Адресной психологической помощи. Создание психолого-педагогических условий формирования личностных метапредметных и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адресной психологической помощи. Создание психолого-педагогических условий формирования личностных метапредметных и



Создание психолого-педагогических условий формирования личностных метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы включает следующие основные направления практической работы, которые определяют функции и задачи психологической службы общеобразовательных организаций с учетом особенностей региона и содержание которых раскрыто в разделах данных рекомендаций: психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, психологическая диагностика и мониторинг состояния элементов образовательного пространства, психологическая экспертиза (оценка и профессионально общественная аккредитация) эффективности, доказательности, комфортности и безопасности образовательной среды, психологическая экспертиза программ и технологий воздействия (обучения, развития и коррекции) с учетом особенностей ситуации, объекта и субъекта действия, психологическое консультирование, просвещение субъектов образовательного процесса, психопрофилактика, работа в экстремальных и чрезвычайных условиях.

Согласно приказу Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" для осуществления трудовых функций указанного специалиста установлен 7-ой уровень (подуровень) квалификации. В соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" в отношении 7-го уровня квалификации определены полномочия и ответственность работника: "Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений". Исполнение этого норматива предполагает отказ от практики передачи специалисту обязанностей, не соответствующих уровню его квалификации, а также при согласовании руководителя образовательной организации - привлечение педагога-психолога к принятию управленческих решений, включение в управленческую команду.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предусматривают реализацию психолого-педагогического сопровождения в рамках программы развития универсальных учебных действий, программы коррекционной работы и программы воспитания и социализации.

Конкретное содержание трудовой деятельности педагога-психолога регламентируется профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и требует следующего:

- экспертизы психолого-педагогических условий реализации ФГОС ООО;

- сопровождения программы формирования универсальных учебных действий (УУД);

- сопровождения программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования для обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

- сопровождения предпрофильного и профильного образования;

- сопровождения процессов подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся.

Психологическое сопровождение процессов воспитания и социализации включает:

- сопровождение процесса адаптации детей к обучению в образовательной организации;

- сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового образа жизни;

- сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры безопасного образа жизни;

- профилактику социальных рисков;

- сопровождение деятельности детских объединений.

Соответственно профессиональному стандарту это требует от педагога-психолога общеобразовательной организации:

- участия в разработке программ формирования универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников;

- разработки и реализации планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

- сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

- разработки совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей;

- скрининговых обследований (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;

- сопровождения обучающихся с нормативными и ненормативными кризисами взросления;

- ознакомления педагогов и администрации общеобразовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;

- информирования о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;

- выявления условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся;

- планирования и реализации совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;

- консультирования педагогов общеобразовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;

- консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

- разработки и реализации планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

- организации и совместного осуществления педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.

В целях обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью в образовательном пространстве рекомендуется следующий расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях из расчета одна штатная единица педагога-психолога:

на 200 воспитанников в дошкольных образовательных организациях;

на 300 обучающихся в общеобразовательных организациях;

на 500 обучающихся в профессиональных образовательных организациях.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице педагога-психолога на каждых 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, указанный норматив утвержден приказом Минпросвещения России от 28 августа 2020 г. N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

В связи с новыми условиями обучения для психолого-педагогической работы в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места педагога-психолога, во-вторых, подбор инструментария, в-третьих, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных), в-четвертых, соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.

Основные направления работы педагога-психолога - профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза - преобразуются в иной формат согласно специфике дистанционного режима (см. приложение 7).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.008 с.)