Методы изменения временных параметров реле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изменения временных параметров реле



Глава 4. РЕЛЕ

Раздел:  Реле постоянного тока. (Параграфы с 4.1 по 4.12).

Электромагнитные реле постоянного тока   широко  используются, т. к. - просты по устройст­ву и надежны в работе.

 Реле постоянного тока подразделяют на: нейтральные, поляризованные, комбинированные и самоудержи­вающие комбинированные.

Нейтральные реле

 

Нейтральные реле не реагируют на направление тока в обмотке (нейтральны к полярности –направлению- тока).

Нейтральное реле является двухпозиционным:

o Обмотка -без тока: замкнуты общий О и тыловой Т контакты.

o В обмот­ку (обмот­ки) подают ток (любой полярности) и якорь нейтрального реле притяги­вается, переключая контакты: замкнуты общий О и фронтовой Ф.

 После выключения тока якорь возвращается в исходное состоя­ние.  

Конструкция реле НМШ и нумерация контактов (Рис. 4.1.)

 

Электромагнитная система нейтрального малогабаритного реле типа НМШ (рис. 4.1) состоит из сердечника 1 с двумя катушками 2, Г-образного ярма 3 и якоря 4 с противовесом. Бронзовый упор на якоре исключает его залипание, так как препятствует касанию якоря в притянутом положении к полюсу сердечника. Якорь двумя тягами 5 управляет контактной системой. Фронтовые контакты 7 изготовляют из графита с серебряным наполнением, а общие 8 и тыловые 9— из серебра. Контактирующий материал помещается на концы контактных пружин. Сочетание контактов графит-серебро исключает возможность сваривания фронтовых контактов с общими.

При отсутствии тока в обмотках реле якорь под действием силы тяжести противовеса находится в опущенном положении, общие контакты замыкаются с тыловыми. При прохождении тока через об­мотки реле намагничивается сердечник, магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор и якорь, который притяги­вается к сердечнику. Тяга перемещается вверх, размыкая тыловые и замыкая общие контакты с фронтовыми. Концы контактных пружин, через основание 6 выведенные наружу, образуют штеп­сельную розетку. Реле закрывается прозрачным кожухом 12 с ручкой 11. Кожух крепится к основанию реле затяжным винтом 10.

 Включение реле в схему: выведенные наружу контакты встав­ляют в гнезда штепсельной розетки, к лепесткам которой припаи­вают монтажные провода какой- либо схемы автоматики.

Обмотки катушек: Первая катушка подключается к выводам 1 и 3,    (см. рис. 4.1). вторая, по­мещенная со стороны якоря,— к выводам 2 и 4. Катушки могут включаться раздельно, последовательно и параллельно. При последовательном включении обмоток перемычкой соединяют выводы 2-3, а при параллельном — 1-2 и 3-4.

 Для нормальнодействующих реле шпули катушек (куда наматывается провод- обмотка) изготовляют из пластика (фенопласта);

для   медленнодействующих — шпули - из красной меди. За счет мед­ных шпулей достигается замедление на отпускание якоря до 0,2 с. Для увеличения замедления до 0,6 с на месте первой катушки, расположенной у основания, устанавливают сплошную медную гильзу.

Расположение и нумерация контактов реле типов НМШ1 и НМШМ1 (рис. 4.1.):

Фронтовые (ф) и тыловые (т) контакты, работающие с одним общим контактом (о), образуют контактную группу или тройник. Реле типов НМШ1 и НМШМ1 имеют восемь контактных групп и обоз­начаются 8 фт. Номер каждого контакта нейтрального реле со­ставляют из двух цифр, первая из которых указывает номер кон­тактной группы, а вторая— тип контакта.

Общие контакты обозначаются цифрой 1, фронтовые— 2 и тыловые — 3.

Например, номер 72- это фронтовой контакт седьмой группы, 71—общий контакт, 73—тыловой контакт.

Контакты рассчитаны на переключение цепей при токе нагрузки до 2 А.

Малогабаритные реле для установки в закрытых релейных бло­ках электрической централизации выпускают без защитного кожуха (в наименовании не имеют буквы Ш), напри­мер НМ — нейтральное малогабаритное, НММ — нейтральное мало­габаритное с замедлением. Они имеют такие же электрические и механические характери­стики, что и соответствующие им штепсельные реле с защитным кожухом.

Все эти реле предназначены для работы в отапливаемых помещениях при температуре окружающей среды от +5 до +35 °С.

 

Малогабаритные реле автоблокировки АНШ2, АНШМ2 и АНШ5 для установки в релейных шкафах аналогичны по устройству, но имеют лучшую герметизацию и меньшую мощность срабатыва­ния (более чувствительны). Они могут работать при температу­ре окружающего воздуха от —50 до +60°С. Меньшая мощность срабатывания достигается увеличением магнитопровода и числа витков катушек и сокращением числа контактных групп до четы­рех при тех же габаритах, что и реле НМШ. Контакты реле АНШ расположены в верхней части и их нумерация отличается от нумерации контактов НМШ (номера конт.групп-только нечетные). Реле АНШ2 и АНШМ2 (рис. 4.2) име­ют четыре контактные группы (первую, третью, пятую и седь­мую), катушки реле подключаются к выводам 21-61 и 41-81.

Рис. 4.2. Расположение контактов реле АНШ

Реле АНШМ-380 имеет аналогичную контактную систему и отли­чается тем, что на месте первой катушки установлена медная гильза.

У реле АНШ5 контактная система имеет два полных тройни­ка и два неполных (2 фт, 2 т). Наличие только двух фронто­вых контактов позволяет снизить мощность срабатывания.

Нейтральные штепсельные реле типа НШ по сравнению с реле НМШ имеют большие размеры и массу (примерно в два раза), поэтому они нашли ограниченное применение в устройствах СЦБ. При новом строительстве эти реле не применяют. Находятся так­же в эксплуатации нейтральные реле ранних выпусков HP.

Реле HP отличается от предыдущих некоторыми конструктивными элементами (рис. 4.3):

· якорь 2 опирается на подшипники и вращается на оси;

· в притянутом положении якоря общие контакты О сое­диняются с фронтовыми контактами Ф, а при отпущенном положе­нии якоря -с тыловыми контактами Т.

· Контакты наружу выводятся при помощи болтов с гайками.

· Фронтовые контакты находятся в верхнем ряду, тыловые — в среднем, общие — в нижнем.

· Реле HP изготовляют на шесть (НР1), четыре (НР2) или две (НРЗ) контактные группы.

Рис. 4.3. Конструкция и нумерация контактов реле НР

 

Реле НШ и HP при реконструкции устройств заменяют малога­баритными реле. Нейтральные реле НМШ, АНШ, НШ и HP относят­ся к реле I класса надежности.

 

Вопросы для самоконтроля по пункту:

 

Нейтральные реле

 

1) Конструкция и принцип действия нейтрального реле (рис. 4.1).

2) Обозначение контактов нейтрального реле в схемах, нумерация контактов.

3) Особенности малогабаритных реле автоблокировки.

 

 

 

Таблица 4.1

 

Тип реле

Сопротив­ление об­моток, Ом

Напряжение, В

Замедле­ние на

от­пускание, с

Срабатывания отпускания номинальное
НМШ1-1800; НМ1-180 2х900 16 6 24
НМШ 1-7000; 2х3500 41 15 60
НМ 1-7000          
НМШМ1-700; 1х700 16 5 24 0,45
НММ1-700          
НМШ2-4000; 2х2000 16 5 24
НМ2-4000          
НМШМ1-1400; 2х700 16 5 24 0,2
НММ1-1400          
НМШ4-3.4; 2х1,7
НМ4-3.4          
НМШ4-3000; 2х1500 16 5 24
НМ4-3000          
НМШ 1-400; 2х200 7,5 2,5 12
НМ1-400          
НМШ2-900; 2х450 7,5 2,3 12
НМ2-900          
НМШМ4-250; 1х250 7,5 2,3 12 0,5
НММ4-250          
НМШМ4-500; 2х250 7,5 2,3 12 0,2
НММ4-500          
АНШ2-2 2х1
АНШ2-40 2х20 1,2 0,29 1,8
АНШ2-1600 2х800 8,0 2-3,1 12
АНШМ2-380 1х380 7,5 1,8 12 0,9
АНШМ2-760 2х380 7,5 1,8 12 0,5
АНШ5-1600 2х800 8,0 1,4-2 12
НР2-2 2х1
НР2-900 2х450 7,5 2,5 12 0,9
НР2-2000 2х1000 6,5 2,4-3 12

Для замыкания и размыкания цепей с выдержкой времени в уст­ройствах СЦБ, широко применяют реле с термическими вклю­чателями (НМШТ, АНШМТ-380 и др.). Эти реле, кроме контактов, управляемых электромагнитной системой, имеют тройники (51-52-53), управляемые термоэлементом (рис. 4.4, и), не связанные с электромагнитной системой.

Термовключатель представляет собой контактный тройник с пружинами из термобиметалла. На средней пружине (общий кон­такт) расположена нагревательная обмотка из нихромового провода марки Х15Н60.

Реле с термовключателем обычно применяют совместно со вспо­могательным реле В, которое служит для контроля полного осты­вания термовключателя. В противном случае при повторном вклю­чении реле и горячем состоянии термоэлемента выдержка време­ни может уменьшиться. Перерыв между действиями термоэлемен­та при нормальной работе должен быть достаточным для полного остывания нагревательного элемента (5—7 мин).

Как работает термовключатель: При замыкании цепи ток проходит через контакт управляющего реле и через контакты 51-53 термовключателя, контролируя его холодное состоя­ние. В результате возбуждается вспомогательное реле. Затем через фронтовой контакт реле В и тыловой контакт 61-63 основного реле создается цепь нагревательной обмотки термовключателя. После нагрева он замыкает контакты 5 1-52 и включает обмотку основного реле (НМШТ), которое срабатывает, отключая контактом 63 об­мотку термовключателя и получая питание через собственные контакты 61-62. Время срабатывания можно регулировать от восьми до 18 с.

Реле НМШТ-1800 предназначено для работы при номинальном напряжении 24 В. Автоблокировочное малогабаритное реле АНШМТ-380 имеет аналогичное устройство и схему включения и рассчитано на номинальное рабочее напряжение 12 В.

 

Вопросы для самоконтроля по пункту:

Нейтральные пусковые реле

Нейтральные пусковые реле отличаются от обычных нейтраль­ных реле наличием усиленных контактов из металлокерамического сплава марки СрКд86-14, а у некоторых типов пусковых реле также наличием магнитного дугогашения и увеличенным расстоя­нием между контактами.

Нейтральное малогабаритное реле с металлокерамическими кон­тактами НМПШ2-400 служит для коммутации цепей светофорных ламп мигающих огней. Реле имеет контактную систему 4 фт, все контакты выполнены из специального металлокерамического сплава и способны выдержать не менее 2 000 000 переключений цепи постоянного тока 2 А при напряжении 12 В. Реле предназ­начено для работы при номинальном напряжении постоянного тока 12 В. Расположение и нумерация контактов реле НМПШ2-400 приведены на рис. 4.5.


Рис. 4.5. Расположение контактов пусковых реле

 

Нейтральное малогабаритное реле с усиленными контактами НМПШ-900 с контактной системой 2 фу, 4 ф служит для коммута­ции в устройствах СЦБ цепей постоянного и переменного тока повышенной мощности. Реле имеет только фронтовые контакты, выполненные из металлокерамического сплава. Два фронтовых контакта имеют магнитное дугогашение (2 ф) и усиленное кон­тактное нажатие. Расстояние между всеми контактами увеличе­но: для контактов с магнитным дугогашением до 5,5 мм, для остальных контактов— до 3,8 мм (у обычных нейтральных реле расстояние между контактами равно 1,3 мм).

Контакты с магнитным дугогашением могут коммутировать постоянный ток до 8 А при напряжении 220 В и до 15 А при напряжении 60 В. Плюсовой зажим подключают к общему контакту, а минусовой — к фронтовому. Эти же контакты могут коммутировать цепи переменного тока до 12 А при напряжении 220 В и cosj=0,85. Остальные контакты реле НМПШ-900 могут коммутировать цепи постоянного тока 10 А при напряжении 30 В или цепи переменного тока 6 А при напряжении 220 В. Номинальное рабочее напряже­ние реле 24 В.

Важно: нумерация контактов (см. рис. 4.5) с магнитным дугогашением не соответствует общепринятой. Это изменение связано с размещением магнитов дугогашения.

Нейтральное пусковое малогабаритное реле НМПШ3-0,2/220 (см. рис. 4.5) с контактной системой 2 фут, 2 ф предназна­чено для работы в пусковой цепи схемы включения стрелочного электропривода с двигателем постоянного тока в совместной схеме с поляризованным малогабаритным пусковым реле ПМПШ.

  Обмотки реле включены раздельно: обмотка 220 Ом—воз­буждения, 0,2—токовая, для удержания якоря.

Реле НМПШ-0,3/90 предназначено для работы в схемах управления стрелками с дви­гателями переменного тока. Реле НМП3-0,2/220 и НМП-0,3/90 не имеют защитного кожуха и устанавливаются в закрытых релейных блоках ЭЦ (электрической централизации).

Расстояние от фронтовых и тыловых контактов до общих 2,5 мм. Каждый кон­такт с магнитным дугогашением (41-42 и 61-62) реле НМПШ3-0,2/200 и НМП3-0,2/220 обеспечивает не менее 100 000 переключении цепи постоянного тока 5 А при напряжении 220 В. Остальные контакты — не менее 400 000 коммутаций цепей низкого напряжении (24 В).

Напряжение срабатывания для обмотки возбуждения 220 Ом реле НМПШ2-0,2/220 (НМП3-0,2/220) составляет не более 7В, отпускания—не менее 2,1 В. Напряжение отпускания токовой обмотки 0,2 Ом не менее 0,3 А. Напряжение срабатывания об­мотки возбуждения 90 Ом реле НМПШ-0,3/90 (НМП-0,3/90) сос­тавляет не более 3,8 В, отпускания—не менее 1,1 В. Ток отпускания токовой обмотки 0,3 Ом не менее 0,2 А. Расположение и нумерация контактов реле НМПШ2-0,2/220 приведены на рис.4.5, в.

В эксплуатации находятся пусковые штепсельные реле (большие) НПШ1-150, а также пусковые реле более ранних выпусков с контакт­но-болтовым соединением НПР1-150, НПР2-150, НПР2-150/300 и НПР4-150/300. Расстояние между усиленными контактами с маг­нитным дугогашением у реле НПР равно 12,5—13,5 мм. Контакты рассчитаны для включения рабочих цепей стрелочных электро­приводов, маршрутных указателей, электродвигателей автошлаг­баумов и других цепей с большими токами.

 

Вопросы для самоконтроля по пункту:

 

Нейтральные пусковые реле

 

1) Назначение пусковых реле, отличие пусковых реле от обычных нейтральных реле.

 

Таблица 4.3

Тип реле   Мощность лампы, Вт Сопротив­ление обмотки,Ом

Ток, мА

 
      срабатывания отпускания Ток перегрузки, А
ОМШ2-40 (ОМ2-40) 15 40 58 27 0,18
  25 40 96 45 0,3
АОШ2-180/0,45* 15 0,45 700 220 2,1
  25 0,25 1000 300 3,0
  35 0,17 1500 450 4,5
АОШ2-1 5 1,0 250 75 0,7
  10 0,47 500 150 1,5

* При включении обмотки 180Ом для контроля нити лампы в холодном состоянии напряжение срабатывания реле равно 7,5 В, отпускания— 1,8 В, перегрузки —22 В.

 

В эксплуатации находятся огневые штепсельные реле (боль­шие) ОШ1-100, ОШ2-400/2, 0Ш2-400/0,25, а также огневые реле более ранних выпусков с контактно-болтовым соединением НРВУ2-450/1 и НРВ1-0,6/0,6.

 

Аварийные реле предназначены для автоматического вклю­чения резервного питания при прекращении подачи электропитания от основного источника. Их используют в цепях общего питания напряжением 110 или 220 В, частотой 50 и 75 Гц, а также в цепях светофорных ламп, имеющих источник питания напряжением 12 или 24 В. Цифры, стоящие на последнем месте в обозначе­нии аварийных реле, указывают на номинальное рабочее напря­жение, на которое рассчитано реле, например реле АШ2-220 предназначено для работы в цепях переменного тока с напряже­нием 220 В, АСШ2-12 —при напряжении 12 В и т. д.

Конструкция электромагнитной системы реле АШ2 аналогич­на конструкции реле АНШ2. Контакты представляют собой брон­зовые пружины с наклепами из металлокерамического сплава.

Применяют три разновидности малогабаритных аварийных штепсельных реле - АШ2, АСШ2 и АПШ. Все аварийные реле име­ют металлокерамические контакты, увеличенный зазор между ни­ми и предназначены для переключения цепей большой мощности.

Реле АШ2-12/24 выдерживают не менее 50000 переключении, а АСШ2-12/24-не менее 100000 переключении цепей постоянного тока 4 А при напряжении 24 В. Реле АШ2-110/220 (рис. 4.10) и АСШ2-110/220 выдерживают такое же число переключений  цепей переменного тока 10 А напряжением 110 В или цепей с напряже­нием 220 В при токе 5 А. Замкнутые контакты этих реле выдер­живают в течение 2 ч, не деформируясь, непрерывную нагрузку 15А. Температура нагрева контактов при этом не превышает температуры окружающей среды более чем на 100 С. В качестве выпрямителей в этих реле применены кремниевые диоды типа Д226 установленные под кожухом реле.

Рис. 4.10. Схема включения и нумерация контактов реле АШ2-110/220

 

Реле АСШ, кроме диодов, имеют кремниевые стабилитроны, включаемые последовательно с обмоткой.

 Стабилитроны открываются при достижении определенного напряжения- порога срабатывания- и закрывающихся при снижении напряжения ниже порога срабаты­вания.  В Реле АСШ2 (рис 4.11) применяют следующие типы стабилитронов: АСШ2-12—Д815Б, АСШ2-24-Д815Д; АСШ2-110-Д817В; АСШ2-220-2С930А.

Рис. 4.11. Схема соединения обмоток и расположение контактов реле АСШ2

 

Реле АПШ применяют в питающих установках для переключения на резервное питание в случае аварии основной питающей сети и изготовляют трех видов: АПШ-110/127 на номинальное напряжение 110 и 127 В переменного тока частотой 50 Гц, АПШ-220 на номинальное напряжение 220 В и АПШ-24 на номиналь­ное напряжение 24 В постоянного тока.

Деталями реле (рис. 4.12) являются ручка 1, общий 2, фронтовой 3 и тыловой 4 контакты, кожух 5, основание 6, на­правляющий штырь 7, ярмо 8, катушка 9, сердечник 10, якорь 11. Электромагнитная система реле АПШ аналогична реле АНШ2. Фронтовые и тыловые контакты реле АПШ укреплены на ярме, а общие — на якоре. Контактная система для всех реле АПШ (рис. 4.13) одинакова—2 фт. Реле АПШ имеет более мощные металлокерамические контакты, увеличенный зазор между ними и большее контактное нажатие. Контакты реле АПШ обеспечива­ют коммутацию цепей переменного тока 15 А при напряжении 220 В и постоянного тока 5 А при напряжении 220 В.

Рис. 4.12. Конструкция реле АПШ

 

Замкнутые контакты выдерживают, не деформируясь, нагруз­ку 25 А, при этом температура нагрева контактов не превышает 100 °С по отношению к температуре окружающей среды. Реле АПШ-24 не имеют выпрямителя и предназначены для работы толь­ко от постоянного тока.

Рис. 4.13. Схема включения обмоток и нумерация контактов малогабаритных реле АПШ

Вопросы для самоконтроля по пункту:

 

Глава 4. РЕЛЕ

Раздел: Реле постоянного тока. (Параграфы с 4.1 по 4.12).

Электромагнитные реле постоянного тока   широко  используются, т. к. - просты по устройст­ву и надежны в работе.

 Реле постоянного тока подразделяют на: нейтральные, поляризованные, комбинированные и самоудержи­вающие комбинированные.

 

Таблица 4.6

Характеристика реле СКШ1-250 СКР1-270
Контактная система 4 фт, 1 нп 4 фт, 4 нп
Сопротивление обмотки. Ом:    
Основной 250 270
Дополнительной 0,86 0,9
самоудерживающей 0,6 0,55
Напряжение, В:    
притяжения нейтрального якоря, не более 8,5 7,6
Отпускания нейтрального якоря, не менее 1,8 2,6
Переключения поляризованного якоря 3,5—5,5 2,0—3,5
Замедление на отпускание якоря, не менее, с 0,2

 

Основные обмотки реле обоих типов включаются последова­тельно, а дополнительные — параллельно. Реле СКШ1-250 (рис. 4.21) имеет одну самоудерживающую обмотку, а реле СКР1-270 (рис. 4.22) —две, включенные последовательно.

Рис. 4.21. Схема соединения и нумерация контактов реле СКШ1-250

 

Рис. 4.22. Схема соединения и нумерация контактов реле СКР1-270

 

В системах электрической централизации в схемах управления стрелочными электроприводами в качестве пусковых стрелочных реле применяют самоудерживающие комбинированные пусковые штепсельные реле СКПШ нескольких разновидностей. Для управле­ния стрелочными электроприводами с электродвигателями на 30 В постоянного тока применяют реле СКПШ1А-100 и СКПШ5-320,

  реле СКПШ4-160 используют для управления стрелочными элект­роприводами с электродвигателями на 160В.

Реле СКПШ1А и СКПШ5 имеют нейтральный и поляризованный якоря и дополни­тельную самоудерживающую систему (рис. 4.23). Нейтральные якоря основной и самоудерживающей систем жестко связаны между собой тягой.

Рис. 4.23. Конструкция самоудерживающей системы и нумерация контактов реле СКПШ1А и СКПШ5

 

В отличие от самоудерживающего реле СКШ удержание нейт­рального якоря СКПШ при изменении полярности тока в основной обмотке (обмотке возбуждения) осуществляется вспомогательной обмоткой самоудерживающей системы. Эта обмотка включается параллельно основной обмотке через выпрямительный мостик, благодаря чему при изменении полярности тока в основной об­мотке направление тока во вспомогательной обмотке не изменя­ется.   Поляризованный якорь при этом переключает­ся, а нейтральный будет удерживаться за счет вспомогательной обмотки самоудерживающей системы.

Применение вспомогательной обмотки, включенной параллель­но основной через выпрямительный мостик, обеспечивает надеж­ное удержание нейтрального якоря при изменении полярности тока в основной обмотке.

Удержание нейтрального якоря стрелочного пускового реле необходимо не только при изменении полярности тока в его основной обмотке, но и в некоторых других случаях в зависи­мости от условий работы реле:

· Стрелочные кнопки не имеют фиксации нажатого положения: при снятии руки до окончания перевода стрелки цепь основной обмотки реле размыкается, но реле долж­но удерживать якорь притянутым и начавшийся перевод стрелки не должен прекращаться до достижения остряками крайнего поло­жения. Для обеспечения этого самоудерживающая система имеет удерживающую (токовую) обмотку, включаемую в цепь рабочего тока электропривода. Эта обмотка имеет малое число витков и выполнена из провода с большой площадью поперечного сече­ния, так как рабочий ток электропривода равен примерно 10 А при местном питании и примерно 3А — при центральном.

Самоудерживающая система имеет также короткозамкнутую обмотку, создающую замедление на отпускание якоря примерно 0,2 с. Это замедление необходимо для удержания нейтрального якоря при кратковременных нарушениях рабочей цепи электро­привода: при переключении контакта автопереключателя в схе­ме управления спаренными стрелками, в случае переключения питания с основного на резервный источник и т.д.

 

Реле СКПШ4-160 отличается от рассмотренных выше тем, что имеет две раздельные магнитные системы — нейтральную и поля­ризованную. Основные обмотки реле по 160 Ом каждая использу­ют для управления поляризованным якорем (рис. 4.24).  В сущности реле СКПШ4-160 является сочетанием двух отдельных реле (нейтраль­ного и поляризованного с раздельными магнитными системами), размещенных в одном кожухе.

Рис. 4.24. Схема включения и нумерация контактов реле СКПШ4-160

 

Контактная система реле СКПШ всех типов состоит из двух тройников с усиленными фронтовыми контактами 2 фут, управляе­мых нейтральным якорем; двух тройников с усиленными контак­тами 2 нупу и двух неусиленных нормальных контактов, управ­ляемых поляризованным якорем. Усиленные металлокерамические контакты с магнитами дугогашения рассчитаны на переключения цепей постоянного тока 5 А напряжением 220 В, металлокерами­ческие контакты нейтрального и поляризованного якорей — на переключение цепей переменного тока 3 А напряжением 12 В, вспомогательные контакты (серебро-серебро) — на переключение цепей переменного тока 0,5 А напряжением 12 В.

В более ранних системах электрической централизации при­менялись и находятся в эксплуатации самоудерживающие комби­нированные штепсельные реле СКПШ3, а также реле СКПР2 и СКПР3 с контактно-болтовым соединением.

 

Вопросы для самоконтроля по пункту:

 

Кодовые реле КДР

Кодовые реле КДР представляют собой электромагнитные ре­ле постоянного тока облегченного типа. Масса реле в зависи­мости от типа равна 470—960 г. По надежности действия они не отвечают требованиям, предъявляемым к реле I класса на­дежности, поэтому при применении этих реле в исполнительных электрических схемах, непосредственно обеспечивающих безо­пасность движения поездов, требуется обязательный схемный контроль отпускания и притяжения якоря.

Наибольшее применение первоначально эти реле нашли в ко­довой аппаратуре диспетчерской централизации временного кода, откуда и появилось название этих реле. Эти реле широко ис­пользуют в дешифраторных ячейках числовой кодовой автоблоки­ровки, в дешифраторах автоматической локомотивной сигнализа­ции  и во многих других устройствах. На основе кодовых ре­ле разработаны трансмиттерные реле для передачи в рельсы ко­довых сигналов автоматической локомотивной сигнализации.

Магнитная система реле может быть неразветвленной (КДР1, КДР1-М и КДР2) в виде Г-образного сердечника и разветвлен­ной в виде П-образного сердечника (КДРЗ-М).

Реле КДР5-М имеет разветвленную магнитную систему с большими размерами сердечника катушки. Буква М в обозначении реле указывает на замедленный характер работы реле.

Реле типа КДР6-М — медленнодействующее, выполненное ана­логично реле КДР5-М с укороченной катушкой и якорем и катуш­кой для получения замедления на притяжение и отпускание якоря.

Электромагнитная система реле КДР (рис. 4.25) состоит из сердечника 1, катушки 2, ярма 3 и пластинчатого облегченно­го якоря 6. Переключение контактов осуществляется бакелито­вой пластиной 5, жестко связанной с якорем. При притяжении якоря бакелитовая пластина поднимается вверх и размыкает ниж­ние (тыловые) и замыкает верхние (фронтовые) контакты с под­вижными контактами 4 (общими). Для исключения залипания яко­ря на нем имеется медный наклеп.

У реле КДР3 медный наклеп отсутствует, а для исключения залипания изогнут якорь для обеспечения воздушного зазора между притянутым якорем и сер­дечником.

У реле КДР-5 и КДР6-М массивный упор из антимаг­нитного материала прикрепляют к нижней полке сердечника и выгибают якорь.

Рис. 4.25. Конструкция реле КДР с неразветвленной магнитной системой

 

Контактная система реле КДР состоит из одной — пяти вер­тикальных колодок, набираемых из отдельных элементарных контактных групп. Каждой элементарной группе, состоящей из од­ной — трех контактных пружин, присвоен определенный номер. Контактная группа 1 предназначена для припайки вывода обмот­ки реле. Группы 2 и 3 нормально разомкнуты и замыкаются при возбуждении реле. Контактные группы 5 и 6 нормально замкну­ты и размыкаются при срабатывании реле. Группы 4, 7, 9 и 0 имеют полные тройники, т. е. работают на переключение. При этом группы 4 и 0 имеют мостовые контакты, у которых при притяжении якоря сначала замыкаются фронтовые контакты, а затем размыкаются тыловые, т. е. переключение осуществляется без разрыва цепи. Контакты в колонках разделяются изоляцион­ными прокладками. Контакты реле КДР обеспечивают 1 млн. ком­мутаций цепей постоянного тока 2 А напряжением 24 В или це­пей переменного тока 0,25 А при напряжении 220 В. При уменьше­нии указанных нагрузок на 50% реле обеспечивает 10 млн. коммутаций.

 

Контакты реле КДР нумеруют трехзначными цифрами (рис. 4.26, а): первая цифра указывает номер колонки, в которой расположен контакт; вторая — номер контактной группы в колонке; третья—тип контакта: общий— 1, фронтовой— 2, тыловой— 3. На­пример, фронтовой контакт, расположенный во второй контактной группе третьей колонки, обозначается 322. Здесь же для примера по­казано обозначение мостового контакта (тройник) 221-222-223.

Рис. 4.26. Контактная система реле КДР

 

Реле изготовляют согласно паспортным данным, в которых указаны номенклатурные номера, сопротивления катушек, кон­тактный набор, номинальное напряжение, электрические и вре­менные характеристики.

  Применяют и другие систе­мы обозначений контактов.

Реле КДР размещают, как правило, в ячейках или блоках. Монтажные провода присоединяют к кон­тактам реле горячей пайкой. В некоторых устройствах исполь­зуют реле КДРШ, имеющие штепсельное включение с соответствую­щей нумерацией штепсельной колодки (рис. 4.26, б).

 

Реле типа УКДР имеют защитный кожух, а реле КДРТ — уси­ленную контактную группу.

 

Для получения замедлений на притяжение и отпускание яко­ря, называемых в кодовых реле прямым и обратным замедлением, устанавливают катушки с медными каркасами, медные шайбы и втулки. Для получения прямого замедления медные шайбы разме­щаются со стороны якоря. Обратное замедление (на отпускание) от места расположения шайб не зависит. Таким образом мо­жет быть получено замедление до 0,5 с. Большие замедления до­стигаются установкой конденсаторов.

В локомотивных дешифраторах АЛСН (в качестве реле соот­ветствия) используют специально разработанное для этого медленно­действующее реле СР. Реле по конструкции аналогично реле КДР, но имеет усиленную разветвленную магнитную систему с П-образным корпусом, полюсный наконечник диаметром 40 мм и две контактные группы 2 ф (или 1 ф, 1 т), что позволяет получить замедление на отпускание (обратное замедление) 6с без конденсато­ров и до 90с с конденсатором 1000 мкФ.

Воздушный зазор между притянутым якорем и сердечником достигается с помощью антимагнитного наклепа на якоре и массивного упора из антимагнитного материала, прикрепленного к нижней полке корпуса. По надеж­ности действия реле СР близко к реле I класса надежности, поэто­му его используют в локомотивном дешифраторе в качестве реле соответствия, являющегося самым ответственным реле дешифратора, с помощью которого проверяется правильная работа других реле КДР, применяемых в дешифраторе.

Использовать в качестве реле соответствия и реле конт­роля скорости в локомотивном дешифраторе более надежное реле I класса НМШ, НШ или HP не представляется возможным, так как эти реле не рассчитаны на работу в условиях вибрации.

В ряде схем автоматики применяют кодовые реле с магнит­ной блокировкой КДР3-МБ и КДРШ3-МБ. У этих реле после сра­батывания благодаря большому остаточному магнитному пото­ку сердечника якорь остается в притянутом положении без на­личия тока в обмотке. Для того чтобы реле отпустило якорь, необходимо воздействие тока обратной полярности определенно­го значения. Ток обратной полярности подается либо на дру­гую обмотку (в двухобмоточном реле), либо через резистор на рабочую обмотку (в однообмоточном реле). Эти реле являют­ся быстродействующими с разветвленной П-образной магнитной цепью, по своей конструкции они аналогичны обычным кодовым.

 

Вопросы для самоконтроля по пункту:

 

Кодовые реле КДР

 

1) Конструкция реле КДР (рис. 2.25).

2) Принадлежность реле КДР к I классу надежности.

3) Применение кодовых реле

4) Нумерация контактов реле (рис. 4.26).

 

 

Трансмиттерные реле

Трансмиттерные реле разработаны на основе кодовых реле типа КДРТ, они имеют усиленные контакты и используются для кодирования рельсовых цепей (передачи импульсов тока в рель­совые цепи). Трансмиттерные реле работают в наиболее тяжелых условиях эксплуатации. В системе числовой кодовой автоблокиров­ки они, как правило, работают в релейных шкафах в условиях изменения температуры и влажности воздуха в широких преде­лах, переключая значительные мощности (до 600 В·А) при реактив­ной нагрузке. В течение суток реле срабатывает примерно 150 тыс. раз, в год — примерно 500 млн. раз.

Контактная система трансмиттерных реле (кроме типа В) имеет три контактные группы: одну среднюю на переключение с усиленным контактом и две крайние с обычными контактами (рис. 4.27). Одна из крайних групп работает на замыкание (фронтовой контакт), а другая—на размыкание (тыловой кон­такт).

 Неусиленные контакты используются в схеме дешифраторной ячейки числовой кодовой автоблокировки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.177 с.)