Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабские города средневековьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Арабские завоевания в VII--VIII вв., во многом были ответом на крестовые походы Европы, на натиск расширяющейся Османской империи и активность монгольских племен. Освободительные войны арабов охватили огромную территорию от Пиренейского полуострова до долины Инда. При этом большинство древних языческих и христианских городов на этой территории было разрушено, а на их месте возникли лагеря бедуинов-кочевников, впоследствии ставшие городами (Каир в Египте, Рабат в Марокко и д.р.). Древний Каир Древний Рабат в Марокко Однако при этом обретают вторую жизнь такие древние культурные центры как Иерусалим и Дамаск, возникают новые города -- Куфа, Басра, Васит, Багдад на Тигре и Евфрате, Фустат и Каир на Ниле, Кайруан в глубине Ифрикии, Фес на крайнем западе. Впоследствии одни из них отмирают или меняют место, другие растут, выплескиваясь за тесные границы крепостных стен. Соборная мечеть эль-Куфа. 7 век. Жилые кварталы Басры в Ираке Древний Багдад Дворец Халифата в Кайрабане. Тунис Древний город Фес в Марокко Резиденцией первых халифов арабского мира были уже сложившиеся города Медина, Иерусалим и Дамаск. Укрепления этих городов и их планировка в основном более поздние. Первый из них был исконно арабским, два других арабы разделяли с христианами: Омейяды украсили Иерусалим и Дамаск великолепными святынями ислама, создали в Средиземноморье ряд укрепленных дворцовых резиденций, но построили лишь один город Рамлу в Палестине. Настоящим градостроительным плацдармом стали необжитые просторы Двуречья. Мечеть Пророка в Медине. СА Развалины арабского города Рамла в Палестине. Израиль На землях Двуречья арабы насаждали военные лагеря, обнесенные круглым земляным валом -- такому способу обучились арабские племена, прежде находившиеся на службе у иранцев или византийцев. К центральной площади сходились улицы от четырех ворот, направленных по странам света. Арабы размещались в палатках по племенной принадлежности. Так возникли Басра и Куфа. У стен лагеря нарастали торгово-ремесленные слободы. Куфа возникла в 638 г. на правобережье Евфрата по соседству с Хирой, столицей арабского - Лахмидского княжества, образовавшегося здесь еще при Сасанидах. Васит, основанный в 702 г. на правом берегу Тигра, был резиденцией омейядского наместника. Как и в Куфе, раскопками открыты остатки дворца с примыкающей к нему мечетью. Со временем русло Тигра переместилось к востоку, и к XVII в. город был заброшен. Куфа в 750 г. стала ненадолго резиденцией Аббасидов. Халиф ал-Мунсар искал место для столицы и в 762 г. заложил город на правом берегу Тигра. Здесь на канале ас-Сарат было селение, от которого наследовал свое имя Багдад. Избранная позиция неподалеку от Ктесифона отвечала всем поставленным условиям: находилась в центре империи, на полноводной реке. Водные пути вели в Сирию и давали выход к морю, караванные -- вплоть до Египта, в близкий Иран и далее на восток. Наконец, местность не была заболочена и не подвержена малярии. Реконструкция города-столицы аббасидов Мадинат ас-Салама От города, построенного с поистине царским размахом, теперь ничего не осталось, отсутствуют и какие-либо археологические данные. Сведения о городе можно почерпнуть лишь в письменных источниках -- у аль-Якуби, ат-Табари и других средневековых авто ров. Построенный как лагерь по круглому плану Мадинат ас-Салам - "Город мира" - достигал в поперечнике 2,5 км. Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, западной Персии. Работы по возведению городских стен и дворца, начатые в 762 г. зодчим Рабахом, завершились в 766 г. Стены были прорезаны четырьмя воротами, называвшимися по имени городов Куфы, Басры, Дамаска и области Хорасана. Вдоль стен стояли полукруглые башни -- по 28 между воротами. В центре высился дворец размером 400x400 локтей под зеленым куполом -- отсюда название Куббат ал-Хадра. К дворцу примыкала мечеть 200x200 локтей. От ворот вели к центру магистрали, делившие жилую застройку на 4 квадранта. К юго-востоку от города вырос пригород Карх, а по ту сторону Тигра в окружении садов располагалась летняя резиденция Русафа. Развалины древней Русафы. Сирия Круглому Багдаду судьбой было отпущено недолгое существование. Он служил столицей Аббасидов до 836 г., когда халиф Мутасим перенёс свою резиденцию к северу, на левобережье Тигра. Уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. Но сильное наводнение 941 г. разрушило и опустошило город, после чего возрастает значение левобережной Русафы. Здесь город окончательно сформировался к 1095 г., когда были возведены крепостные стены с четырьмя воротами -- Баб ал-Муазем, Баб ал-Вастани, Баб ал-Халаба, Баб ал-Шарки. Четырехугольный в плане город, соединялся с правым берегом Тигра двумя наплавными мостами. Дворцы Русафа и более поздний дворец XII в. стояли на берегу Тигра, среди города находились Большая мечеть и рынок. На всех этапах своего существования вплоть до наших дней Багдад оставался крупным культурным, экономическим и политическим центром мусульманского мира, средоточием наук и искусства. Багдад в период своего расцвета насчитывал до 2 млн. жителей и являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. он потерял свое значение. Принципы застройки Багдада повторялись и в других арабских городах. Возвышенность в центре города занимала крепость (шахристан или касба), в которой поселялся правитель данной местности (в Багдаде -- халиф) со своими приближенными, военной дружиной и слугами. Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых садами, бассейнами и фонтанами. Вокруг крепости располагалась торгово-ремесленная часть города (рабад), окруженная внешней оборонительной стеной. В ее центре находилась базарная площадь, а ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых был окружен своей стеной. В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато украшена, чем богаче был данный квартал. Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился башня -- минарет (у крупной мечети могло быть несколько минаретов). Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, выходящими на улицы глухой стеной, с внутренним двором. Важными общественными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), медресе (школы), бани, располагавшиеся в центре города. Соборная мечеть ан-Нури. XII век. Мосул. Ирак По мнению А. Массэ, халиф ал-Мутасим покинул Багдад оттого, что горожане враждовали с его тюркскими наёмниками. Новая резиденция называлась Сурра ман ра, в современной транскрипции Самарра. Минарет Малвия в Самарре. Ирак На постройку Самарры везли мрамор и дерево из Басры, Латакии, Александрии, собрались лучшие мастера. Город рос стихийно, не имея общего плана, и за полстолетия протянулся вдоль реки на 33 км, имея в ширину не более двух. Не было единой системы обороны, и каждый комплекс укреплялся отдельно. Первым заложен огромней дворец ал-Мутасима Джаусак. План дворца ал-Мутасима Джаусак На южном конце города построен дворец ал-Мутазза Балькувара, Дворец ал-Мутазза Балькувара И дворец ал-Мутаваккиля -- на северном. \ дворец ал-Мутаваккиля Там же окружены стенами, два обособленных поселения. Почти одновременно (в 50-х гг. IX в.) закончены две мечети -- Большая Пятничная (она заменила более раннюю рядом с Джаусаком) и Абу-Дулаф (рядом с дворцом ал-Мутаваккиля). В этой части города тянулась улица стометровой ширины. Возможно, от Сасанидов халифы заимствовали пристрастие к охоте, и восточнее Джаусака простирался огромный охотничий парк, куда входили три ипподрома (из них один выделяется орнаментальным четырехлепестковым планом). На западном берегу Тигра, напротив Джаусака, стояли замок Каср ал-Ашик и усыпальница халифа ал-Мунтасира -- Куббат ас- Сулайбия, а на южной излучине реки предположительно помещался загородный охотничий замок Каср ал-Арус (руины известны теперь под названием Истабулат). Комплекс замыкается восьмиугольным укреплением Кадимией. замок Каср ал-Ашик Первый мусульманский мавзолей Куббат ас- Сулайбия. Израиль Самарра существовала 55 лет, и там правили 8 халифов, из которых четверо были убиты. После того как Багдаду возвращен статус главного города, Самарра опустела, превращаясь в руины. Однако и теперь к югу от Большой мечети сохранился небольшой городок Самарра -- место паломничества шиитов, где находится комплекс Гайбат ал-Махди под золоченым и синим куполами. Два Багдада и Самарра тесно связаны узами истории. Но у Багдада был и четвертый, как сказали бы ныне "побратим" -- Ракка (ар-Рафика), построенный в 772 г. халифом ал-Мансуром. Город раскинулся полукругом на левом берегу Евфрата и обнесен со всех сторон двойной стеной. Южная прямолинейная сторона примыкала к реке, впоследствии отдалившейся на расстояние километра. Размеры города в широтном и меридианальном направлении составляли 1,5 км. Среди города находились дворец и мечеть, а у юго-восточного угла -- главные Багдадские ворота. В отличие от уже названных городов стены укреплений, дворца и мечети сохранились на высоту до 11 м. В XIII в. город был разрушен монголами. На южной границе Ракки расположено средневековое поселение, к юго-западному углу примыкает небольшой современный поселок. Багдадские ворота в эр-Ракке Византийская архитектура Архитектуру Византии можно разделить на три периода: ранний, средний и поздний. Все основные формы, изобретения и новшества были придуманы в период новый и средний. Сформировывались основные формы храмов, их особенности и выделяющиеся черты. Поздний период византийской архитектуры в свою очередь дополнял уже существующую архитектуру. 1. Особенности архитектуры Византии заложенные в ранний и средний периоды её существования: · Греческий крест как символ архитектуры Византии. В раннем и среднем периодах архитектуры Византии сложилось так, что крест стал особо важной вещью. Это случилось не только потому что греческий крест играл важную роль в религии Византийцев, а еще и потому что равносторонний крест стал применяться как основание, как план в постройках. В 4 в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест.Соединялось пять равных квадратов таким образом, чтобы получался греческий крест. Над центральным квадратом располагался купол, а в остальных квадратах специальные ниши, ведущие к среднему квадрату. Крестообразный план в комбинации с базиликой. Базилика. Базиликальная разновидность церкви появилась в Константинополе довольно рано. Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа. Крестово-купольный тип. Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста · Куполообразный свод, как символ неба. Купол в постройках Византии был очень часто. Можно сказать, что практически все храмы имели центральный купол, чаще всего, в середине храма – на пересечении сторон креста. Купол почти всегда украшался мозаиками с изображением лика святых. Купол по своей форме напоминал небесный свод – именно такой смысл византийцы вкладывали в эту форму. Купол считался небом, а все, что находилось под ним было землей. Схема крестово-купольного храма. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. Крестово-купольные церкви - квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест.Центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Таким образом, можно сделать вывод, что в средний и ранний периоды архитектуры Византии сложились основные формы – крестовокупольная церковь. Почти всегда в постройках этих периодов прослеживается греческий крест в плане и куполообразный свод.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.012 с.) |