыкам находится под большим контролем генотипа по сравнению со сложными.

На темпы развития КС близнецов 7-10 лет можно в большей мере влиять средствами тренировки, чем на абсолютные их показатели.

Закономерности влияния наследственных факторов на становление КС (высокий исходный уровень развития определенных из них, быстрота и легкость овладения сложными в координационном отношении двигательными действиями) должны учитываться при спортивном отборе и ориентации детей для занятий конкретными видами спорта. Тесты, используемые в системе отбора и определяющие КС детей и подростков, обладают высокой информативностью.

На этапе первичного отбора детей 7-10 лет для занятия видами спорта, сложными по координации, в качестве критерия отбора может быть рекомендован уровень развития следующих КС: согласование движений, реакция на движущийся объект, вестибулярная устойчивость, точность дифференцирования возрастающих силовых и пространственных параметров движений. На этапе вторичного отбора детей для занятий видами спорта, предъявляющими высокие требования к координации движений, могут быть рекомендованы темпы прироста таких КС как реакция на движущийся объект и согласование движений [6]. Вместе с тем тесты, определяющие КС детей и подростков, должны найти более широкое применение в системе спортивной ориентации и отбора, а также в практике физического воспитания школьников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.37.56 (0.009 с.)