Славянские народы Габсбургской монархии. Проблемы инкорпорации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянские народы Габсбургской монархии. Проблемы инкорпорации



После этой лекции Кузьмичева вывесит задание про граничар.

В 1995 г. завершилась чудовищная 4-летняя война между сербами и хорватами, которая как раз и происходила по территории т.н. «Военной границы» еще монархии Габсбургов (нужно будет скачать карту границы и отметить, какие ее части вошли в какие государства).

Монархия Габсбургов стала империей в 1804 году, в 1867 году произошло ее конфедеративное переустройство, она стала называться Австро-Венгрией, в ноябре 1918 году после окончания Первой мировой войны Австро-венгерская империя исчезла, она единственная из четырех империй, сокрушенных этой войной, которая была разделена полностью. У историков она получила название «тюрьмы народов», что в реальности имеет мало корней, в ней впервые в конституции 1867 году были признаны права всех национальностей, а дискриминация по национальному признаку преследовалась как уголовное преступление. Причины таких острых оценок – национальный характер многих историографий, австрийские и немецкие историки наоборот считают славян виновниками развала империи (их в империи было во второй половине XIX в. до 54%).

Монархия Габсбургов была центром Священной Римской империи Германской нации, ее главы носили до начала XIX в. титул императоров и императриц, хотя империей их государство стало только в XIX в. До 1867 года империя делилась на Цислейтанию (австрийские коронные земли, принадлежавшие непосредственно Вене, она расширялась до 1878 года) и Транслейтанию (земли короны святого Иштвана, венгерские коронные земли). В 1867 году они официально стали двумя частями государства Габсбургов. Происходят они от названия речки Лейта в Богемии, которая и делила империю на две части.

В Цислейтании проживали многие славянские народы, попавшие туда в разное время и при разных обстоятельствах. Один из них находился на этой территории с австрийскими немцами постоянно, с самого начала – словенцы. Они не признавались историческим народом до 1918 года, поскольку не имел своего средневекового государства (есть сведения о существовании некоего государства Карантани, но оно не подтверждено), жили они на территории т.н. «Внутренней Австрии» в трех регионах: Штирия, Каринтия и Крайна, много словенцев было в городе Триест. Специфика словенцев в том, что до 1848 года они не имели даже собственного названия, лишь говорили на славянских языках, не имели своей аристократии и дворянства, не имели единого языка, жили преимущественно в горах крестьянскими общинами. Владевшие ими немецкие помещики называли их «виндишами» - «лесными жителями», и не признавали за ними права ни на какую автономию. После 1867 г. они, однако, получили право формирования своего представительства в ландтагах, начались разработки проектов их собственного государства. В 1918 году было создано на их основе государство словенцев, хорватов и сербов, которое просуществовало всего месяц, но отражало изменение представлений о праве словенцев на собственное государство. Сейчас, с 1991 года, это маленькое государство Словения, оно первым из славянских государство вошло в состав ЕС, там есть прибрежная полоса, есть Альпы, экономически оно процветает, притом оно русофильское. Само название «словенцы» появилось искусственно в 1848 году во время революции и «весны народов», когда молодые студенты из Штирии и Каринтии, которые обучались в Вене, включились в революции и решили, что как-то надо обозначить этот народ, они и назвали его «словенцами».

Самая большая группа славяне Цислейтании после битвы при Белой горе в 1620 году – чехи, проживавшие в Богемии и Моравии, экономическом центре Габсбургской монархии, т.н. «сердце Габсбургов», здесь очень большой процент городского населения и ремесленников, здесь потом сформируется чешская буржуазия. Там же располагался единственный славянский университет – Пражский университет, центр формирования славистики вообще, в том числе и русской. Они долго добивались автономии, позднее получили право на собственный язык, но не политическую автономию. Не последнюю роль в борьбе чехов за автономию играло собственно чешское дворянство.

Также в Цислейтании с 1772 года в результате разделов Речи Посполитой появляются польские земли, область Галиция с центром в городе Львов, потом сюдя вошел Краков со вторым славянским университетом - Ягеллонским университетом. Здесь практически не было антиавстрийских выступлений, за исключением революции 1848-1849 года, здесь не боролись за автономию. Происходило это потому, что во-первых, автономия польских националистов не интересовала, их интересовало восстановление Польши в границах 1772 года. Здесь позднее будет формировать свои банды Пилсудский. Вторая причина – Галиция была хорошо инкорпорирована в Цислейтанию, множество польских дворян и аристократов занимала важные государственные посты в австрийской империи, например, пост военного министра, плюс австрийское правительство поддерживало польскую аристократию в стремлении удержать под контролем украинских крестьян в Галиции. Третья причина: большинство населения Галиции исповедовало католичество, которое было одно время даже официальной религией империи Габсбургов, оно не только не преследовалось, но всячески поощрялось.

В 1815 г. Цислейтания пополнилась Далмацией, восточным побережьем Адриатического моря. Раньше она была владением Венеции. Большинство населения здесь, особенно городского, составляли итальянцы, за исключением городской славянской католической республики Дубровник. Но в XVIII-XIX вв. сюда активно бежали славяне из земель Османской империи. В итоге здесь оказалось множество католиков-славян и небольшой процент православных славян – «бегунцов». В экономическом смысле это был депрессивный отсталый район, где даже сохранялся колонат (!), основой экономики были городские порты, которые и определяли значимость Далмации. В конце XVIII – начале XIX в., после разгрома Венеции на время эта территория находилась под контролем французов, здесь была введена французская администрация и французский язык. По приказанию Наполеона для местного населения специально всего за месяц был создан особый иллирский язык. Т.е. Наполеон первый признал возможность существования у славянского населения Далмации и у словенцев собственного государства, Наполеон у западных славян, а особенно у поляков вообще национальный герой. В портах Далмации в будущем, после Венского конгресса, разместились корабли созданного военного фота австрийской империи. Отсюда в монархии Габсбургов никакой автономии для этого региона быть не могло. Притом хорватская национальная идеология была построена на концепции триединого королевства: Хорватия, Славония и Далмация, которое в 1102 году соединилось с Венгрией. Она считает, что Хорватия никогда своей государственности не теряла, ни от объединения с Венгрией, ни от вхождения в состав Габсбургской монархии после битвы при Мохаче. В 1868 г. Хорватия и Славония получат автономию, а Далмация нет, она останется в составе Цислейтании в силу своей огромной стратегической значимости.

Итого: в Цислейтании словенцы были всегда, чехи вошли в 1620 году, поляки вошли в 1772-1795 гг., часть славянского населения имелась и в Далмации. Однако в целом немцы составляли в Цислейтании политическую и социальную доминанту.

Транслейтания (корона святого Иштвана) – самый неспокойный регион австрийской монархии, там происходили постоянные антивенгерские движения особенно в XIX в., как результат политики насильственной мадьяризации. Сами мадьяры-венгры составлялись здесь 35% населения, остальные немцы-швабы, румыны, славяне, это мультиконфессиональный и полинациональный организм. После поражения в битве при Мохаче, захвата южных комитатов Венгрии турками, Венгерское королевство добровольно вошло в состав Габсбургской монархии.. Существовала венгерская национальная концепция - natio hungarica, сформулированная в конце XVIII в., когда венгры стали элиминироваться от австрийцев, она подразумевала создание единого венгерского народа, куда был вошли и мадьяры, и немадьяры: немцы, евреи-ашкенази, славяне, которые будут говорить на венгерском языке. Эта концепция подразумевала отсутствие, принципиальный отказ в какой-либо автономии каким-либо народам в короне святого Иштвана.

С ними туда вошли и славянские народы. На севере венгерской короны жили словаки, чье право на собственное государство никогда не признавалось.

 Здесь проживали хорваты, у которых сохранилось собственное дворянство, сохранился собственный язык и представление об их праве на собственное государство, поэтому в XIX в. все хорватские партии будут называться «партиями права».

Во время «Великой Венской войны» 1683-1699 г. Священной лиги против Османской империи, в которой лига победила, австрийские войска продвинулись очень глубоко на Балканский полуостров и дошли до территории Косово, где располагались ключевые сербские монастыри и располагалась созданная в 1577 г. Мехмедом-Пашой Соколовичем сербская патриархия. Австрийцы договорились с сербским патриархом, что сербы поддержат их продовольствием и фуражом и добровольцами, взамен им обещали восстановление сербской государственности. Однако в результате австрийцы ушли с этой территории, а сербам стал угрожать джихад за сотрудничество с врагом. Тогда сербы обратились к австрийскому императору с просьбой о помощи, он предложил им переселиться на освобожденные южные венгерские земли, которые потом сербы нахвали областью Воеводина. Так в Транслейтании появилась очень большая сербская диаспорами с главными городами Сремски Карловцы и Новисад, им предоставили свободу вероисповедания, поддерживали их материально, стремясь прочнее инкорпорировать их в империю. Венгры же считали их пришлым населением и не признавали за ними никаких прав на никакую автономию.

Итого: в Транслейтании: в составе короны святого Иштвана словаки, хорваты, сербы, право автономии признается только за хорватами.

В австрийскую монархию входила также особая территория – Военная граница. Созданная в XVI в. и оформленная законодательно в 1627 году. Она должна была быть пограничной стражи, ее жители – беженцы из центральных православных районов Балканского населения, в целом их называли граничарами. Они обладали большими правами, по сравнению с другими жителями империи: личную свободу, право на ношение оружие, собственное самоуправление, право на землю. Все мужчины-граничары были военнообязанными и активно использовались до 1791 года в войнах с турками. После этого граничары стали выполнять функции карательных отрядов, венгры стали требовать вернуть им часть Военной границы. Тогда граничары, часть которых была православными сербами в 1750-х годах стали массово переселяться в Россию, в т.н. «Новую Сербию» с центром в городе Славяносербск. В 1881 году Военная граница была уничтожена официально.

В 1878 году громадная славянская территория – Босния и Герцеговина, после русско-турецкой войны по Берлинскому трактату, вошла в состав австрийской империи. Эта территория, как и Военная граница, не входила не в Цислейтанию, ни в Транслейтанию, а подчинялась непосредственно австрийскому министерству финансов.

В правление Марии Терезии с 1740-1780 гг. и потом до 1790 г. императором Иосифом II проводились коренные реформы австрийской империи, реформы просвещенного абсолютизма. В 1781 году был издан патент о веротерпимости, разрешавший исповедование любых конфессий, была проведена секуляризация церковных земель, у церкви отобрали монополию на образование и медицинскую помощь. Была ликвидирована личная крепостная зависимость, отменена барщина. В результате появилась огромная масса свободного населения, были созданы бесплатные школы и гимназии на национальных языках, правда, с изучением немецкого. Представителям в том числе славянских народов открылся широкий путь к чиновничьим должностям, в число ученых и художников, администраторов и даже военных. Так началось формирование новой социальной силы – славянских национальных интеллигенций, которые станут основными носителями революционных идей в XIX в.

 

Лекция III (Дубовик)

«Национальное славянское возрождение»: общее и особенное

XVIII-XIX вв. – время империй, все славянские народы оказались в австрийской, османской, Российской или наполеоновской империях, многие из них жили сразу в нескольких империях (например, сербы и у Габсбургов, и у османов), у них потом сложились и разные исторические судьбы. Империи несут в себе позитивный заряд, потому что они обеспечивают стабильность и грамотное качественное управление. Все экономические преобразования в них были ориентированы на интеграцию в империю, когда империи начнут приходить в упадок, это сильно ударит по экономике, ликвидируется единое экономическое пространство, появятся новые таможни и т.д. Одновременно полирелигиозные империи были обречены на то, чтобы быть веротерпимыми. В империях очень хорошо действовала система противовесов между разными народами, в них комфортно существовали даже т.н. «народы с неполными социальными структурами». Имперские элиты всегда были полиэтничными, славянские народы непосредственно участвовали в создании и организации государства через своих представителей в имперских элитах. Именно в рамках империй консолидировались и зародились нации. В конце же XIX – начале XX в. многие славянские народы наоборот, сыграли одну из основных ролей в распаде нескольких империй.

С конца XVIII в. наступает и продолжается весь XIX в. «национальное возрождение» славянских народов. Когда все славянские народы стремились выйти из империй или изменить свое существования в них. К началу этой эпохи «не было делений по национальным квартирам», ни один славянский народ не имел собственной государственности; не имел собственного литературного языка (за исключением поляков), а была латынь, немецкий, староосманский язык, в будущем язык стал средством пропаганды национальных идей, главнейшим фактором национального возрождения и конструирования нации; не было национальных школ и образования (за исключением университета в Праге).

Еще в 1960-е годы говорили о ненаучности понятие «национальное возрождение славян», но сейчас большинство специалистов его признают, учитывая его масштабы и длительность. Раньше говорили, что его главный фактор – складывание капиталистических отношений и национальной буржуазии, но сейчас скорректировали в сторону того, что точно у всех формируется буржуазная идеология. Процесс формирования буржуазных наций, который начинается тогда же, длится весь XIX в., причем под нацией тут понимается политическая общность, которая формируется на основе старых феодальных институтов. Славянские народы не имели своих национальных государств, своего единого политического пространства, поэтому их мы рассматриваем в первую очередь как экстерриториальные этнические общности культуры, религии, языка, причем культура, язык и религия будут играть в конструировании славянских наций определяющую роль. Большую роль в нем сыграли также т.н. «будители», ученые и философы, которые на теоретическом уровне рассуждали об истории и культуре тех или иных народов. Только в XIX в. идеи «будителей» сращиваются с массами, с политикой государства, с реальными действиями. Таким образом, в основе национального возрождения славянских народов было интеллектуальное развитие общества. Наиболее бурно оно происходило в Австрийской империи, где отменили в конце XVIII в. цензуру и часть сословных ограничений, начала складываться разветвленная система образования.

Национальное возрождение началось с конструирования языка и культуры, т.н. «филологического периода» в эпоху Просвещения, когда происходила секуляризация и рационализация взглядов на мир, притом и в католической, и в православной среде (национальное возрождение=просвещение). В связи с национальным возрождением в конце XVIII в. происходит становление гражданского общества через систему элитарных обществ – масонских, просветительских, научных и т.д., где не делалось различий по сословной или конфессиональной принадлежности. Тогда же появляется понятие «историзма», формируется в современном виде историческая наука, историзм способствует росту патриотизма (историзм=патриотизм). Огромное воздействие оказывал «русский фактор» - политическое и военное включение России в европейские события, русское духовное проникновение на Балканы (по Кючук-Кайнарджийскому миру Россия получила право покровительства христианским народам Османской империи, сначала через книги и церковь, потом через политических агентов и военных). В связи с «русским фактором» была выдвинута идея общеславянского единства и взаимности, которые будут существовать весь XIX и часть XX в. Эта идея, что интересно происходит из Словакии, ее автор – словак Ян Колар, пропагандист славянской взаимности, живший в конце XVIII – первой половине XIX в. (это будет вопрос на миллион на экзе). Живя в отсталой аграрной Словакии он видел, что это маленькая отсталая территория почти без городов, которой противостоят венгры со своей мадьяризацией. Он спрашивал, как может маленький народ противостоять чему-то большому и сильному – только объединившись под одной большой национальной крышей – крышей славянства, эту идею он изложил в поэме «Дочь Славы» (единой славянской реки, из которой вытекают отдельные ручейки. что?!). Он говорил, что у славян должна быть одна нация и один общий для всех язык. Его идеи потом развили молодые словаки, среди них Людевит Штур, который уже говорил об одной своей словацкой нации со своим словацким языком, у него славянское единство уже не буквальное, но единство в своеобразии. Он высказался за объединение славян под покровительством могущественной свободной России, о чем говорил еще Ян Колар. Аналогично под угрозой мадьяризации находились хорваты, в результате чего появилась идея иллиризма, для них фундаментом национального возрождения стала национальная поэзия и, что вообще для славян нехарактерно, своя национальная элита и, что тоже для славян нехарактерно, единая религия – католицизм. Во время наполеоновских войн здесь короткое время существовали Иллирийские провинции Наполеона, куда вошла часть южных славян, там в 1806-1811 гг. существовали Далмация, Хорватия, Военная граница, там действовал Кодекс Наполеона, а искусственно созданный иллирийский язык был объявлен равным официальному французскому. Янко Драшкович выступил с идеей создания собственного хорватского государства, вывода его из-под венгерской короны и избавления от угрозы мадьяризации. Людевит Гай, издатель «Народных иллирийских новостей», стал основоположником хорватского языка в 1830-1840-е годы. Идеи иллиризма в итоге трансформируются в идею политического объединения южнославянских народов и предоставления им автономии в рамках австрийской империи. Вена в иллиризме видела угрозу своей власти и начала на эти идеи гонения, само слово «иллиризм» было запрещено. Итого, идея славянской взаимности и единства зародилась у самых малых и политически несостоятельных славянских народов австрийской империи – словаков и хорваты. Созданный ими национализм нес в себе положительный конструктивный заряд, несли в себе заряд будущей национальной идеи и кристаллизации собственных «национальных квартир».

Эталонная территория «славянского возрождения» - Чехия, развитый в экономическом плане регион, где в конце XVIII в. были уничтожены остатки было самостоятельности, Чехия была превращена в обычную провинцию, печать существовала только на латыни и немецком языке, проводилась политика онемечивания. В то же время в экономическом отношении Чехия была одной из самых развитых частей империи, здесь начала формироваться национальная буржуазия, которая стремилась вырвать возможности экономического развития из рук немецких промышленников, появилось стремление развития собственного чешского рынка. Т.е. основой чешского национального возрождения было именно экономическое развитие, складывание национального рынка и буржуазии (марксисты торжествуют). На раннем этапе началась критика религиозных предрассудков, наполнение произведений искусства и литературы гражданским содержание, здесь власть австрийского императора существовала в виде именно просвещенного абсолютизма. Центром национального возрождения стало Чешское королевское научное общество, возрождение началось с высокой историографии, научных публикаций. Балканский регион имел свою специфику национального возрождение, появились даже всякие идеи «балканского варианта», «балканской матрицы» и т.д.: здесь имелись особые географические условия, горы, открытость к семи морям, определенный тип расселения народов в согласии с природой – ни больше, ни меньше; особая социальная организация и сильный коллективизм; привычка населения быть зависимым от крупного могучего государства, привычка подчиняться более сильному; значительная роль духовных школ при монастырях в формировании национальной элиты; полиэтнический состав населения (чьи члены себя считали не сербами, не болгарами и т.д., а лишь православными под властью османов). Для южных славян также определяющим в складывании их национальных идеологий и наций стал «русский фактор» (идея «диадо Ивани»). О болгарском национальном возрождении, Софронии Врачанском и Паисии Килендарском нужно почитать в файлике, который прицепит Дубовик.

В XVIII в. начинается кризис Османской системы, выразившийся в кризисе тимарной системе и появлении аянов, в исчезновении янычарского корпуса.

Лекция IV (Дубовик)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.013 с.)