Общая информация и условия экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая информация и условия экзамена



Славянский мир накануне Первой мировой войны. Государственно-политическое и социально-экономическое положение южных и западных славян. Политические движения в странах южных и западных славян в начале XX в.

Это вопрос довольно сложный, тут много имен и подробностей, важно понимать происходившие процессы и степень интегрированности славянских стран в европейский политический процесс. В этой теме особенно важны партии, каждая их которых имела свой вариант восстановления национальной государственности. По результатам Версальских договоров 1918-1919 гг. возникло сразу несколько славянских государств: республика Польша (воссозданное) и совершенно новое государство Чехословакия (Цислейтания + Транслейтания), совершенно новое государство Югославия (идею такого объединения в свое время выдвинул Юрий Крижанич, она отчасти была реализована в иллирийских провинциях Наполеона). Оба новых государства просуществовали в таком виде до 1990-х гг., а потом распались – Чехословакия мирно, а Югославия очень кроваво (о них обоих часто говорят как об искусственных творениях Версальской системы, которые были призваны поддерживать «санитарный кордон» перед Советской Россией, а также сдержать реваншистские намерения Германии и Австрии). В начале XX в. у славянских народов формируются новые общественные страты, появляются новые партии и харизматические лидеры, которые потом становятся президентами этих стран.

К началу Первой мировой войны существовало три независимых славянских государство: Сербия (расширившаяся в ходе Балканских войн в четыре раза (+ Македония, + Косово и Метохия), ставшая к началу Первой мировой войны многонациональным и многоконфессиональным государством); Черногория (которая теперь имела общую границу с Сербией и тяготела к соединению с ней до 2006 г.); Болгария (которая была до 1908 г. автономным вассальным (!) княжеством, которое присоединило в 1885 г. Восточную Румелию, а в 1908 г., воспользовавшись младотурецкой революцией, его князь Фердинанд Кобургский объявил себя царем, а Болгарию независимой, во Второй Балканской войне Болгария оказалась одна против всех остальных балканских стран и как итог присоединилась к Тройственному союзу. В этом же году произошла аннексия Австрией Боснии и Герцеговины - закономерный итог ряда международных договоров, вложившая огромные деньги в модернизацию оккупированной Боснии и Герцеговины Австрия официально выкупила ее у османского правительства, Сербия же, рассчитывая на поддержку России, начала мобилизацию и чуть не начала войну с Австрией, итог – «военная тревога 1908 г.», чуть не начавшаяся мировая война, российская дипломатия с трудом урезонила сербских военных из «Черной руки»). Турция в результате Балканских войн потеряла почти все территории в Европе, у нее остался на европейском берегу только Константинополь и Восточная Фракия (которую турки отобрали назад у болгар во время Второй Балканской войны. Все молодые балканские государства очень агрессивны и амбициозны, все они жаждут расширяться.

Автономию к началу Первой мировой войны имели две территории Австро-Венгрии: в Цислейтании это Галиция, в Транслейтании создание автономий было крайне затруднено жесткой венгерской политикой и прогрессирующей мадьяризацией (концепция natio hungarica), воеводинские сербы автономии так и не получили. И все же в 1868 г. произошло подписание «субдуализма» (еще одного дуализма к австро-венгерскому) – венгреско-хорватского. Хорваты смогли договориться с венграми об очень широкой автономии Хорватии, которая поучила широкие политические прав, национальный язык в делопроизводстве и обучении, ведение собственного судопроизводства и культурной политики, и, о, Боже, армии - третьей армии австрийской монархии, тоже с хорватским языком(!). Хорватский лозунг «Триединого королевства», впрочем, не был полностью реализован (Хорватия, Славония и Далмация), Далмацию Хорватия так и не получила. Томаш Масарик  - выдающийся чехословацкий политический деятель (чех по национальности), философ и историк, создал в Транслейтании в 1901 г. «партию реалистов/ прогрессистов» говорил о примате естественного права над правом историческим и продвигал идеи чехословакизма. Богемия и Моравия автономий не получили, несмотря на давнюю государственную традицию, потому что это сердце и центр Австрийской монархии, ее промышленный центр (здесь заводы Шкода). Никаких прав не имели в Цислейтании словенцы, в Транслейтании сербская Воеводина и Словакия. Познанские поляки и лужицкие сербы в Германии тоже не имели никаких прав и активно ассимилировались. Наконец, после восстания 1863-1864 гг. была окончательно ликвидирована автономия Царства Польского, которое было обращено в Привислинский край, здесь проводилась жесткая политика, вводился русский язык в образовании и делопроизводстве, польские чиновники заменялись русскими, но в целом тотальной русификации не было. Австрия в конце XIX – начале XX в. проводит политику интеграции в свой состав Боснии и Герцеговины – на 95% славянской этнической территории, но с католицизмом, православием и исламом. Босния и Герцеговина попали в состав Австрии по Берлинскому трактату 1878 г. (министр иностранных дел Австрии граф Андраши называл ее «нашей Индией», но считал, что ее интеграция вещь сложная и опасная). Австрийские власти и министр финансов Б. Калой проводили тонкую политику интеграции Боснии и Герцеговины: они не входил не в Цислейтанию, ни в Транслейтанию, а подчинялись напрямую министерству финансов, там строились железные и шоссейные дороги, проводилась урбанизация (Член нашего Государственного совета Харузин написал про это монографию «Австрийская политика в Боснии и Герцеговине). В то же время там усиливались позиции католицизма и проводилась политика мягкой депортации и чересполосного расселения сербов и мусульман, чтобы избежать сепаратизма, так появились мусульманские и сербские анклавы (которые стали очагами кровавых конфликтов в конце XX в.).

Двухпалатный австрийский парламент выбирали 14 областей Цислейтании, среди которых большую часть составляли славянские земли (11 из 14). В Венгерской Транслейтании также был свой двухпалатный парламент, в котором, кроме сербов, были представлены хорватские дворяне (у них, как и у поляков, сохранилась национальная аристократия). Особый статус имели Босния и Герцеговина, в 1910 г. они получили широчайшую автономию, собственный парламент. Большую часть населения Австрийской империи составляли крестьяне, которые в это время стремительно пауперизировались и эмигрировали из-за нехватки земли (отсюда славянские анклавы в США и Канаде, Австралии). Общество в это время быстро милитаризируется (особенно в Сербии и Черногории), офицерский корпус в балканских странах и в Австрийской монархии, где введена всеобщая воинская повинность, получает огромное значение. В это же время появляется отдельная славянская буржуазия, которая конкурирует с немецкой и еврейской буржуазией, объединяясь в организациях неославизма – течения начала XX в., которые провели два съезда в 1908 в Праге и 1912 г. в Софии. В отличие от панславизма, они выступали не за объединение всех славянских стран под эгидой России, а за равноправное существование всех славянских стран в конфедерации. Эти организации последовательно финансировались славянской буржуазией, которая соответственно выстраивала свою торговую политику. У славян в это время появляется и техническая интеллигенция. Накануне Балканских войн появляются и военно-политические славянские союзы (например, Балканский союз). В этот период также издаются две энциклики папы Льва XIII 1913 г., которые в общем называются «Rerum novarum»,. Они требовали от католический священников активно заниматься современной культурной и политической деятельность, создавать объединения и взаимодействовать с обществом в новых процессах (например, в рабочем движении) (станчики в Галиции, словенская клерикальная партия).

В это время происходит становление чешской государственно-правовой оппозиции, в 1870 г., когда правительство Австрии возглавил Потоцкий, возникла реальная перспектива триализма австрийцев, венгров и чехов. Против этого резко выступила Германия, правительство ушло в отставку, чеши в Цислейтании подверглись обструкции. В Галиции главную роль играла католическая польская шляхта, опасаясь непольского крестьянства, не желала обострять отношения с Веной и стремились проводить «органическую работу» / «теорию малых дел»: через язык, просвещение, самоуправление постепенно конструировать сильное польское общество. Кроме того, самая главная причина, почему в Галиции особенно не было сепаратизма – даже автономия или независимость Галиции отнюдь не решали главной государственной задачи поляков – восстановления Речи Посполитой в границах 1772 г. В 1874 г. в Загребе у хорватов открывается первый университет южных славян, хорваты имеют широкую автономию. Тем не менее, в хорватских землях, наряды с либеральными, появляются партии агрессивного национализма. В Хорватии появляется республиканская «партия права» (исторического права) смыслом Анте Старчевича и Эвгена Кватерника, партия студентов и молодежи, выступавшая за этнически чисто хорватское государство в антисербском смысле, она заявляла, что все сербы – «ложные хорваты» (наследники Старчевича и Кватериника усташи во время WWII будут проводить геноцид сербов). Квартерник был убит на Военной границе, пытаясь поднять восстание. Так были заложены основы сербо-хорватского кризиса. Вацлав Клофач возглавил еще одну партия агрессивного национализма. В 1900 г. Томаш Масарик стал лидером Чешской прогрессивной партии, которая выступала за «теорию малых дел», «теорию органического труда» и мирной конфедерации славянских стран. В 1909-1910 г. усилиями Масарика было создано объединение славянских депутатов в Рейхсрате. Возникают в это время крестьянская партия Александра Стамболийского, которая проводила идею крестьянской республики. Радикальная партия Сербии Николы Пашича также отстаивала крестьянские интересы. Крестьянская партия Галции во главе с ксендзом Станиславом Кояловским создавала агрономические кружки, заложив основы людовского движения (за создание партии «…Людова» во главе со Стапинским). В 1904 г. была создана Хорватская крестьянская партия во главе со Степаном Радичем, которая уже при имеющейся автономии выступила за создание независимого хорватского крестьянского государства в виде республики. Все эти крестьянские партии представляли собой вариант т.н. «третьего пути» политического и социального устройства, все они были окрашены в националистические тона. В промышленном центре Австрии тоже была создана аграрная партия чешских землевладельцев. Часть политических славянских партий в Австрии (станчики Галиции, провенгерские круги Воеводины) занимали наоборот проправительственную позицию. В это же время появляются социал-демократические партии. В 1893 г. в эмиграции была создана нелегальная социалистическая партия поляков ППС, ее возглавили Мархлевский и Дзержинский, ее основным лидером был русский поданный Юзеф Пилсудский (будущий создатель в Галиции «легионов Пилсудского и лидер нового польского государства). Т.е. у славян появились новые харизматические лидеры: Юзеф Пилсудский у поляков. Томаш Масарик и чехословаков, Никола Пашич у сербов, Александр Стамболов у болгар, Степан Радич у хорватов. Благодаря их усилиям, большинство славянских народов после Первой мировой войны появятся собственные государства.

Общая информация и условия экзамена

Курс будет читаться на второй паре в четверг. Ольга Анатольевна Дубовик (Болгария) и Людмила Васильевна Кузьмичева по очереди, экз принимают вместе. Вопросов больше всего будет по той части, что после Восточного кризиса и войны 1877-1878 гг. История южных и западных славян в Новое время. Лекционный курс будет построен по регионам, в то время как кафедральный учебник написан по странам. Отсюда нужно и ходить на лекции, и читать учебник. Каждая лекция в течение следующей недели будет висеть в ЭОСе, потом схлопнется. Там же будут ссылочки на литературу или пдфки, в том числе отдельные разделы из еще не вышедшего нового кафедрального учебника.

В ЭОСе же будут задания, их нужно будет делать и загружать в ЭОС, на каждое задание дается две недели, после двух недель задание не принимается. Задания будут легкие, но такие, что списать не получится, там надо будет рассуждать. На экзамене будут красные, зеленые и обычные студенты. Обычные студенты – не ходившие на лекции и не писавшие заданий, сдают как обычно два вопроса, которые выбирают преподы, и две монографии. Зеленые получают один вопрос по выбору препода, читают одну монографию (иногда по ней и вопрос дают), но учебник все равно знать надо. Красные – те, кто ходили, выполняли задание и выполняли хорошо, у них есть все задания – у них упрощенный экз, сами выбирают вопрос, готовят по нему нечто вроде реферата, и потом просто болтают. Заранее будут списки всех трех цветов, которые даются по баллам, которые считает ЭОС. Для связи с Дубовик и Кузьмичевой в ЭОСе будет ее почта и телефон.

Славяне в Новое время важны, потому что они составляли численно большинство населения Европы. Славяноведение началось в XVIII в. в Германии с работ Й. Гердера, который считал, что это молодой сильный народ, который будет активно наступать на старую Европу. Позднее это вызвало полемику в историографии и формирование пангерманизма как отпоры панславизму и возрастающей роли Российской империи. Панславизм стал большим страхом и европейских государств, и Российской империи тоже. В 1835 г. была создана и кафедра славяноведения в Московском университете.

Лекция I (Дубовик)

Османская империя и «народы совместной исторической участи»

(термин придумал Литаврин) – он акцентирует тот факт, что в конце XIV – середине XV в. большинство южных славян оказались в составе Османской империи: сербы, болгары, хорваты, черногорцы и македонцы + не славяне албанцы, румыны и греки. В этой огромной империи и жили интересующие нас народы. Дубовик считает, что империи несут исторически позитивный заряд, поскольку они ориентированы на централизацию. XIX в. – век империй Османской и Австро-Венгерской, в рамках которых существовали южные и западные славяне. Притом у народов, живших даже в рамках одной империи, ситуация довольно сильно отличалась, они были разными. В нее входило множество народов и множество разных конфессий. Османская империя была страшна только в период завоеваний и период утверждения османской власти, тогда османские завоеватели действовали жестко, именно об этом периоде в XIX в. говорили как об «османском иге», вообще это миф, от которого даже в национальных балканских историографиях сейчас отходят, заменяя его термином «владычество» или даже «сожительство» (в старом учебнике этот термин сохранился, из нового Дубовик его изгнала как слишком архаичный, ее от этого коробит, и на экзе этого не нужно). Самым жестким был именно период завоевания, именно он нанес сильный демографический урон местным народам, турки создавали для себя «зеленые зоны» наибольшего благоприятствования, куда поселялось исламизированное лояльное население. Только тогда имела место насильственная исламизация. А вообще империи – класс. В Османской империи существовала тимарная система, притом в не было крепостного права(!),к крестьяне нормально жили и работали на земле тимаров, держать тимары тимариоты могли, только служа, крестьяне были лично свободными и передавали свою землю наследственно. Это две опоры Османской империи. Третья опора - сильная центральная власть султана, который управляет через великого визиря и других визирей, на первом этапе эта система была отлаженной и хорошо функционировала. В империи существовало религиозное неравноправие, господствующая религия ислам, только мусульманин может идти на государственную службу и идти в армию, носить одежду определенных цветов, владеть оружием и ездить на лошади. Немусульмане не могли носить зеленую или золотую одежду, украшать голову чалмой (хотя все эти запреты постоянно нарушались, и султан каждые полгода возобновлял законодательно эти запрещения), православные храмы не могли иметь крестов, колокольный звон был запрещен. Итого все эти ограничения довольно внешние. Если человек хотел идти на государственную службу или служить в рами, но мог свободно поменять веру, это был вопрос личного выбора. Интересно, что социальных границ для продвижения по службе в армии или государственном аппарате вообще не было, только религиозные (так история про двух братьев из сербской семьи, один из которых стал великим визирем, а другой православным патриархом).

В правовой сфере существовало преимущество мусульман, показания трех неверных могли быть опровергнуты показанием одного мусульманина. В основе правовой системы империи лежала классическая исламская юриспруденция – шариат, которые осуществлялись без вмешательства государства судьями-кадиями, которых присылали на короткий срок в каждую местность из Константинополя. Жалованья кадий не получал, только процент от осуществлявшихся сделок. Кроме кадия, по простым бытовым вопросам, можно было пойти к священнику своей религии, в данном случае православному, хотя предпочитали все равно ходить к кадиям, которых считали представителями султанской власти. Существовало также обычное право – султанские хатт-и-шерифы, хатт-и-хумаюны и фирманы, которые издавались для того, чтобы согласовать шариатскую правовую практику империи с правовыми обычаями разных ее народов, на их основе создавались канунаме – своды таких законов. Притом официальная османская доктрина уважала «людей книги», т.е. представителей оформленных религий с развитой догматикой. Для них существовала система милетов – единиц, на которые делалось население империи по религиозному признаку, был православный Рум-милет с центром в Константинополе и во главе с константинопольским патриархом (существовавшие до этого сербские и болгарские патриархии были в XIV в. ликвидированы). Существовало понятие «Румелия» (не Румыния!!!). Султан, поделив империю на милеты, в вопросы веры особенно не вмешивался. Монастыри не разрушались и не уничтожались, в них сохранялись книги, в них в XIX в. часто будут прятаться революционеры, монастыри не разрушали даже коммунисты в XX в. (!) Православная вера как традиционный консервативный институт сыграла решающую роль в исторической судьбе балканских славянских народов. В первые два века османского владычества практиковалась т.н. система девширме, «налог кровью», раз в 7 лет мальчиков из немусульманских семей забирали для службы в янычарском корпусе, обращали их в ислам и делали истовыми мусульманами, считается, что это система ужас-ужас, но сейчас оценки чуть сгладились, от этого налога были освобождены евреи. Жители Стамбула, люди, владевшие османским языком, уже женатые (отсюда много ранних браков). Не существовало серьезных ограничений и для женщин – и женщины-мусульманки, и православные могли наследовать имущество и давать показания в суде.

Эталонный образец функционирования власти в Османской империи – болгарские земли. Ими османы овладели довольно легко из-за феодальной раздробленности конца XIV в., это был не первый раз, когда болгары утратили свою государственность и оказались в составе империи. Сами болгары восприняли это как апокалипсис, сопротивляться которому нет особенного смысла (тут о сознании «массового болгарина»), они просто приспособились и научились жить в новых реалиях османского владычества, они стали интегральной частью нового османского государства. Здесь практически не было своей знати, а потому и не было сильного противостояния в момент завоевания. Только в первое время здесь практиковалась насильственная исламизация, в дальнейшая она происходила, в основном, из-за «косвенного побуждения» - ради того, чтобы получить причитавшуюся такому перешедшему довольно большую выплату, новую одежду, ради достижения юридически лучшего положения и продвижение по службе. После османского завоевания сильно изменился облик городов, он стал ориентальным: внутренние дворики, ковры и диваны. Итого: «радужная и радостная картинка» (Дубовик).

Откуда же тогда национально-освободительные движения и восстания XIX в., русско-турецкие войны и т.д.? Это было связано с системным кризисом Османской империи, который начался в XVIII в. С течением времени упало внешнее могущество османов, после Карловицкого мирного договора 1699 г. Россия заявила о своей особой роли в судьбе православных подданных Османской империи. В это же время разложилась военно-ленная тимарная система, это произошло из-за приостановки активных завоеваний, тимариоты оказались невостребованными, началось «кырджалийское время» - «время разбойников», когда тимариоты занялись грабежом, чтобы как-то поддерживать свое существование. Вместо тимаров возникает безусловное землевладение, принадлежавшее аянам – безусловным земельным собственникам, имевшим ее просто так, не за службу, и не зависевшим от центральной власти. Местные аяны становятся питательной средой для возникновения сепаратизма, в 1808 г. султанское правительство подписало с аянскими родами «дружественный пакт», признав их высочайшую роль во внутренней расстановке сил. Вместо единых центральных налогов появляется множество вынужденно разрешенных местных налогов, учреждаемых аянами с вынужденного разрешения правительства. Так развивался системный кризис Османской империи.

(Про сербов и черногорцев под османским владычеством будет маленький материал в ЭОСе, еще можно посмотреть статью Кравченко про черногорскую династию «Кто против России – тот против всех славян», у них у обоих своя яркая специфика). (Задание: определить, чем обусловлена степень инкорпорации в Османскую империю, почему болгары лучше всех приспособились к османскому владычеству, почему иначе сербы и иначе черногорцы. Нужно будет перечислить факторы).

Лекция II (Кузьмичева)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.011 с.)