Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс лекций к экзамену по истории архитектуры и градостроительства

Поиск

Курс лекций к экзамену по истории архитектуры и градостроительства

 

Византийская архитектура

Архитектуру Византии можно разделить на три периода: ранний, средний и поздний. Все основные формы, изобретения и новшества были придуманы в период новый и средний. Сформировывались основные формы храмов, их особенности и выделяющиеся черты. Поздний период византийской архитектуры в свою очередь дополнял уже существующую архитектуру.

1. Особенности архитектуры Византии заложенные в ранний и средний периоды её существования:

· Греческий крест как символ архитектуры Византии.

В раннем и среднем периодах архитектуры Византии сложилось так, что крест стал особо важной вещью. Это случилось не только потому что греческий крест играл важную роль в религии Византийцев, а еще и потому что равносторонний крест стал применяться как основание, как план в постройках. В 4 в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест.Соединялось пять равных квадратов таким образом, чтобы получался греческий крест. Над центральным квадратом располагался купол, а в остальных квадратах специальные ниши, ведущие к среднему квадрату.

Крестообразный план в комбинации с базиликой.

Базилика. Базиликальная разновидность церкви появилась в Константинополе довольно рано. Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа. Крестово-купольный тип. Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста

· Куполообразный свод, как символ неба.

Купол в постройках Византии был очень часто. Можно сказать, что практически все храмы имели центральный купол, чаще всего, в середине храма – на пересечении сторон креста. Купол почти всегда украшался мозаиками с изображением лика святых. Купол по своей форме напоминал небесный свод – именно такой смысл византийцы вкладывали в эту форму. Купол считался небом, а все, что находилось под ним было землей.

Схема крестово-купольного храма.

Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. Крестово-купольные церкви - квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест.Центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в средний и ранний периоды архитектуры Византии сложились основные формы – крестовокупольная церковь. Почти всегда в постройках этих периодов прослеживается греческий крест в плане и куполообразный свод.

Погребальные сооружения.

 

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения – мавзолеи, баптистерии, церкви.

 

Мавзолей Галлы Плацидии

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра[7]. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м)[3]. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей соединялся с нартексомцеркви Санта-Кроче[it] через свою наиболее вытянутую часть. С северной стороны нартекса находилась симметричная постройка.[8] Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток[9].

Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами[7].

Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами — даром итальянского короля Виктора Эммануила III[3].

 

Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции.

 По сравнению с простотой центрических мавзолеев начала столетия, мавзолей Констанции (сер. IV в.) представлял собой гораздо более сложный организм. Цилиндрическое основание купола здесь отделилось от него, увенчивая лишь среднюю часть широкой ротонды (диам. 22,3 м). Этот прорезанный окнами барабан опирался не на стены, а на внутреннее двойное кольцо коллонад, расположенных попарно по радиусам и соединенных импестами. Двойной ряд коринфских колонн торжеств обходил подкупольное пространство, отделив его от более низкой кольцевой галереи, цилиндрические своды которой передавали распор ребристого купола на могучее кольцо стены.

Предшественник: двухъярусный цилиндрический мавзолей Елены на Лабиканской дороге близ Рима. Его верхний обьем был расчленен глубокими удлиненными нишами и расположен в их глубине окнами, что превратило верхний ярус мавзолея по существу в световой барабан, несущий купол.

Погребальные сооружения.

В конце IV столетия происходит разделение Римской империи на две час­ти: западную и восточную. Со времени переноса императором Константином своей резиденции в Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходят в восточную часть империи. Рим, оставаясь крупным культурным центром, в 303 году перестает быть мировой столицей.

Процесс разложения римского рабовладельческого общества и образова­ние новых общественных отношений происходили на фоне проникновения с востока христианской религии. Христианство стало той идеологической силой, которая содействовала утверждению и укреплению господствующей церковной и светской власти. Это обстоятельство сильно сказалось в изменении характера и задач римской архитектуры. Значительная часть строительной деятельности этого периода была направлена на возведение сооружений религиозного со­держания.

Древнехристианская архитектура развивалась на основе римских класси­ческих форм и приемов и распространялась в течение трех веков (300-600 гг.) далеко за пределы Римской империи: в Испанию, Францию, Дунайские страны и на побережье Африки.

В IV в. возникли два типа религиозных зданий: базиликальные церкви и баптистерии - здания при церквах, предназначенные для совершения обряда крещения. В архитектур но - композиционном отношении они обычно были центрическими или центрально-купольным зданиям христианской архитектуры относится баптистерий Константина в Риме (первая половина IV в.).

Здания базиликальных церквей, прототипом которых послужили древне­римские базилики, отличались от последних тем, что со стороны входа к ним пристраивался так называемый атриум, посреди которого устанавливалась ча­ша для выполнения обряда крещения.

Между атриумом и базиликой устраивался притвор, а в конце церкви пристраивался поперечный неф

Христианские базилики (базиликальрые церкви) перекрывались откры­тыми деревянными стропилами, которые иногда расписывались. Отсутствие сводов и куполов являлось общей чертой раннехристианских храмов во всем Средиземноморье. Внутренние поверхности гладких стен базилик и баптисте­риев покрывались мозаикой с преобладанием мотивов библейской иконогра­фии, а также орнаментальных и бытовых позднеримских мотивов.

План базилики.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом - с западной. В апсиде располагался лагерь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Атриум и фасад базилики Св. Петра в Риме.

Атриум - это большой перестильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение. Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой Св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток.

 

7. Романская архитектура и города раннего средневековья

Начало феодализации.

Феодали́зм - система правоотношений в обществе, образовавшаяся в конце VI века, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам. Основным экономическим ресурсом в доиндустриальных обществах являлась земля, отношения к которой сформировали базу феодального общества. При феодализме земля находилась в собственности феодалов.

Происхождение феодализма связано с распадом родо-племенного строя, последней стадией которого была так называемая военная демократия.  

 Воины дружин вождей получали во владение земли с крестьянами (особенно при завоеваниях) и становились, таким образом, феодалами. Феодалами становилась и племенная знать. Развитию феодализма на территориях бывшей Западной Римской империи способствовало также наличие там латифундий, работавшие в которых рабы наделялись земельными участками и превращались в колонов.

 

Христианизация Европы

 

В Европе христианство начало распространяться среди германских племен.К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христианство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование – варвары победили Рим, но взяли христианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею.

В первые три века христианская церковь только отчасти проникала за пределы Римской империи. Когда же христианство стало государственной религией Рима, оно получило возможность широкого распространения за его пределами.

Первыми принимали христианство жители стран, примыкавших к границам империи. В Африке христианство начало распространяться в среде абиссинцев. В Азии обитатели Кавказа приняли христианство в IV в., а отчасти в VI в. В 457 г. константинопольский патриарх Анатолий назначил архиепископа в Грузию. В Армении распространителем христианства был Григорий, который получил за свою проповедническую деятельность звание Просветителя. В Персию христианство проникло во II в. из пограничных областей империи. В IV-V вв. в стране шла ожесточенная борьба христианства и язычества, закончившаяся упрочением христианства

Монастыри

Монасты́рь -религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

 

Аббатства

Абба́тство — католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе. Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные или территориальные аббатства.

 

Поместья

Поместья – это большое хозяйство, в котором работали крепостные крестьяне. В центре поместья находился господский двор, обнесённый оградой. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев и птичник. Иногда у феодала был свой сад и огород. Вокруг господского двора, среди полей, располагались деревни, где жили крепостные крестьяне

Краков. Польша

Главные достопримечательности города - это Вавель, историческое место жительство королей, Мариацкий костел, рынок, Королевская дорога. Вавель - это центр города. В него входят королевский замок, кафедральный собор и система замковых укреплений. Комплекс расположен на холме, окруженном крепостными стенами. Старые стены, хотя и частично перестроены, но отлично сохранились.

Милан — главный город северной части Италии. Относится к глобальным городам. В IV веке нашей эры, во времена епископа Амвросия и императора Феодосия I, город соперничал с Римом и Равенной за звание центра Западной Римской империи. После разорения остготами и гуннами пришел в упадок. Обветшавшие городские стены рухнули при лангобардах. Вся полнота власти перешла к миланскому архиепископу.

По мере роста материального благосостояния города возрастало значение торгового патрициата, который не желал мириться с всевластием церкви. В 1045 году был провозглашён самостоятельным государством.

 

Олит расположен в долине реки Флувия и окружает четырьмя вулканами (Монсакопа, Монтоливет, Бисарокес и Гарринада), что обусловлено очень необычным рельефом местности. Потоки базальтовой лавы образовались на территории муниципалитета более двадцати тысяч источников. Будучи старинным средневековым городом, историческим наследием во время землетрясений 1427 года, он славится традиционным созданием образованных святых, школ, живописных вулканов, праздничных дней и живописных окрестностей. Олот - это административный центр округа Гарроча и один из важнейших муниципалитетов Каталонии - насчитывает более 30 000 жителей и включена в территорию Природного парка вулканической зоны Гаррочи.

Париж.Франция

Издавна город был разделён на три условные части — остров Ситэ, северное правобережье и южное левобережье, каждая из которых имела свои индивидуальные особенности развития. С северной стороны к средневековому Парижу примыкал холм Монмартр, а с южной — более пологие холмы Сент-Женевьев (в районе которого сложился знаменитый Латинский квартал) и Монпарнас.

Укрепления.

Многие из городов были основаны благодаря тому, что население чувствовало настоятельную потребность в защите. Это те города, которые появились в эпоху разложения Каролингской монархиии в первый период самостоятельного национального развития европейских государств. Населению естественно было искать защиты за стенами; при примитивных условиях военного искусства самых элементарных укреплений оказывалось достаточно для того, чтобы спасти местное население от опасности. В области римской оккупации материалом служили развалины римских городов; поэтому тут господствуют каменные сооружения, в других местах — более первобытные.

Барбака́н — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость. Чаще всего барбакан представлял собой башню, вынесенную за периметр стен крепости или замка и охраняющую подступы к мосту или воротам. Барбакан соединялся с крепостью окаймлённым стенами проходом (либо мостом, если барбакан вынесен за линию

Типы жилых построек.

Два одинаково живых течения определили средневековые постройки: с одной стороны, это было развитое строительство римлян, с другой — совершенно не развитое, но рано начавшее определяться строительство.варваров. В отношении материала для первого характерен камень, для второго — дерево. В Италии среди коренного населения, преобладавшего над, вторгавшимися варварами (остготами, лангобардами), по прямой традиции от римлян продолжали строить жилища типа каменного римского дома, хотя план и техника выполнения стали проще и грубее; в Галлии, особенно южной, куда до прихода германцев этот тип был занесен из Италии, он привился как жилище галло-римлянина, землевладельца или горожанина. Однако ко времени образования варварских государств (V — VI вв.) во всех местах расселения германских племен строили дома германского типа, состоявшие из одного общего помещения, где находился очаг, и нескольких жилых и хозяйственных отделений. Это жилище обыкновенно строилось из дерева.

Квартала.

Городско́йкварта́л или просто кварта́л (от лат. quartа — «четверть») — наименьший элемент города; находится в окружении улиц и является центральным элементом градостроительства и городского дизайна. Квартал является пространством для зданий в пределах уличного рисунка города и образует основную единицу городской структуры.

Французская готика

Готика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Провинции Пикардия и Иль-де Франс. Родина готики.

Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Собор аббатства Сен Денни

Особенности данного собора заключаются в характерной для романского стиля ассиметрии, доминировании башенной конструкции, акцентирование на входной группе, вертикальное развитие композиции, большое количество типоразмеров окон.

Собор аббатства Клюни, фактически стал вторым после собора в Сен Денни объектом готической архитектуры во Франции. В нем отчетливо наблюдается сочетание традиций романского и раннего готического стиля. 

Собор аббатства в Клюни

Из городских кафедральных соборов первым в готическом стиле был выдержан собор в Сансе. Его освящение состоялось в 1168 году. На романскую основу были нарощены шестисегментные ребристые своды, аркбутаны, своеобразной формы шеве.

Собор Сансе сен Этьен

В этом соборе уже отчетливо просматривается строгая симметрия, замена арочных сводов стрельчатыми, углубление дверных проемов изменяющих их масштаб.

Собор в Сансе

Собор в Сансе вобрал в себя все новшества ранней готики, однако всё ещё имеет некоторые черты романского стиля: ассиметрия пристройки, башенные конструкции.

Шатрский собор

Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Собор Парижской Богоматери

В этом соборе уже отчетливо просматривается строгая симметрия, замена арочных сводов стрельчатыми, углубление дверных проемов изменяющих их масштаб.

Реймский Собор

Реймский собор - это кульминационный объект французской готики в котором фактически завершились поиски архитекторов новой формы, материала, цвета, и декора.

Готика Англии

Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) и существовала до XVI века. Эволюцию английской готики прослеживают по изменениям в декоре. Отсюда и названия периодов -

· раннеанглийская готика (конец XII — середина XIII веков)

· геометрически-криволинейная (середина XIII — середина XIV веков)

· перпендикулярная (середина XIV века — XVI век).

 Вялое развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а более монастырским, окружённым полями и лугами. Отсюда, очевидно, его «распластанность» по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек богатый орнамент характерный для сельской местности. Сохранены свидетельства о том, что для руководства строительством были приглашены французские мастера в Британию. Хоры собора в Кентербери выстроил французский архитектор Вильгельм из Сана.

 

План Кентерберийского собора, главного готического собора Англии, резиденции архиепископов.

 

Готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Знаменит своим 123 метровым шпилем, в связи с чем является самым высоким средневековым зданием в Великобритании.

 

Собор в Солсбери

 

Коллегиа́льная це́рковь Свято́го Петра́ в Ве́стминстере почти всегда называемая Вестми́нстерское абба́тство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон). Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, хотя первые упоминания о церкви на этом месте относятся к VII-X векам. Традиционное место коронации и захоронения монархов Великобритании.

 

Вестминстерское аббатство

Начиная со времени Столетней войны строительство готических соборов в Англии сокращается. Строятся только объекты гражданской архитектуры этого времени в частности — Вестминстерский королевский дворец (XIV век) с его Вестминстер-холлом площадью 1500 м².

Вестминстерский дворец

В отличие от французской, английская готика не была тесно связана с конструкцией, хранила прямоугольные, удлинённые объёмы. Фон заполняли декоративными элементами, что на фасадах образовывали экраны-декорации. По ним трудно было предположить построение интерьера. Декор (форма окон, рисунки оконных перегородок и т. п.) преобладает и первым бросается в глаза. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков.

Небольшие сооружения вроде часовни Королевского колледжа до сих пор удивляют большими готическими окнами и переусложнёнными рисунками потолков.

Им настолько предоставляли преимущество, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле» — характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в XVII веке, игнорируя европейские стили и европейский опыт.

 

9. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ XV- XVI ВВ.

Возрождение, как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIVв. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.

Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV—XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии.

В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций.

 

Трехлучевая композиция Рима

 

Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств вXVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания.

 

Площади Милана.

 

Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрождения новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей.

В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в.

Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях— и в качестве композиционных осей. Ярким примером служит мудрое градостроительное использование рек Невы и Невки в Петербурге. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве.

В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. Силуэт города определяли многие мелкие вертикали и несколько доминирующих. В связи с новым художественным пониманием силуэта города постепенно устранялись высокие средневековые крыши, ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами.

 

 

Эпохи высокого Возрождения

С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку.

Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды.

Идеологическая борьба нарождающейся буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали и права вылилась в широкое прогрессивное движение — гуманизм. В основе гуманизма лежали гражданственные жизнеутверждающие начала: стремление к освобождению человеческой личности от духовной скованности, жажда познания мира и самого человека и, как следствие этого, — тяга к светским формам общественной жизни, стремление к познанию законов и красоты природы, к всестороннему гармоническому совершенствованию человека. Эти сдвиги в области мировоззрения привели к перевороту во всех сферах духовной жизни — искусстве, литературе, философии, науке. В своей деятельности гуманисты в значительной степени опирались на античные идеалы, часто возрождая не только идеи, но и сами формы, и выразительные средства античных произведений. В связи с этим культурное движение Италии XV—XVI вв. получило общее название Ренессанса, или Возрождения

Гуманистическое мировоззрение стимулировало развитие личности, повышало ее значение в общественной жизни. Индивидуальная манера мастера играла все большую роль в развитии искусства и архитектуры. Культура гуманизма выдвинула целую плеяду гениальных архитекторов, скульпторов, художников, таких, как Брунеллеско, Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Палладио и др.

 

Ф. Брунеллеско

 

Л. да Винчи

 

Донато Браманте

 

Андреа Палладио

 

Стремление к созданию «идеального образа человека» в сочетании с поисками методов художественного освоения мира обусловило своеобразный познавательный реализм Возрождения, базирующийся на тесном союзе искусства с быстро развивающейся наукой. В архитектуре поиски «идеальных» форм зданий, основанных на полной и законченной композиции, стали одной из ее определяющих тенденций. Наряду с развитием новых типов гражданских и культовых зданий идет развитие архитектурной мысли, появляется насущная необходимость в теоретических обобщениях современного опыта, особенно исторического и прежде всего античного.

Период Раннего Возрождения

Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется, прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером ФилиппоБрунеллеско (первая половина XV в.). Он, в частности, применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененному коробовому своду. Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVI в.

Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции остававшийся недостроенным с XIV в.

 

Собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

 

В созданной зодчим форме купола большого подъема заметен отзвук готической стрельчатой арки. Пролет купола этого собора имеет большие размеры — 42м. Своды купола, выполненные из кирпича, покоятся на восьмигранном основании из бревен, обшитых железными листами. Благодаря удачному расположению собора на возвышенности и его большой высоте (115м) его верхняя часть, особенно купол, придает торжественность и неповторимость архитектурной панораме Флоренции.

Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (палаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры, приобретали жизнерадостный облик.

 

Паллацо Фернезе в Риме

 

Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы, разделенные колонками, рустовка первых этажей камнями, верхних-плитами, карнизы большого выноса и тонко прорисованные детали. В отличие от строгих фасадов архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер.

Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись русты. Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Рельеф рустов понижался с увеличением числа этажей. Позже убранство рустами сохранялось лишь в обработке цоколей и на углах зданий.

 

 

Дворец Медичи-Рикарди

 

 

Дальнейшим развитием композиции дворца является палаццоРуччелаиво Флоренции,построенное в 1446—1451 гг. по проекту Леона БаттистаАльберти (1404—1472). Подобно древнеримскому Колизею его фасад поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем

 

палаццоРуччелаиво Флоренции

Впечатление облегчения здания кверху, создаваемое в палаццо Медичи-Риккарди с помощью рустовки стен, выражено здесь в форме облегчающейся кверху ярусной системы ордеров. При этом крупный венчающий карниз соотнесен не с высотой верхнего яруса, а с высотой здания в целом, отчего композиция приобрела черты завершенности и статичности. В разработке фасада еще сохранены традиционные мотивы: двойные арочные окна, идущие от средневековой формы окон, рустовка стен, общая монументальность облака и др.

Капелла Пацци(1430—1443 гг.) — купольнoe здание, поставленное во дворе монастыря (рис. 4) [2. стр.84].В композиции фасада получила отображение расчлененная ордером внутренняя структура с господствующим в ней объемом зала с куполом на парусах. Колоннаде, прорезанной по оси аркой и завершенной тонко расчлененным аттиком, на внутренней стене лоджии отвечают картелированные пилястры, а на сводчатом перекрытии — выступающие членения арок.

 

Капелла Пацци Арх.Брунеллески

Соответствие ордеров и повторение малых куполов в лоджии и алтарной части способствует органической связи фасада с интерьером. Стены внутри расчленены плоскими, но выделенными цветом пилястрами, которые, продолжаясь в членениях сводов, дают представление о логике построения пространства, тектоническом строе. Развиваясь трехмерно, ордер подчеркивает единство и соподчиненность основных частей. Зрительная «каркасность» характеризует и расчлененность купола изнутри, что еще несколько напоминает структуру готических нерварных сводов. Однако гармония ордерных форм и ясность тектонической структуры, уравновешенность и соизмеримость с человеком говорят о торжестве новых архитектурных идеалов над принципами средневековья.

Наряду с Брунеллеско и Микелоццо да Бартоломео в становлении новой архитектуры большое место принадлежало и другим мастерам (Росселино, Бенедетто да Майано и пр.), творчество которых в основном было связано с Тосканой и Северной Италией. Альберти, построивший помимо палаццо Руччелаи ряд крупных сооружений (фасад церкви Санта Мария Новелла, церковь Сант Андреа в Мантуе и др.), завершает этот период.

 

Период Высокого Возрождения

Период Высокого Возрождения охватывает конец XV - первую половину XVI в. К этому времени вследствие перемещения основных торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан в Италии наблюдаются известный экономический спад и сокращение промышленного производства. Часто буржуазия скупала земли и превращалась в ростовщиков и землевладельцев. Процесс феодализации буржуазии сопровождается общей аристократизацией культуры, центр тяжести переносится в придворный круг знати: герцогов, князей, папы. Центром культуры становится Рим — резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. В Риме проводятся огромные строительные работы. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела опыт возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии. При дворе вступившего на престол в 1503г. гуманиста папы Юлия II работали наиболее выдающиеся архитекторы - среди них Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Антонио да Сангалло и др.

В архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мepe становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст (между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость: наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера — римско-дорический и тосканский, а тонко разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.022 с.)