Социометрия (микросоциология) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социометрия (микросоциология)



Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретическое и прикладное направление социологической науки, изучающее социальные и психологические взаимоотношения личностей в малых группах. Возникновение социометрии правомерно связывается с использованием специфических приемов изучения группового поведения людей в деятельности Джекоба Морено (1892 - 1974 гг.). Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: “математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода”, отмечая при этом, что “социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы”.

Важной идеей было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная). Следовательно, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования макро и микроструктур. Под микроструктурой Морено понимал совокупность психических отношений людей, их желаний, чувств, представлений и т.д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.

Данные исследований и их интерпретация привели Морено к обобщениям, которые выразились в формулировке ряда законов. Одним из них стал универсальный микрозакон, согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микроструктурой (неофициальными отношениями) и макроструктурой (официальным обществом).

Особой популярностью в ряде школ западной социологии пользуется так называемый закон насыщения, который гласит, что подобно тому, как в химических растворах существует точка насыщения, за пределами которой остается нерастворимый осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к “перенасыщению” или, иным словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

Д. Морено были сформулированы социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждает, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно.

Источник - http://read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-026.htm

14. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА Д. ХОМАНСА И П. БЛАУ.

Кратко – в предыдущем вопросе ↑. Подробнее – тут ↓

Теории социального обмена основываются на тех фактах, что в процессе взаимодействия люди обмениваются друг с другом теми или иными экономическими и социальными ценностями — товарами, услугами, всевозможными ресурсами и просто вознаграждают друг друга вниманием, похвалой, любезностями и т.д. Эти обмены между конкретным индивидом и обобщенным другим могут происходить на микроуровне, в малой группе

Постулаты Д. Хоманса.

Дж. Хоманс считал, что адекватная интерпретация социального поведения имеет психологическое основание, которое и положено в основу пяти постулатов Хоманса. Они были изложены ученым в монографии «Социальное поведение: его элементарные формы».

1. Постулат успеха: «Из всех возможных действий людей, чем более вознаграждается конкретное действие индивида, тем более вероятно, что индивид воспроизведет его снова».

Увеличение частоты поощрений в принципе ведет к увеличению частоты соответствующих действий. Но это лишь верно в определенных пределах — начиная с определенного момента люди не могут вести себя аналогичным образом. Чем короче интервал между определенным действием и его вознаграждением, тем с большей вероятностью индивид поступит аналогичным образом. И наоборот. Наконец, повторение поступка больше стимулирует нерегулярное вознаграждение, чем регулярное, которое вызывает пресыщение.

2. Постулат стимула: «Если в прошлом под влиянием конкретного стимула или совокупности стимулов индивид совершал действие, отмеченное вознаграждением, то чем больше похожи ныне задействованные стимулы на прошлые, тем вероятнее, что человек совершит аналогичное или подобное действие»

С одной стороны, если условия успешных действий были достаточно затратными и сложными, то это может и не стимулировать аналогичное поведение. С другой стороны, не исключены реакции на ложный стимул, которые могут повторяться до тех пор, пока ряд неудач не приведет индивида к более четкой дифференциации стимулов.

3. Постулат ценности: «Чем более ценным для человека является результат его действия, тем более вероятно его воспроизведение»

Дж. Хоманс замечает, вознаграждение предполагает действие, обладающее позитивной ценностью, в то время как наказание — действие с отрицательной ценностью. При этом социолог пришел к убеждению, что наказание не является эффективным средством изменения поведения индивида. Лучше просто не подкреплять нежелательное поведение. Вместе с тем поощрение как средство формирования желательного поведение имеет пределы применения, ибо со временем оно может утратить свою ценность.

4. Постулат депривации — пресыщения: «Чем чаще в недалеком прошлом индивид получал конкретное вознаграждение, тем менее ценным для него становится последующее награждение подобного рода»

Из этого постулата следует, что эффективность одного и того же поощрения будет неизбежно ослабевать, и тогда вероятность воспроизведения конкретного действия или желательного поведения будет уменьшаться

5. Постулат агрессии — одобрения. Он может проявляться в двух модусах. Первый относиться к негативным эмоциям: «Когда действие человека не вызывает ожидаемого вознаграждения или, напротив, влечет неожиданное наказание, то он становится рассерженным; весьма вероятно, что его поведение станет агрессивным, и результаты такого поведения станут для него более ценными».

Второй модус связан с позитивными эмоциями: «Когда действие человека влечет ожидаемое вознаграждение, особенно большее вознаграждение, чем им ожидалось, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он будет счастлив; весьма вероятно, что его поведение станет одобряемым, и результаты такого поведения станут для него более ценными»

Теория социального обмена по П. Блау

В отличие от Дж. Хоманса П. Блау полагает, что социальный обмен осуществляется на разных уровнях своеобразно, в связи с чем выделяет следующие виды обмена:

· Прямой обмен - в который вступают два актора, находящиеся в непосредственном контакте, и главное — поведение одного актора прямо зависит от поведения другого. Прямой обмен может быть продуктивным обменом, если оба актора вносят вклад, чтобы получить из него выгоду.

· Обобщенный (непрямой) обмен - в котором задействованы три и более акторов, причем это могут быть и крупные формальные организации

Связующими механизмами в непрямых (обобщенных) обменах, по мнению П. Блау, выступают нормы и ценности.

Нормы регулируют социальный обмен по типу коллектив — индивид.

Ценности же регулируют социальный обмен на социетальном уровне, между коллективами. Оно опосредуют связи между формальными организациями. Причем в зависимости от своего типа ценности выполняют различные функции. П. Блау выделяет четыре типы ценностей:

· Партикуляристские ценности способствуют интеграции и солидарности членов коллектива, особенно вокруг таких символов, как доброе имя кампании, профессионализм фирмы.

· Универсалистские ценности, являющиеся представлениями об общественной значимости тех или иных деяний, позволяют вознаграждать вклад индивида или группы во благо общества.

· Легитимный авторитет как определенный тип ценности предоставляет больше власти и полномочий одним членам организации по сравнению с другими, что позволяет первым осуществлять функцию организованного социального контроля.

· Оппозиционные или революционные ценности способствуют социальным изменениям, включая перемены в институциональных структурах общества.

По П. Блау, макросоциальные структуры по своему содержанию принципиально отличаются от содержания составляющих их элементов, т.е. приобретают эмерджентные свойства. П. Блау выделяет четыре основных вида эмерджентных свойств:

1) численность элементов социальной совокупности»

2) вид «относится к социальным отношениям между людьми, представляющим собой прямые связи между элементами структуры социальной группы»

3) «состав социальной совокупности, находящий свое выражение в различиях между её элементами»

4) «два типа структурных свойств более высокого порядка»: первый заключается в «глобальных характеристиках инфраструктуры общества», второй тип структурных свойств составляют «абстракции, выведенные из свойств более низкого порядка, из моделей либо социальных отношений между элементами, либо комбинаций элементов»

Теоремы П. Блау, касающиеся тенденций социального обмена на уровне межгрупповых отношений:

Теорема 1. «По мере увеличения размера группы вероятный уровень внегрупповых отношений уменьшается»

Теорема 2. «Гетерогенность способствует внутригрупповым отношениям»3. Благодаря разнородности возникают «плодотворные контакты» между членами различных групп, поясняет свою мысль П. Блау. Из этого следует, что социальный обмен взаимовыгоден представителям различных культур

Теорема 4. «Мобильность (социальная) содействует развитию межгрупповых отношений»

Теорема 7. «Гетерогенность позитивно влияет на социальную мобильность»

Теорема 14. «Социальная мобильность увеличивает консолидацию различных черт дифференциации»

И другие!

Источник - Социология. Классические теории через призму социологического воображения: учебник / С. А. Кравченко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 631 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.143.219 (0.013 с.)