Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабские города средневековья

Поиск

 Арабские завоевания в VII--VIII вв., во многом были ответом на крестовые походы Европы, на натиск расширяющейся Османской империи и активность монгольских племен. Освободительные войны арабов охватили огромную территорию от Пиренейского полуострова до долины Инда. При этом большинство древних языческих и христианских городов на этой территории было разрушено, а на их месте возникли лагеря бедуинов-кочевников, впоследствии ставшие городами (Каир в Египте, Рабат в Марокко и д.р.).

Древний Каир

Древний Рабат в Марокко

Однако при этом обретают вторую жизнь такие древние культурные центры как Иерусалим и Дамаск, возникают новые города -- Куфа, Басра, Васит, Багдад на Тигре и Евфрате, Фустат и Каир на Ниле, Кайруан в глубине Ифрикии, Фес на крайнем западе. Впоследствии одни из них отмирают или меняют место, другие растут, выплескиваясь за тесные границы крепостных стен.

Соборная мечеть эль-Куфа. 7 век.

Жилые кварталы Басры в Ираке

Древний Багдад

Дворец Халифата в Кайрабане. Тунис

Древний город Фес в Марокко

Резиденцией первых халифов арабского мира были уже сложившиеся города Медина, Иерусалим и Дамаск. Укрепления этих городов и их планировка в основном более поздние. Первый из них был исконно арабским, два других арабы разделяли с христианами: Омейяды украсили Иерусалим и Дамаск великолепными святынями ислама, создали в Средиземноморье ряд укрепленных дворцовых резиденций, но построили лишь один город Рамлу в Палестине. Настоящим градостроительным плацдармом стали необжитые просторы Двуречья.

Мечеть Пророка в Медине. СА

Развалины арабского города Рамла в Палестине. Израиль

На землях Двуречья арабы насаждали военные лагеря, обнесенные круглым земляным валом -- такому способу обучились арабские племена, прежде находившиеся на службе у иранцев или византийцев. К центральной площади сходились улицы от четырех ворот, направленных по странам света. Арабы размещались в палатках по племенной принадлежности. Так возникли Басра и Куфа. У стен лагеря нарастали торгово-ремесленные слободы. Куфа возникла в 638 г. на правобережье Евфрата по соседству с Хирой, столицей арабского - Лахмидского княжества, образовавшегося здесь еще при Сасанидах. Васит, основанный в 702 г. на правом берегу Тигра, был резиденцией омейядского наместника. Как и в Куфе, раскопками открыты остатки дворца с примыкающей к нему мечетью. Со временем русло Тигра переместилось к востоку, и к XVII в. город был заброшен.

Куфа в 750 г. стала ненадолго резиденцией Аббасидов. Халиф ал-Мунсар искал место для столицы и в 762 г. заложил город на правом берегу Тигра. Здесь на канале ас-Сарат было селение, от которого наследовал свое имя Багдад. Избранная позиция неподалеку от Ктесифона отвечала всем поставленным условиям: находилась в центре империи, на полноводной реке. Водные пути вели в Сирию и давали выход к морю, караванные -- вплоть до Египта, в близкий Иран и далее на восток. Наконец, местность не была заболочена и не подвержена малярии.

Реконструкция города-столицы аббасидов Мадинат ас-Салама

От города, построенного с поистине царским размахом, теперь ничего не осталось, отсутствуют и какие-либо археологические данные. Сведения о городе можно почерпнуть лишь в письменных источниках -- у аль-Якуби, ат-Табари и других средневековых авто ров. Построенный как лагерь по круглому плану Мадинат ас-Салам - "Город мира" - достигал в поперечнике 2,5 км. Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, западной Персии. Работы по возведению городских стен и дворца, начатые в 762 г. зодчим Рабахом, завершились в 766 г. Стены были прорезаны четырьмя воротами, называвшимися по имени городов Куфы, Басры, Дамаска и области Хорасана. Вдоль стен стояли полукруглые башни -- по 28 между воротами. В центре высился дворец размером 400x400 локтей под зеленым куполом -- отсюда название Куббат ал-Хадра. К дворцу примыкала мечеть 200x200 локтей. От ворот вели к центру магистрали, делившие жилую застройку на 4 квадранта. К юго-востоку от города вырос пригород Карх, а по ту сторону Тигра в окружении садов располагалась летняя резиденция Русафа.

Развалины древней Русафы. Сирия

Круглому Багдаду судьбой было отпущено недолгое существование. Он служил столицей Аббасидов до 836 г., когда халиф Мутасим перенёс свою резиденцию к северу, на левобережье Тигра. Уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. Но сильное наводнение 941 г. разрушило и опустошило город, после чего возрастает значение левобережной Русафы. Здесь город окончательно сформировался к 1095 г., когда были возведены крепостные стены с четырьмя воротами -- Баб ал-Муазем, Баб ал-Вастани, Баб ал-Халаба, Баб ал-Шарки. Четырехугольный в плане город, соединялся с правым берегом Тигра двумя наплавными мостами. Дворцы Русафа и более поздний дворец XII в. стояли на берегу Тигра, среди города находились Большая мечеть и рынок. На всех этапах своего существования вплоть до наших дней Багдад оставался крупным культурным, экономическим и политическим центром мусульманского мира, средоточием наук и искусства. Багдад в период своего расцвета насчитывал до 2 млн. жителей и являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. он потерял свое значение.

Принципы застройки Багдада повторялись и в других арабских городах. Возвышенность в центре города занимала крепость (шахристан или касба), в которой поселялся правитель данной местности (в Багдаде -- халиф) со своими приближенными, военной дружиной и слугами. Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых садами, бассейнами и фонтанами. Вокруг крепости располагалась торгово-ремесленная часть города (рабад), окруженная внешней оборонительной стеной. В ее центре находилась базарная площадь, а ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых был окружен своей стеной. В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато украшена, чем богаче был данный квартал. Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился башня -- минарет (у крупной мечети могло быть несколько минаретов). Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, выходящими на улицы глухой стеной, с внутренним двором. Важными общественными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), медресе (школы), бани, располагавшиеся в центре города.

Соборная мечеть ан-Нури. XII век. Мосул. Ирак

По мнению А. Массэ, халиф ал-Мутасим покинул Багдад оттого, что горожане враждовали с его тюркскими наёмниками. Новая резиденция называлась Сурра ман ра, в современной транскрипции Самарра.

Минарет Малвия в Самарре. Ирак

На постройку Самарры везли мрамор и дерево из Басры, Латакии, Александрии, собрались лучшие мастера. Город рос стихийно, не имея общего плана, и за полстолетия протянулся вдоль реки на 33 км, имея в ширину не более двух. Не было единой системы обороны, и каждый комплекс укреплялся отдельно. Первым заложен огромней дворец ал-Мутасима Джаусак.

План дворца ал-Мутасима Джаусак

 На южном конце города построен дворец ал-Мутазза Балькувара,

Дворец ал-Мутазза Балькувара

И дворец ал-Мутаваккиля -- на северном. \

дворец ал-Мутаваккиля

Там же окружены стенами, два обособленных поселения. Почти одновременно (в 50-х гг. IX в.) закончены две мечети -- Большая Пятничная (она заменила более раннюю рядом с Джаусаком) и Абу-Дулаф (рядом с дворцом ал-Мутаваккиля). В этой части города тянулась улица стометровой ширины. Возможно, от Сасанидов халифы заимствовали пристрастие к охоте, и восточнее Джаусака простирался огромный охотничий парк, куда входили три ипподрома (из них один выделяется орнаментальным четырехлепестковым планом). На западном берегу Тигра, напротив Джаусака, стояли замок Каср ал-Ашик и усыпальница халифа ал-Мунтасира -- Куббат ас- Сулайбия, а на южной излучине реки предположительно помещался загородный охотничий замок Каср ал-Арус (руины известны теперь под названием Истабулат). Комплекс замыкается восьмиугольным укреплением Кадимией.

замок Каср ал-Ашик

Первый мусульманский мавзолей Куббат ас- Сулайбия. Израиль

Самарра существовала 55 лет, и там правили 8 халифов, из которых четверо были убиты. После того как Багдаду возвращен статус главного города, Самарра опустела, превращаясь в руины. Однако и теперь к югу от Большой мечети сохранился небольшой городок Самарра -- место паломничества шиитов, где находится комплекс Гайбат ал-Махди под золоченым и синим куполами.

Два Багдада и Самарра тесно связаны узами истории. Но у Багдада был и четвертый, как сказали бы ныне "побратим" -- Ракка (ар-Рафика), построенный в 772 г. халифом ал-Мансуром. Город раскинулся полукругом на левом берегу Евфрата и обнесен со всех сторон двойной стеной. Южная прямолинейная сторона примыкала к реке, впоследствии отдалившейся на расстояние километра. Размеры города в широтном и меридианальном направлении составляли 1,5 км. Среди города находились дворец и мечеть, а у юго-восточного угла -- главные Багдадские ворота. В отличие от уже названных городов стены укреплений, дворца и мечети сохранились на высоту до 11 м. В XIII в. город был разрушен монголами. На южной границе Ракки расположено средневековое поселение, к юго-западному углу примыкает небольшой современный поселок.

Багдадские ворота в эр-Ракке

Византийская архитектура

Архитектуру Византии можно разделить на три периода: ранний, средний и поздний. Все основные формы, изобретения и новшества были придуманы в период новый и средний. Сформировывались основные формы храмов, их особенности и выделяющиеся черты. Поздний период византийской архитектуры в свою очередь дополнял уже существующую архитектуру.

1. Особенности архитектуры Византии заложенные в ранний и средний периоды её существования:

· Греческий крест как символ архитектуры Византии.

В раннем и среднем периодах архитектуры Византии сложилось так, что крест стал особо важной вещью. Это случилось не только потому что греческий крест играл важную роль в религии Византийцев, а еще и потому что равносторонний крест стал применяться как основание, как план в постройках. В 4 в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест.Соединялось пять равных квадратов таким образом, чтобы получался греческий крест. Над центральным квадратом располагался купол, а в остальных квадратах специальные ниши, ведущие к среднему квадрату.

Крестообразный план в комбинации с базиликой.

Базилика. Базиликальная разновидность церкви появилась в Константинополе довольно рано. Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа. Крестово-купольный тип. Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста

· Куполообразный свод, как символ неба.

Купол в постройках Византии был очень часто. Можно сказать, что практически все храмы имели центральный купол, чаще всего, в середине храма – на пересечении сторон креста. Купол почти всегда украшался мозаиками с изображением лика святых. Купол по своей форме напоминал небесный свод – именно такой смысл византийцы вкладывали в эту форму. Купол считался небом, а все, что находилось под ним было землей.

Схема крестово-купольного храма.

Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. Крестово-купольные церкви - квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест.Центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в средний и ранний периоды архитектуры Византии сложились основные формы – крестовокупольная церковь. Почти всегда в постройках этих периодов прослеживается греческий крест в плане и куполообразный свод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.012 с.)