Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выставки современного искусства в Москве: Первая и вторая
Московская биеннале В феврале 2005 года открылся основной проект 1-й Московской биеннале современного искусства. Один из его организаторов на условиях анонимности открыл «Артгиду» секреты, которые хранил более десяти лет. Всего в проекте приняли участие около 40 молодых художников из разных стран мира. Комиссар биеннале – Евгений Зяблов. Председатель оргкомитета – Михаил Швыдкой. Куратор–координатор: Иосиф Бакштейн. Кураторы основного проекта: Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Ярослава Бубнова, Николя Буррио, Роза Мартинес и Ханс–Ульрих Обрист. Тема биеннале – «Диалектика надежды». Ассоциированный с темой мыслитель – Борис Кагарлицкий [6]. Площадки основного проекта: бывший Музей В. И. Ленина, Музей архитектуры и станция метро «Воробьёвы горы». Площадки специальных проектов: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея, ЦДХ, MMoMA и Музейный центр РГГУ. Специальные гости: Кристиан Болтански, Билл Виола и Илья Кабаков. Начиная с первой же биеннале в параллельную программу стали включать практически все московские выставки современного искусства, совпавшие по времени, включая выставки в частных галереях. В 2005 году музей был совершенно не предназначен для проведения каких–либо выставок, потому что стоял закрытым с 1993 года. Внутри здания были только голые стены – ни туалетов, ни гардероба, никакой выставочной инфраструктуры. Процесс монтажа осложнялся еще и тем, что музей принадлежал двум разным муниципальным учреждениям и был буквально разделен пополам деревянными перегородками, которые на время биеннале снесли, а после ее окончания выстроили заново [6]. Пришлось сооружать из ничего туалеты, арендовать охрану, дедушек–гардеробщиков и бабушек–смотрительниц у соседнего Государственного исторического музея. В первый день работы основного проекта для бабушек–смотрительниц была организована ознакомительная экскурсия, чтобы они вошли в курс дела. Одна бабушка отказалась работать, когда увидела видеоинсталляцию группы «Синие носы» с переворачивающимся в гробу Лениным. Стоит отметить, что бабушку совершенно не смутил бильярд «Синих носов» – видео с обнаженными женщинами, являющимися лузами для бильярдного стола, и другие работы из этой же серии.
Эти видео экспонировались в высоких картонных коробках, чтобы его не могли увидеть дети. Многих родителей это не смущало, они поднимали своих детей на руки, чтобы те могли получше разглядеть обнаженные экспонаты [6]. Самым медийным объектом 1–й Московской биеннале была инсталляция австрийской группы Gelitin: деревянный туалет, который выходил во внутренний дворик Музея Ленина на уровне второго этажа. Из туалета вниз спускалась огромная ледяная сосулька характерного желтого цвета. Поскольку биеннале проходила в феврале, появилась легенда о «коллективном творчестве посетителей выставки». Но на самом деле инсталляция не работала в качестве уборной (в деревянном полу просто не было дырки), а сосульку в течение нескольких дней перед открытием биеннале создавали сами художники, выливая слабозаваренный чай на специальный деревянный штырь, служивший основой работы (приложение Б) Участники группы Gelitin успели отметиться и небольшим перформансом на открытии основного проекта, когда во время речи тогдашнего министра культуры Михаила Швыдкого начали обмакивать фрукты на столе с кейтерингом в жидкий шоколад и разбрасывать их вокруг. Охрана Музея Ленина впервые слышала слово «перформанс» и очень долго не хотела отпускать художников [6]. Московский кейтеринг пришелся не по душе и индийскому художнику Субоду Гупте, который показал на биеннале огромную инсталляцию из сверкающих предметов кухонной утвари. Гупта запретил ставить столы с едой в зале с его работой, которая находилась рядом с входом, потому что опасался, что маленькие пластиковые ножи и вилки вступят в неравный бой с большими тарелками, сковородками, кастрюлями и половниками. Болгарский художник Иван Мудов оказался на волосок от смерти, когда в день открытия полез на крышу Музея Ленина, где был установлен его объект – ветряк, подающий напряжение камерам слежения, установленным внутри экспозиции. Ивану показалось, что ветряк сломался, и он пытался починить его. Крыша Музея Ленина – зона, подконтрольная. Федеральной службе охраны, в чьем ведении находится территория Кремля и окрестностей, поэтому в течение одной минуты после того, как Мудов забрался наверх, организаторам биеннале поступил телефонный звонок с красноречивым требованием немедленно спустить художника на землю. Невыполнение требования могло повлечь за собой необратимые последствия. Мудову объяснили по–английски, что его подстерегает опасность и лучше поскорее уйти с крыши, но он отказывался спускаться. Пришлось передать Ивану слова сотрудника ФСО по–русски дословно с сохранением всех лексических оборотов и идиоматики. Художник сразу же согласился с данной рекомендацией [6].
1-я Московская биеннале запомнилась еще и тем, что зрители, не привыкшие к современному искусству, начинали активно участвовать в жизни некоторых объектов. В Музее Ленина под лестницей была инсталляция корейской художницы Ку Джонг–А, которая выглядела как парковка нескольких десятков ретроавтомобильчиков. Каждый день в течение месяца (биеннале проходила с конца января по конец февраля) машинок становилось на одну–две меньше. В последний день машинок не осталось совсем. Похожая история происходила с инсталляцией Ростана Тавасиева – машиной по производству плюшевых зайцев. Зайцы выпадали из машины в течение дня, а специальный человек, приходящий каждый вечер, вытаскивал их снизу и помещал обратно в верхнюю часть машины. Но так же, как и ретроавтомобильчиков, зайцев с каждым днем оставалось все меньше и меньше [6]. В последний день работы основного проекта зрители сами придумали произведение современного искусства, выстроившись в очередь к звуковому динамику, из которого, по замыслу американской художницы Триши Доннелли, должен был раздаваться вой. CD–проигрыватель вышел из строя, а динамик остался включенным. Он был спрятан в нише для пожарного шланга, на нем горела маленькая синяя лампочка, которая служила индикацией того, что он включен. Посетители по очереди подходили к нише, открывали дверцы и смотрели на синюю лампочку. Таким образом неработающий аудиопроект превратился в визуальное произведение, а зрители нашли современное искусство там, где его не было. С 1 марта по 1 апреля 2007 года в Музее Москвы также состоялась вторая часть Основного проекта Московской международной биеннале молодого искусства [6]. В одном пространстве представили три кураторских проекта: «Я не знаю, Земля кружится или нет…» Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры, «Собственные места//Архивные пространства» Джулии Морале и Штерре Барентсен и Forbidden Body Language Эльзы Абдулхаковой. Вместе с кураторскими проектами во второй части представили новую работу художницы Саши Пироговой, которая была реализована в рамках отдельного гранта биеннале, а также спецпроект фестиваля экспериментального кино MIEFF – учебную программу для фильммейкеров «Внеклассные практики». Московская международная биеннале молодого искусства подходошла к заключительному этапу. В ней принимали участие пять кураторов из четырех стран и 47 художников со всего мира [7]. Комиссар биеннале – Иосиф Бакштейн. Кураторы основного проекта: Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Яра Бубнова, Николя Буррио, Гуннар Кваран, Роза Мартинес, Ханс–Ульрих Обрист и Фулия Эрдемчи. Основные места проведения биеннале: Башня Федерации в Москва–Сити, Торговый дом ЦУМ, Музей Архитектуры им. А. В. Щусева, ГЦСИ, Галерея «Зураб», а также самые значимые выставочные пространства Москвы. Международный коллектив кураторов представил не единый проект, а ряд выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах. Все они объединены темой «ПРИМЕЧАНИЯ: геополитика, рынки, амнезия» и представлены произведения более 100 художников из 35 стран мира. По мнению организаторов, структура основного проекта, которую образно можно сравнить с книгой, разделенной на параграфы, поможет зрителям взглянуть на заявленные проблемы с различных точек зрения. В выставочных проектах кураторы аппеллируют к «примечаниям» или «сноскам», которые выносятся за поля глобального текста. Эти смысловые добавления не что иное, как критический анализ общей идеи проведения международных биеннале. Сама тема «Примечания» отсылает к проблеме поиска места, которое имела шанс занять современное искусство в современном мире, и его значение как универсального комментария к происходящему в окружающей действительности. Место проведеня: Башня Федерации.
Даниель Бирнбаум, Гуннар Кваран, Ханс Ульрих Обрист США: американское видео–искусство в начале третьего тысячелетия. Художники, чьи работы представлены на выставке, изучают повседневность, анализируют социальные и политические механизмы американского общества, иронизируют, провоцируют и поэтизируют, предлагая свои примечания к сегодняшней американской жизни. Место проведеня: Торговый дом ЦУМ Яра Бубнова История в настоящем времени. Общее мнение, похоже, наградило Восточную Европу статусом вечного подражания. Произведения художников данного раздела представляют собой попытку и возможность проследить недоминантную культурную историю Европы. В то же время размещение в виде примечаний и статус «не победителей, не побежденных» открывает художникам данного раздела путь к обобщениям, к новому созданию мифов, урбанистической визуальной археологии слоев культуры и экспериментам в зоне самоидентичности. Место проведеня: Башня Федерации. Николя Буррио Меня интересует капитал, эта проблематичная часть свободного рынка. В проекте задействованы художники, «дорабатывающие» логотипы, торговые марки, товары и вывески, художники, описывающие процессы капиталистической экономики, а также художники исследующие её границы. Место проведеня: Башня Федерации. Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи
После всего Падение СССР, жизнь которого вращалась вокруг идеи Великой Утопии, отмечает конец Истории. Однако этот конец является и новым откровением, так как развивающаяся поступательно западная история отрицала «сейчас», зажимая его между реконструированным прошлым и предопределенным Будущим. В мире, в котором кажутся возможными только микроутопии и личные революции, это всего лишь скромная попытка заново вернуться к обсуждению вопроса о том, как двигаться дальше. В рамках программы «Специальные гости биеннале» были показаны работы всемирно известных художников – Даррена Алмонда, Комара и Меламида, Луки Панкрацци, Пипилотти Рист, Джефа Уолла, Вали Экспорт. Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставила перед собой главную задачу – это познакомить зрителей с современным искусством в России и в мире. В ее рамках были показаны ретроспектива Пьера и Жиля, фильмы Мэтью Барни, а также проекты «Верю», «Движение, эволюция, искусство», «Соц–арт. Политическое искусство в России и в Китае», «Мыслящий реализм», Art Digital 2006 и другие [7]. Если сравнивать вторую биеннале с первой, то можно сказать, что она удачнее? Конечно, ответил Иосиф Бакштейн – один из самых крупных российских кураторов, самое важное, что возникла некая гипотеза относительно структуры биеннале, которая подтвердилась. Когда мне говорят: «А чем московская отличается от других?», я отвечаю: «Ничем!» Она не должна отличаться, потому что это формат, который мы воспроизвели объединенными усилиями московского и российского художественного сообщества и наших зарубежных коллегкураторов. То есть Московская биеннале в узком смысле – это настоящее, стопроцентное, полноценное, очень профессиональное, соответствующее модели любой другой биеннале событие, которое демонстрирует новый тип искусства. Какой тип – определяется уже кураторами, которые знают, какое искусство репрезентативно на мировой художественной сцене. Биеннале в мире около 70, и они более или менее похожи, хотя у всех есть какие–то изобретения. Главное изобретение биеннале в Сингапуре, например, такое: они договорились со всеми религиозными институциями Сингапура о том, чтобы они предоставили свои помещения в качестве площадок биеннале – синагоги, мечети, буддийские, христианские храмы. Там были очень элегантные, деликатные работы. Была, например, такая работа: огромный камень, из которого бил столп света, видный отовсюду. В церкви Петра и Павла посередине стоял огромный экран, на котором крутили какое–то медитативное видео. А изобретением Московской биеннале стала структура, содержащая основной проект и сопроводительные, которых много и которые даже интереснее биеннале в узком смысле. И в этом была политическая сверхзадача – дать возможность русскому искусству быть продемонстрированным и сделать шаг в сторону реинтеграции на международную художественную сцену, используя масштаб событийности и медийной привлекательности. И выяснилось, что эта схема оказалась востребованной. Мы достигли критической массы легитимности за счет приглашения самых известных кураторов и критической массы событийности за счет количества событий [7]. «Современное искусство – демократическое, так как использует повседневный материал, занимается реальностью, и поэтому узнаваемо. Я думаю, что государство можно назвать демократическим только тогда, когда оно позволяет передовому искусству существовать без цензуры. Искусство – это всегда также политическое соприкосновение. Но оно не должно быть связано ни с политикой, ни с государством. Оно должно быть абсолютно независимым» – считает всемирно известный арткритик, теоретик современного искусства и куратор Акилле Бонито Олива.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.011 с.) |