Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация программ работы с детьми и подростками с девиантным поведением
Психолого-педагогические программы предназначены для решения проблемы снижения рисков социальной дезадаптации детей, проявлений дезадаптивных форм поведения. При разработке программы необходимо учитывать специфику индивидуальной профилактической, диагностической, просветительской, коррекционно-развивающей работы с трудностями, сформулированными в разделе, посвященном описанию данной целевой группы детей. Необходимо руководствоваться тем, что одной из актуальных проблем является состыковка различных направлений профессиональной деятельности психологов и других специалистов, работающих в данном контексте, а также анализ моделей и технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением. Общеобразовательная организация, которая в силу статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон об основах системы профилактики) обеспечивает индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в соответствии с рекомендациями ПМПК, КДНиЗП выступает в роли координатора, который может привлекать все ресурсы и социальные сервисы системы профилактики. Все виды девиантного поведения и предшествующих ему форм нарушений социализации требуют от всех специалистов системы образования как высокой квалификации в области распознавания и квалификации признаков девиаций, так и методической оснащенности и поддержки системы профилактики в ситуациях социальных рисков. Особенно это касается работы с несовершеннолетними обучающимися, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления. Ситуации, затрагивающие школу непосредственно: скуллшуттинг, буллинг, правонарушения в школьной среде. Это категория юридически значимых ситуаций, в которых разворачиваются несколько связанных со школьной психологической службой процессов и направлений деятельности специалистов образования, требующих специальных познаний и специальной подготовки:
- сопровождение несовершеннолетних, перечисленных выше, в суде, а также на досудебном и послесудебном этапах (знание законодательства, этапов работы, различий в работе психологов в зависимости от стадий процесса) (в соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании). - применение методов восстановительного правосудия и восстановительных технологий. Программы восстановительного правосудия направлены на актуализацию у несовершеннолетних ответственной позиции, заглаживание обвиняемым причиненного потерпевшему вреда, выходу пострадавшего из травматического состояния, прекращение между ними вражды, обсуждение и составление плана действий по неповторению подобного в будущем, поддержке конструктивной родительской позиции в реагировании на преступление. Ядром восстановительного правосудия является организованная встреча обидчика и пострадавшего, на которой в ходе коммуникации реализуются перечисленные задачи. Основные программы восстановительного правосудия: восстановительная медиация (программа примирения), круг сообщества, семейная конференция (семейный совет). Программы восстановительного правосудия реализуют специалисты, имеющие подготовку работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями). Рекомендуется проведение восстановительных программ до рассмотрения дела в суде или на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рекомендуется проведение восстановительных программ в случаях девиантного поведения и по конфликтным ситуациям, не переданным в правоохранительные органы, в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, воспитания и снижения риска повторения подобного в будущем. Говоря о программах профилактики девиантного поведения, необходимо выделить два типа таких программ: 1. Программы профилактики как комплексная система деятельности в процессе решения проблем, связанных с отклоняющимся поведением, эффект которых рассчитан не на конкретного несовершеннолетнего или семью, а на определенную категорию, выделенную по какому-то признаку (например, программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних). Этот тип программ методически описывает систему работы специалистов, занимающихся профилактикой того или иного вида отклоняющегося поведения в конкретной общеобразовательной организации.
2. Профилактические программы в отличие от программ профилактики представляют собой адресную помощь, направленную на системное изменение конкретной ситуации и поведения данного ребенка или семьи, с учетом факторов риска и ресурсов развития. Этот тип программ разрабатывается как раз в рамках работы консилиума непосредственно для каждого клиента. Реализация программ работы с детьми и подростками с суицидальным поведением. Общеобразовательные организации являются одним из наиболее важных инструментов распространения знаний о здоровье и принятия мер превентивного вмешательства при предотвращении суицидов среди детей и молодежи. Практика показывает, что современная школа является местом, где подростки проводят большую часть своего активного времени; привычным для ребенка, подростка контекстом для обсуждения серьезных вопросов; наиболее удобным местом для реализации системы мер по раннему выявлению молодых людей, подверженных риску; основным учреждением в области развития личных навыков и здорового образа жизни (для детей и молодежи). Анализ мирового опыта в области разработки и реализации программ профилактики суицидального поведения подростков и молодежи позволяет выделить некоторые актуальные тенденции. Среди них: системный подход (вовлечение всех участников образовательных отношений (детей, родителей (законных представителей), педагогов), рост исследований по оценке эффективности применяемых программ; доказательный подход к особенностям содержания и внедрения программ; применение цифровых технологий для повышения доступности программ (мобильные приложения, дистанционное консультирование специалистами и интернет-диагностика посредством новейших цифровых технологий); объединение усилий специалистов, сотрудничество ряда программ и инициатив (сочетание нескольких типов профилактических программ для повышения эффективности превентивных мер); законодательные инициативы (например, национальные программы превенции суицидов), предписывающие обучение сотрудников и организацию профилактики; использование в практике применения программ постулата о том, что необходимо не только минимизировать факторы риска развития суицидального поведения, но и укреплять факторы защиты (антисуицидальные факторы); большинство программ профилактики пропагандируют (в том или ином контексте, с учетом социально-культурного, этнического аспектов) среди адресатов программы (и широкого круга лиц в целом) важность психического здоровья, необходимость обращения за помощью для нуждающихся в ней; повышение осведомленности, информированности подростков и молодежи о психическом здоровье, а также предоставление безбарьерного доступа к ресурсам помощи (например, медицинским), что играет даже более важную роль в превенции суицидального поведения, чем обучение педагогов и родителей (законных представителей). ВОЗ в качестве основной проблемы оценки эффективности профилактических программ называет трудности отнесения наблюдаемых результатов или конечных эффектов именно к проводимым мероприятиям, поскольку существует множество других факторов, оказывающих воздействие на частоту самоубийств.
В России, как и в других странах, превенция суицидального поведения обучающихся является командной работой специалистов общеобразовательной организации - представителей администрации, социально-психологической службы, заместителей директора по воспитательной работе, по безопасности и пр. Важная роль как за организацию такой работы, так и за ее результаты принадлежит школьной психологической службе и педагогу-психологу. В системе образования первичная профилактика или превенция суицидов среди детей и молодежи направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители (законные представители), педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, ее цель - минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов. Общеобразовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков. В рамках первичной профилактики суицидального поведения в общеобразовательной организации реализуются: информационно-просветительская работа с субъектами образовательной среды, осуществляется педагогами-психологами, социальными педагогами общеобразовательных организаций, классными руководителями; диагностика суицидального поведения обучающихся осуществляется педагогами-психологами или привлеченными специалистами или организациями, специализирующимися на выявлении обучающихся группы риска по суицидальному поведению; создание и поддержание благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, осуществляется педагогами-психологами, классными руководителями и педагогами. Дополнительно следует рекомендовать обучающимся и их родителям (законным представителям) в случае необходимости обращение за психологической и иной помощью к профильным специалистам.
Вторичная профилактика или интервенция - это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Главная роль при интервенции отводится специалистам узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (психологи, психиатры). В рамках вторичной профилактики суицидального поведения в общеобразовательной организации реализуются: психологическая помощь и сопровождение обучающихся группы риска по суицидальному поведению. Проводятся антикризисные мероприятия по результатам диагностики, включающие направление к профильным специалистам, индивидуальное и групповое (в составе семьи) консультирование, групповую работу с классом, осуществляемую педагогами-психологами, к которой при необходимости привлекаются социальные педагоги, классные руководители. Для оказания методической помощи, супервизии по работе с группой риска привлекаются специалисты профильных организаций (психологических центров). Дополнительно следует рекомендовать обучающимся и их родителям (законным представителям) индивидуальное обращение за психологической помощью к специалистам профильных организаций систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения; экстренная помощь при попытке суицида/суицидальных намерениях. Оказывается кризисная психологическая помощь при попытке суицида на территории общеобразовательной организации до прибытия оперативных служб. Помощь оказывают специалисты психологической службы общеобразовательной организации, при необходимости привлекаются классный руководитель и другие специалисты. Обязателен незамедлительный вызов специализированных экстренных служб. Третичная профилактика или поственция - это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента, предотвращение подражательных суицидов. В рамках третичной профилактики суицидального поведения в общеобразовательной организации реализуется медико-психологическая реабилитация в период постсуицида. Разрабатывается и реализовывается адресная программа психолого-педагогического сопровождения, адаптации и социализации обучающегося (в составе семьи), совершившего суицидальную попытку, членов его семьи и ближайшего окружения. Реализуется психологическое сопровождение членов семьи и ближайшего окружения после завершенного суицида, работа осуществляется преимущественно специалистами профильных психологических служб совместно со специалистами психологической службы общеобразовательной организации. Дополнительно следует мотивировать семью на индивидуальное обращение за медико-психологической помощью к специалистам профильных организаций систем здравоохранения и социальной защиты населения.
Выявление группы риска Одними из основных проблем, с которой сталкиваются психологи общеобразовательных организаций в профилактической работе, являются выявление обучающихся группы риска и выстраивание индивидуальной траектории психолого-педагогического и иного сопровождения (в зависимости от тяжести состояния и симптомов неблагополучия, наблюдаемых у обучающихся). При выборе инструмента для подобного выявления необходимо учитывать следующие характеристики: надежность и несложность в использовании, отсутствие прямых вопросов о суициде, возможность быстрого результата, позволяющего ранжировать большую выборку по степени экстренного вмешательства. Вопросам диагностики суицидального риска подростков и молодежи с помощью разнообразных опросников в качестве скрининга посвящены многочисленные иностранные исследования, отмечаются риски применения методик, не соответствующих критериям валидности в ситуации выявления риска суицидального поведения. В России имеется положительный опыт разработки и апробации электронного скрининга факторов суицидального риска у несовершеннолетних, основанного на интерперсональной теории суицида, модели развития суицидального поведения у подростков, когнитивной модели суицидального поведения, теории социально-психологической дезадаптации А.Г. Амбрумовой. Возможность эффективного выявления лиц группы риска по суицидальному поведению, прогнозирования суицидальных действий продолжает оставаться дискуссионной темой для исследователей, но и отказ от формализованных способов выявления группы риска может оказаться рискованным шагом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.015 с.) |