Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннехристианская архитектура: тип христианской базилики – основа храмов: базилики рождества в вефлееме, Св. Петра в Риме. Погребальные сооружения этого периода.

Поиск

Базилика не случайно стала основным типом христианского храма: ее планировка соответствует христианскому, церковному образу, ее обширный интерьер вмещает всех чинов общины и, что очень важно, этот тип здания в прошлом не был связан с враждебной христианству официальной римской религией.

Базилика Рождества в Вифлиеме. Пятинефная базилика с атрием и необычной апсидой, выделявшей место по приданию, связанное с рождением Христа.

Рим. Базилика Св. Петра. Была построена над могилой мученика. Имела площадь 84 * 58 м., делившуюся 4 рядами колонн (по 22 колонны в ряду), несущих не арки, но архитрав.

Погребальные сооружения. Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения – мавзолеи, баптистерии, церкви.

Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции. По сравнению с простотой центрических мавзолеев начала столетия, мавзолей Констанции (сер. IV в.) представлял собой гораздо более сложный организм. Цилиндрическое основание купола здесь отделилось от него, увенчивая лишь среднюю часть широкой ротонды (диам. 22,3 м). Этот прорезанный окнами барабан опирался не на стены, а на внутреннее двойное кольцо коллонад, расположенных попарно по радиусам и соединенных импестами. Двойной ряд коринфских колонн торжеств обходил подкупольное пространство, отделив его от более низкой кольцевой галереи, цилиндрические своды которой передавали распор ребристого купола на могучее кольцо стены.

Предшественник: двухъярусный цилиндрический мавзолей Елены на Лабиканской дороге близ Рима. Его верхний обьем был расчленен глубокими удлиненными нишами и расположен в их глубине окнами, что превратило верхний ярус мавзолея по существу в световой барабан, несущий купол.

                             Погребальные сооружения.

В конце IV столетия происходит разделение Римской империи на две час­ти: западную и восточную. Со времени переноса императором Константином своей резиденции в Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходят в восточную часть империи. Рим, оставаясь крупным культурным центром, в 303 году перестает быть мировой столицей.

Процесс разложения римского рабовладельческого общества и образова­ние новых общественных отношений происходили на фоне проникновения с востока христианской религии. Христианство стало той идеологической силой, которая содействовала утверждению и укреплению господствующей церковной и светской власти. Это обстоятельство сильно сказалось в изменении характера и задач римской архитектуры. Значительная часть строительной деятельности этого периода была направлена на возведение сооружений религиозного со­держания.

Древнехристианская архитектура развивалась на основе римских класси­ческих форм и приемов и распространялась в течение трех веков (300-600 гг.) далеко за пределы Римской империи: в Испанию, Францию, Дунайские страны и на побережье Африки.

В IV в. возникли два типа религиозных зданий: базиликальные церкви и баптистерии - здания при церквах, предназначенные для совершения обряда крещения. В архитектур но - композиционном отношении они обычно были центрическими или центрально-купольным зданиям христианской архитектуры относится баптистерий Константина в Риме (первая половина IV в.).

Здания базиликальных церквей, прототипом которых послужили древне­римские базилики, отличались от последних тем, что со стороны входа к ним пристраивался так называемый атриум, посреди которого устанавливалась ча­ша для выполнения обряда крещения.

Между атриумом и базиликой устраивался притвор, а в конце церкви пристраивался поперечный неф

Христианские базилики (базиликальрые церкви) перекрывались откры­тыми деревянными стропилами, которые иногда расписывались. Отсутствие сводов и куполов являлось общей чертой раннехристианских храмов во всем Средиземноморье. Внутренние поверхности гладких стен базилик и баптисте­риев покрывались мозаикой с преобладанием мотивов библейской иконогра­фии, а также орнаментальных и бытовых позднеримских мотивов.

План базилики.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом - с западной. В апсиде располагался лагерь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Атриум и фасад базилики Св. Петра в Риме.

Атриум - это большой перестильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение. Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой Св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток.

 

 

57   2. Архитектура арабского и мусульманского востока эпохи средневековья.

Оценивая в целом средневековое градостроительство стран Востока, необходимо, прежде всего, отметить те общие черты, которые были присущи городам этого огромного региона. К таким чертам, прежде всего, относятся:

· эволюционный характер развития городов;

· традиционность во всех сферах жизни, культуре и искусстве;

· особый образный строй, свойственный искусству стран Востока;

· подчеркнутая монументальность городских сооружений;

Однако, подчеркивая общие черты, не следует забывать о различиях, которые, несомненно, имели место между восточными городами. Во первых, для начала следует понять, что реально существуют несколько крупных территориальных объединений так называемого мира Востока, т.е. мира находящегося на востоке от Европы. Понятно, что чисто территориально данный мир находился не только, и даже не столько на востоке, а скорее на юго-востоке от Европы. Во вторых, исторически сложились три восточных анклава: Ближний восток, Центральная Азия, часть которой в наших географических терминах более известна под термином Средняя Азия, а также Дальний восток. В третьих, даже внутри этих анклавов исторически существовали значительные национальные различия основанные на формировании так называемого арабского мира и остального восточного мира исповедавшего ислам.

Если арабский мир, как следует из названия базировалось на культуре арабских племен, то исламское направление объединяло совершенно различные национальные государства по признаку принадлежности к религии - исламу.

Как видно из ниже представленных иллюстраций, все различия в культурах и традициях были достаточно условными с точки зрения государственных границ, так как многократно накладывались друг на друга. Однако культурные традиции имели значительные различия. В этой связи стоит упомянуть восточные традиции в странах весьма далеких от культуры Ближнего Востока и Центральной Азии, к ним относятся южные провинции Испании, Албания, Закавказье, Поволжье, север Индии, Синьцзян-Уйгурская провинция Китая, Судан, Малайзия.

И так, говоря об арабском востоке, мы прежде всего имеем ввиду территории северной Африки, Аравийского полуострова и Сирии.

  

 

Государства арабского мира

Страны Ближнего Востока

Страны Центральной Азии

Мусульманские государства и территории исповедающие ислам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.006 с.)