Теория социального конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального конфликта



       Современная теория социального конфликта возникла как реакция на широкое распространение социологии позитивизма, ее теоретической основы - структурно - функционального анализа. Некоторая односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких, как постулирование стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, - вступала в заметное противоречие с иным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50-60 гг., социальными конфликтами этого периода. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок, стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Аргументы о риске возникновения конфликтов в обществе:

- распределением средств к жизни занимается группа людей, которая противостоит обществу;

- политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта, которая тоже противостоит обществу. Поэтому конфликт меду нею и народными массами объективно обусловлен;

- во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги - власть - ценности - ритуал. От первого до последнего компонента всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп. Следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;

- в любом обществе имеет место принуждение одного другими, ибо лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт есть продукт экономических отношений.

Льюис Козер (1913 – 1967 гг.) является одним из разработчиков теории конфликта. По Козеру, социальный конфликт есть неотъемлемый атрибут социальных отношений. В его изложении любая социальная система предполагает определенное размещение власти, богатства и позиций статуса среди индивидов и общественных групп. Никогда не существует полного согласия или соответствия между тем, что отдельные лица или группы считают причитающимся им по справедливости, и тем, чем они фактически располагают, владеют вследствие существующей системы распределения. Конфликт проистекает из попыток различных социальных групп и индивидов увеличить их собственную долю вознаграждения. Происходящая в обществе борьба интересов по проблемам перераспределения средств производства, общественного продукта, доли, получаемой от этого продукта выполняет целый ряд позитивных функций.

К позитивным функциям социального конфликта Козер относит “коммуникативно-информационную” и “связующие” функции. В результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности.

Большое значение Козер придает такой функции социального конфликта, как созидание и конструирование общественного объединения. Он считает, что противоборство как с внешними, так и с внутренними врагами помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать.

Важное место занимает такая функция социального конфликта как стимулирования и возбуждения социальных изменений.

       Важное значение в конфликтологии занимает постановка американским социологом Чарлзом Райтом Милсом (1916-1962 гг.) основных трех групп вопросов, которые социологи должны решать:

1) Какой является структура данного конкретного общества, обеспечивающая его целостность? Кем являются ее основные компоненты и каким образом они связаны между собой?

2) Каким является место этого общества в истории человечества? Какое значение имеет это общество для развития человечества как целостной системы?

3) Какие люди преобладают в данном обществе в данном периоде? Какие будут преобладать в будущем?

Социологические концепции технократизма.

Главными ценностями этого подхода выступает следующее:

- основанная на фундаменте научных законов особая роль технократического стиля мышления;

- приоритетная роль, отводимая технике, научно-техническому фактору в целом, трактовка научно-технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества;

- рассмотрение научно - технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение научно - технического и социального прогресса.

Мировоззренический фундамент технократизма в социологии составляет рационалистический подход к миру, стремление найти определяющие законы, управляющие той или иной сферой, активное преобразование этой сферы в соответствии с этими познанными объективными требованиями, оптимизация ее функционирования и управления. Ему присуща убежденность в том, что новая управленческая технократическая элита, придя к власти, будет руководствоваться научно - техническими знаниями, а не какими - либо частными социально - классовыми интересами, и сумеет стать “элитой знания”, “элитой достоинств”, но не элитой привилегий. Принцип технологического детерминизма гласит, что изменения в технологии были и, вероятнее всего, будут первоосновой изменения социальных институтов, практических действий и идей. Всячески подчеркивая необходимость “сугубо объективного”, естественнонаучного подхода к анализу общественной жизни, в технократизме всегда просматривается стремление свести социальный прогресс к прогрессу науки, техники и технологии.

       Основоположники: Л. Уайт, Д. Белл, Масуда.

В информационных теориях наука и техника уже не рассматриваются как непосредственный источник всех изменений, хотя они по - прежнему наделяются огромной преобразующей силой. Как отмечает Масуда, быстрые инновации в системе социальной технологии обычно становились теми осевыми силами, которые порождали трансформацию общества, его переход на новый уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.006 с.)